Игра "путешествие в мир профессий". Игра по профориентации "я и мир профессий"

Познавательная игра «Я в мире профессий» для обучающихся 6 класса.

Цель : формирование профессионального самоопределения обучающихся
Задачи:
1. Расширение знаний о мире профессий
2. Формирование у обучающихся представления о важности выбора профессии в жизни человека
3. Развитие мотивации обучающихся к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения

Ход мероприятия:

1.Приветствие
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча не случайна, она поможет вам в выборе вашего жизненного пути, поможет вам осознать необходимость обучения в лицее и узнать много интересного о труде в жизни человека.
Тему нашего занятия, я думаю, вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем в следующую игру и вы ответите на мои вопросы.
2. Разминка. «Поменяйтесь местами те, кто….» Учащиеся сидят в кругу и по команде ведущего меняются местами.
Итак, поменяйтесь местами те, кто:
-любит математику
-занимается спортом или танцами
-с удовольствием рисует
-охотно помогает родителям по дому
-заботится о животных и растениях
-интересуется историей нашей страны и нашего города
-любит готовить
-кому нравится ходить в школу.
Посмотрите, каждый из нас любит заниматься определённым видом деятельности, кто любит рисовать или ухаживать за животными. Каждый человек в мире выполняет свою опредённую роль, и делает то что он умеет. Поэтому наш мир сейчас для нас комфортен и многообразен. Заниматься своим любимым делом для каждого человека- это путь к успеху в жизни.
Как вы думаете, в вашей взрослой жизни, в чём заключается этот успех. Что мы выбираем, становясь взрослее? Правильно. мы выбираем свою профессию.
Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь? Конечно, о профессиях. О вас в мире профессий.
3. Основная часть. На доске представлена формула Н.С.Пряжникова «Хочу-Могу-Надо».

Обратите внимание на доску. На ней изображена формула, которая помогает человеку выбрать свою профессию. Мы с ней только познакомимся.
Итак, для выбора своей будущей профессии, человек должен хотеть работать именно по ней. Конечно он должен и иметь способности к этому виду деятельности. Вы согласны со мной? И тоже немаловажную роль играет то, какие профессии вообще на данный момент востребованы. Ведь если получить профессию, которой в вашем городе нет. Например, шахтёр. То и работать здесь вам будет негде.
Поэтому в выборе профессии, каждый будущий выпускник школы, должен руководствоваться и принимать во внимание данную формулу.
4. Упражение «Орудия труда». На доске представлены картинки с орудиями труда различных профессий.
Дорогие ребята, вы знаете что человек определённой профессии всегда пользуется теми орудиями, которые ему нужны в работе. Называются они орудиями труда. Посмотрите на доску и скажите, какой профессии они принадлежат.
- нож, доска, тёрка (повар)
-фонендоскоп, градусник (врач)
-шланг, огнетушитель, лестница (пожарник)
-игла, нитки (швея)
-фотоаппарат (фотограф)

Указка, журнал, учебник (учитель)
-тетрадь нот, гитара (музыкант)
-пуанты (балерина)
- кассовый аппарат (продавец)
-наручники (полицейский)
-кисть, краска (маляр)
5. Беседа «Жизненные цели и ценности»
Про некоторых людей принято говорить – он целеустремленный, он обязательно добьется своего. Каждый человек сам в ответе за свою судьбу. Он сам решает, как ему жить, каким стать.
На доске представлены цели и стремления человека. Разбейтесь на 2 группы. Первая группа, обсуждая этот список, выберите те стремления, над которыми, по вашему мнению, человек невластен. Вторая группы выбирает те стремления, над которыми человек властен.

Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Счастливая семья
Слава
Деньги, богатство
Дружба
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Уважение и восхищение окружающих
Наука как познание нового
Хорошее здоровье
Уверенность в себе и самоуважение
Хорошая пища
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть или положение
Хороший дом, квартира
Сохранение жизни и природы на Земле
Счастье близких людей
Благополучие государства

Один представитель от группы представляет решение группы.
Давайте выполним ещё одно задание. На доске представлены эти стремления человека. У вас в руках по 5 жетончиков. Наклейте свои жетоны на те стремления и цели, к которым вы сами хотите стремиться в жизни.
Учащиеся выполняют задание.
Обсуждение результатов.

6. Физминутка.Учащиеся становятся в круг. Звучат песни, в тексте которых описываются или называются профессии. Необходимо, под музыку повторять движения ведущего и угадать профессию.
7. Соотнеси название профессии и описание её деятельности.

Учащиеся ставят стрелочки от названия профессии до их описания.
Диетолог занимается разработкой специализированного оборудования для сельского или лесного хозяйства.
Диспетчер осуществляют работы по градостроительству, архитектуре жилых, общественных и промышленных зданий
Архитектор обеспечение комфортного и безопасного времяпровождения пассажиров во время полёта
Бортпроводник определение рациона и режима питания, способов приготовления пищи и её калорийности.
Агроинженер отвечают на звонки клиентов, либо разрабатывают удобный режим работы организации
Механик создает отдельный сценарий для звукового сопровождения спектакля, фильма или мультфильма.
Провизор принимают новую технику, устанавливают и настраивают её.
Фельдшер контроль отпуска лекарственных средств, проверку работы аптек, киосков, поликлиник,
Звукорежиссёр осуществляет приём пациентов в поликлинике, здравпункте или выезжая на место вызова

8. Упражнение."САМАЯ-САМАЯ ".
А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
9. Рефлексия. Подведение итогов.
Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигают, это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. Отобразите свое настроение в виде звезд:
1 Красная звезда – мне понравилось, я многое для себя взял;
2 Синяя – я не все понял, но я доволен;
3 Зеленая – мне не все понравилось, но я кое-что взял для себя;
4 Желтая – мне было не интересно, я для себя ничего не взял

1. Организационные особенности профориентационных игр и основные требования к проведению

В настоящее время у педагогов и психологов вызывает возрастающий интерес использование игровых методов, которые направлены на активизацию школьников в профессиональном самоопределении.

Профориентационная игра строится с опорой на общую схему построения личного профессионального плана (ЛПП).

Схема построения личного профессионального плана

1. Общее представление о роли труда в достижении личного счастья (ценностно-нравственный компонент ЛПП).

2. Дальняя профессиональная цель (мечта) и ее согласованность с другими целями жизни.

3. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

4. Резервные варианты как возможные пути движения к дальней цели.

5. Познание выделенных целей (особенности профессий, учебные заведения).

6. Знание своих возможностей для достижения дальних и ближних целей.

7. Знание путей подготовки к достижению целей и способов работы над собой.

8. Реальная подготовка к достижению целей.

Общая схема построения профориентационных игр

1. Цель игры как результат, прогнозируемый профконсультантом в ситуации принятия решения о выборе профессии оптантом.

2. Условия проведения игры (возраст, количество участников, время проведения игры).

3. Материалы и оборудование, необходимые для проведения игры.

4. Этапы игры - последовательное изложение ролей ведущего и участников по достижению ими целей игры.

5. Комментарии, где рассматриваются дополнения, разъяснения для ведущего по подготовке и проведению данной игры по реализации основных ее целей.

Требования к ведущему

1. Информированность в профориентационной проблематике.

2. Профессиональный такт.

3. Поддержка интересных высказываний участников, не только словом, но и мимикой, жестом, взглядом.

4. Уверенность в том, что игра пройдет интересно.

5. Умелость, риск по совершенствованию игровых ситуаций.

6. Поддержание оптимального уровня игровой дисциплины.

Правила проведения, обсуждения игры (для ведущего)

1. Создайте доверительный, доброжелательный настрой на игру.

2. Строго контролируйте время выступления участников игры.

3. Не вмешивайтесь в обсуждение игры, а лишь организуйте его.

4. Следите за культурой обсуждения, динамикой игры ее участников.

5. Время от времени подводите итоги обсуждения, обобщив главные мысли участников.

Правила проведения, обсуждения игры (для участников)

1. Добровольно принимай участие в ходе игры (не хочешь говорить - сообщи об этом).

2. Смело говори то, что соответствует твоему мнению, чувствам.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4. Уважай мнение каждого человека.

5. Не давай негативных, личностных оценок в адрес других участников.

6. Критикуя других, предлагай свои варианты выхода из создавшейся ситуации.

7. Помни - нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Есть ответы, которые соответствуют твоему мнению или мнению остальных участников.

8. При обсуждении игры воспользуйся следующими репликами, которые начинаются так:

Я считаю, что...

Я с тобой согласен, но...

На мой взгляд необходимо...

Я бы сказал по-другому...

По-моему, надо сделать так...

Может быть, на это стоит посмотреть по-другому...

Если...то возможно выход будет таким...

Среди положительных моментов игрового метода можно отметить:

возможность для участника игры увидеть целостность проблемы, ее наиболее существенные аспекты; в игре происходит более творческое овладение изучаемым материалом, приобретаются навыки принятия решения, происходит овладение ролевым поведением и др.

К общим недостаткам игр можно отнести следующие: трудность подачи в игре большого информационного материала - здесь игра явно уступает лекциям и индивидуальным беседам; не все воспринимают игру серьезно, что затрудняет перенос результатов игры в реальную жизнь и т.п.

Чисто информационные задачи целесообразно решать на лекциях, в беседах. Необходимый минимум информационной готовности к игре может быть достигнут на предварительных занятиях. В самой игре эффективней использовать уже имеющиеся у оптантов знания или представления. Задача ведущего - привести эти знания в систему, чтобы ими можно было воспользоваться при решении вопросов, связанных с выбором профессии.

Способы оценки эффективности профориентационной игры

Обратная связь - это оценка участниками эффективности и результативности профориентационных игр, которая помогает профконсультанту обратить внимание на свою работу, чтобы в дальнейшем корректировать и совершенствовать ее, приобщает к сотрудничеству с учащимися, превращая их из пассивных объектов воздействия в активных субъектов выбора профессии.

Одним из таких способов обратной связи, рассчитанным на учащихся 9-11-х классов является оценка игры по следующим параметрам в баллах:

1) интересность;

2) полезность (что узнали нового, как изменились ваши представления об известном и т.д.);

3) собственная активность в игре.

Ведущий предлагает участникам на листочках оценить данное занятие по 10-балльной системе. После оценки участники должны обосновать свои ответы и дать свои предложения по совершенствованию этой игры.

Листочки сдаются ведущему, который подсчитывает средний балл для всех игроков по трем параметрам, процент обоснованных ответов от общего числа и анализирует результаты, сопоставляет со своими наблюдениями и учитывает их в дальнейшей работе.

Для оценки эффективности профориентационных игр учащимися 7-9-х классов ведущий может использовать другой способ - "Красный, Желтый, Синий". Для его проведения необходимы карточки красного, желтого, синего цветов (по количеству участников). При ответе игроки поднимают карточку с цветом, соответствующим их оценке: красная - понятно, интересно; желтая -безразлично, все равно; синяя - непонятно, неинтересно.

Условно игры можно разделить на группы:

Профориентационные игровые упражнения;

Игры, моделирующие профессиональную деятельность;

Игры, моделирующие процесс выбора профессии;

Игры, моделирующие профессиональную деятельность и процесс выбора профессии.

2. Описание профориентационных игр и упражнений 2.1. Профориентационные игровые упражнения

Профориентационные игровые упражнения используются для создания непринужденной, доброжелательной и естественной атмосферы работы профконсультанта и оптантов, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Профориентационные игровые упражнения более просты и динамичны по сравнению с профориентационными играми.

Особенностью предлагаемых упражнений является то, что их можно использовать при проведении групповых профессиональных консультаций 1 уровня, в лекциях и беседах по выбору профессии.

При их проведении важно соблюдать следующие условия:

    обеспечивать их динамичность;

    акцентировать внимание не на ошибках (неудачах) какого-либо игрока, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;

    соблюдать принцип добровольного участия в игровых заданиях;

    простое игровое упражнение проигрывать не более 3-5 раз, иначе участники потеряют к нему интерес;

    ведущий должен давать возможность проявить себя игрокам, поменьше высказываясь сам;

    при планировании игрового занятия необходимо иметь несколько "запасных" игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что предложено первоначально;

    не следует стремиться подводить итог каждому игровому упражнению, т.к. более важным является эффект последействия, когда участники сами осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может быть, даже откроют истину.

2.1.1. Упражнение "Кто это создал?"

Ведущий предлагает участникам назвать профессии всех людей, которые участвовали в изготовлении продукта любого производства (хлеба, одежды, книги, часов, ключа и т.д.), опираясь на свой опыт и фантазию. Например, кто помогал сахарной свекле вырасти и превратиться в сладкий сахар -путешественник, земледелец, семеновод, агроном, овощевод, тракторист, шофер, сортировщик, мойщик свеклы, резчик, химик. Этот список может уточняться и дополняться.

2.1.2. Упражнение "От А до Я"

Участникам предлагается назвать любые профессии на все буквы алфавита. Примерный указатель:

Агроном, адвокат, актер, археолог, архивариус, архитектор........

Библиотекарь, банкир, бульдозерист, бухгалтер, банщик.........

Врач, ветеринар, водитель, водопроводчик..........

Геолог, геодезист, гувернер, гример.........

Дезинфектор, диспетчер, дрессировщик..........

Егерь, естествоиспытатель......

Жонглер, журналист.......

Зубной техник, закройщик........

Искусствовед, инженер, издатель, инспектор, иллюзионист........

Кассир, контролер, кулинар.......

Литейщик, лаборант, летчик, литературовед, логопед...........

Маляр, машинист, механик, менеджер.......

Наладчик, настройщик, наборщик........

Оператор, операционист, обувщик.......

Парикмахер, повар, переводчик, плотник........

Режиссер, регулировщик, радиомеханик.........

Секретарь, стенографистка, суфлер........

Товаровед, танцовщик, театровед.......

Учитель, учетчик, укладчик......

Фармацевт, фотограф, формовщик.....

Художник, хореограф, химик.........

Цветовод, цоколевщик........

Чабан, часовщик, чеканщик...........

Штукатур, штамповщик, швея.........

Экономист, электрик, электронщик........

Ювелир, юрист...........

Языковед........

2.1.3. Упражнение "Пантомима"

Участники делятся на 2 команды и по очереди загадывают друг другу с помощью пантомимы названия каких-нибудь профессий, изображая действия, характерные для работников этой профессии. Задача другой команды - угадать, какая профессия загадана.

2.1.4. Упражнение "Покупатель и продавец"

Участникам предлагается разыграть следующие ситуации:

1. Покупатель капризничает: ему не нравятся все товары, предлагаемые продавцом. Похоже, что ему вообще ничего не нужно купить. Как поведет себя продавец?

2. Продавец верхней одежды помогает выбрать нужную вещь. Покупатель выбирает плащ, который ему совсем не идет. Что делает продавец в этом случае?

3. Приходит раздраженный покупатель (ему не нравится магазин - слишком тесный, не нравятся продавцы - невоспитанные, невнимательные, не нравятся товары - некрасивые, дорогие и т.п.). Цель продавца - улучшить настроение покупателю и помочь ему сделать покупку.

Можно разыграть одну ситуацию с разными "продавцами", показывающими разные варианты поведения. После оценок ведущий и участники отмечают наиболее удачные варианты.

2.1.5. Упражнение "День из жизни профессионала"

Игроки рассаживаются в круг. Необходимо общими усилиями с помощью слов (имен существительных, нарицательных в именительном падеже) составить рассказ на тему "Обычный день из жизни профессионала" (кого именно, группа определяет сама). В ходе игры по кругу каждый называет слово, характеризующее деятельность этого профессионала так, чтобы получился связный рассказ. Например, день из жизни водителя городского автобуса: будильник - кофе -автопарк - дорога - остановка - дорога - остановка - толпа - давка - поворот -остановка - прокол - телефон - ремонтники - колесо - благодарность и т.п.. При обсуждении выясняется, удалось ли создать цельный рассказ, а также то, насколько оптимистичным или грустным получился этот рассказ и почему так произошло.

2.1.6. Упражнение "Автопортрет"

Каждому играющему следует выдать лист бумаги и карандаш, на котором он должен постараться нарисовать свой автопортрет (крупно одно лицо). Ведущий собирает листы, перемешивает их и раздает участникам. Каждому из них нужно внимательно рассмотреть полученное изображение (отгадывать кто это совсем необязательно) и постараться соотнести его с какой-либо профессией. На обратной стороне участник записывает эту профессию и передает листок соседу справа, а от соседа слева берет новое изображение и проделывает то же самое. Когда все листы пройдут по кругу, ведущий вновь собирает их, показывает каждый всем участникам и зачитывает записанные на обороте профессии (кроме глупого и неприличного). После этого по желанию одного из участников можно обсудить его автопортрет и указанные профессии: соотносятся ли они с его профессиональными интересами? На чем основывались участники игры при подборе профессии?

2.1.7. Упражнение "Кто есть кто?"

Игроки рассаживаются в круг. Ведущий записывает с их помощью на доске 10-15 привлекательных для них профессий. Потом он называет любую из них, а игроки в течении 5-10 сек. пытаются определить, кому из присутствующих ее лучше всего было бы порекомендовать. Затем по команде (хлопку) ведущего все одновременно показывают рукой на соответствующего игрока (или даже на самого себя) и на время замирают, чтобы можно было бы сосчитать, на кого показано больше всего рук. Больше 3-5 профессий из списка не разыгрывать.

2.1.8. Упражнение "Знатоки профессий"

Ведущий предлагает участникам для проверки знаний о мире профессии выполнить следующие задания:

1. Назвать профессию, изменение окончания в названии которой меняет ее содержание? (машинист, машинистка)

2. Из приведенного списка назвать те профессии, которые:

а) почти или совсем исчезли;

б) появились только в 20 веке;

в) появились в последние десятилетия.

Список профессий

Оператор ЭВМ, тракторист-моторист, валеолог, трубочист, редактор, столяр, извозчик, космонавт, врач, летчик, эколог, клоун, педагог, экскурсовод, денщик.

Ответы к заданию 2

а) трубочист, извозчик, денщик;

б) тракторист-моторист, летчик, космонавт;

в) оператор ЭВМ, эколог, валеолог.

2.1.9. Упражнение “Дополни портрет”.

Участникам дается описание профессии, в которой отсутствует какая-нибудь характеристика: значение для общества, трудовые операции, требования к человеку. Задача – определить каких сведений о профессии недостает и дополнить их. При этом участники могут воспользоваться справочной литературой.

Учащаяся 8-го кл. Валя К. сообщила классному руководителю, что хочет быть кондитером. Вот ее рассказ об этой профессии: "Нельзя себе представить праздничного стола без торта, пирожных, печенья или пирожков. И от того, как будут приготовлены торт или пирожные, во многом зависит настроение людей. Поэтому профессия кондитера очень важна и интересна, а самое главное - нужна. Кондитер занимается приготовлением и выпечкой различных видов теста (дрожжевого, слоеного, песочного). В процессе работы он следит за расходом сырья. Кондитер должен знать его основные свойства теста, технологию и режим приготовления изделий, способы их украшения, правила технической эксплуатации оборудования, его регулировку. Условия работы в кондитерских цехах довольны нелегки. Кондитеру приходится трудиться в помещении с высокой температурой, выполнять монотонные движения. Профессию кондитера можно получить в средних ПТУ, а продолжить образование - в средних специальных и высших учебных заведениях ".

Вопросы к участникам:

Какие важные сведения упущены в описании профессии кондитера Валей?

Какие особенности необходимы для успешной работы кондитера?

Какими качествами должен обладать этот работник?

Ответы: в рассказе ничего не сказано о требованиях профессии к человеку.

2.1.10. Упражнение "Ловушки- капканчики"

Играющие садятся в круг. Выбирается участник (водящий), который должен будет выбрать и назвать какую-либо профессиональную цель (овладеть конкретной профессией, добиться в ней успехов). Но для этого ему придется преодолеть выдвигаемые другими игроками преграды (ловушки- капканчики). Все участники в течение 2-3 мин. придумывают возможные, реальные преграды на пути к намеченной цели. Затем каждый участник по очереди называет свою преграду, а водящий находит ее решение, как бы он мог ее преодолеть. После этого предложивший ее обязательно называет свой вариант решения задачи, а все остальные оценивают, какой из двух вариантов оказался более удачным. Ведущий фиксирует ответы на доске. Если большинство вариантов водящего признаны более удачными, то считается, что он способен достичь намеченной цели.

2.1.11. Упражнение "Звездный час-1"

Участники разбиваются на 2-3 команды по 3-5 человек и определяют для себя любую профессию. Задача каждой команды - за 5-10 мин. выделить и написать на листке бумаги 3-5 наиболее привлекательных моментов для данной профессии (значение труда, ее смысл, достоинства). Затем представители команд по очереди сообщают о своем профессиональном выборе, отвечают на вопросы. Можно предложить всем командам одну и ту же профессию, после чего посмотреть, насколько различны представления игроков по данной профессии.

2.1.12. Упражнение "Звездный час-2"

Каждый участник выбирает для себя какую-либо профессию и не называя ее вслух, записывает на листке 2-3 привлекательных момента из этой профессиональной деятельности. Затем выбирается пара игроков-добровольцев, которые должны в течение 5 мин. разыграть сцену беседы двух работников, каждый из которых доказывает другому, что он нашел наибольшее удовлетворение в своей профессии. При этом можно использовать различные высказывания, интонации, манеры поведения, характерные для представителей этих профессий. А остальные игроки должны угадать, какую профессию представлял каждый из участников в паре. Затем выбирается следующая пара игроков и т.д.

2.1.13. Упражнение "Профориентационный словарь"

Участники разбиваются на две команды и получают листки со списком терминов, относящиеся к миру профессий. Задача - обсудить слова-термины в командах и объяснить их значение другой команде. Время на обсуждение одного термина - 1 мин. Команды по очереди обмениваются определениями заданных слов, вносят замечания и дополняют друг друга.

Список 1 Профессия, инструмент, обязанности, условия труда.

Список 2 Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.

2.2. Игры, моделирующие профессиональную деятельность

Данная группа игр направлена на знакомство учащихся с конкретными профессиями, на определение и осознание своих индивидуальных особенностей, а также знакомство с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

Главным игровым моментом является разыгрывание и разрешение различных ситуаций во взаимоотношениях работников друг с другом или с клиентами. Это позволяет выявить особенности профессий, а также способствует формированию у учащихся умения мыслить, рассуждать, делать обобщения.

После разыгрывания ситуаций ведущий может предложить участникам придумать аналогичные сценки для других профессий. Это активизирует имеющиеся знания, побуждает к творчеству, самостоятельному и осознанному выбору профессии.

Если участники затрудняются, то ведущий предлагает им в помощь следующую схему:

1) определить профессию, интересную для участников;

2) определить и уточнить конфликтную ситуацию, типичную для выбранной профессии; 3) конкретизировать роли, условия, правила и обсудить инструкции для главных участников.

2.2.1. Игра "Контакт"

Цель: Игра "Контакт" моделирует профессии типа "Человек-Человек" и может стать эффективным средством в приобретении навыков культуры общения для ее участников. Она направлена также на частичное определение ими своего соответствия конкретным профессиям, так как участие в проблемных ситуациях дает возможность ближе познакомиться с общими особенностями данной сферы деятельности.

Условия проведения игры: Целесообразнее проводить ее со старшеклассниками, хотя возраст участников может варьироваться от 12 до 17 лет. Количество участвующих в игре - 8-10 человек (в зависимости от того, сколько игровых ситуаций предложит ведущий). Максимальное время игры (вместе с разминкой) - 1 час 20 минут.

Материалы и оборудование: Доска, карточки с описаниями ситуаций.

1. Воспитатель детского сада - родители ребенка

Ребенок провинился, воспитатель рассказывает об этом родителям, а они защищают малыша, не вникая в суть дела и считая, что их ребенок просто не может быть неправ. Какова позиция воспитателя?

2. Врач - больной

Молодой врач при посещении больного (пожилого человека) ставит диагноз и предлагает лечение. Но последний имеет медицинское образование и с диагнозом и методами лечения не согласен. Как поступит молодой врач?

3. Оперуполномоченный уголовного розыска - свидетель

По ходу расследования преступления оперуполномоченный уголовного розыска беседует со свидетелем (свидетельницей). Тот говорит неправду (придумайте сами, по какой причине). Как убедить его дать правдивые показания? Попытайтесь это сделать.

4. Стюардесса - авиапассажир

Во время полета пассажир капризничает: ему не нравится обед, принесенный стюардессой, теплая минеральная вода, поданная ею и т.п. Как поведет себя стюардесса в такой ситуации?

5. Учитель - ученик

Ученик - эрудит просит разрешения дополнить учителя истории после объяснения им нового материала.Он рассказывает любопытные, но неизвестные педагогу факты и интересуется его мнением на эту тему. Какой выход можно найти в данной ситуации?

6. Главный редактор газеты - журналист

Журналист приносит главному редактору актуальный материал, но последний понимает, что объем его придется значительно сократить (придумайте по какой причине). Как должен поступить главный редактор, чтобы не обидеть журналиста?

7. Парикмахер - клиент

Клиент заказывает стрижку, которая ему явно не пойдет (придумайте почему). Парикмахер предлагает другой вариант, но тот не согласен. Какую позицию займет парикмахер?

8. Гид-переводчик - иностранный бизнесмен

Гид-переводчик сопровождает группу иностранных бизнесменов из аэропорта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что места в ней не забронированы по вине организаторов поездки. Уставшие иностранцы не понимают, почему им не дают отдохнуть после длительной поездки. Что в такой ситуации может предпринять гид?

Этапы игры:

1. Перед началом игры ведущий спрашивает участников, какие качества характера являются важными для профессий типа "Человек-Человек". Ребята называют, а ведущий подводит итог: общительность, терпение, выдержка, доброжелательность, тактичность, аккуратность, отзывчивость, приветливость, наблюдательность, самостоятельность, спокойствие, самообладание. Успешность деятельности в сфере "Человек-Человек" во многом зависит от умения специалиста контактировать с людьми, слушать и понимать их внутренний мир.

2. Для активизации внимания можно провести с участниками небольшую разминку, которая поможет им вспомнить, какие профессии относятся к типу "Человек-Человек". Разделив для удобства все профессии этого типа на несколько групп (педагогические, юридические, медицинские, профессии сферы обслуживания, культуры), ведущий просит школьников поочередно называть все знакомые им профессии и специальности, относящиеся к этим группам. Например, юридические профессии: прокурор, юрисконсульт, арбитр, судья, адвокат, следователь, оперативный уполномоченный уголовного розыска и т.д.

Ведущий постоянно должен следить, чтобы разминка шла в быстром темпе. Если в процессе перечисления происходит заминка, ведущий начинает счет (подобно тому, как это бывает на аукционе). Выигрывает тот участник, кто

последним назвал профессию данной группы. После этого ребята достаточно легко настраиваются на игровой лад.

3. Каждую ситуацию разыгрывают двое, а в ситуациях № 1 и 8 принимают участие трое. Ведущий должен заранее приготовить листы с описаниями конкретных ситуаций, которые раскладываются на столе, как экзаменационные билеты (см. Материалы и оборудование). Он объясняет, что ситуации отличаются друг от друга, но задание все получают одинаковое: необходимо каждую ситуацию убедительно разыграть и предложить свое решение.

4. Обсуждение игры: ведущий предлагает участникам проанализировать разыгранные ими ситуации и поведение "специалистов", выделить те из них, в которых удалось найти оптимальное решение, а также те, где были возможны более удачные варианты. Итогом проведения игры должен стать вывод о том, что, выбирая одну из профессий, относящихся к типу "Человек-Человек", нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми, при этом в любых условиях сохранять выдержку, спокойствие, доброжелательность.

Комментарии: Игра "Контакт" достаточно театрализована. Задача ведущего - помочь ее участникам вжиться в роли, встать на место тех людей, кого они изображают. Иногда игроки бояться принимать неординарные решения, находясь в плену привычных представлений. Они, например, могут не знать, что врачи в сомнительном случае, возникающем при постановке диагноза, могут созвать консилиум (ситуация № 2). Подсказка ведущего, возможно, подтолкнет ребят к правильному решению. В ситуации № 8, они также могут растеряться, поскольку в задачи переводчика не входит улаживание бытовых проблем иностранцев. Но гид может проявить инициативу и самостоятельность: успокоить гостей, попытаться найти организаторов поездки.

Ответы на предложенные в игре вопросы участники вряд ли найдут в книгах и учебниках. Важно научить их самостоятельно мыслить, брать на себя ответственность за принятые решения.

В перспективе данную игру можно использовать при моделировании профессий других сфер "Человек-Техника", "Человек-Знаковая система", "Человек-Природа", "Человек-Художественный образ".

2.2.2. Игра "Ассоциация"

Цель игры: Выявить знания участников о профессиях, познакомить с общими особенностями рассматриваемых сфер деятельности, выявить эмоциональное отношение к разным профессиям.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 7-9 классов. Количество участников 7-14 человек. Время на первое разыгрывание - 15 минут, последующие - по 5-7 минут.

Материалы и оборудование; Доска, листы бумаги, таблица "Требования профессии к человеку" (см. Приложение 4.3.).

Этапы игры:

1. Выбираются три игрока по желанию.

2. Дается следующая инструкция: "Сейчас три человека выйдут из комнаты, а остальные участники загадают какую-нибудь профессию. Потом они войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например, "Какого цвета эта профессия?", "Какой запах напоминает?", "Какая мебель используется?", "Какое качество характера является важным?" и т.д. "

Можно взять для примерного разбора профессию врач, где ответы могут быть такими: цвет - белый, запах - что-то связано со спиртом (лекарство - слишком наводящий ответ), мебель - стеклянный шкаф, кушетка, качество -доброжелательность, терпеливость, честность.

3. Ведущий дает инструкцию отгадывающим: "Каждый из вас может задать по два таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течении 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. "

4. Начинается игра и ведущий следит за ее динамикой. Когда все вопросы и ответы произнесены, ведущий предлагает трем игрокам продумать и назвать свои варианты.

5. Во время обсуждения игры у отгадывающих спросить о том, какие ответы им помогли, а какие ввели в заблуждение. Затем вместе решить правильность ответа на каждый ассоциативный вопрос и подкорректировать их при необходимости. Варианты могут не совсем совпадать с загаданной профессией, например, профессия "психолог", а ответы соответствуют профессиям "учитель", "воспитатель". Право определить отгадали ли три игрока профессию или нет, должно быть предоставлено загадывающим.

Комментарии: Ведущий должен помочь играющим в случае непонимания сути вопроса, а также в затруднениях при постановке вопросов.

В процессе работы перечень вопросов пополниться, что поможет ведущему лучше организовать игру и обсуждение. Можно загадывать не только профессии, но и конкретные места работы, учебные заведения и т. п.

2.2.3. Игра "Инопланетяне-стажеры"

Цель игры: Познакомить участников с основными структурными подразделениями (отделами) типичного промышленного предприятия, его профессиями, с основными требованиями этих профессий к человеку, научить сопоставлять требования профессии с особенностями человека.

Условия проведения игры: Игра рассчитана на учащихся 7-11 классов. Количество участников 20-30 человек. Время проведения игры - 30-40 минут.

Материалы и оборудование: Доска, таблица "Требования профессии к человеку" (см. Приложение 4.3.), карточки-инструкции.

Карточка-инструкция для "Инопланетян-стажеров"

В целях ознакомления с земными профессиями вы прибыли на одно из предприятий. Постарайтесь точнее представить свой вид (изобразить на доске), чтобы можно было подобрать вам работу, поскольку вы сильно отличаетесь от землян. Подумайте, как вы выглядите, укажите: рост и вес; форму, покров тела;

ноги, руки (сколько и какие); анализаторы (глаза, уши, нос..), какие функции они выполняют; ваши достоинства (не более двух) и ваши недостатки (не менее двух).

Карточка-инструкция содержания работы планово-экономического отдела

Отдел занимается составлением планов работы предприятия и анализирует их выполнение. Работа проходит в обычном помещении, за столами. Основной предмет труда - цифры, таблицы, графики, отчеты. При подсчетах используют микрокалькуляторы, компьютеры. Основной работник (экономист) должен быть аккуратным, исполнительным, иметь хорошую память, счетно-аналитические способности, развитый самоконтроль.

Карточка-инструкция содержания работы бухгалтерии

Отдел осуществляет контроль за расходами денежных средств, начисление заработной платы. Работа проводится в обычном помещении. В работе используют микрокалькуляторы, компьютеры. Основной работник (бухгалтер) должен быть внимательным, аккуратным, исполнительным, терпеливым, уметь быстро считать, иметь хорошую память.

Карточка-инструкция содержания работы технологического отдела

Отдел занимается разработкой технологических процессов и контролирует их соблюдение. Характерны частые контакты с руководством цехов и непосредственными исполнителями. Работа проходит в обычном помещении, где изучается и разрабатывается технологическая документация. Основной работник (технолог) должен иметь развитое техническое и пространственное мышление, хорошую зрительно-оперативную память, коммуникативные способности, быть принципиальным.

Карточка-инструкция содержания работы отдела технического контроля

Отдел контролирует качество выполнения выпускаемой продукции, выявляет причины брака. На специальных столах с помощью измерительных приборов осуществляют замеры. Основной работник (контролер) должен быть аккуратным, внимательным, принципиальным, иметь хороший глазомер, слух, кожно-тактильную чувствительность, зрительно-оперативную память, техническое мышление и пространственное воображение.

Карточка-инструкция содержания работы опытно-конструкторское бюро

Бюро создает новые образцы продукции и совершенствует уже выпускаемые. Работа в обычном помещении, за чертежной доской, иногда на специальных участках при сборке опытных образцов. Основной работник (конструктор) должен быть аккуратным, уметь грамотно делать чертежи, иметь развитое пространственное мышление, память. Особые требования предъявляются к зрению и точности движений рук.

Карточка-инструкция содержания работы станочного участка механического цеха

На участке занимаются изготовлением деталей на станках. Рабочие подбирают инструменты для обработки, задают режим выполнения операций, выполняют рабочие операции по изготовлению деталей, следят за работой станков. Основной работник (станочник широкого профиля) должен уметь разбираться в чертежах, иметь хороший глазомер, слух, обладать техническим мышлением, быть собранным, уравновешенным и выносливым.

Карточка-инструкция содержания работы ремонтного участка механического цеха

На участке занимаются ремонтом и текущим обслуживанием станков. Работать приходится в разных местах цеха. Основной работник (слесарь-ремонтник) должен хорошо знать станки и оборудование, иметь развитое техническое мышление, хорошее здоровье, зрение и слух, быть сосредоточенным, внимательным.

Карточка-инструкция содержания работы столярного цеха

В цехе занимаются изготовлением и ремонтом деревянных конструкций. В работе используются различные столярные инструменты (пилы, дрели, рубанки), станки по обработке древесины. Основной работник (столяр) должен обладать хорошим глазомером, координацией движений, слухом, пространственным мышлением, быть внимательным и сосредоточенным.

Карточка-инструкция содержания работы службы по охране предприятия

Служба осуществляет круглосуточную охрану территории предприятия. Основной работник (охранник) должен быть бдительным, смелым, решительным, выносливым, иметь хорошее здоровье.

Карточка-инструкция содержания работы отдела кадров

Отдел занимается приемом на работу и увольнением работников, выдает различные справки. Работа проходит в обычных условиях и связана с частыми приемами посетителей. Работать приходится также с различными документами. Основной работник (инспектор) должен быть ответственным, аккуратным, внимательным, приветливым, иметь хорошую память, коммуникативные способности.

Этапы игры:

1. Ведущий перед игрой кратко рассказывает о том, что на любом заводе, предприятии есть много различных служб и профессий, каждая из которых предъявляет свои требования к человеку.

2. Ведущий знакомит всех с инструкцией: "Представьте, что недавно наша планета установила контакт с другой цивилизацией. Ученые обеих планет изучают друг друга по разным направлениям. Два профессора-инопланетянина исследуют земные профессии. Изучать их они решили не только по книгам и рассказам, но и попробовав поработать, пройти стажировку. "

Выбираются два главных участника - "Инопланетяне-стажеры". Ведущий продолжает: "Мы с вами являемся представителями предприятия, руководителями отделов, цехов. Нас всех собрали на ответственное совещание, чтобы мы подобрали гостям несколько подходящих профессий. "Инопланетяне-стажеры" сейчас пойдут и придумают, как они выглядят, а остальные участники разобьются на группы по 2-3 человека и выберут "Руководителей".

3. "Инопланетянам-стажерам" дается вспомогательная инструкция (см. Материалы и оборудование), ручка и бумага, и они выходят на 5 минут в коридор.

Остальные участники разбиваются на группы (отделы) по 2-3 человека. Каждая группа выбирает "Руководителя" отдела.Им раздаются инструкции, где указывается название отдела, его основные функции, содержание работы, требования профессий к человеку (см. Материалы и оборудование). После этого ведущий говорит: "Когда "Инопланетяне-стажеры" познакомят вас со своим обликом, каждый "Руководитель " должен решить, смогут ли они работать у него или нет и сообщить им о своем решении, обосновав его. "

4. В аудиторию приглашаются "Инопланетяне-стажеры", которые знакомят всех со своим обликом (рисуют на доске), отвечают на вопросы. Ведущий ограничивает количество вопросов, следит за тем, чтобы они соответствовали целям игры (если вопросов много, это может повести игру в другом направлении и сделать ее похожей на игру "Пришельцы"). Время выступлений и ответов на вопросы - 5-7 минут. 5. После выступлений "Инопланетян-стажеров" участники групп (представители отделов) обсуждают кандидатуры. Затем ведущий предлагает "Руководителям" отделов высказать мнение группы о том, смогут ли "Инопланетяне-стажеры" выполнять работу их отдела или участка. Если желающих выступить первыми не окажется, ведущий может обратиться к кому-либо конкретно, например: "Пусть свое первое слово скажет "Руководитель" станочного участка механического цеха, как непосредственный изготовитель деталей. "

Выступление "Руководителей" не должно превышать 5 минут.

6. Ведущий предлагает обсудить игру: согласны ли "Инопланетяне-стажеры" с мнением "Руководителей", подходят ли они тому или иному подразделению, фиксируя ответы на доске. В конце обсуждения ведущий подводит итоги, обращает внимание участников на структуру промышленного предприятия, где могут найти работу люди с разными интересами и способностями.

Дидактические игры теме «Профессии людей». Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться. “Кто чем занимается”. Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий. Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д. “Кто больше знает профессий” Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.). Ход игры. Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, расска­зы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.) Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия. “Произнеси правильно”. Цель. Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий. Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки; - Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. - Водовоз вёз воду из водопровода. - Старый сторож Том сторожит дом. - Ткёт ткач ткани на платье Тане. - Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку - Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. - Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет. “Профессии” Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии. “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”). Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму. Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение. В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож). Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). Попов С.А. С огнем бороться мы должны. Мы смелые работники. C водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? – … (пожарники). Я бы летчиком-пилотом Непременно стать хотел, Я тогда на самолете До Москвы бы … (Долетел). Деляну Ливиу В небо синее пилот поднимает… (самолет). Степанов В. Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Демченко Г. Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принес механический… (насос). Баруздин С. Чтоб не мокли люди под дождем Кровельщик железом покрывает… (дом). Баруздин С. Летят опилки белые, летят из-под пилы: Это плотник делает рамы и… (полы). Баруздин С. Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон). На глазах у детворы крышу красят... (маляры). Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). Шигаев Ю. Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С. Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать). Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос). Лото "Профессии"

Профориентационная игра "Цепочка профессий"

Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности. Дан­ное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

1.Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, ме­таллург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет про­фессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на­пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высо­кими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по сред­ствам и т.д. (ем. раздел 6. Угадай профессию, где представ­лена схема анализа профессий)”.

2.По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с толь­ко что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3.При обсуждении игры важно обратить внимание уча­стников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург-повар - мясник - слесарь (тоже- рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмо­ристический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллей­буса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.

Профориентационная игра "Суд над безработным"

Цель игры – помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.

Как показывает опыт, игровой процесс с последующим обсуждением результатов способствует преодолению безработным человеком имеющихся субъективных преград на пути к успеху и помогает отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспособности на рынке труда.

Тема дискуссионного обсуждения – Успех.

Группе предлагается обсудить:

Что такое «успех»?

Что такое «успех» для человека, потерявшего работу?;

Является ли преградой для человека на пути к успеху его состояние безработного?

Связано ли ощущение собственной неуспешности с утратой профессиональной значимости?;

Что мешает безработному человеку быть успешным в жизни?;

И т.д.

Далее группе предлагается придумать некую легенду, то есть жизнеописание типичного безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.

После этого группа подразделяется на команды: выбирается участник, который сыграет роль «подсудимого», формируются группы «защиты», «обвинения», «присяжных заседателей».

«Обвинению» предстоит придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно «подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни (согласно придуманной легенде).

«Защита», как ей и полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», считая, что «подсудимый» не может в полной мере нести ответственность за свой неуспех. Объективные процессы в обществе создают неблагоприятные условия для стабильной и успешной трудовой жизни.

Каждая из сторон судебного процесса может «приглашать свидетелей» для «дачи показаний» в защиту или против подсудимого.

«Присяжные заседатели» по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие вопросы сторонам «обвинения» и «защиты».

Слушание дела включает и так называемое «последнее слово «подсудимого», в котором ему предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безработицы, реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.

Далее суд выносит свой вердикт – «виновен» или «не виновен» «подсудимый» в том, что он сегодня безработный. Если «виновен», то приговор выносится в форме обязательных практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудоустройства. Если «не виновен», то приговор может носить рекомендательный характер в виде системы мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.

В заключении следует обсуждение в группе результатов и подведение итогов игры.

Стоит отметить, что такая групповая форма работы с безработными позволяет комплексно решать узловые проблемы, препятствующие успешному трудоустройству.

Профориентационная игра "Сотворение мира"

Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры. I 1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

Описать доставшуюся часть созданного мира;

Дать всему необходимые названия;

Подчеркнуть характерные особенности;

Государственный строй;

Сферы деятельности;

Предметы импорта и экспорта;

Приблизительная численность населения;

Чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

Есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;

Культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).

Время выполнения задания - 30 минут.

2.Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рассказ о своем государстве, реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д.

3.По окончании презентации происходит обсуждение аспектов «совместного сотворения» и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.

Визуально-рефлексивное упражнение "Призвание"

Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

1)Тренер предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?

2)Далее тренер предлагает визуализировать образ того, что каждого участника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувству­ет? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?

Профориентационная игра "Профессия - специальность"

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специали­зация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6-8 до 15-20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15-20 минут. Общая процедура следующая:

1.Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия - группа родствен­ных специальностей (например, профессия-учитель, специальность - учитель физкультуры и т.п.).

2.Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомни­тельные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются не­большие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ве­дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствую­щие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.

Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда следует остановиться. Но польза от упражнении несомненна и со­всем от него отказываться профконсультанту не следует.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ - УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ - МЕ­ДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ-ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...