Ориентировка в пространстве: предлоги. Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Игры на употребление предлогов в саду

«Система игр

Выполнила:

на закрепление предлогов»

Учитель – логопед: Трясина Юлия Евгеньевна

Челябинская область

город Миасс

МКДОУ №18


У большего количества детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно право, лево); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений графической деятельности, конструктивной, игровой и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.


« В гостях у Мухомора»

Цели :

1.Обучение чтению графических схем с предлогами, использование этих предлоги в речи при составлении предложений;

2.Развитие умения словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

Оборудование : карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Логопед предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.


«Федорино горе»

Цели :

1.Обучение чтению графических схем с предлогами, использование их в речи при составлении предложений;

2.Развитиеумения словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;

3.Закрепление и расширение пространственных наречий: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением посуды, которые спрятались на полке у Федоры; схемы предлогов.

Логопед вывешивает картинку, на которой Федора приглашает детей поиграть с ней в прятки. Дети отыскивают местоположение посуды с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, что, где спряталось. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

Что спряталось выше всех?

Что ближе к нам?


«Терем теремок»

Цели:

1.Отражение пространственных отношений между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

2.Учить различать предлоги под и над, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;

Оборудование : картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Логопед предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под мышкой?»


«Зашифрованное предложение»

Цель :

1.Обучение чтению графических схем с предлогами, использование этих предлогов в речи при составлении предложений.

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Логопед предлагает детям «прочитать» предложение. Например, карточка (кошка- схема предлога из-под –шляпа); ребёнок составляет предложение: «Кошка выглядывает из-под шляпы». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные предложения с известными ему предлогами.


«Заселите домики»

Цели:

1.Уточнение и дифференциация значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Логопед предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.


«Бросай – ка»

Цель:

1.Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Оборудование : кубики на гранях которого изображены схемы предлогов.

Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.


«Весёлый паровозик»

Цель:

1. Закрепление предложно-падежных конструкций;

2. Дифференциация предлогов В, НА, ПОД,НАД.

Оборудование: На доске выставляется макет поезда, в каждом вагоне в окошечках предлоги.

Логопед говорит: - Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД. Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит под столом»


Спасибо за

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнение словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:

  1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, около, возле; сложные предлоги: из-под, из-за).
  2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.
  3. Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.
  4. Составление предложных конструкций и простых распространенных предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность

Игры с предлогами

I. Игры с кубиками

Оборудование: кубики со схемами предлогов, игрушки, предметные картинки.

Описание кубика. На гранях кубика изображены схемы предлогов.

Фото 1

Вариант кубиков:

  1. Предлоги: В, НА (Приложение 1 )
  2. Предлоги: В, НА, ИЗ (Приложение 2 )
  3. Предлоги: НАД, ПОД (Приложение 3 )
  4. Предлоги: ОТ, К, МЕЖДУ (Приложение 4 )
  5. Предлоги: ИЗ, ИЗ-ЗА (Приложение 5 )
  6. Предлоги: ЗА, ИЗ-ЗА (Приложение 6 )
  7. Предлоги: ИЗ, ИЗ-ПОД (Приложение 7 )

Ход игры:

Дети произносят считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы кидать!

Ребёнок, на котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог “маленькое слово”, и выполняет инструкцию логопеда.

Инструкция 1:. Назови “маленькое слово”. Придумай предложение про игрушку, в котором будет это “маленькое слово” ….

Инструкция 2: Назови “маленькое слово”. Найди картинку с предложением, в котором есть это “маленькое слово” ….

Примечание: Вариантов заданий для игры могут быть следующими:

– действия с кубиком и игрушкой (мячик, карандаш, кукла и т.д.); выполнить действие по схеме, составить предложение;

– действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой;

– действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предлога (по схеме), показать соответствующую картинку; к картинке подобрать и показать на кубике схему; к выпавшей схеме подобрать картинки.

II. Игра “Чудесные часики

Оборудование: кубики с точками, часики со стрелкой и нарисованными схемами предлогов, игрушки, предметные картинки. (Приложение 8 )

Примечание: Варианты заданий для игры те же, что и в “игре с кубиками”.

Вариант I.

Ведущий кидает кубик с точками и передвигает стрелку на часах на столько делений, сколько точек выпадет на кубике. Когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором стрелка остановилась.

Вариант II.

Ведущий закрывает глаза, двигает стрелку на часах. Остальные дети считают до пяти, когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором остановилась стрелка.

III. Игра “Четыре картинки

Эту игру можно проводить с одним ребенком и с небольшой группой детей (2-4 человека)

Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок, 4 большие карты с изображением схем предлогов, 16 маленьких карточек с сюжетными картинками, 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов (Приложение 9 ).

1. “Парные картинки”.

В игре участвуют все маленькие карточки. Ребенок подбирает 2 (сюжет и схему) карточки с одинаковым предлогом.

2. “Лото”

Вариант I.

Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты. 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящий сюжет.

Вариант II

Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте схемы. 16 маленьких карточек с изображением сюжета ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящая схема предлога.

Вариант III

Ведущий раздает детям по две карты (одна с изображением сюжетов, другая со схемами). 32 маленькие карточки ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящее изображение или схема.

Здравствуйте, друзья! Сегодня я приготовила для наших малышей обучающую игру, которая познакомит Вашего ребенка с предлогами, с их значением и научит правильно употреблять их в речи.

Когда ребенок маленький, то его речь умиляет, неумение строить речевые конструкции и не до конца понятое значение слова смешит.

Мы пересказываем родственникам, другим мамам-подругам эти умильные выражения и высказывания.

Но с возрастом, ребенок увереннее оперирует словом, справляется с пониманием его значения употребляет его в нужной форме и по назначению.

Большую роль в составлении правильной конструкции высказывания играют предлоги. Они помогают наблюдать за изменением формы слова.

Соединение предлога и слова дает понимание происходящего процесса, ориентиры для точного употребления при построении фразы.

Мы, взрослые, не задумываемся над тем, какой предлог использовать в той или иной фразе. Мы уже четко знаем значение каждого из них.

А ребенок еще не знает. Поэтому и получается: «Поехали в на дачу», «Мухи летают под цветами» и т.д.

Предлагаемая игра познакомит ребенка с предлогами, которые часто встречаются, и их значением. Начните с этого. Их всего-то в игре 5: с, у, из, за, над.

Знакомство со значением предлогов лучше начинать с помощью игрушек.

Предлог У отвечает за нахождение одного предмета рядом с другим предметом. Предложите ребенку поставить машинку у кубика или домика.

А теперь попросите его поставить машинку за домиком. Вот ребенок понял значение предлога ЗА, отвечающего за нахождение предмета позади другого.

Возьмите зайку и посадите на кубик. Попросите малыша показать, как зайка прыгает с кубика. Это движение игрушки вниз закрепляет понимание значения предлога С.

Возьмите самолетик и попросите показать ребенка, как он летит над кубиком или домиком. Вот и со значением предлога НАД познакомились, когда предмет находится вверху над другим предметом.

Ну, и остался еще один предлог ИЗ, отвечающий за извлекающие движения предмета из чего-либо. Посадите зайку в коробку и попросите вытащить его из нее.

Когда Вы или ребенок совершаете действия с предметами, просите малыша озвучивать действия, объяснять, что он делает.

Так, манипулируя с предметами, рассказывая о своих действиях, ребенок осознает и начинает различать значение того или иного предлога.

Ну, а теперь об игре. Перед Вами игровой набор. В нем восемь листов:

Лист 1 - схемы предлогов. В них наглядно показаны действие, соответствующее использованию того или иного предлога и схематичное изображение этого действия. Этот лист Вам пригодится для обучения и систематизации знаний ребенка.

Листы 2-6 - это карты лото, игровое поле для заполнения его маленькими карточками.

Листы 7-8 - сами маленькие карточки, которые перед игрой нужно разрезать.

Как играть?

Материал игры дает возможность разнообразить ее различными вариантами. Вы сами сможете придумывать свои игры на основе уже имеющихся вариантов. Ваша фантазия Вам многое подскажет.

Какие идеи предложены в игре?

  1. «Подбери карточку».

Положите перед ребенком карту лото. Рассмотрите вместе с ним картинки на маленьких карточках. Предложите малышу найти те карточки, которые подходят к схемам, изображенным на игровом поле. По мере отбора подходящих карточек ребенок заполняет все пустые клетки. Помогите ребенку, если он ошибся. Уточните у него содержание маленькой карточки и укажите на то, что она не соответствует схеме, которую он заполнил.

  1. «Отвечай!»

Перед игроками карты лото. У ведущего маленькие карточки. Показывая карточку игрокам, ведущий задает вопрос в такой форме, чтобы ответ мог предполагать присутствие в нем нужного предлога. Например, «У чего стоит цыпленок?», «С чего падает яблоко?» Добивайтесь полного ответа на вопрос: «Цыпленок стоит у лужи», «Яблоко падает с ветки». Если ответ составлен правильно, то игрок забирает карточку и закрывает ею соответствующее поле. Победитель оценивается не только по заполненным полям, но точным ответам.

  1. «Четвертый лишний»

Игровым материалом являются только маленькие карточки. Взрослый создает несколько групп карточек. Их можно заготовить заранее, перед игрой. В одну группу входят три карточки с одним предлогом, а четвертая - с другим. Раскладываете перед ребенком карточки одной группы. Предлагаете ему найти лишнюю и объяснить свой выбор.

  1. «Подбери к схеме»

Взрослый выкладывает перед ребенком три маленькие карточки на разные предлоги. И предлагает подобрать к схеме подходящую карточку.

  1. «Кто самый быстрый?»

Количество участников игры - 2-3 человека. У них по одной большой карте. Перед игроками лежат все маленькие карточки. Задача - отобрать все карточки в соответствии со своей схемой. По сигналу дети начинают заполнять клетки игрового поля маленькими карточками. Кто быстрее всех справится с заданием, побеждает.

  1. «Опиши!»

а) Отберите карточки с одним предлогом. Предложите ребенку описать действия на картинке. Не забывайте, что ребенок должен составить полное предложение с использованием предлога.

Развивающая игра "Маленькие слова" (предлоги)

Правила игры "Маленькие слова"

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаем вашему вниманию игру о "маленьких словах" - предлогах. Наша игра поможет детям:

Научиться понимать пространственное значение предлогов, например:
под, над, на, в, у, около, возле и т.д.;

Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;

Научиться составлять предложения по картинке, затем сочинять неболь-
шие рассказы;

Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую
тему.

Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям. У вас по-лучится:

18 карточек с предлогами, 18 карточек с рисунками.

При работе с предлогами вначале отрабатывается понимание конкретно-пространственного значения предлогов.

Вариант I

Задание 1. Потренируйтесь в выполнении действий по указанию ведуще-го, уточняя "маленькие слова" - предлоги.

Задание 2. Перед ребёнком или группой детей выкладываются карточки -схемы (6 шт). Ведущий говорит предложение, например: "В сумке лежит блокнот." Дети должны определить, к какой схеме подходит "маленькое слово" - предлог.

Задание 3. Кто больше придумает предложений с карточками - схемами.

Задание 4. Понадобятся карточки с рисунками (18 шт.) и карточки с предлогами (18 шт.)

Детям раздаются карточки с рисунками в зависимости от количества иг-рающих и уровня подготовленности. Ведущий показывает карточку с пред-логом и называет "маленькое слово". Тот, кому подходит эта карточка с предлогом, берёт её себе, кладёт на свою карточку и составляет предложение по карточке. Ведущему важно уточнить количество слов в предложе-нии и обратить внимание детей на предлог как отдельное слово.

Вариант II

Вам понадобится: игровое поле, карточки с предлогами (18 шт.), фишки икубик.

Играют 2 - 6 человек. На игровое поле в произвольном порядке на пус-тые квадраты выложите карточки с предлогами лицевой стороной вверх. Поставьте фишки на старте. Броском кубика определите очерёдность хода.

Далее ход по часовой стрелке. Бросайте кубик и ходите в любом на-правлении к карточке с предлогом. Встав на неё, нужно составить любое предложение с этим предлогом. Составили - карточка ваша. Не составили-карточка остаётся на поле. Цель игры: собрать все карточки с предлогами.

При попадании игрока на квадрат с рисунком, нужно составить предло-жение с предлогом по картинке, пользуясь подсказкой внизу картинки, либо с любым своим предлогом. При повторном попадании на сюжетную картинку, игрок составляет предложение с другим предлогом.

Если игрок правильно составил предложение, он получает право сделать ход на 1 кружок в любом направлении.

Игрок пропускает ход при попадании на желтый кружок, где "предлог": "обедает", "устал" (отдыхает на пеньке), "заболел зуб"

Если игрок попадает на оранжевый кружок, где "предлог" с рюкзаком, тогда нужно двигаться по направлению стрелки, а с парашютом (розовый кружок) - на начало игры. В центре игрового поля есть лабиринт, внутри которого находится карточка с предлогом. Попасть к этой карточке можно только с фиолетового кружка.

Побеждает тот, у кого в конце игры оказалось больше карточек. При одинаковом количестве карточек, побеждает тот, кто первым их соберет.

Вариант3

Выбрать 3 любых картинки на игровом поле и сочинить по ним связный рассказ. Назвать использованные предлоги. У кого больше предлогов, тот и победит.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...