Нехватка времени в шахматах как называется. Что такое цейтнот в шахматах и как с ним бороться? Когда "недомогание " переходит в болезнь
   При обдумывании ходов перед играющим не раз в течение партии возникает проблема, которая обычно решается интуитивно. Нужно "рассмотреть малое количество вариантов на возможно большее количество ходов или множество вариантов на два-три хода."(А.Котов)
.
   Производя после каждого конкретного расчета еще и оценку возникающей позиции, мозг совершает большую работу, на которую тратится время.
   Нередки случаи, когда в отдельных партиях возникают жесточайшие цейтноты. Существует мнение, что цейтноты присущи шахматистам "счетчикам", которые стараются до конца рассчитать и оценить все варианты, возникающие во время игры. Однако подобное решение вопроса вряд ли исчерпывает его до конца. Ведь среди цейтнотчиков встречаются и сильные, и слабые шахматисты, быстро и точно считающие и допускающие ошибки в своих расчетах. Чтобы правильно разобраться в этом вопросе рассмотрим, на что тратится основное время в течение партии. Если исключить редкие случаи, когда приходиться сложные комбинации с тихими малозаметными ходами, время тратится главным образом на составление плана. Гроссмейстер, например, как правило, не упустит в цейтноте форсированную комбинацию с , но будет неуютно чувствовать себя в проблемных позициях.
   "Чем ближе к цейтноту, тем меньше стратегии и больше тактики", - подтверждает эту мысль гроссмейстер Д.Бронштейн. Но слепое подражание гроссмейстерским приемам борьбы в цейтноте к хорошему не приведет. И гроссмейстеры в цейтноте допускают ошибки, а молодые шахматисты часто теряются настолько, что даже большое достигнутое ими преимущество, утрачивает значение, и исход партии становится делом случая.
   Цейтнотная болезнь обычно зарождается в молодые годы. Чаще всего причина ее вызвана не плохими счетными способностями, а состоянием неуверенности в себе, перепроверкой ранее рассчитанных вариантов, колебаниями при выборе одного из нескольких примерно равноценных предложений. Эта болезнь с годами прогрессирует, и тогда избавиться от нее зачастую становится невозможным. Поэтому бороться с цейтнотом необходимо сразу без промедлений.
   Следующие интересные мысли, высказанные крупнейшими шахматными специалистами, призваны помочь цейтнотчикам избавиться от этого коварного недуга.
   "Многие игроки допускают важную ошибку, а именно, они в запутанном положении стараются найти прежде всего комбинационное решение создавшейся проблемы и только затем уже, ничего не найдя, решаются"удовольствоваться" позиционным продолжением. Так поступать нельзя: в положениях, содержащих массу почти равноценных комбинационных предложений, с места в карьер надо ринуться за позиционным продолжением, ибо разбор уймы сложных вариантов - занятие неэкономичное, и поэтому мы от него смело и гордо откажемся. Другое дело, если число вариантов ограничено или если они неравноценны, тогда нужно поработать на ними."
А.Нимцович
   "Надо играть тренировочные партии и при этом обращать внимание в первую очередь на часы... и продолжать эти упражнения до тех пор, пока не выработается навык целесообразно распоряжаться временем."
М.Ботвинник
   Очень часто шахматисты пытаются объяснить свои поражения нехваткой времени. "Я проиграл в цейтноте", - говорят они, стараюсь оправдать себя и принизить достижение противника. Этот вредный и несамокритичным вывод не более самообман. Поражение всегда остается поражением и не может быть оправдано никакими средствами. Но истинные причины, вызвавшие его, должны быть выявлены, чтобы добиться их искоренения соответственными методами тренировок.
День добрый, дорогой друг!
Попробуйте сравнить обстановку в турнирном зале сразу после начала тура и непосредственно перед первым контролем времени. Нарастание напряжения, учащенный стук по часам. Причина – цейтнотная «горячка». Цейтнот в шахматах – своего рода «третий игрок» за доской.
Прежде чем продолжить, — с вашего позволения, воспользуюсь возможностью представить наши программы подготовки шахматистов
Есть только миг…
Помню, играю на спартакиаде народов РСФСР. Все как положено, когда в дело вступает его величество цейтнот. Наэлектризованная атмосфера, передающаяся почти на физическом уровне. Лихорадочный стук по клавишам. Мертвая тишина.
Вдруг от соседнего столика слышу истошный вопль: «Уй, @ляяяя!!!». Повернуться и посмотреть времени нет, у самого «флажок висит». Только слышу шепот зрителей: «Логинов зевнул ферзя!»
Если вы шахматист, вы меня хорошо понимаете, ибо вам знакомы эти ощущения.
Пространство и время словно спрессованы в сингулярности. Миг между прошлым и будущим. Еще минута и пять ходов… десять секунд… главное ничего не зевнуть… Все, контроль пройден! Флаг не рухнул, — уже неплохо. Выдох облегчения…
Чисто механически оглядываюсь по сторонам, то же самое делают игроки за соседними столиками. И только мастер Логинов, зевнувший ферзя, — уже сдался и подписывает бланк.
Несколько секунд чтобы прийти в себя и снова внимание на доску, – игра продолжается.
Определение
Теперь давайте отвлечемся от эпистолярного жанра и перейдем к прозе.
Полагаю вы уже поняли, а скорее всего знали и без меня:
Цейтнот в шахматах — нехватка времени на обдумывание . Время в турнирных шахматах регламентируется. Например: 1.5 часа на сорок ходов, и 30 мин. дополнительно до окончания партии.
При контроле до конца партии (типичный пример – блиц по 5 мин. на партию) – цейтнот может принять «жесткий» характер. Например, осталась всего минута до конца партии. При такой ситуации неизбежны ошибки, часто грубые, а то и вовсе просрочка времени.
Сегодня часто применяют контроль Фишера, — добавление некоторого количества времени после сделанного хода. Даже часы специальные – часы Фишера. Такой ход дает возможность «смягчить» жесткое ограничение времени и свети к минимуму грубые зевки.
Как фиксировать просрочку времени соперником?
В соответствии с правилами, просрочку времени фиксирует судья. Однако на практике судья не всегда рядом. Поэтому порядок действий следующий:
Заметив просрочку, вы:
- Произносите вслух: «Время!» или «Флаг!»
- Останавливаете часы. В обязательном порядке . Если этого не сделать –будет идти ваше время и пока вы ищете глазами судью, — ваш флажок также может упасть. Обоюдная просрочка времени – ничья.
- Зовете судью
На практике п.3 почти никогда не требуется. Ситуация очевидна и адекватный соперник не будет ее оспаривать.
Когда просрочка времени не является поражением?
В том случае, если при оставшихся фигурах невозможно поставить мат (например король со слоном против короля), партия признается закончившейся вничью.
Как играть в ситуции нехватки времени?
Понятно, что свой цейтнот и соперника — две большие разницы.
При своем дефиците времени
Поскольку времени на расчет вариантов нет, главное — ничего не зевнуть и сделать нужное количество ходов до контроля. Это все, как говорится не до жиру…
Иногда в цейтнотной горячке падает фигура, а то и несколько. Если соперник уронил фигуру при своем ходе и переключил часы, — немедленно переключайте часы назад, пока не поправит позицию.
То же самое, если сделал невозможный ход. Изредка бывает, что это все делают умышленно. Иногда встречаются подобные персонажи. Правило одно: давите на кнопку часов, пусть идет его время.
При дефиците времени соперника
Некоторые игроки начинают играть «на цейтнот». То есть играть также быстро, как и соперник. Смысл – не дать сопернику думать за счет своего времени.
Тактика довольно рискованная, но возможная. Я бы советовал сопернику играть быстрее, чем обычно, но не настолько, чтобы и вовсе лишиться преимущества по времени по своей воле.
Некоторые игроки, зная, что соперник имеет привычку играть «на время», умышленно залезают в цейтнот, провоцируя соперника на такую же быструю игру.
Не следует «вестись» на эту уловку. Для соперника будет неприятным сюрпризом, если вы не будете «дергаться» в его цейтноте.
Когда "недомогание " переходит в болезнь?
Ситуации с дефицитом времени бывают у всех. У кого-то это единичные случаи, у других — постоянный спутник. Как и многие другие болезни, “цейтнотная болезнь” может носить острый и хронический характер.
Ваш покорный слуга переболел этим недугом в молодости. Некоторые из моих коллег-шахматистов и по сей день страдают от периодических “обострений”.
Причины "болезни”
- Перфекционизм . Есть шахматисты, которые постоянно ищут лучший ход. Иногда находят. Но ценой огромных затрат времени. В результате могут запросто растерять «нажитое непосильным трудом» преимущество.
- Стиль игры. «Счетчики» попадают в цейтнот чаще, чем «стратеги» . Счетчики стремятся к ясности. Однако все варианты просчитать невозможно. Результат такого внутреннего противоречия – попадание в цейтнот.
- Страх поражения. Ну может не страх, — боязнь. В результате нерешительность, стремление оградить себя от всякого риска. В пятый –десятый раз проверка и перепроверка уже просчитанных вариантов.
«Профилактика и лечение»
- Лучшее – враг хорошего . Все, что ты видишь, — только в твоей голове. Все твои расчеты могут пойти прахом после первого же ответа соперника. Ибо у него в голове может быть совершенно другая картинка.
- Доверяй опыту и интуиции. Все посчитать невозможно. Еще Давид Бронштейн говорил, что обычно лучший ход тот, который первый приходит в голову. С этим можно поспорить, но ясно одно. Доверять себе и своей интуиции важно и нужно.
Возможно объективно это и не лучший ход, но состояние уверенности может с лихвой компенсировать какие-то чисто шахматные недочеты.
- Не бойся проиграть. Без поражений не бывает побед . Поражения – часть игры. Успех в шахматах определяется результатом на дистанции. Поражение в отдельной партии не является вселенской катастрофой, это неотъемлемая часть большого пути.
Ну и конечно дисциплина мышления. Мы обсуждали этот вопрос . Повторяться не будем.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного вам дня!
До середины XIX века шахматные партии играли без контроля времени. Партии продолжались несколько часов подряд, а иногда и суток. Некоторые игроки в заведомо проигрышной позиции начинали тянуть время, вынуждая соперника нервничать. Когда нервы у того сдавали окончательно, соперник мог согласиться на ничью, а то и проиграть. Если противники не успевали доиграть партию за один игровой день, игру откладывали. Игрок, чей ход был последним перед откладыванием партии, записывал секретный ход. Партия доигрывалась в назначенный день.
В литературе описывают матч между Говардом Стаунтоном и Пьером Сент-Аманом в 1843 году. 21-я партия их матча продолжалась 66 ходов в течение 14,5 часов.
На первом лондонском международном турнире 1851 года в партии Вильямс – Маклоу оба противника заснули, о чем помощник судьи сделал запись, и факт вошел в историю.
Шахматные часы
В 1853 году впервые лимит времени на обдумывание ходов ограничили. В партии Гарвиц – Левенталь на обдумывание одного хода давали 10 минут. Контроль времени вели песочными часами – у каждого соперника были свои. После сделанного хода игрок клал часы в горизонтальное положение и останавливал свое время на обдумывание. За превышение времени устанавливался денежный штраф.
В матче 1866 года Андерсен - Стейниц вместо песочных часов использовали обычные механические.
Еще одна идея заключалась в использовании двух часов с записью израсходованного времени после каждого хода. Такой способ контроля времени использовался в турнирах 1866 – 1873 гг.
Первые шахматные часы применили на лондонском турнире 1883 года. Часы были маятникового типа – после сделанного хода игрок перекатывал часы на свою сторону.
Контроль времени в турнире был один час на 15 ходов. Впервые в шахматах игроку, превысившему лимит времени, засчитывали проигрыш. До этого превышение лимита времени не считалось поражением.
Важный элемент шахматных часов, флажок, появился в 1899 году. Общепринятым использование флажка стало через два десятилетия. Поднятие флажка свидетельствовало о том, что до его падения осталось 3 минуты.
Привычные современному игроку кнопки появились на часах в 1900 году. Усовершенствованные часы стали использоваться повсеместно.
Специальные шахматные часы имеют 2 циферблата и 2 кнопки. Сделав ход, игрок нажимает свою кнопку, и его часы останавливаются. Отсчет времени начинается у игрока, к которому перешел ход. Нажимать кнопку часов надо той же рукой, какой игрок передвигал фигуру.
Одиннадцатый чемпион мира по шахматам Роберт Фишер запатентовал в 1989 году электронные шахматные часы. Часы стали одними из наиболее востребованных на турнирах.
Лимит времени на партию
В конце XIX столетия лимит времени составлял 2 часа на каждые 20 ходов. В начале ХХ века партии чаще всего играли с лимитом 2 часа на первые 30 ходов и по одному часу на каждые 15 последующих ходов.
Если один игрок просрочил время, а противник не может поставить мат при любой игре соперника, партию признают законченной вничью.
Если игрок поставил мат, а впоследствии обнаружили, что он просрочил время, победа ему присуждается.
При откладывании партии для доигрывания часы останавливают, записывают время на момент остановки. При доигрывании часы запускают с этих же показаний.
Существуют разные лимиты времени игры в шахматах.
- Классический вариант для игры в шахматы – 2 часа на 40 ходов, потом 1 час на следующие 20 ходов, 30 минут на завершение партии; или 2 часа на 40 ходов, 30 – 60 минут до конца партии.
- Рапид (быстрые шахматы). Обычное лимитирование времени составляет 30 минут для каждого игрока на всю партию. Но в целом рапидом считают любую партию, где дается больше 10 минут, и менее 1 часа времени.
- Блиц. Каждому игроку обычно дается 5 минут на всю партию.
В международных турнирах часто используют «турнирный контроль Фишера». По этой системе на первые 40 ходов выделяется 100 минут, на последующие 20 ходов – 50 минут, до конца партии – 10 минут. Система может меняться в определенных пределах.
Самая продолжительная партия по времени Степак – Машиан сыграна в полуфинале чемпионата Израиля в 1980 году. Она продолжалась 24 часа 30 минут и закончилась победой белых на 193-м ходу.
Самая длинная шахматная партия была сыграна в Белграде в 1989 году между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем. В течение 20 часов 15 минут в партии было сделано 269 ходов, игра закончилась вничью.
Для ограничения продолжительности партии введено правило, по которому шахматист может потребовать ничью, если в течение последних пятидесяти ходов не было ни одного взятия или хода пешкой.
Дольше всех обдумывал ход бразильский шахматист Франсиско Троис – 2 часа 20 минут.
Некоторые шахматисты используют недостаток времени (цейтнот) при попадании в худшую позицию. Обычно, это игроки с быстрым мышлением, развитой интуицией, любители играть блиц. Игрок намеренно тянет время, чтобы попасть в цейтнот. В цейтноте его противник тоже начинает играть быстро, чтобы не давать возможность обдумывать ответные ходы в его время. В итоге противник сам начинает делать ошибки и упускает выигрыш, а то и проигрывает.
Попробуйте сравнить обстановку в турнирном зале сразу после начала тура и непосредственно перед первым контролем времени. Нарастание напряжения, учащенный стук по часам. Причина – цейтнотная «горячка». Цейтнот в шахматах – своего рода «третий игрок» за доской.
ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ…
Помню, играю на спартакиаде народов РСФСР. Все как положено, когда в дело вступает его величество цейтнот. Наэлектризованная атмосфера, передающаяся почти на физическом уровне. Лихорадочный стук по клавишам. Мертвая тишина.
Вдруг от соседнего столика слышу истошный вопль: «Уй, @ляяяя!!!». Повернуться и посмотреть времени нет, у самого «флажок висит». Только слышу шепот зрителей: «Логинов зевнул ферзя!»
Если вы шахматист, вы меня хорошо понимаете, ибо вам знакомы эти ощущения.
Пространство и время словно спрессованы в сингулярности. Миг между прошлым и будущим. Еще минута и пять ходов… десять секунд… главное ничего не зевнуть… Все, контроль пройден! Флаг не рухнул, - уже неплохо. Выдох облегчения…
Чисто механически оглядываюсь по сторонам, то же самое делают игроки за соседними столиками. И только мастер Логинов, зевнувший ферзя, - уже сдался и подписывает бланк.
Несколько секунд чтобы прийти в себя и снова внимание на доску, – игра продолжается.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Теперь давайте отвлечемся от эпистолярного жанра и перейдем к прозе.
Полагаю вы уже поняли, а скорее всего знали и без меня:
Цейтнот в шахматах - нехватка времени на обдумывание . Время в турнирных шахматах регламентируется. Например: 1.5 часа на сорок ходов, и 30 мин. дополнительно до окончания партии.
При контроле до конца партии (типичный пример – блиц по 5 мин. на партию) – цейтнот может принять «жесткий» характер. Например, осталась всего минута до конца партии. При такой ситуации неизбежны ошибки, часто грубые, а то и вовсе просрочка времени.
Сегодня часто применяют контроль Фишера, - добавление некоторого количества времени после сделанного хода. Даже часы специальные – часы Фишера. Такой ход дает возможность «смягчить» жесткое ограничение времени и свети к минимуму грубые зевки.
КАК ФИКСИРОВАТЬ ПРОСРОЧКУ ВРЕМЕНИ СОПЕРНИКОМ?
В соответствии с правилами, просрочку времени фиксирует судья. Однако на практике судья не всегда рядом. Поэтому порядок действий следующий:
Заметив просрочку, вы:
- Произносите вслух: «Время!» или «Флаг!»
- Останавливаете часы. В обязательном порядке . Если этого не сделать –будет идти ваше время и пока вы ищете глазами судью, - ваш флажок также может упасть. Обоюдная просрочка времени – ничья.
- Зовете судью
На практике п.3 почти никогда не требуется. Ситуация очевидна и адекватный соперник не будет ее оспаривать.
Когда просрочка времени не является поражением?
В том случае, если при оставшихся фигурах невозможно поставить мат (например король со слоном против короля), партия признается закончившейся вничью.
КАК ИГРАТЬ В СИТУЦИИ НЕХВАТКИ ВРЕМЕНИ?
Понятно, что свой цейтнот и соперника - две большие разницы.
При своем дефиците времени
Поскольку времени на расчет вариантов нет, главное - ничего не зевнуть и сделать нужное количество ходов до контроля. Это все, как говорится не до жиру…
Иногда в цейтнотной горячке падает фигура, а то и несколько. Если соперник уронил фигуру при своем ходе и переключил часы, - немедленно переключайте часы назад, пока не поправит позицию.
То же самое, если сделал невозможный ход. Изредка бывает, что это все делают умышленно. Иногда встречаются подобные персонажи. Правило одно: давите на кнопку часов, пусть идет его время.
При дефиците времени соперника
Некоторые игроки начинают играть «на цейтнот». То есть играть также быстро, как и соперник. Смысл – не дать сопернику думать за счет своего времени.
Тактика довольно рискованная, но возможная. Я бы советовал сопернику играть быстрее, чем обычно, но не настолько, чтобы и вовсе лишиться преимущества по времени по своей воле.
Некоторые игроки, зная, что соперник имеет привычку играть «на время», умышленно залезают в цейтнот, провоцируя соперника на такую же быструю игру.
Не следует «вестись» на эту уловку. Для соперника будет неприятным сюрпризом, если вы не будете «дергаться» в его цейтноте.
КОГДА «НЕДОМОГАНИЕ » ПЕРЕХОДИТ В БОЛЕЗНЬ?
Ситуации с дефицитом времени бывают у всех. У кого-то это единичные случаи, у других - постоянный спутник. Как и многие другие болезни, “цейтнотная болезнь” может носить острый и хронический характер.
Ваш покорный слуга переболел этим недугом в молодости. Некоторые из моих коллег-шахматистов и по сей день страдают от периодических “обострений”.
Причины «болезни”
- Перфекционизм . Есть шахматисты, которые постоянно ищут лучший ход. Иногда находят. Но ценой огромных затрат времени. В результате могут запросто растерять «нажитое непосильным трудом» преимущество.
- Стиль игры. «Счетчики» попадают в цейтнот чаще, чем «стратеги» . Счетчики стремятся к ясности. Однако все варианты просчитать невозможно. Результат такого внутреннего противоречия – попадание в цейтнот.
- Страх поражения. Ну может не страх, - боязнь. В результате нерешительность, стремление оградить себя от всякого риска. В пятый –десятый раз проверка и перепроверка уже просчитанных вариантов.
«Профилактика и лечение»
- Лучшее – враг хорошего . Все, что ты видишь, - только в твоей голове. Все твои расчеты могут пойти прахом после первого же ответа соперника. Ибо у него в голове может быть совершенно другая картинка.
- Доверяй опыту и интуиции. Все посчитать невозможно. Еще Давид Бронштейн говорил, что обычно лучший ход тот, который первый приходит в голову. С этим можно поспорить, но ясно одно. Доверять себе и своей интуиции важно и нужно.
Возможно объективно это и не лучший ход, но состояние уверенности может с лихвой компенсировать какие-то чисто шахматные недочеты.
- Не бойся проиграть. Без поражений не бывает побед . Поражения – часть игры. Успех в шахматах определяется результатом на дистанции. Поражение в отдельной партии не является вселенской катастрофой, это неотъемлемая часть большого пути.
Ну и конечно дисциплина мышления.