Зачем покойнику кладут монеты на глаза. Приметы связанные с похоронами — как не навлечь на себя беду после похорон

До сих пор порой во время похорон даже в нашей стране кладут медяки на глаза. Не совсем, однако, понимая, зачем. Однако знать, откуда традиция берёт начало, весьма важно.

Древние имели очень конкретные и хорошо очерченные представления о жизни на земле и посмертии. Все греки хорошо понимали, что с ними будет, когда их жизнь завершится.

За жизнь каждого человека отвечали ведуньи-мойры, выглядевшие как три сестры-прялки. Клото, старшая, пряла нить судьбы, Лахезис, средняя, отмеряла положенный срок жизни, наматывая нить на веретено, и, наконец, младшая Атропос обрезала божественными ножницами нить в отмеченном месте.

Сожжение
После обрыва нити жизнь грека заканчивалась, и он отправлялся в неприятное жизнелюбам-грекам царство Аида. Там тень человека оказывалась на берегу реки Стикс, отделяющих мир мёртвых от мира живых.

Харон берёт плату
Стикс («Ненависть», «Ненавистная») была самым священным местом. Боги, поклявшиеся Стиксом, не могли нарушить клятву. Через Стикс переправлял Харон. За перевозку он требовал платы.

Монетка во рту
Тут важно сказать, что древние верили, что за свою жизнь человек должен успеть стать дорог достаточному количеству людей, чтобы те провели над ним погребальные обряды - хотя бы положили те же монеты на глаза, а лучше - сожгли с богатыми дарами. Такие поверья жили вплоть до конца Римского государства.

Пышные похороны Патрокла
Умерший являлся к берегам реки мёртвых со всем, с чем он был похоронен. Всё это было не так важно для греков, как для египтян, которые верили, что тела умерших надо самым тщательным образом сохранять, ибо в том же самом виде они будут существовать и после смерти, в каком пребывает их тело: нет, греки все дары переправляли подземным богам, дабы те не препятствовали тени занять своё место в посмертии.

Перевозчик Харон
В то же время убиение жертвенных животных в честь умерших влияло на тени: те могли похлебать крови этих самых животных.


С медяками на глазах
Грек, похороненный с монетами, мог отдать плату Харону, и тот перевозил его через реку. Бывало, что Харон перевозил и живых, но это всегда были выдающиеся люди - Геракл, с которым лучше было не связываться, Орфей, зачаровавший перевозчика игрой на арфе, и Эней, подкупивший его.

Его Харон точно принял
Умерших судили три брата - великих судьи: Мионс, Эак и Радамант. Однообразны были их приговоры, ибо греки равнодушно относились к обычным, ничем не выдающимся и не выделяющимся людям. Они отправлялись просто страдать в мрачное и скучное царство Аида. Большинство людей попадало именно туда. Выдающихся грешников судьи отправляли вечно мучиться, например, таскать камни, как Сизифу.

Сизиф трудится
Но такими решениями почти всегда ведали сами боги, ибо по-настоящему страшным должно было быть преступление, чтобы для негодяя создавать отдельное мучение. Наконец, великие герои отправлялись в Элизиум, на острова блаженных.

Элизиум
Там они не знали бед и вечно пировали. Совсем великих героев ждал сам Олимп, но таковых набрались единицы: Дионис, Геракл, братья Диоскуры и ещё кое-кто.

До сих пор порой во время похорон даже в нашей стране кладут медяки на глаза. Не совсем, однако, понимая, зачем. Однако знать, откуда традиция берёт начало, весьма важно.

Древние имели очень конкретные и хорошо очерченные представления о жизни на земле и посмертии. Все греки хорошо понимали, что с ними будет, когда их жизнь завершится.


За жизнь каждого человека отвечали ведуньи-мойры, выглядевшие как три сестры-прялки. Клото, старшая, пряла нить судьбы, Лахезис, средняя, отмеряла положенный срок жизни, наматывая нить на веретено, и, наконец, младшая Атропос обрезала божественными ножницами нить в отмеченном месте.

После обрыва нити жизнь грека заканчивалась, и он отправлялся в неприятное жизнелюбам-грекам царство Аида. Там тень человека оказывалась на берегу реки Стикс, отделяющих мир мёртвых от мира живых.

Стикс («Ненависть», «Ненавистная») была самым священным местом. Боги, поклявшиеся Стиксом, не могли нарушить клятву. Через Стикс переправлял Харон. За перевозку он требовал платы.

Тут важно сказать, что древние верили, что за свою жизнь человек должен успеть стать дорог достаточному количеству людей, чтобы те провели над ним погребальные обряды — хотя бы положили те же монеты на глаза, а лучше — сожгли с богатыми дарами. Такие поверья жили вплоть до конца Римского государства.

Умерший являлся к берегам реки мёртвых со всем, с чем он был похоронен. Всё это было не так важно для греков, как для египтян, которые верили, что тела умерших надо самым тщательным образом сохранять, ибо в том же самом виде они будут существовать и после смерти, в каком пребывает их тело: нет, греки все дары переправляли подземным богам, дабы те не препятствовали тени занять своё место в посмертии.

В то же время убиение жертвенных животных в честь умерших влияло на тени: те могли похлебать крови этих самых животных.

Грек, похороненный с монетами, мог отдать плату Харону, и тот перевозил его через реку. Бывало, что Харон перевозил и живых, но это всегда были выдающиеся люди — Геракл, с которым лучше было не связываться, Орфей, зачаровавший перевозчика игрой на арфе, и Эней, подкупивший его.

Умерших судили три брата — великих судьи: Мионс, Эак и Радамант. Однообразны были их приговоры, ибо греки равнодушно относились к обычным, ничем не выдающимся и не выделяющимся людям. Они отправлялись просто страдать в мрачное и скучное царство Аида. Большинство людей попадало именно туда. Выдающихся грешников судьи отправляли вечно мучиться, например, таскать камни, как Сизифу.

Но такими решениями почти всегда ведали сами боги, ибо по-настоящему страшным должно было быть преступление, чтобы для негодяя создавать отдельное мучение. Наконец, великие герои отправлялись в Элизиум, на острова блаженных.

Там они не знали бед и вечно пировали. Совсем великих героев ждал сам Олимп, но таковых набрались единицы: Дионис, Геракл, братья Диоскуры и ещё кое-кто.

Зачем в древности умершим клали на глаза монеты? Что это значило? Как можно подробнее и получил лучший ответ

Ответ от Мила новицкая[гуру]
В древности греки клали умершему монеты на глаза. Такой ритуал был обусловлен старым поверьем, что необходимо заплатить переправщику, который перевозил умершего через реку Стикс в царство мёртвых.
в наше время это делают для того чтобы мышцы самопроизвольно не дёргались и не открылись глаза, после того как труп застывает, монеты снимают

Ответ от Ёаша О. [новичек]
Чтобы дети не пугались закрытых глаз 😉


Ответ от Алина Баркова [новичек]
ЧЕЛОВЕКУ ПОСЛЕ СМЕРТИ ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА МОНЕТАМИ, ДЛЯ ТОГО ЧТО ЧЕЛОВЕК ИХ НЕ ОТКРЫВАЛ, ЕСЛИ БЫ НЕ ЗАКРЫВАЛИ ТО ОН МОГ БЫ ПОСМОТРЕТЬ НА ЧЕЛОВЕКА, И НА КОГО ВЗГЛЯД УПАДЕТ, ТОТ ЧЕРЕЗ 1 ГОД ЧЕЛОВЕК УМРЕТ. А ТАК КАК ЕСЛИ ЗАКРЫВАЮТ ТО ЭТО ТРАДИЦИЯ.


Ответ от Ётас Бодин [новичек]
Харо?н в греческой мифологии - перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии - через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Сын Эреба и Нюкты.
Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол. Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.


Ответ от Roma [гуру]
Чтобы они заплатили паромщику за перевоз в царство смерти.


Ответ от Ѝля [гуру]
чтобы не открывались



Ответ от Мариша [гуру]
Монеты кладут на глаза умершему, чтобы они самопроизвольно не открывались. После окочанения мышц трупа их убирают. В древности покойных хоронили с монетой во рту для оплаты перевоза в загробный мир.


Ответ от Natalia Aquilina [гуру]
Традиция возникла впервые в Древней Греции. Умершему, для того чтобы попасть в царство мертвых надо было переправится через Стикс, реку забвения, монеты были нужны для того, чтобы расплатиться с перевозчиком душ, Хироном, ибо забесплатно он не вез....


Ответ от BeardMax [гуру]
Чтобы покойный мог заплатить лодочнику Харону за перевозку через реку Стикс.


Ответ от Граф де Валль [гуру]
Плата Харону за перевоз через реку мертвых Стикс.
Два медных обола (самая мелкая монетка)
Греческая мифология.
Лодочник такой, считалось, как ступил на лодку - все, возврата больше не будет, назад душа не вернется.


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Зачем в древности умершим клали на глаза монеты? Что это значило? Как можно подробнее

Зачем Иисусу обол Харона?

Как известно, сторонники подлинности Туринской плащаницы, т. е. те, кто считает ее посмертным покрывалом Иисуса, часто апеллируют к т. н. Теории монеты , суть которой кратко изложена, в частности, на сайте UFO : «Заслуживает упоминания такое многим хорошо известное “открытие”, как обнаружение на Плащанице изображение монет. Не входя в критику этих работ, следует все же отметить, что автором гипотезы о наличии монет на глазах человека, изображенного на Плащанице, был д-р Джексон, и сделал он это предположение для объяснения увеличенной формы глаз. Позже он сам отказался от этой гипотезы, но горячие энтузиасты при большом желании и с помощью искусственного увеличения фотографий, сделанных во взаимно поляризованных лучах, начали видеть (или делать видимым) то, что на Плащанице есть отпечатки монет, которыми были покрыты глаза Покойного. Это очень редкая монета, “лепта Пилата”, чеканившаяся только около 30-го г. по Р. X., на которой надпись “император Тиберий” (TIBEPIOY KAICAROC) сделана с ошибкой: CAICAROC. Монеты с такой ошибкой не были известны нумизматам до публикации фотографий Туринской плащаницы. Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять подобных монет. “Лепта Пилата” датирует наиболее древнюю возможную дату погребения - 30-е гг. по Р. X. Невозможно предположить, чтобы фальсификаторы средних веков сообразили (да и физически могли) для изготовления подлога использовать редкие монеты I в. с редчайшими ошибками».

И все-таки, о каких же единичных случаях идет речь? В пустыне Негев, на набатейском кладбище города Мамшита (он же Мампсис, он же Курнуб), в двух могилах были обнаружены монеты Траяна (ок. 117 г. н. э.), причем они были найдены не на глазницах, а между зубами покойного . В древности среди язычников считалось, что такой монетой можно расплатиться с Хароном за перевозку в Аид, и набатеи перенимали эту традицию, как и вообще эллинистическую культуру, проявившуюся, напр., в изобразительном искусстве - в обращении к сюжетам греческой мифологии и стремлении к объемно-пластической трактовке формы. Кстати сказать, набатеи неоднократно участвовали в военных экспедициях Рима - в том числе и в осаде римлянами Иерусалима в 70 году, а в 106 году императором Траяном Набатейское царство было превращено в римскую провинцию Аравию. Так что отождествлять традиции евреев и жителей Мамшита 117 года было бы грубой ошибкой.

Чаще ссылаются на находки в Иерихоне и Иерусалиме. Так, в семейной гробнице Каиафы в черепе женщины была обнаружена монета Агриппы I . Подобные монеты в двух случаях были обнаружены в черепах при раскопках в Иерихоне . Исследователи не сомневаются, что эти монеты были помещены в могилы во время самих похорон, однако предполагают, что монеты эти являются т. н. оплатой Харону (обол Харона) , о которой сказано выше, а следовательно, монеты находились не на глазах, а во рту покойника. По-видимому, этот обычай, перенятый у язычников, в редких случаях все-таки практиковался евреями - прежде всего, эллинизированными саддукеями. Однако это языческое влияние на обряд похорон евреев было столь ничтожно, что на данный момент археология располагает только тремя вышеупомянутыми фактами обнаружения черепов с монетами внутри - только тремя из сотен обнаруженных черепов.

Случай же, когда монеты были обнаружены непосредственно на глазницах черепа, в Палестине вообще единичен. Так, в 1970 году Мордехай Гихон опубликовал статью в журнале קדמוניות , посвященную раскопкам в оазисе Эн-Бокек (עין בוקק) в области Мертвого моря. Там были обнаружены останки человека с двумя серебряными денариями Адриана (ок. 133 г. н. э.) на глазницах черепа . Однако в данном случае вообще нельзя точно определить был ли покойный евреем, или он был язычником. Во всяком случае, Рахэль Хахлили считает «очень сомнительным», что преданный земле человек был евреем .

Таким образом, поводя итоги, можно смело утверждать, что, вопреки мнению т. н. синдонологов, обычай класть монеты на глаза покойного ни в коем случае не был общепринятым среди евреев периода Второго храма. Три известных археологии случая, когда в еврейских могилах в черепах покойного были обнаружены монеты, по всей вероятности, говорят лишь о ничтожном языческом влиянии на еврейский ритуал похорон, причем опять же эти факты ничего не говорят об обычаи класть монеты именно на глаза, а не в рот или на щеку, как практиковалось у эллинов. Мнение о том, что указанный обычай был общепризнанным среди евреев, порождено самими апологетами подлинности Туринской плащаницы, точнее сторонниками Теории монеты , и не может быть обосновано ни литературными, ни археологическими свидетельствами.

Вообще, показательно, что т. н. синдонологи в аргументации используют логически ошибочный и софистический метод порочного круга. Пятна на изображении Туринской плащаницы они отождествляют с отпечатками монет и при этом утверждают, что обычай класть монеты на глаза покойного существовал у евреев во времена Иисуса. Причем последнее утверждение «обосновывают» прежде всего самими же пятнами на Туринской реликвии, ибо, как показано выше, всерьез апеллировать к другими свидетельствам они просто не могут.

Jumper E. J., Stevenson K., Jackson J. P. Images of Coins on a Burial Cloth? // The Numismatist, July 1978, p. 1350–1357.

См., напр.: Wilson I. The Turin Shroud: The Burial Cloth of Jesus Christ? New York, 1978, p. 200.

Rahmani L. Y. The Shroud of Turin (Polemics and Irenics) . // Biblical Archaeologist 43, 1980, p. 197.

Hachlili R., Killebrew A. Was the Coin-on-Eye Custom a Jewish Burial Practice in the Second Temple Period? // Biblical Archaeologist 46, 1983, p. 147–153.

Hachlili R. Jewish Funerary Customs, Practices and Rites in the Second Temple Period . // Supplements to the Journal for the Study of Judaism 94. Leiden – Boston, 2005, p. 441.

Rahmani L. Y. A Note on Charon’s Obol. // ‘Atiqot 22, 1993, p. 149–150.

Negev A. The Nabatean Necropolis of Mampsis (Kurnub). // Israel Exploration Journal 21, p. 110–129.

Greenhut Z. The ‘Caiaphas’ Tomb in North Talpiyot, Jerusalem . // ‘Atiqot 21, 1992, p. 70.

Hachlili R., Killebrew A. Jericho - The Jewish Cemetery of the Second Temple Period . // Israel Antiquity Reports 7. Jerusalem, 1999, p. 135.

Hachlili R., Killebrew A. Jewish Funerary Customs during the Second Temple Period in Light of Excavations at the Jericho Necropolis . // Palestine Exploration Quarterly 115, 1983, p. 127–128; Rahmani L. Y. A Note on Charon’s Obol . // ‘Atiqot 22, 1993, p. 149–150.

«Кадмонийот», 1970 г., т. 12, стр. 138 и 141, на иврите.

Hachlili R. Jewish Funerary Customs, Practices and Rites in the Second Temple Period . // Supplements to the Journal for the Study of Judaism 94. Leiden – Boston, 2005, p. 443.

Похороны - печальная, но неизбежная реальность. Смерть всегда была непонятной, пугала своей неотвратимостью, невозможностью предсказать, что там, за ее порогом? Возможно именно поэтому обряд похорон, пожалуй, больше, чем все остальные, окружен ореолом примет, правил, суеверий. Люди старались дистанцироваться умершего, сохранить жизнь другим членам семьи. Эта по-детски бесхитростная вера, стремление устранить пугающее неизведанное осталась до наших дней. Приметы, суеверия превратились в почти обязательные правила проведения ритуала.

Первое требование - обязательно закрыть зеркала там, где есть покойник. Считается, что душа может перейти в зеркало, остаться жить там. Она будет пугать родственников, не сумеет покинуть этот мир.

По другой версии если покойник отразится в зеркале, то он «сдвоится», заберет кого-то из своих друзей или родственников.

Похоронные приметы предлагают обязательно закрывать глаза умершему. Раньше это делали при помощи медных пятаков, сегодня пользуются крупными монетами. Открытые глаза покойника, верили наши предки, высматривали среди присутствующих того, кто следующим умрет.

Провожая почившего, с ним следует обязательно положить несколько монет, носовой платок, расческу. Этот набор, как считалось ранее, поможет преодолеть длинный путь к раю, расплатиться за дорогу, предстать пред Всевышним в благопристойном виде.

А вот фотографии живых класть в гроб нельзя. Иначе они тоже будут похоронены.

Умершего человека обязательно обмывали, чтобы очистить тело. Душу очищается сама, для этого на подоконник нужно поставить стакан с водой. Он будет купелью для души.

Приметы на похоронах запрещают обмывать тело почившего беременным женщинам или близким родственницам. Выносить гроб тоже должны не кровные родственники. Иначе умерший решит, что его смерти рады. Лучше, если это буду просто друзья или знакомые. Их руку, как знак благодарности от покойника, обвязывают новым полотенцем, иногда - платком.

Там, где прощаются с умершим, не рекомендуется мыть или подметать пол. Считалось, что так живые умрут, «выметутся» за покойником. Сделать это нужно сразу после того, когда домовину понесут из дома. Стол, где стояла домовина, перевернуть, а постель, покойника, выбросить.

Приметы на похоронах советуют, как поступать с вещами, имуществом покойного. До сорока дней их не рекомендуется трогать, а после того, как душа перейдет, все вещи необходимо быстро раздать нуждающимся, отнести в собор, церковь.

Почти все приметы на похоронах направлены на оберег окружающих от порчи, которую могут нанести злые люди, используя похоронный реквизит.

Перед тем, как уложить покойника в гроб, ему связывают руки-ноги. Вполне объяснимый с современной точки зрения обряд считался способом, не позволяющим мертвецу встать, ходить по земле, пугать живых. Прежде, чем закрыть крышку гроба, а затем опустить его в могилу, ноги и руки развязывают.

Этими веревками можно на смерть, поэтому ведьмы или черные знахарки всегда стараются украсть веревки. Для того чтобы этого не произошло, ставят специального наблюдателя. Обычно это пожилая женщина, хорошо знакомая с обрядами.

Приметы и суеверия на похоронах предписывают, как себя вести во время обряда. Нельзя наступать на полотенца, где установлен гроб, приносить с кладбища любые предметы, цветы. При возвращении домой рекомендуется обязательно ополаскивать руки.

Нельзя пересекать дорогу пред покойником: умрешь очень скоро.

Поминать усопшего нужно в день похорон, на девятый и сороковой дни, в годовщину.

Приметы на похоронах складывались веками. Они содержали в себе интуитивный опыт здравое зерно. Люди, не зная или не умея найти объяснение законам природы, инстинктивно чувствовали, как нужно вести себя в сложных ситуация, вырабатывали линию поведения, закрепленную в приметах и обрядах.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...