Как называются карты на которых показан. План местности

По степени обобщенности показателей тематические карты делятся на аналитические, синтетические и комплексные.

4.1.1. Аналитические карты

К аналитическим относятся карты, дающие конкретную характеристику одного или нескольких природных или социально-экономических явлений, без отображения связей и взаимодействий между ними. Для них используются необобщенные или мало обобщенные показатели, часто полученные на основе единичного наблюдения (на картах наблюдения). Например, карты отдельных метеорологических элементов, характеризующих их величину в тот или иной момент или период времени (рис. 4.1): температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, ветров и т.п.; или карты крутизны склонов, глубин, густоты расчленения рельефа и др. Аналитические карты дают информацию по определенным сторонам или свойствам объектов и явлений, им свойственно отвлечение от целого.

Рис. 4.1. Аналитическая карта фактической погоды

Сила аналитического картографирования в том, что оно позволяет как бы «расчленить» объект на составные части, обособленно рассмотреть их или даже выделить элементы этих частей. Такое «расчленение» может быть сколь угодно детальным, все зависит от глубины анализа. На начальных стадиях аналитического изучения объекта на картах показывают основные элементы его структуры, вещественного состава, особые признаки и свойства. Но по мере накопления знаний и совершенствования методики аналитические карты отражают все более тонкие особенности и детали строения. Так, изучая рельеф, применяют все более «тонкие» методы математического моделирования, получая все более детальные аналитические карты, например карты горизонтальной и вертикальной кривизны поверхности, карты вторых производных, характеризующих скорость изменения уклонов, карты дисперсии высот и т.п. Возможности анализа практически бесконечны.
Необходимо, однако, иметь в виду, что понятие «аналитическая карта» в определенном смысле относительно. Скажем, карта дневных температур, несомненно, аналитическая карта по отношению к карте среднемесячных, а тем более среднегодовых температур. Но и карту среднегодовых температур можно считать аналитической, если поставить ее в ряд с картами давления, осадков, испарения, преобладающих ветров - все они характеризуют лишь отдельные элементы климата. Такова диалектика всякого анализа, который неразрывно связан с синтезом.
Близки к аналитическим так называемые частные , или отраслевые , карты. Они имеют узкую тематику, подробно показывают какую-либо отдельную отрасль. Чаще всего, говоря об отраслевых картах, имеют в виду социально-экономическую тематику, связанную с отдельными отраслями промышленного или сельскохозяйственного производства. Отраслевыми принято считать карты машиностроения, текстильной, химической, пищевой и других отраслей промышленности или карты свекловодства, хлопководства, овцеводства, птицеводства и т.п.

4.1.2. Синтетические карты

Синтетические карты дают целостное пространственное отображение явлений в результате интерпретации наиболее существенных показателей, их соединения и обобщения с учетом связей между ними. Примером могут служить карты климатического районирования, сельскохозяйственной специализации районов, ландшафтные карты, на которых выделяются соответствующие области (районы) по совокупности многих показателей.
Синтетические карты обычно создают путем интеграции данных, отраженных в сериях аналитических карт. При небольшом числе синтезируемых показателей это можно делать вручную, но в более сложных случаях необходимо использовать методы математического моделирования.
Отметим, что синтетические карты всегда имеют довольно подробные, порой даже громоздкие легенды. В пояснениях к интегральной оценке стараются отразить многие исходные параметры.
Методы создания синтетических карт особенно усовершенствовались с внедрением геоинформационных систем, оперирующих одновременно десятками слоев информации. ГИС включают специальные процедуры для синтеза данных. В частности, это дало импульс широкому развитию синтетического эколого-географического картографирования условий жизни населения на основе учета комплекса природных, экономических и социальных параметров. Возможно даже совмещение на одной карте нескольких синтетических показателей.


Рис. 4.2. Синтетическая карта. Зоны специализации сельского хозяйства на юге Азербайджана

Иногда на одной и той же карте синтетическое изображение сочетается с некоторыми аналитическими показателями. Например, на экономических картах сельскохозяйственное районирование дается в синтетическом обобщении, а отрасли промышленности представлены аналитически. Это так называемые аналитико-синтетические карты.
Необходимо иметь в виду, что есть разные ступени синтеза. Геоморфологическая карта является синтетической по отношению к картам углов наклона и расчленения рельефа, но в то же время она может рассматриваться как аналитическая по отношению к карте природного районирования территории. Тут она стоит в ряду таких карт, как гидрологическая, почвенная, геоботаническая и др. То, что на одной ступени выступает как синтетическое изображение, на следующем, более высоком уровне становится «элементом» более сложной системы - так в картографировании проявляется диалектика процессов анализа-синтеза. Следует добавить к этому, что степень синтеза всегда возрастает с уменьшением масштаба карты, с переходом от показа отдельных объектов к изображению собирательных понятий. Иначе говоря, уровень синтеза находится в определенной зависимости от степени генерализации картографического изображения.

4.1.2. Комплексные карты

Комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик (показателей) одного явления. Например, на одной карте можно дать изобары и векторы преобладающих ветров, имея в виду, что ветры непосредственно связаны с полем атмосферного давления. На карте сельского хозяйства можно одновременно показать распаханность территории и урожайность пшеницы, на гидрологической карте - внутригодовое распределение стока в речном бассейне, водоносность рек и потенциальные энергоресурсы. На рис. 4.3 приведена комплексная карта, на которой изображение внутри годового распределения речного стока и водоносности рек совмещено с характеристикой потенциальных ресурсов гидроэнергии.


Рис. 4.3. Комплексная карта. Водоносность рек, распределение стока и потенциальные энергоресурсы восточной части Кольского полуострова

Каждая характеристика дается в своей системе показателей, но показ на одной карте двух, трех и более тем позволяет читателю рассматривать их в комплексе, визуально сопоставлять между собой, устанавливать закономерности размещения одного показателя относительно другого. В этом - главное достоинство комплексных карт.
Однако возникают и сложности. Дело в том, что на одной карте трудно совместить изображение нескольких явлений так, чтобы они хорошо читались. Известно, например, что можно совместить две системы изолиний (одна дается с послойной окраской, а другая - яркими цветными линиями), но три системы изолиний уже не читаются. Аналогично можно дать на карте две картограммы (одну - цветовой шкалой, а другую - штриховкой), дополнить карту значками, линиями движения, изображением ареалов и т.п., но при пяти-шести слоях комплексная карта становится перегруженной и теряет читаемость.
Хорошо известными примерами комплексных карт могут служить топографические карты, на которых совместно представлены рельеф, гидрография, растительность, почвы и грунты, населенные пункты, социально-экономические объекты, дорожная сеть, линии связи, административные границы - т.е. весь комплекс объектов, характеризующих местность.
Другой, не менее яркий пример - метеорологические карты, где на фоне изобар и линий атмосферных фронтов показаны метеоэлементы: температуры воздуха и почвы, влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество и вид осадков, облачность и др. - в совокупности они отражают погодные условия.
Тематические карты, отображающие несколько природных или социально-экономических элементов, относятся к типу комплексных карт. Например, синоптические карты, характеризующие в данное время погоду на определенной территории. Каждый элемент на этих картах (температура, давление, ветры и др.) характеризуются своей системой показателей, но все они сопоставляются между собой, рассматриваются комплексно, обычно с выявлением закономерностей размещения одного показателя относительно другого. Содержанием комплексных карт могут быть: одни природные явления (давление, ветры); несколько социально-экономических явлений (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); группа явлений, характеризующих природную среду, население и хозяйство (например, карты агропромышленных комплексов, отображающие взаимосвязи размещения промышленности и сельского хозяйства с природными ресурсами и сырьевыми базами). На комплексных картах часто одновременно применяют аналитические и синтетические приемы. Например, на экономических картах для отображения промышленности употребляют аналитические, а для сельского хозяйства - синтетические показатели. Топографические карты, отображающие различные элементы местности, также относятся к типу комплексных карт.
Среди тематических карт выделяются карты динамики и взаимосвязей , а также карты функциональных типов . К последним относятся инвентаризационные , оценочные , индикационные , прогнозные и рекомендательные карты.
Карты динамики передают движение, развитие определенного явления или процесса во времени или его перемещение в пространстве (перемещение водных масс, атмосферных вихрей, рост городов).


Рис. 4.4. Климатическая карта Антарктики

Карты взаимосвязей отображают характер и степень пространственных связей нескольких явлений (атмосферного давления и ветров, внесения удобрений и урожайность сельскохозяйственных культур). В основном это межотраслевые карты, отображающие связи между явлениями и процессами природы, населения и хозяйства.
Инвентаризационные карты - обычно это аналитические карты, отображающие (регистрирующие) наличие, расположение и состояние объектов и явлений (природных и трудовых ресурсов, объектов экономики: карты размещения полезных ископаемых, лесов, сельхозугодий, трудоспособного населения, объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.).
Оценочные карты - карты, дающие оценку определенных явлений (объектов) для решения конкретных задач (например, карты оценки природных условий территории для сельскохозяйственного производства или для строительства дорог и т.п.). Это прикладные карты, составляемые на основе инвентаризационных карт, чаще всего отражающих взаимодействие человека и природы.
Индикационные карты предназначены для предсказания и выявления неизвестных явлений на основе изучения других, хорошо известных. Составление индикационных карт опирается на представления о тесной связи индикаторов и индицируемых явлений. Так, индикационные карты растительности применяют для обнаружения тектонических разломов, поскольку над зонами разломов возникают особые условия циркуляции грунтовых вод, а это сказывается на видовом составе растительности. Некоторые виды растений служат индикаторами полезных ископаемых (особенно рудных месторождений, соляных залежей), отдельные ареалы животных индицируют распространение тех или иных болезней человека, поэтому индикационные геоботанические карты используют при разведке полезных ископаемых, а индикационные зоогеографические карты — при выявлении потенциальных ареалов болезней. Таким образом, по сути индикационные карты близки к картам прогнозным.
Прогнозные карты отображают неизвестные в настоящее время или недоступные для непосредственного наблюдения явления и процессы, происходящие как во времени (например, динамика численности населения в будущем, изменения в структуре промышленного производства и др.), так и в пространстве (например, размещение месторождений полезных ископаемых, строение недр Земли и др.). По степени достоверности (вероятности) прогноза карты могут быть: предварительного прогноза (схематичные мелкомасштабные карты), вероятного прогноза (наиболее детальные, чем карты предварительного прогноза, обычно это крупномасштабные карты), весьма вероятного прогноза (наиболее детальные, обычно крупномасштабные карты) и карты перспективного расчета (еще более точные карты, составленные по точным данным).
Рекомендательные карты обычно составляются на основе оценочных и прогнозных карт и содержат конкретные предложения (рекомендации), которые необходимо провести в данной ситуации (на определенной территории) для достижения какой-то цели (по рациональному использованию земель, охране и улучшению окружающей среды и т.д.).

4.2. КАРТЫ РАЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Назначение карт так же разнообразно, как разнообразны сферы человеческой деятельности, поэтому затруднительно указать все типы карт, различающиеся по этому признаку. Дело осложняется еще и тем, что ряд карт ориентирован на многоцелевое назначение - они одновременно служат для планирования, научных изысканий, учебных и культурно-просветительных целей, получения справочных сведений и много другого. И все же можно указать несколько типов карт, в которых особенно четко проявлены особенности их назначения.
Научно-справочные карты предназначены для выполнения по ним научных исследований и получения максимально подробной (для данного масштаба), достоверной и научно обработанной информации. Это карты для специалистов, работающих в сфере наук о Земле и социально-экономических наук.
Культурно-просветительские карты ориентированы на широкие читательские круги, они дают упрощенную, если можно так сказать, «облегченную» картографическую трактовку для лиц, не имеющих специальной географо-картографической подготовки. Назначение этих карт - распространение знаний, пропаганда идей (например, бережного отношения к природно-историческим памятникам), разъяснение планов экономического развития и освоения территорий и т.п. Такие карты обычно имеют яркое, простое, доходчивое оформление, дополняются диаграммами, рисунками, элементами плаката. К этому типу близки карты туристские и туристско -краеведческие , предназначенные для туристов, путешественников по родному краю и просто для отдыхающих. В их содержании основное внимание уделено местам, представляющим интерес для туристов (архитектурные и исторические памятники, заповедники, парки, музеи и др.). Карты отличаются красочным оформлением, сопровождаются подробными указателями и справочными сведениями. Они могут изображать обширные курортные районы (например, Черноморское побережье), национальные парки, города, отдельные лыжные, пешеходные, водные маршруты и т.п. К этой же группе примыкают карты для спортивного ориентирования , специально приспособленные для проведения соревнований по этому виду спорта.
Учебные карты - четко выделяемый тип карт, используемых как наглядные пособия или материалы для самостоятельной работы в школах и вузах. На них применяют проекции, способы изображения, учитывающие степень подготовки учащихся и характер использования карт в учебном процессе. Соответственно создают карты для начальной, средней и высшей школы. Их нагрузка должна соответствовать объемам учебных программ того или иного образовательного уровня. Отметим, что карты для высшей школы, предназначенные для аудиторий, по содержанию и детальности приближаются к научно-справочным, не теряя при этом своих демонстрационных свойств.

4.3. ШКОЛЬНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

4.3.1. Особенности школьных карт

По сравнению с другими картами школьные карты имеют ряд особенностей:
. согласованность их с соответствующей программой и учебниками , освобождение от излишних деталей. Чем младше учащиеся, тем меньше нагрузка карт для них. Чрезмерная детальность и нагрузка школьных карт может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление нужных для изучения объектов. Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае карта не будет правдоподобно отражать действительность. Поэтому даже на картах для младших классов дается некоторая дополнительная нагрузка из объектов, не упоминающихся в учебнике
. обзорность, обеспечивающаяся не только мелким масштабом, но и большой генерализацией, а также использованием особых графических приемов и, прежде всего, укрупнением условных знаков (особенно на стенных картах), созданием многопланового изображения, когда на первый план выдвигается то, что учащиеся должны знать в первую очередь;
. повышенная наглядность , позволяющая учащимся легко ассоциировать данные на карте обозначения с соответствующими объектами в натуре. Наглядность на картах достигается разными приемами - применением фоновых и штриховых расцветок ассоциирующихся с природными (голубой фон озер, синие реки, зеленые леса и т. п.), размещением на полях карты художественных изображений объектов и местности в целом, изображенной на карте, применением многоплановости картографического изображения и др.;
. применение довольно ограниченного числа картографических проекций ;
. масштаб на картах, предназначенных для изучения начального курса географии в младших классах обычно приводится именованный и линейный. Для старших классов на картах помещается и численный масштаб;
. ориентировка рамок школьных карт относительно линий картографической сетки выбирается такой, при которой средний меридиан проходит посередине карты. При этом сохраняется направление север-юг в середине карты в привычном для учащихся положении (север - вверху, юг - внизу).

4.3.2. Школьные географические атласы

Школьные географические атласы - главные пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся в классе и дома. Основная педагогическая цель в работе со школьными атласами - не передавать ученикам знания, а научить их самостоятельно добывать информацию. Как картографические произведения они обладают теми же свойствами, что и все атласы. Однако им присущи свойства, которые вытекают из специфики их назначения.
В настоящее время растет число школьных атласов, издаваемых как государственными учреждениями, так и частными фирмами. Поэтому выбор того или иного атласа в качестве основного, обязательного пособия должен основываться на тщательном анализе всех существующих произведений этого рода. Анализ школьных атласов проводится учителем по той же схеме, что и любого атласа. Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет более грамотно организовать работу с ними, научить учащихся более полно использовать их в качестве источника географических знаний.
Отдельные школьные атласы, помимо карт, включают специальные методические вводные разделы, рассматривающие особенности карт атласа и указания по работе с ними, справочные сведения о важнейших объектах земной поверхности (реках, озерах, островах, самых высоких горных вершинах и т. д.). Кроме того в атласах для старших классов справочные сведения помещены и на самих страницах атласа. Это различного рода диаграммы, таблицы, карты-врезки. Лучшие издания школьных атласов содержат космические снимки участков земной поверхности и общего вида Земли из космоса.
Среди группы атласов отдельных стран особого внимания заслуживает Национальный Атлас Украины - официальное государственное издание. Создан Атлас, как современная информационная система, имеет ряд важных функций. Широкие репрезентативные и информационные возможности позволяют использовать его во многих сферах жизни общества:
. в законотворческой и управленческой деятельности на национальном и региональном уровнях;
. для обоснования различных государственных программ сбалансированного экономического, социального, экологического и духовного развития регионов и государства в целом;
. в природопользовании и осуществлении мониторинга природных и социальных явлений и процессов;
. в системе школьного и высшего образования;
. при формировании внешней политики и развития международных отношений.
Он является источником современной информации об Украине для заинтересованного отечественного и зарубежного читателя и многочисленной украинской диаспоры.
По уровню теоретико-методического обеспечения и картографического воплощение пространственных данных Атлас сопоставим с национальными атласами других государств мира.


Рис. 4.5. Национальный Атлас Украины

В 2010 году вышла новая современная картографическая работа - Атлас учителя, который подготовлен Государственным научно-производственным предприятием "Картография".


Рис. 4.6. Атлас учителя изданный НПП "Картографія"

По своему содержанию и наполнению этот атлас можно назвать атлас-энциклопедия. И это действительно так. В четырех основных разделах атласа содержится огромная географическая информация о планете Земля.
Атлас выполнен по новейшим технологиям, иллюстрирован большим количеством фотографий и схем. Он создан на основе современных картографических и литературных источников и статистических материалов.
Карты атласа дополняет текстовая и географическая информация.

4.3.3. Специальные школьные карты и другие картографические произведения

К ним относят следующие:
а) контурные карты - одноцветные изображения, предназначенные для нанесения на них различных данных (надписей, знаков, объектов, явлений, процессов и т.п.). Они выпускаются в виде блоков с согласованной основой, масштабу, компоновкой. Существующие карты предусматривают постепенное усложнение работ с контурными картами от младших классов к старшим. Другая функция контурных карт - основа для составления тематических карт или картосхем при выявлении взаимосвязей исследуемых явлений и процессов;
б) индукционные карты - настенные контурные карты, выполненные на линолеуме или дерматине с несмываемыми контурами. Используются при работе с учащимися на настольных контурных картах, объяснении нового материала;
в) немые карты - обычные настенные карты, но без надписей; предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся у доски;
г) полунемые карты - характеризуют объекты первыми двумя-тремя буквами, а следующие буквы названий этих объектов ученику необходимо определить и дописать;
г) карты-трафареты - выполнены на прозрачной пленке для проектирования с эпидиаскопа на экран; дают возможность накладывать ряд пленок; используются при изучении нового материала;
д) эскизные картосхемы - картографические рисунки, сделанные ”на глаз“, без точного соблюдения масштаба на доске; используются при изучении нового материала, когда необходимо сконцентрировать внимание учащихся на определенном явлении или процессе;
е) электрифицированы и магнитные карты - обычные настенные карты, которые специально оборудованы; на электрифицированных картах в определенных местах встроенные электрические контакты, куда подсоединяются маленькие электрические лампочки; магнитные карты выполняются на специальных металлических листах; условные знаки на них сделаны из пенопласта с вставленным магнитом;
ж) текстовые карты - карты учебников и пособий, один из видов настольных карт и составная часть учебника как целостного произведения; вместе с текстом обеспечивают изучение необходимого программного материала. По тексту эти карты могут играть основную роль (текст их объясняет), вспомогательную роль (они объясняют, ”комментируют“ текст), находятся на паритетных началах;
с) глобусы начинают применять на уроках еще в младших классах для объяснения формы Земли, в последующих - для объяснения формы и размеров Земли, картографической сетки, сути параллелей и меридианов, при определении географических координат (географических широты и долготы), освещенности Земли Солнцем, движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси и т.д. Школьные глобусы изготавливают в масштабах 1:83 000 000, 1:50 000 000, 1:30 000 000; последний - демонстрационный, первые два - предназначены для самостоятельной работы учащихся; по содержанию делятся на физические , политические , рельефные . Распространены индукционные глобусы - на черном фоне светлой краской нанесена градусная сетка. Есть глобусы из прозрачного пластика с подсветкой изнутри.
В школьной программе по географии предусмотрено использование профилей, разрезов, блок-диаграмм, рельефных карт и т.д.

4.3.4. Педагогическая цель в работе с картой на уроках географии

Карта - наиболее используемый картографическое произведение в школьной программе по географии. Она является наиболее универсальным произведением. По карте можно решать различные творческие задачи. Применение карт в школьной географии преследует три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней:
а) понимать карту - это значит усвоить основные свойства карты, особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы применения;
б) читать карту - значит уметь выяснить географическую действительность с ее картографическим изображением, то есть по условным обозначениям обнаружить взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Характер чтения может быть различным и зависит от назначения и возможностей карты: от обычной справки (что? где? сколько?) до полного понимания взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений (почему? по каким причинам? как?);
в) знать карту - воспроизведение в памяти картографической информации, по памяти представлять взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, которые изучаются в школьном курсе географии.
Картографическая информация способствует упорядочению географических знаний, при этом эти знания имеют хорологическую и пространственную привязку.
Выше упомянутые цели по своему значению неравноценны, но взаимосвязаны. В школьной географии упор следует делать именно на чтении карты, которое должно строиться на понимании и знании карты.
Работа с картой или другими картографическими произведениями является интересной для школьников, потому что включает зрительную функцию памяти (нервный зрительный канал вчетверо мощнее, чем слуховой). Кроме того, детям всегда нравились путешествия и экскурсии. Это следует использовать для ”передачи“ учащимся знаний. Научить учащихся картографическим словесным методам невозможно, поэтому для учеников следует подбирать соответствующие картографические произведения, а не карты в целом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие карты называют аналитическими?
2. По каким показателям можно распознать аналитическую карту?
3. В чем преимущества аналитического картографирование?
4. В чем выражается относительность понятия «Аналитическая карта»?
5. По каким показателям можно распознать комплексную карту?
6. В чем преимущества и недостатки комплексного картографирования?
7. По каким показателям можно распознать синтетическую карту?
8. В чем преимущества и недостатки синтетического картографирование?
9. Какие методы математического моделирования применяются при составлении синтетических карт? В чем суть этих методов?
10. Каким образом в картографировании оказывается диалектика процессов анализа-синтеза?
11. Как соотносятся степень синтеза с масштабом карты?
12. Какие географические явления показывают карты динамики? Приведите примеры этих карт.
13. Какие географические явления передают карты взаимосвязей? Приведите примеры этих карт.
14. Какие данные содержат инвентаризационные карты?
15. Какие данные содержат оценочные карты?
16. Какие данные содержат индикационные карты?
17. Какие данные содержат прогнозные карты?
18. Как классифицируют прогнозные карты?
19. Какие данные содержат рекомендательные карты?
20. Для каких целей предназначены научно-справочные карты?
21. Для каких целей предназначены культурно-образовательные карты?
22. Для каких целей предназначены туристские карты?
23. Для каких целей предназначены учебные карты?
29. Приведите примеры современных комплексных атласов.

Всем доброго времени суток! В данном посте поговорим о видах географических карт. Я уже ранее писала короткую статью о , но сейчас об этом речь пойдет подробнее.

С давних времен для того чтобы отображать и передавать другим людям сведения о поверхности Земли, человек создавал карты.

Сегодня карты являются частью нашей повседневной жизни. Мы с ними сталкиваемся в прогнозах погоды, в путеводителях, при планировании путешествия и в дороге.

Виды географических карт.

Лучше всего нам знакомы общегеографические карты . На таких картах показаны основные элементы местности (растительность, рельеф, населенные пункты). Основное внимание тематические карты уделяют отдельным элементам, например, или температуре.

Карты постоянно обновляются, для того, чтобы отображать постоянные изменения, например, такие как появление новых границ, снос старых зданий, дорожное строительство… В 1990-х гг. после распада СССР картографам пришлось пересматривать политические карты Восточной Европы и бывшего СССР.

Географические атласы.

Географический атлас – это систематическое собрание географических карт. Главной чертой современного атласа является внутреннее единство всех карт, которые в него входят.

Достигается это использованием сопоставимых проекций, условных обозначений, масштабов, общих принципов оформления, способов изображения и т. д. Считается, что древнегреческий ученый й (II в. н. э.), составил первый географический атлас.

Атласы включают общегеографические карты мира и отдельных регионов , а также отдельные тематические (карты климатические, населения, экономические и т. д.)

На отображаются региональные и национальные границы, а также даны названия административных и политических единиц, и других основных населенных пунктов. Каждое государство и каждая административно-территориальная единица окрашиваются разными цветами.

Неровности на поверхности Земли на современных физических (рельефных) картах , чаще всего показывают при помощи шкалы гипсометрической окраски (оттенками синего показывают морское дно, коричневого – горы, зеленого – низменности).

Изображению рельефа дополнительную пластичность и наглядность придают теневая штриховка и отмывка. На гипсометрическое изображение для передачи теневой пластики, в некоторых случаях накладывают фоторельеф.

Положение отдельных вершин относительно уровня моря, показывают высотными отметками.

Топографические карты.


Топографические карты также относятся к общегеографическим , поскольку они изображают не только элементы гидрографии и рельеф, но и искусственные сооружения, включая коммуникации и населенные пункты, наложенные на естественный ландшафт.

Например, на довольно подробных топокартах масштаба 1:50 000 (в 1 см 500 м) кроме социально-экономических и природных объектов местности со всеми им присущими количественными и качественными особенностями и характеристиками размещения с помощью горизонталей (линий обычно коричневого цвета, которые соединяют точки с одинаковой высотой) показан рельеф.

Конечно же существуют карты и более крупных масштабов, включая планы городов, на которых нанесены отдельные здания, частные дома, сады…

В современном обществе общегеографические карты (в частности, топографические) находят все более широкое применение. К примеру, такие карты используют в спортивном ориентировании на местности.

Этот вид спорта возник в Скандинавии, и требует он умения узнавать элементы карты на местности, определять направление (азимут) движения и т. д. В парусном спорте используются навигационные карты прибрежной зоны.

Тематические карты.


Тематические карты содержат сведения о строении , о размещении , о , о погоде и т. д. Такие карты подразделяют на несколько видов.

На изолинейных картах широко используются разные типы линий, которые соединяют точки с одинаковой величиной определенного элемента.

На синоптических и климатических картах участки с одинаковым давлением соединены изобарами, с одинаковыми температурами – изотермами, с одинаковыми осадками – изогиетами.

На многих тематических картах для выражения количественных характеристик применяются условные окрашивание и обозначение.

Например, на картах населения, людность городского населения показана небольшими кругами разного диаметра и степенью их концентрации.

На картограммах применение разных цветов или разной насыщенности одного цвета для окраски отдельных участков прямо соответствует количественному показателю определенной характеристики (уровню преступности, рождаемости, плотности населения).

Внимание пользователей таких карт сосредотачивается на статистике — главном элементе картограммы.

Топологические карты являются очень наглядными. На таких картах миграционные или торговые потоки показываются стрелками или линиями, ширина которых отображает интенсивность процесса.

Очень часто топологические карты составляют без соблюдения масштаба изображения, это для того чтобы облегчить восприятие главной темы.

Например, для пассажира в схемах транспортных маршрутов главным является быстрое нахождение нужной станции и определение маршрута следования.

Также многие карты отображают результаты научных исследований. Например, геологические карты показывают строение определенного участка земной коры, такими картами пользуются географы, геологи, а также их используют при прокладке железных и автомобильных дорог, при строительстве зданий.

На геохимических картах показаны концентрации химических элементов в горных породах, на почвенных картах – типы . На эпидемиологических картах выделены ареалы тех или других заболеваний, это помогает ученым определить причины возникновения этих заболеваний.

Как пользоваться картой.

Возможности карт во многом ограничены их масштабом – степенью уменьшения линий и расстояний на карте в сравнении с их настоящими размерами на местности.

Возможности карты ограничены во многом ее масштабом – соотношением размера показанного на карте объекта к его настоящему размеру.

Чтобы на карте показать реку или дорогу в масштабе, пришлось бы рисовать очень тонкие линии, настолько тонкие, что их рассмотреть можно было бы только под микроскопом.

На карте масштаба 1:10 000 двухмиллиметровая линия соответствовала бы 20 метрам, а на карте масштаба 1:250 000 – 500 метрам.

Именно поэтому картографы очень часто упрощают некоторые элементы и передают только их характерные очертания (например, не пытаясь точно изобразить каждый изгиб и ширину реки).

Точность и подробность.

Ограниченный объем многих деталей – это еще один недостаток многих карт. Так, например, на топографических картах 1:50 000 нанесены лесистые участки и застройка, но пропущены канализационная сеть и подземные переходы.

Однако многие карты содержат большой объем самой разнообразной информации. Геологические карты при помощи условных обозначений и разных цветов дают физическую характеристику рельефообразующих пород и показывают их структуру.

Геологи, сравнивая очертания форм рельефа с границами разных геологических пластов, имеют возможность определить характер залегания и место их выхода на поверхность.

Чтение карты.

Очень важно карту уметь читать, и в том числе понимать, что означают на местности нанесенные на карту условные обозначения.

Например, отсутствие поверхностного стока в дождливой местности, может подсказать географам то, что на карте изображен известняковый ландшафт, а значит, поверхностные воды уходят в подземные пустоты.

Выход на поверхность источников, которые расположены в один ряд, говорит о наличии границы между водонепроницаемой и водоносной породой, что задерживает сток грунтовых вод.

Новшества в картографии.

Метод космического картографирования широко используется в последнее время. Сутью этого метода является составление тематических и топографических карт непосредственно по данным съемок из космоса.

Такой способ картографирования высокоэкономичный. Эффективен он особенно при обновлении и составлении карт территорий, которые слабо изучены, пополнении их содержания, показе тех явлений, которые видимы лишь с больших высот (глобальных разломов, например), составлении карт на определенную дату (синоптических карт), картографировании динамики явления.

Использование географических информационных систем (ГИС) – это последнее достижение картографии. ГИС – это компьютерная технология для анализа и картирования объектов реального мира, а также происходящих на нашей планете событий.

Данная технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как статистический анализ и запрос, с преимуществами полноценной визуализации географического анализа, которые предоставляет карта.

Все эти возможности отличают ГИС от других информационных систем, а также обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре задач, которые связанны с прогнозом и анализом явлений и событий окружающего мира, с выделением и осмыслением главных причин и факторов, а также возможных их последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.

Практически во всех сферах человеческой деятельности применяют ГИС – от анализа таких глобальных проблем, как сокращение лесных угодий, перенаселение, природные катастрофы, загрязнение территории, до решения частных задач, таких как подбор оптимального расположения нового офиса, поиск наилучшего маршрута между пунктами, прокладка трубопровода по местности, поиск дома по адресу, самые разные муниципальные задачи.

Информационные службы.


В картографии не так давно стали использовать мировую систему определения координат, которая использует спутниковые сигналы. «GPS» — глобальная навигационная система, также известная как «Navstar» (Navigation System with Time and Ranging – Навигационная система определения времени и дальности), предназначена для передачи навигационных сигналов, которые одновременно могут приниматься во всех регионах мира.

Первая штатная орбитальная группировка системы разворачивалась с июня 1989 г. по март 1994 г.: 24 космических аппарата были выведены на орбиту. В 1995 году состоялся окончательный ввод GPS в эксплуатацию.

Обслуживание и эксплуатация осуществляются Министерством обороны . Во всем мире система используется для решения, как военных навигационных задач, так и гражданских.

GPS-приемник позволяет определить скорость движения объекта, точное время и его (широту и долготу).

Процедура определения координат на местности стала доступной и простой благодаря появлению недорогих GPS-приемников , а также это дало толчок развитию систем электронной картографии.

В наши дни эта система применяется в аэро и морской навигации, в геодезии. Прокладывать маршрут движения на основе компьютерной обработки географических данных в цифровой форме позволяет служба географической информации.

Таким образом, мы рассмотрели виды географических карт, которые все время усовершенствуются и становятся более подробными и точными, а это очень хорошо для изучения нашей Земли и для помощи людям в навигации 😉

Как назвать карты предложенные кем-нибудь (без приготовления)

1. Назвать все карты без приготовления.

В данном действии необходимо обладать отличным зрением. Сядьте за стол, желательно при горящей свече, наклоните чуть голову и держите руки перед глазами, сквозь пальцы, смотря на стол, на котором до этого в удобном для Вас месте должна быть капля воды. Кто-либо другой должен держать колоду карт позади свечи таким образом, чтобы лицевая сторона карты была обращена к тому человеку, который смотрит на каплю воды и должен угадывать карту. Угадывающий карту, видит ее в капле воды, как в зеркале и может назвать все остальные карты. Можно проделать все это на столе, который хорошо отполирован, тогда будет еще проще.

То же самое можно сделать, если сесть напротив зеркала так, чтобы видеть себя в зеркале. Тогда необходимо держать колоду карт перед своим лицом таким образом, чтобы лицевая сторона была обращена в сторону людей и зеркала. При отгадывании карты нужно бросить мимолетный взгляд в зеркало, увидеть карту и опустить голову, смотря на стол, как бы усиленно думая, что это за карта, тогда в данном случае никто никогда и не догадается, что Вы видите карту в зеркале.

2. Назвать карты по порядку, держа колоду карт перед лбом.

Раздайте колоду на две половины. Зрители должны сидеть или стоять напротив Вас. Поднимите колоду перед собой повыше таким образом, чтобы Вам была видна лицевая сторона одной половины, а зрители смотрели на лицевую сторону другой половины колоды, которой первую карту Вы заметили. После этого назовите эту карту, а сами замечайте переднюю карту задней половины, которая обращена к Вам. Так делайте быстро со всей колодой, отбрасывая карты, поворачивая колоду, тасуйте ее, так чтобы к зрителю была всегда обращена та половина колоды, которая была обращена к Вам прежде.

3

. Из трех или более стопок карт узнать верхние карты. Перетасовывая карты, заметьте нижнюю карту и положите ее на верх колоды, допустим, эта карта дама червы. Затем дайте зрителю снять ее 2 раза таким образом, чтобы на столе образовались 3 стопки карт. Теперь одна верхняя карта одной из стопок известна (карта третьей стопки), неизвестны только верхние из двух других стопок. Их можно узнать так: допустим, верхняя карта первой стопки будет 10 червы, снимите ее со стопки и скажите, что эта карта дама червы, карту не показывайте зрителям. В снятой карте с первой стопки, например, оказалась 8 треф, тогда скажите, что верхняя карта второй стопки будет 8 треф, снимите эту карту со второй стопки, не показывая зрителю, карта со второй стопки оказалась пиковым тузом, и затем назовите верхнюю карту третьей стопки пиковым тузом, а сами снимите карту с дамой червы. В итоге у Вас в руках окажутся 3 угаданные Вами карты.

4 . Дать зрителю позволить из стопок давать по карте, которую показывают, подглядев ее.

Данный трюк является небольшим изменением трюка, который описан выше в п.3. Фокусник тасует карты, делает 4-5 стопок и вызывает любого зрителя, указывая ему на верхнюю карту одной стопки, затем называет ее и просит отдать ему эту карту. Карту берет к себе и делает с верхней картой другой стопки то же самое, после чего спрашивает, какую карту он просил, и не посмотрев, показывает ее. Зная верхнюю карту одной стопки, фокусник требует ее, и так поступает, когда просит кого-нибудь вынуть из стопки какую-либо карту, а сам берет последнюю.

5 . Назвать ряд карт, которые были замечены зрителями.

Положите 20 карт на стол по две карты рядом, после чего пусть любой из зрителей подойдет и посмотрит любые две карты, которые лежат вместе. Затем соберите все карты, только не сбейте карты лежавшие вместе, и разложите их по следующим словам: "Дорог дядин кубок тетке."

В этих словах каждая буква встречается 2 раза и по одинаковым буквам раскладывают карты, лежавшие рядом. После чего необходимо спросить зрителя в каком ряду лежат его карты и определить их по выше данным словам. Допустим, зритель скажет, что его карты лежат в первом ряду, тогда этими картами будут вторая и четвертая.

Для того, чтобы лучше разделить 10 пар лежащих рядом карт и чтобы все выглядело яснее для исполнителя трюка, можно прибегнуть к таблицам, что показаны выше, где в первой таблице карты первой пары обозначены 1-м, а карты второй пары 2-м.

6

. Отыскать вновь карту, которую вынул зритель. Исполнитель трюка должен перетасовать карты и заметить нижнюю карту в колоде, далее он должен дать вынуть зрителю любую карту из колоды, заметить ее и положить на стол, после чего накрыть ее всей колодой. Затем снять и еще раз снять и так сколько угодно раз. Если после этого отсчитать карты так, чтобы лицевая сторона колоды, которая лежит в руке, пришлась к верху, то вынутая и замеченная карта будет той, которая лежит перед картой, что была сперва самой нижней в колоде.

7

. Вытянутую карту не только отыскать, но и показать по заданному числу. Для этого нужно сделать так, как было описано в п.6 и после снятия подсмотреть карту под столом, затем найти ее, вынуть и положить сверху колоды. Теперь, когда зритель спросит, какая была по счету вынутая карта, то необходимо держать колоду за спиною и выбросить карты на стол, одну за другой, пока не выйдет требуемое число, по которому снять и показать верхнюю задуманную карту.

8 . Угадать выбранную карту.

Для того, чтобы угадать выбранную карту, возьмите из колоды 21 карту, положите их в 3 ряда и попросите кого-нибудь заметить карту и затем спросить, в котором ряду лежит эта карта. Далее перемешайте карты, только каждую кучку отдельно, а если кучка лежит одна на другой, то кучка с картой зрителя должна быть посередине. Затем разложите 3 другие ряда таким образом, чтобы верхняя карта была первая относительно первого ряда, вторая была первая относительно второго ряда, а третья была первая относительно третьего ряда и так далее, только чтобы одна карта шла в первый ряд, одна во второй и одна в третий ряд. Теперь, если спрашивают, в котором ряду найдется замеченная карта, то снова ряды соберите вместе и уложите как было описано выше и отсчитайте карты с любой стороны, замеченная карта окажется на одиннадцатом месте.

9 . Из тридцати трех карт назвать замеченную карту.

Данный трюк является шуткой, так как делается все наоборот, чем то, что указано в п.8. В каждом ряду кладется по 11 карт и замеченная карта окажется на 17 месте.

10 . Из двадцати семи карт назвать замеченную карту.

Данный трюк также является шуткой и делается с изменением п.9 и п.10. При этом в каждый ряд кладется по 9 карт и делается как в п.9. Замеченная карта будет на четырнадцатом месте.

11 . Найти карту с закрытыми глазами.

Для этого фокусник должен взять всю колоду в руку и подсмотреть нижнюю карту, затем перетасовать карты так, чтобы нижняя карта оказалась сверху колоды и после этого разложить колоду на 6 стопок карт с произвольным количеством. Нижнюю стопку, у которой верхняя карта именно та, что заметил фокусник, раскладывается на остальные стопки таким образом, чтобы верхняя карта осталась в руке. Все это делается для того, чтобы сбить с толку зрителей. Эту верхнюю карту, закрыв глаза, фокусник и отдает зрителю.

12 . Показать четверым зрителям по карте и затем найти их.

Положите в 4 ряда 16 карт. Затем возьмите первый ряд карт и отдайте зрителям. 4 зрителя должны запомнить по одной карте из этого ряда. Например, этими зрителями будут: зритель - А, зритель - Б, зритель - В, зритель - Д. В первый раз 16 карт должны быть разложены поперечно в такой последовательности.

Во второй раз карты должны быть разложены вдоль в следующей последовательности.

У зрителя А находится от 1-ой до 4-й, у Б от 5-й до 8-й, у В от 9-й до 12-й, у Д от 13-й до 16-й карты, но карту, которую каждый заметил, фокусник должен угадать. Раскладывание должно происходить быстро, чтобы зрители ничего не смогли понять.

Фокусник спрашивает у зрителя А, в котором ряду лежит его карта. На что А отвечает, что в первом, значит его карта первая, потому что она может быть одной из карт от 1-й до 4-й. Если Б скажет, что во втором ряду, то это значит, что карта лежит между картами 2 6 10 14, то он должно быть заметил карту 6 потом, что ему был предоставлен выбор карт от 5-й до 8-й. Таким образом можно каждому зрителю сказать карту, которую он заметил.

13 . Дать зрителю замеченную карту , после того как карты были перетасованы.

Фокусник тасует колоду карт под столом, незаметно для всех подсматривает нижнюю карту, после чего отсчитывает любое число карт, например, 5 карт и нижнюю замеченную карту вкладывает между отсчитанными картами остальной колоды. Поэтому замеченная карта будет шестая. После этого кладет карту на стол, снимает по несколько карт, то сверху, то снизу и кладет их на стол, но открывая их осторожно, чтобы не снять карт больше, чем было отсчитано, замеченная карта будет верхней. Далее из снятых и лежащих на столе карт можно кого-нибудь попросить выбрать одну карту и положить ее на карты, которые фокусник держит в руке, то есть получится, что на ту карту, которая была замечена. Затем все остальные на столе карты фокусник собирает в колоду и тасует, также осторожно, чтобы не разъединить вышеуказанные карты. Если посмотреть колоду снизу таким образом, чтобы лицевая сторона была перед глазами, то карта, которая идет после замеченной и будет той самой картой, которая была выбрана другим.

14 . Найти вытянутую и снова положенную карту в колоду.

Фокусник перетасовывает колоду с картами на виду у зрителей, затем дает любому зрителю вытащить любую карту, после чего зритель вкладывает карту в любое место колоды, причем фокусник должен вложить палец левой руки между вынутой картой и картой лежащей под ней. После этого фокусник берет нижние карты правой рукой и начинает их тасовать таким образом, чтобы замеченная карта оставалась всегда внизу. Затем с видом ищущего человека фокусник пытается найти карту в колоде, конечно же он ее находит и показывает всем зрителям.

15 . Как угадать карту посредством взвешивания.

Фокусник берет колоду карт, дает зрителю вынуть одну карту и запомнить ее значение. Затем фокусник пристально изучает спинку карты, не окажется ли каких-нибудь признаков и показывает вид будто бы карту взвешивает. Потом снова вкладывает ее в колоду и делает такой вид, как будто бы взвешивал каждую карту, но при этом отыскивает именно ту, на обороте которой был какой-нибудь признак.

16 . Угаданные карты.

В данном случае фокусник использует колоду с одинаковыми картами. Три зрителя вынимают по одной карте и кладут их обратно в колоду в произвольном порядке. Фокусник отходит в сторону и делает вид как будто бы рассматривает карты, а сам на самом деле вкладывает две другие карты специально для этого приготовленные. С одной из одинаковых карт и с обеими вложенными картами фокусник подходит к каждому из зрителей и спрашивает есть ли карта зрителя между этими тремя картами. Конечно же получает в ответ, что такая карта есть и тогда он показывает одинаковые карты, замеченные зрителями. При этом трое зрителей должны находиться в некотором отдалении друг от друга, чтобы никто из них не заметил, что вынимал одну и ту же карту.

17

. Принужденный выбор карты. Фокусник раскладывает примерно 15 карт, среди которых только одна карта с фигурой и при этом ясно различимая, все остальные карты шестерки семерки, восьмерки. Из разложенных карт таким образом, фокусник просит заметить одну карту, скорее всего это будет фигурная карта. После этого карты смешиваются и делается вид, что внимательно рассматриваются и без особых усилий фокусник называет эту карту.

18 . Прежде замеченная карта.

Фокусник берет в правую руку от двадцати до тридцати карт и держит их вверх рубашкой. Между тем он замечает нижнюю карту и передвигает ее до тех пор, пока она не ляжет в середине под картами и пальцами легко может быть сдвинута в любую сторону. Затем фокусник предлагает любому зрителю взять одну карту, нижнюю карту толкает туда, где лежала вынутая карта, другие ближние отнимаются, кладутся сверху, далее карты тасуются и нижняя известная карта показывается и фокусник говорит, что карта была вынута и другие зрители также могут ее увидеть.

Общие понятия картографии

С тех пор, как начало развиваться человеческое общество, возникла потребность в отображении и сохранении той или иной информации. С момента зарождения первых познаний человека об окружающем его мире, возник вопрос и о передаче информации географического характера.

Важным объектом географической информации являлась земная поверхность, территория. Одним из главных способов передачи информации о земной поверхности стало ее начертание. Так появилась географическая карта. Но чтобы изобразить часть территории, необходимо было уменьшить изображение, чтобы уместить его на лист чертежа.

Определение 1

Географическая карта – это чертеж участка земной поверхности, выполненный с помощью условных знаков и в определенном масштабе.

Определение 2

Масштаб – это математическое выражение, которое указывает, во сколько раз изображение увеличено или уменьшено по сравнению с действительными размерами.

Виды картографических проекций

Не будем забывать, что Земля – сфера, а карта – плоскость. Поэтому для переноса изображения со сферической поверхности на плоскость используют метод проекций.

Картографическая проекция – это способ переноса изображения земной поверхности со сферы на плоскость. В зависимости от взаиморасположения сферы и плоскости, различают такие основные виды картографических проекций:

  • азимутальная ;

Иногда применяют комбинированные проекции – поликоническую, псевдоконическую и псевдоцилиндрическую. Главное назначение проекций – уменьшить искажение изображения, неизбежно возникающее при переносе изображения со сферы на плоскость. Избежать полностью искажений невозможно. Их просто надо учитывать.

Различают следующие виды искажений:

  • искажения длин;
  • искажения углов;
  • искажения площадей и искажения форм.

В зависимости от избранной проекции мы можем уменьшить влияние одного искажения, но при этом усилится какое-либо другое искажение. Только на глобусе искажение практически отсутствует. На топографических картах из-за небольшой площади изображаемой территории искажения настолько незначительны, что ими можно пренебречь.

Виды географических карт

В зависимости от содержания изображенной информации, географические карты делятся на тематические и общегеографические. Тематические карты показывают размещение объектов, четко относящихся к определенной теме (растительность, животный мир, население, хозяйство, явления природы и т.п.).

Общегеографические карты отображают с одинаковой детальностью все географические объекты местности: рельеф, водоемы, населенные пункты и т.д.

Карты еще делятся на отдельные группы по назначению. Бывают карты учебные, туристические, справочные, культурно-просветительские, агитационные и пр.

Кроме отдельных карт часто используются географическими атласами – целостными подборками карт.

Классификация карт по масштабу

Местность на картах изображается в определенном масштабе. В зависимости от масштаба карты делятся на:

  • крупномасштабные (топографические ) – с масштабом $1:100 000$ и более;
  • среднемасштабные (обзорно-топографические ) – с масштабом $1:200 000 – 1:1 000 000$;
  • мелкомасштабные (обзорные ) – с масштабом менее $1: 1 000 000$.

Классификация карт по охвату территорий

В зависимости от территорий, изображенных на картах, карты делятся на карты мира (в том числе – карты полушарий), карты отдельных материков и океанов, карты отдельных стран, карты частей стран (регионов). Чем больше охват нанесенной территории, тем меньше подробностей и деталей содержит карта. Иначе на небольшой поверхности будет находиться большое количество трудноразличимых условных обозначений.

Определение 3

Отбор самых важных для изображения объектов называется картографической генерализацией .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...