Игры импровизации в подготовительной группе. Правила настольной игры «Импровизация

ПРАВИЛА НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ «ИМПРОВИЗАЦИЯ»

«Импровизация» - это командная игра в объяснение и отгадывание слов необычными способами. Один игрок из команды получает карточку, в которой указаны слово или выражение, а также способ , которым следует объяснить, что загадано на карточке. У команды есть 1 минута на то, чтобы назвать, какое слово или выражение были загаданы.

Способы понять друг друга бывают такие:

«Язык жестов». Игрок пользуется только жестами, можно показывать на предметы и их части. Нельзя издавать звуки, показывать буквы и цифры (если они присутствуют в задании).

«В красках» . Игрок рисует загаданное. Нельзя издавать звуки, использовать жесты, а также писать буквы и цифры.

«Да» и «нет». Игрок может отвечать только «да» или «нет» на вопросы, которые ему задает команда. На выполнение этого задания может быть отведено 2 минуты.

«Другими словами». Игрок может объяснять загаданное любыми словами, кроме тех, что указаны на карточке, и их однокоренных.

Кроме того, игра содержит карточки-сюрпризы «Импровизация» с разнообразными заданиями:

· «Лейся, песня» . Нужно объяснить, какие музыканты загаданы на карточке. Для этого придется спеть что-то из их репертуара.

· «Оживший шедевр» . Нужно объяснить, какое произведение искусства загадано. Для этого следует расставить ассистентов и предметы так же, как на загаданном шедевре.

· «Блиц» . За 1 минуту нужно объяснить 10 слов «другими словами» .

· «Крылатые слова» . Нужно жестами показать «крылатое выражение » (пословицу, поговорку и т. п.).

· «Персона» . Нужно объяснить «другими словами» , какой известный человек или персонаж загадан.

· «Рука мастера» . Загадано известное произведение искусства, нужно его нарисовать .

ЧТО ПОНАДОБИТСЯ ДЛЯ ИГРЫ?

· Не менее 2 команд (оптимально – 2-3).

· Не менее 2 игроков в каждой команде (оптимально – 3-5).

· Принадлежности для рисования.

Остальное найдется в коробке с настольной игрой «Импровизация».

КАК ИГРАТЬ?

Задача команд – провести свою фишку от «Старта» до «Финиша» быстрее, чем это сделают соперники. Чтобы получить право бросить кубик и сделать ход, команда должна сначала выполнить задание. Один игрок из команды должен вытянуть карточку и объяснить слово или выражение, загаданные на ней, указанным способом. Команда должна отгадать, что загадано на карточке, и правильно назвать это слово или выражение.

1. Разложите игровое поле. Положите карточки с заданиями: на ячейку в центре поля – стопку карточек «Импровизация», в каждую из четырех ячеек в секторах поля – по стопке «тематических» карточек.

2. Поставьте фишки на клетку «Старт», подготовьте песочные часы и кубик.

3. Разбейтесь на команды. Бросьте кубик, чтобы установить, какая команда ходит первой. Внутри команд договоритесь, в какой последовательности игроки выполняют задания. Также договоритесь, задания из какой части карточки вы будете выполнять в ходе этой игры – из белой или из черной.

4. На «Старте» игрок первой команды берет карточку из любой «тематической» стопки и выбирает для выполнения любую строку с заданием.

5. Способ объяснения на карточке указан рядом со словом или выражением.

a. Нельзя для объяснения слова или выражения выбрать другой способ.

b. Нельзя сообщать кому бы то ни было о том, что загадано на карточке, пока не завершится отгадывание.

6. Игрок должен за 1 минуту объяснить своей команде, какое слово или выражение загадано на карточке, указанным способом. На выполнение заданий «Да» и «нет» может быть отведено 2 минуты.

7. Пусть соперники перевернут песочные часы. Это сигнал к началу выполнения задания.

8. Задание считается выполненным, если команда в течение отведенного времени успела правильно назвать загаданное слово или выражение. В этом случае команда бросает кубик и перемещает свою фишку на соответствующее число клеток вперед.

9. Если команда не смогла дать правильный ответ, фишка остается стоять на месте, а команда ждет своей очереди, чтобы сделать очередную попытку.

10. Сделали ход (переместили фишку) – отдыхайте. Ваша команда должна дождаться своей очереди выполнения задания.

11. Фишка попала на клетку с изображением способа объяснения? Игрок берет «тематическую» карточку из стопки, расположенной в том же секторе поля, в каком находится фишка. Затем нужно найти на карточке ту строку задания, которая обозначена таким же значком, что и на клетке. Выполняйте.

12. Если фишка попала на клетку , то игрок берет карточку «Импровизация» (в центре поля) и выполняет задание, указанное на ней. Предварительно игрок должен объявить, какой тип задания ему достался («Блиц», «Персона», «Лейся, песня» и т. п.). Вознаграждение за успешно выполненное задание указано на карточке.

ПОДСКАЗКИ, ШТРАФЫ, БОНУСЫ

Как штрафовать и за что, какие бонусы начислять командам – обо всем этом вы можете договориться самостоятельно. Вот лишь некоторые подсказки:

· Если выполняете задание с «тематической» карточки, обратите внимание, что написано на ее «рубашке». Это подсказка, которая поможет команде быстрее дать правильный ответ!

· Если по истечении времени команда не смогла назвать, что загадано на карточке, соперники могут предложить один свой вариант отгадки. Если соперники назвали правильный ответ, они могут продвинуть свою фишку на 1 клетку вперед.

o Внимание! Это правило не касается карточек «Импровизация»!

· Если команда застряла на одной клетке, она может воспользоваться штрафом, чтобы сойти с нее. Например:

o Если команда не может сойти с клетки в течение 3 ходов, она может отодвинуть фишку на одну клетку назад.

o Если команда хочет сойти с клетки раньше, она может бросить кубик и отодвинуть фишку назад на соответствующее количество клеток.

КОМПЛЕКТ ИГРЫ «ИМПРОВИЗАЦИЯ»

· Игровое поле;

· Правила игры;

· 4 фишки;

· Песочные часы на 1 минуту;

· 600 карточек с заданиями:

o 200 карточек «Импровизация»;

o 4 колоды «тематических» карточек по 100 штук в каждой: «Природа», «Мужчина и женщина», «История и общество» и «Действие».

Спрашивайте в магазинах дополнительные комплекты карточек с новыми заданиями и темами. Свяжитесь с нами, если хотите предложить собственные задания для игры «Импровизация»!

Приятного капустника!

Ольга Малахова
Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности»

Добрый день уважаемые участники мастер-класса!

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее, всё складывается и получается.

В каждом из нас живет играющий, непосредственный и безумно любознательный ребенок. Каждый из нас – прирожденный импровизатор.

Но взрослея, мы теряем способность к спонтанности и начинаем жить строго по правилам. Сегодня мы попробуем учиться опираться на самого себя, на реальные чувства, на реальное отношение к происходящему. Вы будете присутствовать в моменте «Здесь и сейчас».

Вам придется столкнуться с максимальным количеством нестандартных ситуаций. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся понять влияние импровизации в игре и продуктивной деятельности, на развитие детской инициативы и самостоятельности.

Тема моего мастер – класса: «Импровизация в игре, как форма развития детской инициативы и самостоятельности». Актуальность данной темы заключается в следующем:

Готовить сегодня ребенка к жизни - это значит, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Проблема развития детской инициативы остается одной из актуальных тем, так как избавиться от стереотипного мышления и поведения поможет импровизация в игре, как один из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Цель: Расширение кругозора участников мастер – класса и ознакомление с импровизацией в игре, как одним из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности.

Познакомить педагогов с понятием «игра-импровизация»;

Познакомить с видами игр – импровизаций;

Создать условия для взаимодействия участников мастер-класс между собой при проведении практических заданий.

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование импровизации в игре в практической деятельности.

Ознакомьтесь с основными этапами мастер-класса:

теоретический, практический, заключительный.

I.Теоретический этап (5 мин)

Импровизация - это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, экспромт. Игры - импровизации направлены на развитие воображения у детей. Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся. Он выводит человека на практическую и творческую предприимчивость. В импровизации заложен механизм имитационного поведения, что очень важно для детей.

Воспитательные возможности импровизаций в игре усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Дети – актёры от природы. Они сами сочиняют роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К. С. Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Импровизация в игре универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях. Она имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. Она помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности. Наконец, импровизация в игре является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Для работы с детьми, я поставила перед собой цель: развитие творческих способностей детей посредством игр - импровизаций.

Для реализации цели я определила ряд задач:

Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности.

Накапливать и обогащать эмоциональный опыт в процессе восприятия ребенком объектов и явлений окружающей действительности.

Совершенствовать у детей умение интерпретировать эмоциональные состояния: весёлый, грустный, злой, удивленный и др.

Создать условия для проявления инициативы в импровизации и продуктивной деятельности.

Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками (организация совместных игр-импровизаций с участием детей, родителей, сотрудников).

Для правильной организации игр - импровизаций учитываю следующие принципы:

2. Ежедневное включение игр-импровизаций во все виды организации образовательной деятельности, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе импровизацию в движениях, в мимике, в интонационной речи, в пластике, в музыкально-двигательной импровизации.

В игре-импровизации используются такие формы организации:

Совместная игровая деятельность взрослых и детей

Самостоятельная детская деятельность в игре-импровизации

Игры-импровизации на праздниках, развлечениях

Мини-игры импровизации в ООД

Приемы развития игр-импровизаций:

1. Чистоговорки, стихи, потешки, попевки и прибаутки

3. Постановка вопроса

4. Импровизация диалога в стихах

5. Упражнения на развитие дикции.

Классификация игр - импровизаций:

Мимические импровизации представляют воспроизведение ребёнком того или иного настроения при активной работе лицевых мышц. Условием включения детей в мимические импровизации является их умение ориентироваться в различных эмоциональных состояниях, умение регулировать и управлять ими. К играм, которые учат детей различать эмоциональные состояния и управлять ими, относятся следующие: «Кубик настроения», «Наши настроения», «Эмоциональная угадайка», «Весело-грустно», «Дружные настроения», «Чудо-голова» и «Говорящее лицо».

Пластические импровизации - это совокупность выразительных движений тела человека, охватывающая те изменения в походке, осанке и жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Большое значение в пластических импровизациях имеют жесты (особенно, движения рук, осанка, поза, походка. Среди них: «Волшебные руки», «Заколдованные шаги», «Что мы делаем?», «Кто я есть?».

Музыкально-двигательные являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Среди них игры: «Семечко», «Волшебное гнёздышко», «Музыкальный портрет», «Киндер-сюрприз».

Интонационно-речевые развивают умение сопереживать, адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека, и выразительную сторону речи. Они предполагают передачу голосом эмоциональных переживаний героя (грусть, радость, тревога и т. д.) и различного рода интонаций (требование, вопрос, жалоба и т. д.). К ним относятся игры: «Перепревращения», «Театр слова».

Темброво-имитационные представляют собой озвучивание стихотворных и сценических образов на детских музыкальных инструментах. Импровизация заключается в разнообразных звуковых имитациях образов (ветер, ручей, гроза, снег и т. д.). При этом дети свободны в выборе инструментов (ориентируясь на их тембры) и средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, ритм, приёмы игры и т. д.). Темброво-имитационные импровизации получили название «Театр музыкального звука».

В результате игр - импровизаций дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. В процессе игры – импровизации обогатился эмоциональный опыт. Дети более открыто стали проявлять инициативу в импровизации и продуктивной деятельности.

Уважаемые коллеги, вы прослушали теоретическую часть м. кл.

Я представлю вашему вниманию игры-импровизации и упражнения, которые можно будет включать во все виды деятельности. Такие включения могут заранее планироваться или импровизироваться.

II.Основной этап (практическая часть)

Для того, чтобы вы включились в работу, я начну с упражнения – «Вопрос-ответ». Для проведения этого упражнения, я прошу выйти 5 человек. Предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

1. Дидактическое упражнение «Вопрос-ответ» (2 мин)

1. Зачем ты вешаешь шторы?

2. Зачем ты рисуешь квадратики?

3. Для чего ты собираешь яблоки?

4. Зачем ты занимаешься актерским мастерством?

5. Для чего ты фотографируешь слона?

6. Зачем ты смотришь телевизор?

7. Какое у тебя настроение?

8. Для чего ты варишь кашу?

9. Что ты ждешь от сегодняшнего дня?

10. Зачем ты катаешься на лыжах? Упражнение используется для психологической настройки на работу, на сплочение группы.

Участники встают в круг, водящий бросает мяч участнику, задавая вопрос, на который тот должен ответить тем, что первое пришло ему в голову.

Замечательно, продолжим импровизировать. Следующая игра – речевая импровизация. Предлагаю упражнение на развитие дикции. Повторяйте за мной все вместе четко, дружно и громко. Приготовились! Начали!

2. Дидактическое упражнение (2 мин)

Ну-ка повторяйте: да-да-да

И не отставайте: да-да-да

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: да-да-да

Ну-ка повторяйте: ла-ла-ла.

И не отставайте: ла-ла-ла.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: ла-ла-ла

Ну-ка повторяйте: ба-ба-ба.

И не отставайте: ба-ба-ба.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: ба-ба-ба. Упражнение используется для развития дикции, правильного произношения звуков, развития интонационной выразительности речи

Следующая игра называется «Театральная разминка»

3. Игра «Театральная разминка» (3 мин)

Раз, два, три, четыре, пять

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная».

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, иль на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

Жесты и, конечно, мимика.

Что такое мимика, друзья? (Выражение лица.)

Верно, ну, а жесты? (Это движения)

Бывает, без сомнения,

разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас.)

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(«иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да»).

Подошла к концу разминка.

Постарались все сейчас

И за это благодарю я вас! Игра учит распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику, жесты, движения, голос. Способствует обогащению эмоциональной сферы.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Ваши эмоции меня потрясли.

В следующей игре участвуют все присутствующие,

попрошу всех встать.

4. Игра «Как живешь?» (2 мин)

Условия игры: Я буду задавать вопросы, а вы быстро будете отвечать на них: «Вот так!», сопровождая ответы жестами. Делаем все четко и быстро:

Как живешь? - Вот так!

Как плывёшь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Вдаль глядишь? - Вот так!

Ждёшь обед? - Вот так!

Машешь вслед? - Вот так!

Утром спишь? - Вот так!

А шалишь? - Вот так! Игра развивает быстроту реакции, координацию движений и умение владеть жестами.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами. Следующая игра у нас будет проходить с бусами.

5. Игры с бусами:

Упражнение «Бусы и шкатулочка» (2 мин)

Жили-были бусы в шкатулочке. (ладошки обоих рук складываются).

Шкатулочка была закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят. (потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы).

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! (Двумя пальцами медленно поднять бусы вверх.)

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь. (Медленно и аккуратно сложить в ладонь, а другой прикрыть сверху.)

6. Упражнение «Узоры» (2 мин)

Жили-были бусы. Однажды они лежали на полке. Лежали и скучали.

(бусы лежат на ладони).

Но вот нечаянно их кто-то уронил

(бусы бросить на пол).

Бусы упали на пол и совсем загрустили… В это время к ним кто-то подошёл и ласково сказал: «Ах, какой прекрасный узор получился! Похож на цветок или морское животное!». Бусы обрадовались, что они стали такими необычными.

Мы с вами тоже посмотрим, в какие узоры превратились наши бусы. На что похоже? На цветок (Как называется твой цветок? Где растет? Как пахнет) Это упражнение на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, желательно длинные.)

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами.

Следующая игра называется «Эмоции»

7. Дидактическая игра «Эмоции» (3 мин)

Условия игры: По кругу участники один за другим вытягивают карточки и изображают эмоции: удивления, скромности, спокойствия, хитрости, злости, удовольствия, веселья, страха, волнения, застенчивости, усталости, скуки, печали, грусти, обиды, безразличия, любопытства. Рассказывают короткие рассказы из жизни, когда им пришлось испытать данные эмоции. Игра знакомит детей с различными проявлениями эмоций людей, развивает умение выражать собственные эмоции. Данное пособие рассчитано на детей от 3-7 лет.

Благодарю всех за активное участие!

Главная задача педагога не заставить и приучить, а помочь ребенку научится быть активней и смелей в познавательной деятельности и в повседневном общении со сверстниками. Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Нужно помнить, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Сухомлинский

III.Заключительная часть

С целью определения эффективности проведенного мною мастер-класса, возьмите, пожалуйста, по две маски. Белая маска будет означать ваш положительный ответ, а черная - отрицательный.

Мне очень приятно, что мой мастер-класс вам понравился!

Благодарю всех за участие!

Уважаемые коллеги, я показала лишь малую часть видов игр-импровизаций, надеюсь вам было интересно, и в дальнейшем вы будете применять представленный опыт в своей деятельности.

Описание

Настольная игра "Импровизация" состоит в том, чтобы очень быстро объяснять и отгадывать слова и выражения:

* Объяснять своим товарищам по команде слова и выражения нестандартными способами: рисовать, изъясняться на языке жестов, прибегать к иносказаниям и даже, аозвожно, петь!

* Отгадывать, какое слово или выражение пытается объяснить ваш товарищ по команде: внимать, додумывать, задавать правильные вопросы.

В комплекте : Игровое поле, 4 фишки, Кубик, Песочные часы на 1 минуту, 600 карточек с заданиями:

200 карточек "Импровизация"

400 тематических карточек по 100 карточек 4-х разных тематик: Природа, Мужчина и женщина, действия, история и общество. Каждая карточка разделена на 2 части ("Белая" и "Черная"), в каждой части по 4 задания с указанием способа их выполнения.

Возраст: игроков-от 16 лет, количество игроков: от 4 и более, время игры: около 60 минут. Более 3000 оригиналных заданий в комплекте.

Подготовка к игре:

Собираем компанию. Чтобы играть в "Импровизацию", потребуется хотя бы 2 команды. В каждой должно быть, как минимум, 2 игрока. Чем больше игроков и команд вы соберете, тем интереснее играть.

Готовим игровое поле. Разложите в центре игрового поля на специальных ячейках стопки карточек с заданиями "рубашками" вверх:

Стопки карточек "Импровизация" кладите на ячейку, расположенную в центре игрового поля. Тематические карточки разместите так, чтобы в каждом секторе поля лежала стопка карточек одной тематики.

Поставьте фишки команд на клетку "Старт". Подготовьте песочные часы.

Договариваемся. Какая команды будет ходить первой? Совет: Пусть каждая бросит кубик. Первой начнет та команда, у которой выпадет большее количество очков.

Кто первым в команде будет выполнять задания? Совет: Бросьте кубик, чтобы установить очередность хода каждого игрока в команде.

Задания из какого раздела на карточках выполняем на этот раз (белая или черная?). Совет: Бросьте кубик. Еслии выпадет четное число, то на этот раз вы выполняете задания из раздела "Белая." И наоборот.

Как играть:

Вам предстоит провести по игровому полю фишку вашей команды от клетки "Старт" до клетки "Финиш" и постараться сделать это быстрее ваших соперников.

Чтобы получить право бросить кубик и сделать ход, команда должна сначала выполнить задание-объяснить слово или выражение указанным способом

Способы объяснения указаны в клетках игрового поля:

"Другими словами" -Игрок, выполняющий задание, должен объяснить своей команде слово или словосочетание, не используя однокоренные, производные слова и слова с карточки задания

"Язык жестов" -Игрок должен объяснить своей команде слово млм словосочетание только жестами. Разрешается показывать на предметы и их части, жестами подсказать команде, сколько слов в заданном выражении. Сложные слова можно разбить на части и жестами показать, какую их них игрок объясняет в данный момент. Запрещено показывать буквы, цифры, издавать звуки.

"В красках" -Заданное слово или словосочетание нужно нарисовать. Запрещено использовать жесты, слова и любые другие способы объяснения кроме рисунка, а также рисовать буквы и цифры.

"Да и Нет" - Чтобы отгадать заданное слово, или словосочетание, команда должна задавать вопросы игроку. Игрок имеет право отвечать только "да" или "нет.

Карточки "Импровизация" содержат особые задания и указание на способ их выполнения. В комплект игры включены карточки со следующими заданиями:

"Блиц" -Игрок должен в течение 1 минуты объяснить не менее 10 слов из указанных на карточке.Способ объяснения-"Другими словами".

"Персона" -Игрок должен за 1 минуту объяснить, какая известная личность загадана на карточке. Способ объяснения-"Другими словами".

"Лейся песня" -Игрок должен за 1 минуту объяснить двух певцов, исполнителей или композиторов, загаданных на карточке. Способ объяснения-исполнить их песню или песни, напеть мелодию из их произведений и т.п. Запрещено описывать этих людей словами.

"Крылатые слова" -Игрок должен за 1 минуту объяснить известную пословицу, поговорку, фразеологизм или другое устойчивое выражение. Способ объяснения-"Язык жестов."

"Оживший шедевр" -За 1 минуту игрок должен успеть расставить ассистентов, из участников его команды, и подручные средства так, чтобы вышло похоже на загаданное произведение искусства, а команда-догадаться, какой шедевр имеется в виду.

"Рука мастера" - за 1 минуту игрок должен объяснить команде, какое произведение искусства загадано, нарисовав его.

На карточках "Импровизация" также указано вознаграждение за успешное выполнение задания. Например, на сколько клеток вперед команда может передвинуть свою фишку и на сколько клеток назад должны вернуться фишки соперников.

Играем!!

На старте: Дождавшись своей очереди, команда берет верхнюю карточку из стопки, которая находится в том же секторе, что и клетка "Старт". "На старте" команда сама выбирает задание (слово и способ выполнения) из предложенных на карточке.

Выполняем задание. Игроку, который выполняет задание, запрещено кому-либо показывать карточку или сообщать о ее содержании. На выполнение задания отводится 1 минута. На задание "Да" и "Нет" для начинающих игроков можно увеличить время на выполнение до 2 минут. Команда соперников переворачивает песочные часы. Это служит сигналом к началу выполнения задания. Задание считается выполненным, если слово или выражение, названное командой, полностью соответствует тому, что записано на карточке.

Минута истекла . Если в течение минуты команда не угадывает заданное слово или выражение, то фишка команды остается на месте. Если фишка команды находится на клетке "Импровизация", то в случае невыполнения задания команда отходит на клетку назад. Сделать следующую попытку команда сможет после того, как своим правом выполнить задание воспользуются остальные команды в порядке их очереди. Если задание выполнено успешно, команда получает право бросить кубик и передвинуть фишку на соответствующее количество клеток вперед. Выполнив задание "Импровизация", команда не бросает кубик, а двигает фишку согласно указанному на карточке вознаграждению. После этого в игру вступает следующая команда.

Идем и смотрим под ноги. На клетках игрового поля указаны способы выполнения заданий. Попав на клетку с изображением того или иного способа, игрок:

Берет тематическую карточку из стопки в том секторе поля, в котором находится фишка команды в данный момент;

Выполняет то задание, которое соответствует способу объяснения, изображенному на текущей клетке.

Если команда попала на клетку "Импровизация", то задание и способ его выполнения она найдет в карточке "Импровизация", находящейся в стопке, расположенной в центре игрового поля.

Дополнительные возможности.

Если команда не отгадала выржение с тематической карточки, его могут назвать участники других команд. У каждой команды есть на это одна попытка. Команда, участник которой дал верный ответ быстрее всех, имеет право продвинуться на 1 клетку вперед. Задание "Импровизация" команда соперника не отгадывает.

Штрафы . В игре запрещены подсказки, нарушения правил выполнения заданий. За нарушение правил игры на команду может быть наложен штраф (по договоренности участников игры). Например:-команда пропускает ход, -команда бросает кубик и возвращает свою фишку назад на соответствующее количество клеток.

Победа. Победителем считается та команда, которая первой достигнет клетки "Финиш".

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию.

При обучении детей движениям, хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений.

На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к импровизации, то есть свободного, непринужденного движения под музыку. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И здесь нам на помощь приходит игра. Именно в игре ребенок может раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

При использовании импровизации на занятии никакого предварительного прослушивания музыки и разучивании движений не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным воздействием музыки. Не стоит подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих детей, так как это приводит к слепому копированию. Не надо мешать детям свободно импровизировать, но при этом необходимо следить за тем, чтобы они не придумывали движения не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Игры-импровизации

«Магазин игрушек»

По любой считалке выбирается ведущий «покупатель», остальные дети «игрушки».
И.п. – «игрушки» располагаются врассыпную по площадке лицом к «покупателю».
Выполняются движения со словами:

Под музыкальное сопровождение дети разбегаются подскоками по площадке и замирают в любой позе, характеризующей какую либо игрушку, («становятся на полочку в магазине» ). «Покупатель» проходит между «игрушками» и выбирает, наиболее понравившуюся «игрушку». «Покупатель», и выбранный ребенок «игрушка», меняются ролями. Игра начинается сначала.

Как вариант игры; игрушки можно заводить. В этом случае дети придумывают интересные действия для своих игрушек, водящий должен угадать, что это за игрушка, и какое действие она выполняет.

«Зеркало»

().

Исходное положение – дети свободно размещаются на площадке. Они – «зеркала». Один ребенок – водящий. Он пришел в магазин, где много зеркал. Отражение (то есть копирование его поз и движений) может быть во всех зеркалах одновременно либо показываться в одном. Невнимательное «зеркало» выбывает из игры.

«Волшебные руки»

(Музыкальное сопровождение по выбору педагога ).

Исходное положение – дети садятся на колени в свободном порядке по площадке. Один ребенок – водящий. Он выполняет различные движения руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.

«Контрасты»

Педагог выбирает разную по характеру и настроению музыку. С детьми заранее обговаривается, куда они хотят отправиться (волшебный лес, подводное царство, зимнюю сказку и т.д.) и в кого можно превратиться. Исходное положение – дети свободно располагаются по площадке. Педагог включает один из музыкальных фрагментов. Дети начинают двигаться под музыку. Педагог следит за тем, чтобы дети придумывали свои движения в соответствии с музыкой. Затем педагог включает следующий музыкальный фрагмент.

В этой игре важно, чтобы дети хорошо чувствовали контраст в музыке и двигались в соответствии с ней.

1. Импровизация

В основе созидательной деятельности школьников очень тесно взаимосвязаны два фактора – творческое восприятие и самовыражение. Поэтому и система творческих заданий должна быть направлена на их параллельное развитие.

Импровизация – отправной момент в процессе активизации творческого потенциала учащихся.

Исследовать и описать механизм действия импровизации как аппарата творчества вряд ли возможно, хотя такие попытки существуют (Б.М. Рунин, А.В. Макагонов и др.). Творческий акт осуществляется преимущественно подсознательно и в каждом конкретном случае индивидуально.

Известно, что обучить творческому опыту искусства нельзя, но возможно содействовать его образованию и появлению. В подсознание можно проникнуть через сознание. Всякий акт искусства непременно включает как обязательное условие предшествующие ему акта рационального познания, постижения, узнавания, ассоциаций. Особую роль в творческой деятельности играет воображение.

Психология и педагогика художественного творчества предполагают два пути управления воображением: воздействием на сознание прямо и косвенно. Реальные жизненные представления, преобразованные и обогащенные воображением человека, позволяют выдумывать фантастические сюжеты, изображать события отдаленного прошлого, создавать произведения современности и будущего.

«В искусстве фантазия становится неотъемлемым компонентом художественной правды, вырастает, вплетается, включается в факт искусства, материализуется в нем в виде образов» (Л.С. Выготский).

Импровизация (от латинского improvisus - неожиданный, внезапный) означает сочинение стихов, музыки и т.п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом.

Импровизация на уроке есть форма продуктивной художественной деятельности, в которой носителем содержания является сам процесс деятельности, органичный для самовыражения. Импровизация является той важной основой для формирования из буйной фантазии ребенка зрелого творческого мышления.

Импровизация – самая доступная для детей игровая форма отражения действительности, в которой непосредственная эмоциональная реакция составляет ее суть. Здесь главными побудителями к самовыражению являются эмоции и интуиция.

Импровизацию детей можно рассматривать в нескольких аспектах. Это может быть:

Ритмическое, интонационное, пластическое воплощение окружающего школьника мира (шелест листьев, щебет птиц, звон дождя, цокот копыт и т.п.);

Поиск всего лишь одного слова в стихотворении, прозе;

Выбор интонации для литературного или музыкального текста в целом или короткой фразы, а также картины для передачи эмоционального содержания;


Экспериментальный отбор из большого числа предложенных мыслей, рисунков, мелодий одной;

Образное видение и слышание произведений различных видов искусства и запечатление этого в слове, рисунке, звуке (музыкальное, литературное, живописное моделирование);

Сочинение элементарных песенок, попевок;

Ритмизация песен, стихов;

Мелодизация прозы, коротких фраз, пластическое воплощение в движении, танце звуковых красок, литературных сюжетов и др.

Условия проявления импровизации

1. Опора на проблемный, поисковый метод как основу развивающего обучения. Создание эвристической ситуации предоставляет возможность детям не только осознать, но и прочувствовать творческую задачу. Это создает условия для созидательной активности, свободной импровизации.

2. Невозможно формировать и совершенствовать творческий дар в процессе монологического ведения урока. Поисковая ситуация должна раскрываться только в процессе диалогического общения, которое не сводится к традиционным вопросам и ответам, а рассматривается как процесс размышления вслух.

3. Опора на метод сравнительного анализа, сопоставления произведений различных художественных систем, собственных творческих работ.

4. Ориентация на игровое творчество. Импровизация реализуется в играх на сравнение, в загадках, дописывании стихов и сказок и т.д.

2. Игра как фактор творческого развития школьников

Одна из главных особенностей игры – в ее активно-творческом характере.

Разработка теории игры началась приблизительно с середины 21 века и интенсивно продолжается. Создано немало концепций игры, однако единой целостной теории пока нет.

Важнейший признак игры состоит в том, что она позволяет воспроизводить и воссоздавать формы человеческого взаимодействия на любом уровне, в том числе и такие, которые невозможны в условиях трудовой или бытовой деятельности, поскольку они нередко односторонне ориентируют и развивают человека, подчиняя его внешней необходимости в ущерб внутренней свободе.

В качестве главных видов игры различают игры подражательные, игры силы и мастерства, игры-догадки, игры-забавы, игры-соревнования и т.д.

Игра может быть как самоценной, так и средством, формой какой-либо серьезной рациональной деятельности, начиная от обучения и воспитания, и заканчивая военными учениями.

Учеными давно установлено, что игра для детей – лучший способ познания.

Отличительной чертой игр является сочетание повторения и неожиданности. Обучающая игра должна вести мысль играющих через легкие и равномерные этапы процедуры вопросов и ответов, поддерживать и обострять их интерес введением новых элементов и использовать созданное таким образом внимание для того, чтобы доверительно и с энтузиазмом вовлечь их в процесс, несущий с собой неожиданность, удовольствие и радость открытия.

В художественном образовании младших школьников, особенно для уроков творческого типа, игровая деятельность становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий. В ее основе лежит игровое общение. Это когда в эстетических терминах моделируется ситуация, являющаяся аналогом ситуации жизненной.

Главное в данном процессе – игровая позиция педагога, которая выражается при помощи игровых приемов. Педагог должен быть вовлечен в игру, играть сам. Это превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации отношений «учитель – ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, которая способствует созданию творческой атмосферы.

В игровой позиции педагога различают два плана игровых отношений: явный и скрытый. Явный – это конкретное и активное участие учителя в ролевой игре школьников. Скрытый – педагог так доводит до детей свое мнение, что у них возникает полная уверенность, что это они придумали сами. Здесь очень важен педагогический артистизм.

На уроках музыки школьники имеют дело с необычным материалом – с реальностью, преображенной творческим видением художника. Поэтому педагог должен прежде всего подготовить детей к восприятию искусства и доступно объяснить язык образного условного выражения. В этом ему поможет игровое моделирование ситуации.

Через ролевую игру ребенок входит внутрь художественной системы произведения, перевоплощаясь в игре, он как будто сам становится одним из элементов этой образной системы и получает возможность непосредственно, эмпирически познать закономерности творческого процесса.

Итак, игровое общение может быть рассмотрено как, во-первых, игровое общение учителя с коллективом детей, во-вторых, общение детей в коллективе между собой.

Второй вид характеризуется тремя основными функциями. Они являются важнейшими в общей структуре воспитательного процесса младших школьников, поэтому игра – не только способ общения, но и кардинальное средство формирования личности.

Вот эти функции:

Воспитание у детей навыков общения с коллективом и умения координировать свое поведение в соответствии с его принципами;

Общение творческое, то есть развивающее способность продуктивно реагировать на нестандартные ситуации и самостоятельно моделировать их;

Общение на языке образов в большей степени, чем на языке понятий, то есть развивающее эмоционально-образную сферу мышления ребенка.

Игры на уроках музыки бывают двух типов: сюжетно-ролевые и проблемно-моделирующие.

Сюжетно-ролевая игра

Она характеризуется тем, что через сюжетно-ролевую ситуацию происходит своеобразное вживание ребенка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация.

Условия организации такой игры:

Выбор сюжета определяется конкретной воспитательной задачей;

Ненавязчивое, но твердое управление учителем игровой драматургией: расстановка (в самых общих чертах) психологической доминанты каждой роли. Предложение детям ролей с учетом их потребностей, притязаний, психологических и физических возможностей;

Подготовка детей к игре через анализ художественных произведений;

Активизация фантазии ребенка, создание воображаемой ситуации;

Помочь детям найти верные штрихи для воплощения в слове, красках и звуках конкретных образов, чувств, состояний и т.д.

Игры-драматизации – это произвольные творческие построения. Существенно здесь не только то, что изображает ребенок, но и то, как он это делает, насколько точно передает образ.

Особое значение в организации игры приобретает атрибутика.


Проблемно-моделирующая игра

Она характеризуется тем, что в ней происходит игровая деформация структуры художественного произведения, с тем, чтобы выявить специфическую роль конкретных средств художественной выразительности, а также предложить ребенку нестандартную ситуацию, требующую самостоятельного творческого решения. Например: - что будет, если мажорную пьесу сыграть в миноре? – что будет, если пьесу исполнить в низком регистре?

Сюда могут быть отнесены и другие формы игровых ситуаций:

Рассказ по кругу;

Проигрывание известных сказок (педагог предлагает сюжет сказки, выделяя в ней частную ситуацию, дети развивают ее в своем рассказе);

Защита фантастического проекта (предложить придумать фантастическую ситуацию и попытаться доказать ее жизнеспособность);

Отгадать песню по ритму;

Зеркальная импровизация предложенных несложных движений.

Игры должны активизировать творческие способности, способствовать формированию умения чутко воспринимать человеческие отношения. Они переводят ребенка из позиции объекта деятельности в позицию ее субъекта, что стимулирует формирование его эмоциональной и духовной культуры.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...