Игры с предметами для малышей. Примеры дидактических игр (подборка)

Формируйте интерес у ребенка к предметно-игровым действиям и умению выполнять их

Развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации, наглядно-действенного мышления ребенка

Цель: учить ребенка ловить большие мячи обеими руками; развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Оборудование: надувной мяч яркой расцветки, веревка, сетка для подвешивания мяча.
Ход игры: ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч в сетке, привязанной к веревке, конец которой держит взрослый. Ребенка просят поймать мяч обеими руками. Если ребенок испытывает затруднения, взрослый показывает, как это делать.
Мяч опускают с разных сторон от ребенка на таком расстоянии, чтобы он мог схватить его обеими руками.

* Игра 2 «Сделаем погремушку»

Цель: учить ребенка брать мелкие предметы щепотью, формировать согласованность действий обеих рук.
Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы), пластмассовая бутылка, поднос.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать погремушку. Перед ребенком ставят бутылку, справа от него на подносе лежат мелкие предметы (фишки, пуговицы). Такие же предметы на столе у взрослого. Взрослый показывает, как правильно захватывать пальцами фишки и опускать их в бутылку. Внимание ребенка обращается на то, что второй рукой необходимо удерживать бутылку.
После того, как ребенок опустит все фишки в бутылку, взрослый закрывает крышкой бутылку и показывает, как можно «греметь», малыш повторяет действия взрослого, играет с «погремушкой».

* Игра 3 «Прокати шарик»

Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке.
Оборудование: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.
Ход игры: взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба, обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия взрослого.

Примечание: желоб можно сделать из полосы картона, согнув его в виде буквы П, чтобы шарик не скатывался с него. Один конец желоба поднимаем (чтобы образовалась горка) и закрепляем. С него скатываем шарики.

* Игра 4 «Посадим елочки»

Цель: формировать соотносящие действия.
Оборудование: коробка с отверстиями, елочки.
Ход игры: взрослый показывает ребенку коробку с отверстиями для елочек, говорит: «Давай их посадим» — вставляет елочки в отверстия. Ребенок повторяет это действие по подражанию. Если он затрудняется, используются совместные действия. Когда все елочки будут «посажены», взрослый подытоживает: «Какой красивый лес мы с тобой посадили!»

* Игра 5 «Спрячь игрушку»

Цель: развивать у ребенка орудийные действия: учить набирать и пересыпать крупу ложкой.
Оборудование: миска с чечевицей, пустая миска, ложка, мелкая игрушка (неваляшка).
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с неваляшкой, ставит игрушку в пустую миску и показывает, как можно «спрятать» неваляшку. Учит малыша, удерживая правильно ложку в руке, пересыпать крупу из одной миски в другую.
После того, как игрушку «спрятали», взрослый спрашивает: «Где неваляшка? Найди ее!»

Цель: развивать у ребенка совместные действия обеих рук; формировать орудийные действия.
Оборудование: таз с водой, разноцветные шарики (пластмассовые, резиновые — 5 штук), сачок, полотенце, банка.
Ход игры: взрослый показывает шарики и бросает их в таз с водой. Затем берет сачок, достает шарик и опускает его в банку. Далее ребенок действует, подражая. При затруднениях, испытываемых ребенком, взрослый действует вместе с ним.

* Игра 7 «Что в коробочке?»

Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать согласованность действий обеих рук.
Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы).
Ход игры:
1 вариант.
Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробку, достать игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком.
Аналогично проходит игра со второй коробкой.
2 вариант.
Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: «Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой».
3 вариант.
Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и в первом варианте.

*Игра 8 «Дом животных»

Цель: развивать соотносящие действия, учить выполнять задания, используя метод проб.
Оборудование: настольная игра «Дом животных» (прямоугольная доска с вкладышами, изображающими животных).
Ход игры: взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных, которые «живут в своих домиках». Ребенку предлагается «выпустить» каждое животное из своего домика. После того, как ребенок достал все вкладыши, ему нужно найти и «вставить» животных на свои места. При затруднениях используется метод проб.

* Игра 9 «Собери пирамидку-качели»

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять задания, подражая взрослому.
Оборудование: игрушка пирамидка-качели.
Ход игры: взрослый показывает ребенку пирамидку и предлагает поиграть вместе. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.

* Игра 10 «Выбей шарик»

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять задания, подражая взрослому.
Оборудование: игрушка лоток с цветными шариками и молоточком.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку, ударяет молотком по шарику, при этом обращает внимание ребенка на выкатывающийся из отверстия шарик. Побуждает малыша к самостоятельным действиям.

* Игра 11 «Покатай матрешку»

Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.
Оборудование: тележка, 2 матрешки (двухместные).
Ход игры: взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрешка «топает» до тележки, («топ-топ»), сажает ее в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: «А твоя матрешка хочет покататься?» Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

* Игра 12 «Покатай ежат»

— Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать совместные действия.
Оборудование: игрушки — карусели, ежата (мелкие предметы).
— Ход игры: взрослый показывает игрушки, говорит: «Вот ежик — ни головы, ни ножек!», предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый рассказывает потешку:
Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,
А потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом.

* Игра 13 «Угощаем матрешек»

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: две одинаковых матрешки, набор одинаковой детской посуды (две тарелки, две ложки, две чашки, чайник с водой), чечевица в кастрюле.
Ход игры: взрослый ставит перед ребенком 2 матрешки, объясняет, что они пришли в гости и их надо угостить «кашей», напоить «чаем». Затем взрослый выкладывает 2 тарелки и просит ребенка раздать их матрешкам. Далее ставит кастрюлю с чечевицей, кладет ложку и просит ребенка покормить матрешек. В случае необходимости показывает, как надо насыпать чечевицу, либо действует совместно с ребенком. Затем взрослый спрашивает: «Чем будут матрешки есть кашу? Чем ты ешь кашу?» Просит взять ложки, раздать матрешкам, покормить их, произносит: «Кушай, Ляля,-ам-ам». Аналогично раздаются чашки и наливается в чашки «чай» из чайника. Если ребенок испытывает затруднения, используются совместные действия.

* Игра 14 «Подарки мишкам»

Цель: формировать интерес у ребенка к предметно-игровым действиям, умение выполнять их.
Оборудование: игрушки — мишка, белка, «чудесный мешочек», шишка, грибок.
Ход игры: взрослый дает ребенку игрушки и предлагает рассмотреть, поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки.
Предлагает ребенку положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек. Тут появляются мишка и белка, взрослый просит для зверушек достать подарки: для мишки — шишку, для белочки -грибок, не заглядывая в мешочек. Игру можно повторить с другими предметами.

Цель: развивать у ребенка интерес к совместным играм со сверстниками.
Оборудование: воздушные шарики, ленточки.
Ход игры: взрослый достает воздушный шарик и предлагает детям поиграть с ним. Расставляет детей напротив друг друга, показывает, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом взрослый говорит:
Ловим мы воздушный шарик
Он упругий и цветной.
Мы за ленточку потянем
И подбросим высоко!

Читайте также:

Библиотека

Просмотрено

Простые стихи, которые помогут малышу запомнить буквы, цвета и дни недели

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мать и сын: как воспитать мужчину

Мастерская родителя

Просмотрено

Советы родителям

Просмотрено

Как помочь малышу, если у него нарушен режим сна

Все о воспитании

Просмотрено

Распечатай и пользуйся: Раскраска-пропись со сказочными героями

Беременность и роды

Просмотрено

Может ли повышенная температура тела во время беременности причинить вред моему ребенку?

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

Игры для детей 0+

Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте .

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами - отличный инструмент для массажа детских ладошек.

Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати ).

В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны ): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

ЛАБИРИНТ.РУ

Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.
? Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

Наклеивание мелких наклеек.

Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

Лепка. Идеи для занятий смотрите .

Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите .

Пазлы. Вы сами можете сделать простой и фотографий.

Мозаика. Особенно, детям понравится делать

Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в , в ).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в , в ).

Доска «Развиваем основные навыки» - это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в , в , в ).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в , в , в ).

Комплект из 6 тренажеров (на )

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Проф-Пресс»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в !

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо - монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Ирина Радчук
Картотека дидактических игр в ДОУ (средняя группа)

Пояснительная записка

Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление : наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причины связи в знакомых явлениях.

Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры , способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. В игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, парные и разрезные картинки , лоскутики различных тканей, наконец слово. Интересны игры, активизирующие движения, сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару» , «Найди свой домик» , дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или ребенка, у которого ленточка такого же цвета привязана на руке.

Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой . В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, а этот повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели.

Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется , хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально. Например, организуя игру «Найди предмет из такого же материала» , воспитатель до начала рассматривает с детьми разные предметы из дерева, металла, пластмассы, резины, затем объясняет правила : предметы, сделанные из резины, следует положить в резиновую шапочку, а из пластмассы – на пластмассовый поднос, деревянные – в ящик, а металлические – на металлический поднос. Предметы надо искать по всей комнате; кто нашел, должен положить их на соответствующее место.

При первом проведении игры воспитатель берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из ребят. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задать вопросы : «Из какого материала мы будем находить и приносить на этот поднос предметы?» (Показывает пластмассовый поднос.) Дети отвечают : «Из пластмассы!» - «А сюда?» (показывает деревянный ящик.) Дети отвечают правильно. Убедившись в том, что детям правила игры понятны, воспитатель предлагает поиграть; по сигналу все идут искать.

В процессе игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

При проведении итогов игры акцентируется внимание ребят на их успехах, если даже они были у кого-то и незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищем, договариваться, что будут вместе делать.

Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать усложнение ее содержания за счет включения новых материалов (стекла, тканей, а также правил игры : объединять играющих детей в звенья (чье звено больше найдет предметов за определенное время, начиная и кончая поиск по сигналу).

В средней группе вводятся чаще словесные игры не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе определений : «Что подарили Наташе?» , «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое?», «А что потом?» и др.

С расширением опыта и развитием речи детям средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки. Например, игра «Бывает – не бывает» : правильный ответ – хлопают в ладоши, неправильный – грозят пальцами.

Таким образом, руководя играми детей, руководя играми детей, воспитатель и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры .

Игры с предметами

«Из чего сделано?»

Дидактическая задача . Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса) ; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству ; использование «чудесного мешочка» .

Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала : деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила : нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его. Напоминает, что мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, воспитатель вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так : металлические – положить на поднос, сделанный из металла, деревянные - на деревянную дощечку, пластмассовые – на такой же поднос и т. д.

В конце игры воспитатель отмечает тех разведчиков, которые были, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли другим найти нужный предмет :

Молодцы наши разведчики! Были внимательными, ловкими, никто не ошибся в выполнении задания!

Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их не ярко выраженное качество.

«Найди такую же»

Дидактическая задача . Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровое правило. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

Игровое действие. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я считаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем

Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди! – заканчивает воспитатель.

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках) . Затем дает сигнал :

Раз, два, три! Одинаковых найди!

Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

Раз, два, три! Одинаковых найди! – говорит педагог. Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух одинаковых матрешек. Воспитатель привлекает чаще всего к этой игре детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить не подумав.

«Новоселье куклы»

Дидактическая задача . Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов : мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место.

Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

Ход игры. Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранства и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! – начинает игру воспитатель.

Дети рассматривают куклу, называют сои имена, знакомятся.

Педагог говорит :

Вот теперь мы и поиграем в игру – новоселье, Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое : я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Алиса, Софья и Маша и найдут все. Что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.

Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Воспитатель продолжает руководить :

Теперь пойдут Сережа, Ксения и Иришка и принесут посуду – обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей . Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас?

Игрушки! Много игрушек! – говорят дети.

Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках.

В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное – воспитатель побуждает ребят к творческой игре : надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ее комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе .

В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.

«Магазин»

Дидактическая задача . Учить описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине : вежливо попросить, поблагодарить.

Игровые правила. Отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предмета, игрушками дети потом играют.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов.

Ход игры. Воспитатель обобщает :

Сегодня у нас открылся новый магазин. (До начала игры устраивают витрину с товарами, выбирают продавца.) Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить : «Покажи, что ты купил» . А нам будут отвечать : «Покажу, если отгадаете!»

Один из детей выбирает игрушку и рассказывает :

Я купил такую вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным.

Фонарик, - догадываются дети.

Первого покупателя называет воспитатель. Все дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит его продать понравившийся ему предмет, указывает на него указкой. Продавец опускает в пакет игрушку и вежливо говорит : «Пожалуйста!» Покупатель благодарит продавца и прощается.

Рома, покажи, что ты купил, - просят дети.

А вы отгадайте, тогда покажу, - говорит Рома. – Я купил такую маленькую вещичку. На стадионе судья с ним бегает, и если кто-то нарушит правило, он свистит.

Свисток! Покажи!

Рома показывает свисток, а тот, кто первым отгадал – назвал свисток, идет покупать себе игрушку.

И так игра продолжается до тех пор, пока все ее участники купят игрушки. Закончить игру можно объяснением : «Магазин закрывается на обед» . Дети, купившие игрушки, играют с ними, обмениваются друг с другом. Для игры надо выставлять забытые игрушки. Воспитатель может напомнить, как с игрушками можно поиграть. Например, сказать :

Рома, когда на участке будете играть в футбол, ты можешь теперь быть судьей. У тебя есть свисток.

Дети уже в группе договариваются , кто будет играть в хоккей.

Так через полученную («купленную» в магазине) игрушку намечается перспектива детской самостоятельной игры. Поэтому, подбирая игрушки, воспитатель продумывает возможность использования их в творческой игре. Это один из путей влияния дидактических игр на создание у ребят игрового замысла.

«Что кому?»

Дидактическая задача . Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Игровое действие. Поиск нужных предметов.

Ход игры. У воспитателя на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий – игрушки : набор медицинских инструментов «Доктор Айболит» , набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка, набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и др.

Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой – либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например. Ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают : «Он нужен столяру, плотнику» .

Если есть несколько орудий труда для одной какой – либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Приглашенные к столу дети находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для разных профессий. Закончить игру можно так : дети делятся на две группы ; одна группа называет орудия труда, а другая – профессии. Выигрывает та группа . Участники которой ни разу не ошиблись.

«Кто что слышит?»

Дидактическая задача . Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.) ; развивать сообразительность, выдержку.

Игровое правило. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы как звучат.

Ход игры. На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которых издается звук : звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино (игрушечное, гусли и др., т. е. все, что есть звучащее в группе , можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» , - догадываются дети. Из – за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

«Кто скорее соберет?»

Дидактическая задача . Учить детей группировать овощи и фрукты , воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко» , на другой – «огурец» ). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» ) надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) – овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или в огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) . Выбирают две бригады : овощеводов и садоводов (по 2-3 человека) . По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт). Называют команду – победительницу. Затем выбирают другую команду и игра продолжается.

«Горячо – холодно»

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате ; воспитывать любознательность, находчивость; развивать связную речь.

Игровое правило. Матрешку можно взять только после того, как будет правильно названо растение, под которым она спряталась.

Игровые действия. Поиск матрешки, название растения; при приближении к матрешке говорить слова «тепло, тепло!» , при удалении от нее – «холодно, холодно!» , совсем приблизились «горячо!» .

Ход игры. Растения, находящиеся в групповой комнате , воспитатель ставит так. Чтобы они хорошо были видны, некоторые переставляет на новые места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит :

Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «Горячо – холодно» Чтобы не ошибиться, надо знать правила. Кто – нибудь из вас – водящий (мы выберем его считалочкой) . Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку под какое - нибудь растение. Когда скажем : «Заходи!» , водящий будет искать матрешку. Если он ее увидит, то должен сказать, под каким растением она спряталась; только после этого ее можно взять. Мы будем помогать водящему искать матрешку : если он ушел от игрушки в другую сторону, далеко от нее, все вместе скажем : «Холодно, холодно!» , если же он будет подходить ближе, скажем : «Теплее, теплее!» . А если он близко подойдет к растению, где спряталась матрешка, скажем : «Горячо, горячо!» . Значит здесь надо искать игрушку. Давайте повторим это правило. (Вместе с детьми повторяет правило) .

Обращаясь к водящим, воспитатель напоминает о том, чтобы они прислушивались к словам, которые будут произносить дети.

Игра начинается.

Выбирают считалочкой водящего, он выходит за дверь или отворачивается, чтобы не видеть, куда будут прятать матрешку. Прячут матрешку дети, это усиливает интерес к игре.

Для игры следует сначала взять 4-5, а затем 8 растений, названия которых в средней группе должны хорошо знать , это герань обыкновенная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек» , азалия, китайский розан, колеус. Алоэ, аспарагус. Душистая герань, бегония рекс.

Нашедший матрешку должен сказать : «Я нашел матрешку под душистой геранью» или : «Матрешка спряталась за аспарагусом» . После этого он отдает матрешку воспитателю. Дети аплодируют тому, кто без ошибки выполнил задание. Воспитатель следит за речью ребят, правильным окончанием слов : сбоку аспарагуса, сзади бальзамина, под бегонией.

Эта игра проводится после того, как у детей накоплены знания о комнатных растениях.

Составь фотографию

Дидактическая задача: Формировать у детей понятие государственные праздники. Развивать наблюдательность, логическое мышление, согласованность действий. Упражнять детей в ориентировке на плоскости.

Игровые правила: Соблюдать очередность. Подбирать магнитные фигурки только те, которые указывают на празднование Нового года.

Игровое действие : Диалог воспитателя с детьми. Поиск необходимых магнитных фигурок.

Дидактический материал : магнитная доска, кукла Незнайка. Магнитные фигурки: дед-мороз, елка, елочные игрушки, празднично одетые дети, снегурочка и т.д.

Ход игры

Дети поочередно со стола выбирают необходимые магнитные фигурки и выставляют на магнитной доске (елку, деда-мороза, снегурочку, детей, празднично одетых в карнавальные костюмы и т.д.)

Воспитатель сообщает детям, что скоро праздник Новый год, но Незнайка не знает, что это такое. И предлагает детям составить фотографию празднования детьми этого праздника.

Мы фотографы

Дидактическая задача : Формировать понятие профессии фотограф. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников.

Игровое действие: Рисование собственного изображения в зеркале.

Дидактический материал : большое настенное зеркало в музыкальном зале (можно использовать зеркала среднего размера на каждого ребенка). Маркеры или фломастеры. Фишки.

Ход игры

Дети должны обвести маркером или фломастером свое изображение в зеркале. Кто первый справиться с заданием, получает фишку.

Воспитатель предлагает детям подойти к большому зеркалу и ответить на вопрос: «Кого мы видим в зеркале?»

Затем педагог предлагает стать фотографами.

Как наши деды этот мир отстояли?

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о профессиях пограничник, военный летчик, танкист и т.д. Закрепить обобщающие понятия: водный, воздушный, наземный военный транспорт.

Игровые правила: Выбрать профессию и соответствующий вид транспорта.

Игровое действие : Выбрать карточку с изображением военной профессии или фотографию. Затем подобрать соответствующий военный транспорт и встать на границе в установленном месте.

Дидактический материал: виды транспорта: воздушный, сухопутный или водный (самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. - игрушки) по количеству детей.

Ход игры

Дети поочередно выбирают на столе карточку с изображением военной профессии: военный летчик, танкист, артиллерист, моряк. Подбирают себе соответствующий вид транспорта: воздушный, сухопутный или водный, самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. Далее занимают место на границе нашей Родины.

Узнай и назови!

Дидактическая задача : Узнавать на фотографиях своих родных. Закреплять знание детьми имени и отчества своих родителей.

Игровые правила: Начинать говорить только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность, уметь терпеливо ждать.

Игровое действие : Диалог воспитателя с детьми. Поиск фотографий своих родных.

Дидактический материал : фотографии членов семьи каждого ребенка.

Ход игры

Дети рассматривают фотографии и называют имя и отчество своих родных. Воспитатель, если ребенок затрудняется, задает на- " водящие вопросы:

— Кто изображен на этой фотографии?

— Это моя мама. Ее зовут.... (если ребенок называет только имя, воспитатель подсказывает и предлагает назвать полностью имя и отчество.)

А рядом с мамой кто? И т.д.

Кем я буду?

Дидактическая задача : Формировать понятие профессий фотограф, повар, швея, летчик, шофер и т.д. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников. Выбирать только те атрибуты, которые соответствуют данной профессии. Начинать свой рассказ со слов: «Когда я вырасту, я буду...»

Игровое действие: Выбор атрибутов, название профессии и пояснение.

Дидактический материал : атрибуты к теме профессия: ножницы и расческа; руль и кепка; ножницы, ткань; кастрюля и колпак; халат и медицинский чемоданчик и т.д.

Ход игры

Дети должны подобрать необходимые атрибуты к выбранной профессии. Назвать профессию и рассказать, чем занимается человек этой профессии.

Когда я вырасту, я буду шофером. Шофер возит грузы на машине, перевозит людей.

Когда я вырасту, я буду парикмахером. Парикмахер делает 1 прически взрослым и детям.

— Когда я вырасту, я буду поваром. Повар готовит вкусные обеды и печет пирожки. И т.д.

Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о временах года — зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времен года и поведения диких животных.

Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Поиск нужных предметов.

Дидактический материал: макет деревьев, елочек, шишки, орешки. Игрушки мягкие: медведь, заяц, белочка, ежик. Белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.

Ход игры

Дети по ходу рассказа воспитателя выполняют действия с предметами.

Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо лесным друзьям помочь подготовиться к этому времени года.

Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.

Вода - наша помощница!

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о явлениях неживой природы - воде и ее свойствах.

Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы для рассказа и описания. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Поиск нужных предметов.

Дидактический материал : тазик с грязным бельем; мыло и зубyая щетка; аптечка с лекарствами; домашние животные; сюжетная карточка с изображением реки и т.д.

Ход игры

Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.

Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи.

Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке.

Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты.

Вода нужна малышам и малышкам, чтобы поить домашних животных.

Вода нужна художнику Тюбику, чтобы рисовать красками.

Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных.

Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.

Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы.

Вода нужна всем малышам и малышкам, чтобы ее пить, когда жарко. И т.д.

Помоги Незнайке!

Дидактическая задача : Закрепить у детей знание времен года, примет осени, весны, зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Дети, рассматривая сюжет выставленной картины времени года, подбирают соответствующую одежду. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки Для сюжетных картин времени года. Модель часы «Времена года». Предметы одежды по сезонам. Кукла Незнайка.

Ход игры

Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» - осень. На магнитной доске выставляет картинку: идет дождь, дует сильный ветер. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:

— Наступила осень. Подул сильный ветер, пошел дождь. Все люди надели резиновые сапоги, плащи и куртки. Взяли в руки зонтик, и пошли в детский сад или на работу.

— Можно гулять в такую погоду? (ответы детей обсуждаются)

Что может случиться, если кто-то будет гулять? (ответы детей обсуждаются).

Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» — зиму. На магнитной доске выставляет картинку: падает снег, на земле лежат большие сугробы снега. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:

Наступила зима, падает снег. На улице большие сугробы. Люди надевают шубы, теплые сапоги, шапки, шарфы и варежки.

В какую погоду зимой можно гулять? (ответы детей обсуждаются)

— В какие игры играют дети зимой? (ответы детей обсуждаются: дети берут санки, лыжи, коньки и идут кататься.)

Незнайка просит детей помочь ему подобрать правильно одежду, в которой он мог бы гулять зимой.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает, как помочь Незнайке.

Детки, с какой ветки?

Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные свойства семян деревьев: дуба, ели, рябины, березы и т.д.

Игровые правила:

Игровое действие : Найти карточку с изображением дерева, соответствующего определенным семенам.

Дидактический материал : карточки с изображением деревьев: ель, рябина, дуб, березы. Сундучок с семенами деревьев: дуба, ели, рябины, березы.

Ход игры

Дети поочередно из сундучка достают семена и выбирают карточку с изображением соответствующего дерева.

Как зовут птенца?

Дидактическая задача : Упражнять дошкольников в узнавании и назывании птенцов птиц: вороненок, воробушек, скворчонок, синичка.

Игровые правила : Поочередно отвечать на вопрос воспитателя. Не перебивать товарища.

Игровое действие : Рассматривают фигурку птицы и его птенца и отвечают на вопрос воспитателя.

Дидактический материал: фигурки птиц и их птенцов: ворона - вороненок; скворец — скворчонок; синица - синичка; воробей — воробушек.

Ход игры

Воспитатель показывает фигурку птицы и его птенца. Ребенок должен назвать взрослую птицу и его птенца.

Это воробей, а у воробья птенец — воробышек.

— Это Борона, а у вороны птенец - вороненок.

Это скворец, а у скворца птенец - скворчонок.

Это синица, а у синицы птенец - синичка.

Отгадай, назови и положи правильно

Дидактическая задача : Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность ответов.

Игровое действие : Выбрать предмет, назвать его и положить на соответствующую тарелку.

Дидактический материал: корзина с овощами: помидор, огурец, капуста, свекла, картофель. Корзина с фруктами: виноград, яблоко, лимон, груша, банан, апельсин.

Ход игры

Дети поочередно достают, называют и кладут предмет на соответствующую тарелку:

Это яблоко. Мы его положим на тарелку для фруктов.

Это морковь. Мы положим ее на тарелку для овощей.

Это капуста. Мы положим ее на тарелку для овощей. И т.д.

Отгадай и назови

Дидактическая задача : Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т.д.

Игровые правила: Поочередно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.

Игровое действие: Выбирают предметы для отгадывания.

Дидактический материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочередно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их. После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задает вопрос:

Как можно назвать все эти предметы одним словом? (фрукты)

Какие вы еще фрукты знаете, назовите. (ответы детей)

Отгадай и нарисуй

Дидактическая задача : Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.

Игровые правила : Ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.

Игровое действие: Воспитатель читает стихотворный текст, а дети рисуют ответы палочками на песке.

Дидактический материал: палочки по количеству детей.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки. Ответ дети должны нарисовать с помощью палочек на песке.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка... (одуванчик)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

На веточках сережки... (береза)

Где чей домик?

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

Игровые правила : Брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Поиск нужного домика для фигурки.

Дидактический материал : магнитная доска. Магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т.д.

Ход игры

Дети поочередно берут со стола фигурки одного из гостей и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.

Манечка и Ванечка живут в домике.

— Утка живет у бабушки в сарайчике.

Цыплята живут у бабушки в сарайчике.

Зайка живет в лесу под кустиком.

Ежик живет в лесу в норке.

Где живет сорока? (в лесу на дереве)

Кто где живет?

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о том, где живут домашние животные.

Игровые правила : Отвечать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность и партнерские отношения.

Игровое действие : Поиск нужного домика для домашнего животного.

Дидактический материал : мягкие игрушки — домашние животные: лошадь, корова, коза, собака, куры, поросята и т.д. Строения: курятник, сарай, конюшня, коровник.

Ход игры

Воспитатель показывает на строения и задает детям вопрос:

Кто из вас догадался, что такое коровник? (место, где живут коровы)

Где могут жить кони? (в конюшне)

Где будут жить куры и петухи? (в курятнике)

Чем отличаются постройки для коровы, лошади, кур? (величиной)

Кто построил коровник, конюшню, сарай? (человек, люди и т.д.)

Почему люди строят коровники, конюшни и сараи рядом со своим домом? (ответы детей обсуждаются)

Чьи семена?

Дидактическая задача : Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать произвольную память, сосредоточенность, наблюдательность.

Игровые правила: Выкладывать семена на соответствующие карточки с изображением фруктов и овощей.

Игровое действие : Дети берут понравившиеся семена, называют их и кладут на карточку соответствующего фрукта или овоща.

Дидактический материал : тарелочки с семенами: тыквы, гороха, семечек, помидора, сливы, вишни, арбуза и т.д.

Ход игры

Детям раздают тарелочки с семенами. Они должны разложить семена на карточки с соответствующим овощем: кабачок, арбуз, горох, помидор, огурец и т.д.

Угадай по вкусу

Дидактическая задача : Упражнять детей в дифференциации овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, соленый, горький и т.д. Развивать память, сосредоточенность.

Игровые правила: Узнавать фрукты и овощи с закрытыми глазами. Не подглядывать.

Игровое действие : Отгадывание с закрытыми глазами. Тому, кто ошибется, дают другой фрукт или овощ.

Дидактический материал: кусочки фруктов: яблоко, груша, апельсин. Кусочки овощей: огурец, капуста.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель поочередно подходит к ребенку и предлагает закрыть глаза и дает кусочек фрукта: яблоко, грушу, апельсин. Просит на вкус определить фрукт и назвать его.

Воспитатель может неожиданно дать кусочек овоща: огурец, капусту или др., чтобы дети были достаточно внимательны.

Выложи фигуры лесных зверей

Дидактическая задача : Закрепить знание частей тела животных: голова, туловище, лапы, уши, хвост. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. Классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Игровые правила : Подбирать только те геометрические фигуры, которые передадут характерные признаки соответствующего животного.

Игровое действие: Поиск нужных геометрических фигур.

Дидактический материал : наборы геометрических фигур блоков Дьенеша по количеству детей. Картина, на которой изображены дикие животные: лиса, волк, заяц, медведь.

Ход игры

Дети сидят за столами. Перед ними лежат геометрические фигуры блоков Дьенеша. Воспитатель предлагает выложить по желанию силуэты лесных животных, которые изображены на картине. При помощи геометрических фигур дети выкладывают силуэт медведя, лисы, зайца и волка.

Как надо заботиться о своем младшем друге?

Дидактическая задача : Формировать у детей нравственные понятия заботы о братьях наших меньших: ухаживать, кормить, гулять, играть и т.д.

Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Не мешать товарищу.

Игровое действие : Дети выбирают соответствующие карточки, выкладывают перед собой. По сигналу воспитателя отвечают на вопрос, давая пояснения.

Дидактический материал: сюжетные карточки: дети кормят животных, дети гуляют с животными, дети чистят клетку, дети играют с животными, ребенок замахивается палкой на собачку, валяется пустая грязная тарелка, под дождем на улице котенок и т.д.

Ход игры

Дети должны отобрать нужные карточки и выложить их перед собой. Поочередно они берут определенную карточку и называют действие. Воспитатель дает комментарии:

1. Хомячка надо накормить.

Действительно, люди должны кушать, и все животные. Если дать хомячку еду, он поймет, что мы... какие? (добрые, заботливые.)

Кто знает, что любит хомячок? (ответы детей обсуждаются)

— Как вы думаете, где может хомячок спрятать свои запасы? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что хомячок сначала оставшиеся зерна держит в щечках. А затем складывает свои запасы в кладовочке, домике)

— Вот мы нашего друга накормили, что мы будем дальше делать?

2. Надо убрать в клетке

~ Зачем надо убирать в клетке у хомячка? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что хомячок должен жить в чистоте. Иначе он может заболеть, стать невеселым, грустным и т.д.)

Как вы думаете, где должен быть хомячок, когда мы будем убирать в клетке? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что надо хомячка сначала вывести из клетки)

Как можно вывести хомячка из клетки? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель показывает детям, как надо осторожно и правильно взять хомячка, чтобы он не обиделся. Чтобы ему было свободно и хорошо. Свои действия воспитатель сопровождает словами:

Хамка, Хамка, хомячок!

Ты для нас всегда дружок!

Не бойся, мы тебя не обидим! Мы тебя возьмем ласково, вот так! Двумя руками, очень осторожно, за грудку. За головку и лапы мы тебя тащить не будем. Мы знаем, что тебе так будет больно.

Посмотрите, ребята, да он даже улыбается. Смотрит на нас своими красивыми глазками и как будто говорит: «Да я и не боюсь вас вовсе!»

Кто хочет подержать нашего Хомку? (воспитатель осторожно передает Хомку ребенку и сопровождает все словами заботы о животном)

Теперь Хомка чистый, красивый. Как еще нам можно проявить заботу о Хомке, нашем друге?

3. Надо с Хомкой погулять.

Как можно организовать прогулку с Хомкой? (можно пойти на прогулку и взять осторожно Хомку на руки. Можно пойти на прогулку с Хомкой в клетке. И т.д.)

Все варианты обсуждаются, и выбирается наиболее приемлемый.

Что мы должны сделать, прежде чем пойти с Хомкой гулять? (ответы обсуждаются и подводятся к тому, что надо знать погоду на улице)

На столе вы отложили еще одну карточку, где дети играют с животными?

4. Можно ли играть с Хомкой?

Воспитатель объясняет детям, что играть с Хомкой нежелательно.

Хомка веселый и радостный, когда он в клетке. Если его вывести из клетки, то он будет дрожать, бояться, может даже убежать. Лучше всего наблюдать за Хомкой издали. Тогда можно будет увидеть очень интересные истории. И мы с вами их обязательно увидим.

Опиши картину

Дидактическая задача : Закрепить знание детей о приспособлении животных к зимним условиям.

Игровые правила: Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников.

Игровое действие : Диалог воспитателя и детей при рассматривании картины.

Дидактический материал: картина на магнитной доске, где изображено приспособление животных к зимним условиям.

Ход игры

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны).

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать)

Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за березой? (потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (когда выпадет снег, ему будет легче спрятаться от врагов)

Посмотрите, куда так спешит вот этот ежик, и что он несет на своей спинке? (у ежика на спинке грибочек и яблочко. Несет все это ежик в свою норку)

Зачем ежик несет эти продукты в свою норку? (ежик на зиму делает запасы)

Найдите на картине того, кто еще на зиму делает запасы? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды и шишки)

Сравни и расскажи, чем отличаются?

Дидактическая задача : Закрепить знание детей об отличительных особенностях птиц и животных.

Игровые правила : Отвечать только по сигналу воспитателя.

Уметь выслушивать суждения своих сверстников.

Игровое действие : Диалог воспитателя и детей при рассматривании птиц и животных.

Дидактический материал : животные: лиса, волк, медведь и заяц. Птицы: ворона, воробей, сорока.

Ход игры

На столе у воспитателя стоят животные: лиса, волк, медведь и заяц. И птицы: ворона, воробей, сорока. Дети должны найти отличия и назвать их.

Чем птицы и животные похожи? (у птиц и животных есть туловище, глаза и хвост)

Что есть у птиц и нет у животных? (у птиц есть крылья, а у животных нет. У птиц клюв, а у животных пасть. У птиц две лапы, а у животных четыре. У птиц тело покрыто перышками, а у животных - шерстью).

Найди и опиши

Дидактическая задача: Классификация предметов природного и рукотворного мира: светлячки, настольная лампа, фонарик, лампочка и т.д.

Игровые правила : Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников.

Игровое действие: Диалог воспитателя и детей при рассматривании предметов природного и рукотворного мира.

Дидактический материал : карточки с изображением различных электрических, осветительных приборов, солнце, светлячки.

Ход игры

На столе лежат карточки с изображением различных электрических, осветительных приборов, солнце, светлячки. Дети по сигналу воспитателя находят определенные предметы.

Найдите предметы, которые светят, но сделаны не руками человека? (светлячки, солнце)

Кто такие светлячки? (букашки)

Что такое солнце? (самая большая звезда)

Найдите приборы, которые придумал человек, чтобы освещать свое жилище, (настольная лампа, фонарик, свеча, люстра и т.д.)

Найдите приборы, которые работают от электричества, (электрочайник, стиральная машина, холодильник, компьютер и т.д.)

На какие две группы мы можем разделить все наши предмета? (на предметы природы и предметы, которые сделал человек своими руками)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...