Словарь глоссария профессиональных терминов. Словарик терминов по профессиональной ориентации

СЛОВАРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Профессиональная лексика занимает исключительное место в словаре маркетолога, и ее освоение будет вам чрезвычайно полезно. Конечно же, здесь все в лучших традициях маркетинга.

CRM (маркетинг, ориентированный на отношения с покупателем) – основной трехбуквенный акроним в маркетинге, искусство не рассылать письма, начинающиеся словами «Уважаемый господин Покойник» (см. также Маркетинг, ориентированный на мотивацию).

NABLABS (сокр. от англ. «No alcohol and low alcohol beers») – запрет на алкоголь и слабоалкогольное пиво.

QFF (сокр. от англ. «quick frozen foods») – быстрозамораживаемые продукты, например гамбургеры, горох, хрустящий картофель.

SWOT-анализ – учет сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в маркетинговом планировании. Известен также как «анализ сильных и слабых сторон».

Анализ рыночных возможностей – анализ рынка с целью выявить незанятые ниши.

Бренд-менеджмент по принципу стеклоочистителя – вначале одна идея, потом другая…

Вирусный маркетинг – умение заставить покупателей рекламировать ваш товар; раньше подобное явление в экономике носило название «из уст в уста».

Выигрышное качество – пункт, который рекомендуют включить в маркетинговый план. В стратегическом планировании используют термин конкурентное преимущество .

Глобальный маркетинг – принцип «мысли глобально, действуй локально» в действии.

ГМО – генетически модифицированные организмы. Также известны как помидоры-убийцы или пища Франкенштейна.

Демаркетинг – то, что маркетологи часто делают случайно, реже целенаправленно: мероприятия, которые уменьшают, а не увеличивают объем продаж.

Диверсификация – самый эффективный коммерческий способ потешить самолюбие и выбросить на ветер деньги акционеров.

Доля рекламного воздействия – процент, который составляет реклама вашей торговой марки в рекламе всех марок этой категории. Вопрос только в том, какова доля покупателей, сознания которых достигает ваша реклама?

Единица складского хранения (SKU) – продукция на полках магазина.

«Каннибализация» – увеличение продаж одного товара за счет «поедания» продаж другого под той же торговой маркой вместо завоевания рынка конкурентов.

Ключевые преимущества – ваши сильные стороны. Стратегический аналог маленького невинного обмана.

Комплекс маркетинга – то, что получается, когда бренд-менеджеры собирают вместе все ингредиенты маркетинга и хорошенько их перемешивают. Лучшие комплексы выглядят хорошо (по крайней мере, на бумаге), приятны на вкус, сто ят дорого и приносят много вреда. Решающее значение имеет, кому именно нанесен вред: вам или вашим конкурентам?

Корпоративная культура – подход к ведению дел в компании. Часто используется как причина, поясняющая, почему что-либо нельзя сделать: потому что «это не соответствует культуре компании».

«Кража с чувством собственного достоинства» – оправдание присвоения чужой идеи.

Маркетинг, ориентированный на мотивацию – демонстративное использование положительных мотивов (например, компьютеризация школ) в коммерческих целях.

Маркетинговый эксперимент – чрезвычайно дорогой и публичный способ продемонстрировать, как хорошо вы организовали запуск нового товара на рынок.

Матрицы – краеугольный камень маркетингового мышления.

Метод «продажа или возврат» – метод, с помощью которого клубы бизнес-книг зарабатывают на вас больше, чем вы на них.

Модель поведения – то, что может предложить агентство, и то, что нужно вам.

«Над чертой» (Above the Line – о расходах на традиционные рекламные мероприятия) – деньги, которые рекламные агентства убеждают маркетологов тратить на продвижение своей торговой марки в печатных СМИ, на радио, телевидении, кино, а также посредством наружной рекламы.

Наценка – помните, что а) все известные торговые марки имеют наценку (для маркетолога это хлеб насущный); б) существует много видов наценок. Поинтересуйтесь: «Это оптовая или розничная наценка?».

Объединение товаров в набор – загадочная скандинавская традиция положить к себе под одеяло молодых особ противоположного пола и пробуждать у них желание, не переводя его в действия. Маркетологи делают то же самое – преподносят два товара в наборе, чтобы убедить доверчивых покупателей в совершении выгодной сделки.

Отслеживание реакции покупателей (ECR) – «оправдание расходов на продавцов».

Параметр – предел, например: «параметры нашего бюджета не заходят так далеко».

План действий – безопасный способ преподнести плохие новости директору, например: «Текущий план действий требует большего внимания к управлению рисками».

«Под чертой» (Below the Line – о рекламе, за которую компания не платит комиссионных рекламному агентству) – деньги, которые маркетологи платят за продвижение всем остальным: промоутерам, трейд-маркетологам и т. д. и т. п.

Принцип масштабности экономики – оправдание грандиозных планов.

Проективный метод – прерогатива исследователя. Глупые ответы на глупые вопросы по глупым ценам.

Проницательность – ценное качество понимания потребителей. Всегда фигурирует в громоздких исследованиях как «недостаток понимания».

Проповедники бренда – сотрудники компании, которых заставили поверить в превосходство бренда работодателя, и которым платят за его пропаганду.

Расширение ассортимента – естественная реакция на требование разработки новой продукции. Только остерегайтесь добавлять слишком много товаров к существующей торговой марке, чтобы не подорвать имидж и не «каннибализировать» собственные продажи.

Расширение бренда – модная тенденция «эксплуатировать» ресурсы. Обычно заканчивается плачевно.

Рост, урожай, выход – единственно необходимые бизнес-стратегии: рост хорош для заголовков маркетинговых изданий и поиска новой работы; выход также хорош для заголовков; урожай хорош для прироста капитала.

Синергия – оправдание ряда серьезных управленческих просчетов.

Товары повседневного спроса (FMCG) – ходовые товары широкого потребления, например кондитерские изделия, предметы личной гигиены, бакалея. Один из вариантов – FMPG «Р» обозначает упакованные .

Три «R» – жизненный цикл бренд-менеджера: переупаковка (repackage), повторный выпуск (relaunch), увольнение (resign).

Ценность бренда – красочное описание особенностей и преимуществ вашего бренда.

Четыре «P» – четыре основных составляющих комплекса маркетинга: продукт (product), цена (price), распределение (place) и продвижение (promotion). Их нельзя не учитывать, даже не пытайтесь.

Из книги Медиапланирование на 100 автора Назайкин Александр

Англо-русский словарь терминов, применяемых в медиапланировании ADI (area of dominant influence) – «область доминирующего влияния», территория, которую покрывает сигнал телестанцииaccumulated net-coverage – аккумулированная аудитория, общий охват части населения или целевой группы, с которой

Из книги Рекламная деятельность газет и журналов автора Назайкин Александр

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

Из книги Мозг Фирмы автора Бир Стаффорд

Словарь кибернетических терминов, использованных в книге Поскольку не существует официальной организации для определения кибернетической терминологии, ниже следуют мои собственные определения. Некоторые термины взяты мной из других наук, и они могут использоваться

Из книги Создание сайта. Раскрутка сайта. Заработок денег на сайте автора Макс Анатолий

Из книги 5 шагов к достойной работе автора Поляков Валерий

Словарь терминов Агентства по подбору персонала - организации, которые по заказу компании подбирают на работу персонал. Услуги для кандидатов, как правило, бесплатны. Агентства выполняют свою работу, руководствуясь существующим законодательством и этикой бизнеса. Во

Из книги Как продать слона или 51 прием заключения сделки автора Барышева Ася Владимировна

Использование профессиональных терминов Безусловно, ни один продавец не может считаться профессионалом своего дела без досконального знания собственного товара. Вместе с тем существуют менеджеры, которые убеждены, что стоит им произнести несколько «умных» фраз и

Из книги Управление проектами для "чайников" автора Портни Стэнли И.

Приложение А Словарь терминов Аудитория проекта. Все, кто поддерживает проект или проявляет к нему интерес, а также те, для кого он имеет какое-либо значение.Главный сторонник проекта. Влиятельное лицо вашей организации, которое оказывает всемерную поддержку проекту,

Из книги Маркетинг для топ-менеджеров автора Липсиц Игорь Владимирович

Толковый словарь маркетинговых терминов

Из книги Мобильный маркетинг. Как зарядить свой бизнес в мобильном мире автора Бугаев Леонид

Словарь терминов 1G - первое поколение мобильной связи, к которому относятся аналоговые стандарты связи.2G – условное обозначение сетей второго поколения. К ним относятся такие стандарты связи, как GSM, D-AMPS, TDMA, CDMA.3G – технологии мобильной связи третьего поколения – набор

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Из книги Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса автора Вербах Кевин

Из книги Как продавать продукты трудного выбора автора Репьев Александр Павлович

Несколько терминов Для исключения разночтений мы для начала рассмотрим несколько терминов.Продукты. Говоря о продуктах, мы будем иметь в виду все, за что на рынке готовы платить деньги: от гвоздя до… вас, уважаемый читатель – ведь вы тоже предлагаете свои услуги

Из книги Управление социальным развитием организации: учебное пособие автора Оксинойд Константин Элиасович

Краткий словарь терминов Адаптация – приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.Адаптация социальная – процесс и результат активного приспособления индивида или группы к условиям новой социальной среды.Адаптация профессиональная –

Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

Из книги Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы автора Е Жуковская Е Акрил – Полимер, применяемый в производстве рекламных материалов. Поддается фрезеровке, лазерной резке, сгибанию по линиям. Отличается такими свойствами, как экологичность, пластичность и прочность. Обладает высокой износостойкостью, низкой теплопроводностью.
Акрилайт – 1. Световые интерьерные вывески, выполненные с применением технологии засветки в торец стекла. 2. Патентованное название торговой марки, компании, начавшей производство щитов с контурной подсветкой.
Ай-стоппер – Навесной рекламный материал, изготовляемый обычно из картона или пластика. Привлекает внимание покупателя в торговой точке, служит своего рода «границей» ассортиментного ряда на товарной полке.
Аромокнопка – Пластиковое или картонное устройство, оснащенное специальной кнопкой, при нажатии на которую покупатель получает представление об аромате предлагаемого продукта без вскрытия упаковки. Используется, как правило, при продвижении товаров бытовой химии, средств индивидуальной гигиены, парфюмерии и т.д. Имеет строго брендированное оформление. Крепится на полку, рядом с предлагаемым продуктом.
Аудиовизуальный POSM – Рекламный материал, использующий аудио- или видеоаппаратуру для воздействия на покупателя в торговом зале.
Автолок – Способ монтажа дисплея, при котором используется только особенности его конструкции (штампа) – без применения крепежных элементов, скотча, зажимов и т.д.
Баннер – Тканевый или пластиковый рекламно-информационный материал, изображение на который наносится способом струйной, электрографической или шелкотрафаретной печати.
Баннер подвесной – Конструкция, представляющая собой полноцветный подвесной плакат с рекламным изображением на полотне, в нижней части которого крепится груз, растягивающий ткань.
Баркет – Специальная рекламная подствака, используемая для удобного размещения товаров на прилавке. Изготовляется чаще всего из полистирола с нанесением шелкографических или офсетных изображений. Для построения косметической витрины возможно также создание комплектов, состоящих из нескольких заменяемых или вставляемых друг в друга баркетов.
Бирдекель – Подставка под пивные стаканы или кружки. Изготавливается из пенокартона, пластика, дерева и других материало, обладающих высокими гигроскопическими свойствами.
Бирматхолдер – Коробка или бокс для хранения бирдекеделей.
Блистер – Форма упаковки продукта. Служит также для обозначения небольшой витрины-дисплея, который крепят лицевой стороной к стеклу киоска. Изготавливается методом вакуумного формования пластика.
Блоттер
– Парфюмерный пробник.
Боди-стенд – Напольный стенд из гофро- или переплетного картона с фотографическим изображением фигуры человека в натуральную величину (см. также «ростовая фигура») или рекламируемого товара в увеличенных пропорциях.
Брандауер – Рекламная конструкция, расположенная на стенах зданий. Среди ее преимуществ – неограниченные размеры и возможность размещения в практически любой части города, в том числе в историческом центре. Обладает большой визуальной привлекательностью и относительной простотой монтажа.
Брендинг – Область системы маркетинговых коммуникаций, предназначенная для разработки и осуществления комплекса мероприятий, способствующих идентификации того или иного продукта, выделению его из ряда конкурирующих аналогов и созданию долгосрочного предпочтения со стороны потребителя. Включает в себя: разработку фирменного стиля, его элементов; формирование уникального имиджа фирмы, отличающего ее от конкурентов; оформление товарных и коллективных знаков.
Бриф – Краткое письменное соглашение между рекламодателем и рекламистом, где прописываются основные параметры будущей рекламной кампании, а также требования и пожелания заказчика к конечному продукту, а именно: назначение продукции, целевая аудитория, сроки рекламной кампании, бюджет, пожелания по дизайну и обязательные требования к конструкции. На его основе составляется техническое задание на разработку продукта.
Временный дисплей – Дисплей, созданный для непродолжительной эксплуатации (обычно менее трех месяцев). В основном используется для краткосрочных промо-акций и изготавливается из картона и бумаги.
Выкладка товара – Инструмент мерчендайзинга, заключающийся в размещении товара на заметных для покупателя местах и в необходимом количестве с учетом специально разработанных методик и правил.
Вакуумная формовка – Методика изготовления пластмассовых изделий заранее определенной формы из термопластичных материалов. Представляет собой дешевую альтернативу литья при производстве пластмассовых изделий. Транспортные поддоны, различные виды панелей и кожуов, пластиковые детали POS материалов – яркий пример использования этой технологии.
Витрина – Конструкция, служащая для демонстрации товара потребителям. Существуют различные типы витрин: внешние, внутренние, специализированные и комбинированные. В спецификации производителей рекламных материалов витринами называт дисплеи, на которых располагают товар (так называемые дисплеи-витрины). Торговые витрины обеспечивают полный доступ для обзора товара. Могут быть использованы и как островные, и как пристенные POS материалы. Отличаются мобильностью, наличием или отсутствием металлического каркаса и накопителя, что позволяет создавать необходимый вид конструкции для работы в конкретной точке продаж: в салоне сотовой связи и аптеке, в продовольственном и промтоварном магазине, в отделе косметики и парфюмерии, в часовой и ювелирной лавке, в магазине бытовой техники и т.д. Торговые витрины используются и как индивидуальные выставочные модули. Лни легко разбираются и при необходимости перемещаются в любое место без потери товарного вида.
Вобблер – Полноцветный ценник произвольной формы на эластичной пластиковой или картонной ножке. Крепится к витрине или непосредственно к самому товару при помощи двухстороннего скотча. Соединительная ножка-держатель создает иллюзию парения самого ценника, что дополнительно привлекает внимание покупателей. На вобблере обычно печатается красочное рекламное собщение или изображение.
Вымпел – Небольшой узкий флажок с тонким веревочным шнурком. В некоторых случаях используется с подставкой. Располагается на видном месте и носит подарочный, сувенирный или призовой характер.
Газебо – Островной дисплей, обычно устанавливаемый на улице (например, во время проведения рекламной акции), который позволяет осуществлять покупку со всех сторон.
Гирлянда – Изображение рекламируемых товаров и (или) услуг на небольших по размеру кусочках картона или плотной бумаги прямоугольной или сложной формы. Рекламная гирлянда обычно содержит от 5 до 25 флажков. Материалом для нее может служить и пластик, если размещение осуществляется на улице. Элементы гирлянды обычно нанизывают на бечевку и растягивают над местом продажи для привлечения внимания покупателей.
Гофрообмотка – Лента из гофорокартона с повторяющимся рекламным нанесением.
Гофороподдон – Элемент групповой паллетной выкладки, где располагается товар. Выставляется в торговом зале. Запечатывается офсетным способом или шелкотрафаретом.
Гондола – Секция, состоящая из полок с товаром. Располагается вдоль стены или же стоит отдельно. Содержащийся в ней продукт легко доступен и находится целиком в поле зрения покупателя.
Гравитационный дисплей – Конструкция, в которой движение товара происходит под действием собственного веса. Дисплеи с гравитационной подачей сделаны в виде обоймы с продуктом, где каждый последующий занимает место взятого покупателем.
Дисплей – Стенд, конструкция для выкладки и презентации товара. Может быть изготовлен из бумаги, картона, пластика, дерева и металла, а также из комбинированных материалов. Дисплеи подразделяются на несколько типов, например, настольные, напольные, настенные, полочные, подвесные и т.д.
Дисплей-паразит – Конструкция из проволоки с шоу-боксами, крепящаяся на другую конструкцию. Чаще всего встречается в прикассовой зоне. Существуют д.-паразиты с гравитационной подачей продукта.
Дисплей-демонстратор – Конструкция, которая используется исключительно для презентации, но не для продажи товара.
Дисплей-накопитель - Конструкция, состоящая из верхней части (топера) и поддона. Главная задача – хранение и выдача товара покупателю.
Дисплей настольный – Подставка специального типа для размещения товара возле кассы, на прилавках, столах, т.е. в зоне, доступной покупателю. Изготавливается из пластика с использованием стикеров для привлечения внимания к товару или бренду.
Дисплей островной – Конструкция, стоящая в открытой зоне отдельно от полок и других материалов. Предлагает доступ к содержащемуся в ней товару со всех сторон.
Дисплей постоянный – Стойка для размещения продукции, созданная на период более трех месяцев (рассчитана на длительный срок эксплуатации). Основные материалы: пластик, металл, стекло, дерево. Как и другие рекламные дисплеи, оформляется стикерами на боковых и лицевых поверхностях, а также на топере.
Дисплей прикассовый – Комбинированная конструкция, размещаемая непосредственно вблизи кассы. На ее полках обычно выкладывают товары импульсного спроса: жевательная резинка, конфеты, снековая продукция, батерейки, бритвенные лезвия и проч.
Диспенсер – Небольшая конструкция для хранения и раздачи продукта. Размещается в основном в прикассовой зоне для торговли преимущественно мелким товаром – жевательной резинкой, сигаретами, зажигалками, конфетами и проч.
Джумби – Объемная конструкция (как правило, надувная), своей формой повторяющая товар или его упаковку, увеличенную в несколько раз.
Дэнглер – То же, что и мобайл: двусторонний плакат на жесткой основе с системой подвешивания к полотку.
Демонстрационная стойка – Конструкция (стенд или дисплей), где специально обученный человек демонстрирует на практике достоинства того или иного товара.
Директ маркетинг – То же, что прямой маркетинг: комплекс мероприятий, с помошью которых компания успешно выстраивает прямые маркетинговые коммуникации персонально с каждым потребителем своих товаров и услуг и устанавливает с ними длительные взаимовыгодные отношения. При этом коммуникации носят двусторонний характер: применяя инструменты директ маркетинга. Компания не только обращается непосредственно к клиентам, но и устанавливает эффективную обратную связь, получая ответную реакцию на предолжения от своих потребителей. Суть мероприятий директ маркетинга можно определить как «маркетинг прямого действия», где предполагается непосредственное (и, как правило, персональное) обращение к клиентам.
Жалон – Носитель рекламы в точке продажи. Представляет собой рекламный картон, планшет или другое приспособление, изображающее товар. Часто содержит лозунг, товарный знак или элементы фирменного стиля. Обычно жалон изготавливают большим тиражом по заказу производителя, который раздает их розничным торговым посредникам, продающим его товары.
Импульсная покупка – Незапланированная потребителем покупка того или иного товара, решение о которой было принято непосредственно на месте продажи. Такой покупке не предшествовал какой-либо период размышления о ее целесообразности.
Интерактивное звуковое устройство – Устройство, начинающее проигрывать звуковую программу при прохождении покупателем определенной, ограниченной датчиками на движение, зоны в магазине. Маскируется под муляжи продукции. Используется как в производстве POS материалов, так и самостоятельно. Информирующие POS материалы – Одна из групп рекламных изделий, главная функция которых – предоставление покупателю необходимой информации, например, сведений о типе торговой точки, графике ее работы, о товарах, продаваемых в ней (при наружном оформлении и в пределах входной зоны), о стоимости товаров (в торговом зале).
Инфоролл – Вид промо-материала, содержащего информацию о продукте, напечатанную на ленте, которая вытягивается (иногда и отрывается как купон) из рулона, закрепленного на полке.
Инстор-медиа – Все рекламные объявления (мэсседжи), используемые в торговой зоне. Располагаются в том числе на дисплеях и различных промо-материалах.
Канапе – Рекламная световая панель для холодильных шкафов и витрин. Используемый материал – ПЭТ (полиэтилентерефталат). Изображение наносится методом шелкографии, возможна последующая формовка для получения рельефного изображения.
Картуш – Графическое украшение. Чаще всего в виде щита, панно или планшета, на котором размещается рекламный текст и декоративные элементы.
Катерпиллер – Настольный дисплей, разделенный на секции и имеющий откидывающуюся крышку для доступа покупателя к продукту (в основном небольшого размера).
Квадро-вижн – Особый оптический эффект покадровой анимации, используемый при оформлении ай-стопперов, вобблеров и дэнглеров. По ходу движения покупатель, бросая взгляд на соответствующий POS материал, может видеть смену нескольких кадров с информацией о товаре, рекламным изображением или текстом.
Киоск-дисплей – Минивитрина для выкладки продукции в местах продаж (в киосках, в витринах или на открытых рынках). Состоит из микрогофрокартона с односторонней кашировкой, с оригинальной фигурной вырубкой, в/д лак. При создании используется полноцветная печать, собирается без склейки.
Киоск информационный – Сенсорные информационные киоски, интегрированные в информационную среду торгового предприятия, дают покупателю доступ к самым разнообразным сведениям о товарах и услугах. Благодаря информационному киоску, установленному в торговом зале, покупатель может самостоятельно получить необходимую информацию о товаре. Для этого достаточно поднести штрих-код ярлыка к сканеру и посмотреть на экран. Сенсорные информационные киоски широко применяются во всем мире для реализации самых различных функций – от интерактивных презентаций в магазинах до пользования универсальными платежными пунктами в банковских системах.
Крафт-лайнер – Слой материала, подвергающийся обработке. Например, для кашированного картона является основой, на которую наклеивается облицовочный слой (лайнер).
Кулер – Холодильник, специально оформленный под товар или марку. Используется для хранения скоропортящихся продуктов, пивы, воды, соков, мороженого. На выкладку товара распространяются правила мерчендайзинга торговой марки, заказавшей холодильник.
Купон-диспенсер – Герметически запечатанный контейнер для сбора специально заполненных купонов. Применяется в промо-акциях и лотереях.
Лайтбокс – Конструкция из металла или пластика (короб) с внутренней подсветкой, несущая графическую или текстовую рекламную информацию. Является одним из наиболее распространенных видов наружной рекламы. Высокоэффективное средство формирования узнаваемости бренда. В торговых зонах лайтбоксы подразделяются на напольные, настенные и подвесные. Используется для размещения в прикассовых зонах и рядом с дисплеями. Изображение наносится с помощью шелкотрафаретной печати по пластику или наклеивается на внешнюю или внутреннюю поверхность.
Лама – Разновидность мобильных стендов. В сложенном состоянии имеет размер формата А4 (иногда больше). При монтаже быстро и легко раскладывается, принимая необходимую форму. Из нескольких лам можно собирать сложные конструкции большего размера.
Лифлет – То же, что буклет: один из наиболее распространенных видов рекламной продукции, рассчитанный на массовую аудиторию. Отличается компактностью и информативностью. Правильно составленный лифлет должен включать в себя три основных блока: визуальный ряд, информативный материал (о неком продукте или бренде компании) и контактную информацию. Внешне лифлет представляет собой лист с двухсторонней красочной печатью (а также с двумя или тремя фальцами), сложенный любыми способами, например, пополам, гармошкой, дельтообразно и т.д. Подчеркивает индивидуальность рекламного продукта. Одно из основных качеств лифлета- отсутствие каких-либо скрепляющих элементов: скрепок, пружины или клея.
Лифлет-холдер – Картонный, пластиковый или металлический дисплей с карманами для брошюр, листовок, буклетов.
Локализирующие POS материалы – Одна из групп рекламных изделий (сэндвич-борды, лайтбоксы и т.д.), главная цель которых – сообщить потенциальному покупателю о месте продаж и направить его в нужном направлении. Для этого они располагаются в ключевых пунктах предполагаемого маршрута движения покупателя.
Логотип – Оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Логотип – важнейший элемент корпоративного имиджа компании. Он служит, в первую очередь, для идентификации компании на рынке. Логотипы предназначены для того, чтобы отличать продукцию различных фирм в рамках одной отрасли. Зарегистрированная торговая марка защищает компанию от недобросовестной конкуренции и позволяет защитить ее права в суде. В восприятии потребителя наличие логотипаили товарного знака является гарантией качества товара.
Лояльность бренду – Регулярное приобретение продукта одной и той же марки, которой покупатель отдает предпочтение при выборе из группы аналогичных товаров.
Магазин в магазине – Отдельная секция (торговая зона) в супер- или гипермаркете для продажи определенной группы товаров, оформленная как магазин одного бренда (товара).
Магазинное телевидение – Рекламно-информационный носитель, применяемый для показа рекламных роликов и развлекательного материала на мониторах и плазменных панелях в местах скопления людей. Источником сигнала служит персональный компьютер. Трансляция и управления осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения. Используется преимущественно для трансляции видеорекламы в супермаркетах и местах продаж.
Менюхолдер – Держатель меню с опорой из пластика, металла или дерева. Логотип заведения или известного бренда обычно наносится на опору при помощи различных технологий (лазерная резка, фрезерование, шелкотрафаретная печать, полноцветная печать, выжигание по дереву). В опору вставляется двойное оргстекло для закрепления в нем меню.
Мерчендайзинг – Комплекс мероприятий, способствующих стимулированию розничных продаж через привлечение вниманияконечных покупателей к определенным маркам или группам товаровв местах продаж без активного участия специального персонала. Мерчендайзинг – это отслеживание товара в магазинах и обеспечение выкладки на прилавках, размещение всех типов POS материалов в местах продаж, замена временных и обслуживание постоянных материалов; мониторинг цен, ассортимента и покупательской активности; анализ действий прямых и косвенных конкурентов; создание баз данных и их поддержка. Задачами мерчендайзинга являются: информирование покупателя о месте нахождения выкладки товара, предоставление максимально полной информации о сути товара и его цене, привлечение максимального внимания к конкретному месту выкладки товара, воздействие на покупателя с целью убеждения его сделать покупку немедленно, то есть «здесь и сейчас».
Мобайл – См. «дэнглер».
Мобильный стенд – 1. Разборный стенд, представляющий собой легкую конструкцию, состоящую из алюминиевых трубок и соединительных узлов (POP -UP стенд). Имеет выпуклую, вогнутую, прямую или волнообразную конфигурацию. Ширина варьируется в зависимости от количества секций и конфигурации. 2. Конструкция, состоящая из легких, плоских металлических секций, подвижно соединенных шарнирами или петлями (FOLD -UP стенд). Это позволяет располагать секции под разными углами, смещать нижние секции относительно верхних, достраивать стандартные стенды дополнительными секциями или фризами. 3. Конструкция с расположенной в основании кассетой, где в свернутом виде хранится фотопанель (ROLL -UP стенд). Фотопанель выкручивается из основания, как экран, и фиксируется вверху на металлическом стержне. Время сборки мобильного стенда – 30 секунд.
Молл – Большой торговый центр, объединяющий под своей крышей множество мультибрендовых магазинов, а также салоны, бутики, спортивно-развлекательные комплексы, рестораны, кафе, бары.
Монетница – Представляет собой подставку под мелочь, используемую для рекламы товаров в прикассовой зоне. Изготавливается способом вакуумной формовки или комбинированным способом склеивания двух поверхностей (с помещением изображения между ними).
Напольная графика – Рекламные изображения, размещенные на полу перед полками с рекламируемым товаром. Для изготовления используется специальная пленка, которая прочно клеится на любые поверхности. Помимо рекламы товара непосредственно возле полок используются также указатели (изображения в виде следов ног, стрелок), направляющие покупателяот входа в магазин к полкам с находящимся на них товаром. Напольная графика может содержать развернутое приглашение и информацию о скидках. Она привлекает неограниченным выбором форм и размеров, совместимостью с другими рекламными носителями.
Неон – Неон-один из самых эффективных видов наружной и интерьерной рекламы. Неоновые, светящиеся элементы, из которых создаются вывески, представляют собой трубки, сделанные из стекла, с напыленным изнутри специальным порошком – люминофором. Такую трубку заполняют благородным газом (неон, аргон, гелий, ксенон или криптон).
Некхенгер – Рекламный материал в виде ценника из картона или бумаги, надеваемый на горлышко бутылки для привлечения внимания к самому товару.
Он-трейд – Разновидность сбытового канала, где потребление товара происходит непосредственно на местах продаж (кафе, рестораны, клубы).
Октограббер – Пластиковый диспенсер, прикрепляемый к внутренней стороне витрины с помощью присосок. Продукция, содержащаяся в нем, доступна для покупателя с обеих сторон витрины.
Островная выкладка – Размещение товара в виде «острова», отдельно от остального ассортимента. Для нее часто используются паллеты.
Паллета – Поддон, плоская транспортная структура, сделанная из дерева или пластмассы (в некоторых случаях из металла) и предназначенная для перемещения разнообразных товаров удобным способом, например, с использованием любого передвижного грузоподъемного устройства.
Паллетный топер – Пластиковый или картонный щит, имеющий прямоугольную форму или фигурную вырубку. Крепится на высокой стойке в центре паллеты, где выложен товар. Выполняет рекламную и информационную функцию – сообщает о качествах продукции, ее цене и проводящейся в данный момент промо-акции (условия, призы).
Паллетный выкладка – Вид выкладки товара, при которой он располагается в том виде, в котором был доставлен в магазин на паллете. Очень часто паллету используют как дисплей, оформляя гофронкартон, в который она упакована, логотипами бренда или в стиле соответствующей промо-акции.
Панель-кронштейн – Вывеска в виде светового короба. Располагается перпендикулярно фасаду, на некотором отдалении от стены.
Педерция – Пружина, с помощью которой дэнглер (мобайл) крепится к потолку.
Постер – Вид POS материала, представляющий собой плакат, наклеенный на жесткое основание с ножкой, обеспечивающей устойчивость конструкции. Устанавливается на стеллаже с товаром или на полу. Размеры могут быть произвольными.
Пилон – Отдельно стоящая имиджевая конструкция с изображением бренда или рекламируемого товара, предназначенная для привлечения внимания покупателей, а также для более полного и качественного информирования их о назначении и свойствах предлагаемого продукта. Может быть установлен как внутри торговой точки, так и снаружи. Встречаются пилоны и со статичным изображением, и со встроенным ЖК-монитором. Полсайн – Элемент групповой паллетной выкладки, указатель цены.
Промо-стойка – Разборная стойка со столешницей и внутренними полочками для проведения промо-акций, дегустаций. Используется для ознакомления покупателей с новым продуктом (дегустации) непосредственно в торговом зале, где его можно приобрести, а также для реализации других видов продукта (галантерейные товары, страховые полисы, лотереи). Оформляется красочными стикерами.
Прайс-борд – Доска для записи мелом или фломастером основных составляющих меню с ценами на конкретный период. Как правило, брендируется.
Продакт-презентер – Листовка с информацией о продукте. Раздается в местах проведения промо-акций или используется сейлз-персоналом для продвижения продукции в ритейле.
Промо-бокс – Упаковка, выполненная специально для рекламных акций. Может содержать две, три или более единиц продукта. Призвана увеличить реализацию за счет стимулирующих покупку промо-мероприятий или дискаунтов.
Промо-персонал – Специально обученный персонал (промоутеры), нанятый агентством или самим производителем для проведения промо-акции по продвижению товара, бренда или услуг. Снабжается пособиями, фирменной одеждой, образцами (сэмплами) продукта и сувенирами для стимулирования покупок во время акции.
Призматрон – Рекламоноситель, схожий по виду с обычным рекламным щитом, но способный демонстрировать несколько изображений (обычно три), последовательно сменяющих друг друга путем поворота вокруг продольной оси трехгранных призмоидов, собранных в плоскую конструкцию. Позволяет транслировать рекламу одновременно нескольких заказчиков в наиболее людных местах, особенно там, где нельзя установить несколько рекламных щитов.
Промо-акция – Рекламная или иная акция, ставящая целью продвижение имиджа, бренда или названия компании, а также ее товара. Проводится с помощью специально обученного персонала (см. «промо-персонал») как в торговых зонах, так и в местах большого скопления людей.
Продакт плейсмент – Рекламный прием, заключающийся в том, что реквизит в фильмах, телепередачах, компьютерных играх, музыкальных клипах или книгах имеет реальный коммерческий аналог.
Прямой маркетинг – См. «директ маркетинг».
Реклама в местах продаж – Важнейшая часть рекламно-маркетинговых программ, характеризующая комплекс мероприятий с использованием материалов для оформления точек продаж (POS материалов), являющихся основным инструментом коммуникаций в местах, где принимается решение о покупке того или иного товара. Реклама в местах продаж позволяет привлекать дополнительное внимание покупателя. Основние назначение рекламы на местах продаж – максимально сузить варианты выбора потенциального покупателя и сконцентрировать его внимание в момент совершения покупки. Реклама на местах продаж должна быть заметной и выгодно выделять продукцию.
Реклама на местах покупок (англ. Point -of -Purchase advertising ) – Комплекс мероприятий с использованием материалов для оформления точек продаж/покупок (POP материалы) в американской интерпретации.
Стикер – Изображения, напечатанные на самоклеящейся пленке или бумаге, которые специальным образом «прикатываются» на пластик боковых, лицевых или верхних панелей стоек, стендов и различного назначения подставок.
Стрип-холдер – Полоса из специального картона с полноцветным изображением, с помощью которой можно подвесить определенное количество легких или небольших упаковок с товаром.
Сэндвич-панели – Трехслойный композитный материал, состоящий из алюминиевых пластин 0,3-0,5 мм с внутренней полиэтиленовой сердцевиной. Преимущества: в наружной рекламе применяется при оформлении витрин, щитов, вывесок.
Сэндвич-мен – Человек, который за определенную плату носит на спине и груди рекламные плакаты и раздает рекламные листовки (один из приемов наружной рекламы).
Скроллер – Рекламная конструкция с внутренней подсветкой и валиком для смены изображений.
Стоппер – Сигнальный POS материал для мгновенного привлечения внимания покупателей к предлагаемому продукту.
Сторчек – 1. Метод обследования розничных и мелкооптовых торговых точек с целью направленного изучения ассортимента и ценовых характеристик товаров и марок. 2. Изучение коммерческих предложений в рекламных и деловых средствах массовой информации. 3. Способ сбора первичных данных: личное интервью, наблюдение, анкетирование в точках продаж, телефонные опросы. Объем выборки для сторчека определяется задачами исследования, а также исследовательским бюджетом.
Таинственный покупатель – Способ оценки условий торговли, качества обслуживания с помощью покупок, совершаемых специалистами исследовательской компании. Специально подготовленный человек приходит в компанию под видом обычного клиента, общается с продавцом или консультантом, задавая ему вопросы по заранее зарработанному сценарию. Сценарий учитывает все интересующие аспекты деятельности компании: качество работы обслуживающего персонала, уровень цен, ассортимент товаров, месторасположение, интерьер магазина. Это позволяет провести оценку (или проверку) деятельности фирмы без ее ведома, проанализировать различные аспекты функционирования фирмы глазами реального потребителя. На основе результатов такого исследования строятся модели рыночных преимуществ и недостатков заказчика по сравнению с конкурентами, а также анализируется конкурентная среда.
Твин-пак – Разновидность промо-упаковки, объединяющая две единицы продукта по принципу «Купи один товар, второй получишь бесплатно (или со скидкой)».
Тест-бар – Подставка для образцов косметики, имеющая художественное оформление, специальные углубления, отверстия, полочки, удобные для размещения образцов и приспособлений, используемых для демонстрации. Проектируется под конкретную косметику. На задней вертикальной стенке размещается стикер с имиджевой фотографией, логотипом. Изготавливается с применением различного вида декоративных пластиков, оргстекла, стекла и металла.
Топер – Рекламное сообщение, помещенное наверху дисплея или паллеты.
Торцевой флаг – Флаг с рекламным изображением на флагштоке, крепящийся к торцу полки или стены.
Фальш-паллета – Определенная комбинация рулонов гофрированной бумаги или картона для оформления нижней части поддона с продуктом.
Футпринт – Наклеенное на пол изображение следов или стрелок, ведущих к прилавку с товаром. См. «напольная графика».
Фэйс (или фэйсинг) – 1. Лицевая часть упаковки – видимая единица продукции, располагающаяся на товарной полке и доступная покупателю. Каждая ассортиментная позиция может занимать несколько фэйсов (фэйсингов) на месте продажи. 2. Визуальное представление бренда на месте продажи.
Хардпостер – То же, что и постер, но наклеенный на твердую основу (обычно пенокартон). За счет этого может не только подвешиваться, но и устанавливаться на полу с помощью специальной опоры сзади. Обычно для выразительности используют вырубку картона по контуру рисунка.
Хорека – Сфера торговли, объединяющая компании общественного питания (рестораны, кафе, бары, кондитерские, ночные клубы), а также гостиницы и развлекательные центры. Происходит от английской аббревиатуры HoReCa – Hotel , Restaurant , Caf é/Catering /Casino . POS материалы, размещаемые в этих точках продаж, имеют специфику и особое назначение.
Частная марка – Марка, собственником которой является не производитель, а розничные или оптовые продавцы, а в отдельных случаях – импортеры продукции. Понятие частной маркистало активно использоваться в середине восьмидесятых годов, когда владельцы розничных торговых сетей США и Европы, стали размещать заказы производителямс просьбой маркировать их этикеткой магазина. Непременным условием успеха по продвижению частной марки является имидж торговой сети. Импульс к созданию частных марок в отечественной торговле дали иностранные сети, пришедшие в Россию. Создание частной марки объясняется тем, что торговля сама хочет извлекать выгоды из преимущественной марки. Как и марки производителя, частные марки могут различаться по своей значимости. Под ними могут производиться и продукты питания, и некоторые виды непродовольственных товаров.
Чек-контейнер – Картонная или пластиковая коробка для использованных чеков, располагающаяся рядом с кассой.
Шелфорганайзер – Подставка, предназначенная для выкладки продукта с целью его визуального выделения из общей массы данной категории товаров, а также для организации полочного пространства в торговой точке. На лицевую панель наклеивается красочный стикер.
Шелфтокер – POS материал, служащий для оформления ассортиментного ряда определенной марки на полке в тороговой точке. Прикрепляется к прилавкам, полочкам, витринам, под продукцией данной торговой марки. Возможно наличие передней панели для ценников. Форма высечки – произвольная.
Шипер – Отдельно стоящий напольный дисплей из картона, содержащий продукт. Сборный, временный дисплей, который применяется в краткосрочных промо-акциях.
Штендер – Переносная отдельно стоящая раскладная конструкция, внешним видом напоминающая открытую книгу. Устанавливается часто при входе в магазин, кафе.
Ярлык – Лист картона небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий ее. Предполагает навесной способ крепления.

Чтение профессионально ориентированной литературы предполагает обязательное составление словаря терминов. При этом необходимо порекомендовать студентам руководствоваться следующими общими правилами:

    отобранные термины и лексические единицы должны относиться к широкому и узкому профилю специальности;

    отобранные термины и лексические единицы должны быть новыми для студента и не дублировать ранее изученные;

    общее количество отобранных терминов не должно быть меньше 100 единиц;

    отобранные термины и лексические единицы предназначены для активного усвоения.

Написание эссе

Основная цель эссе – представить собственные мысли и идеи по заданной теме, грамотно выбирая лексические и грамматические единицы, следуя правилам построения связного письменного текста. Необходимо обратить внимание студентов на следующее:

1. Работа должна соответствовать жанру эссе – представлять собой изложение в образной форме личных впечатлений, взглядов и представлений, подкрепленных аргументами и доводами.

3. В эссе должно быть отражено следующее:

    отправная идея, проблема во внутреннем мире автора, связанная с конкретной темой;

    аргументированное изложение одного - двух основных тезисов;

4. Объем эссе не должен превышать 2-х страниц печатного текста (но не менее 1).

5. Работа может быть оформлена с помощью компьютерных программ (MS Office), в т.ч. графических.

6. Критерии оценки работ: содержание, неформальный подход к теме, самостоятельность мышления, кругозор, убедительность аргументации, грамотность, оформление работы.

Подготовка реферата, доклада

Одной из форм самостоятельной деятельности студента является написание докладов и рефератов. Выполнение таких видов работ способствует формированию у студента навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Реферат представляет собой письменную работу на определенную тему. По содержанию, реферат – краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из разных источников. Это также может быть краткое изложение научной работы, результатов изучения какой-либо проблемы.

Темы докладов и рефератов определяются преподавателем в соответствии с программой дисциплины. Конкретизация темы может быть сделана студентом самостоятельно.

Следует акцентировать внимание студентов на том, что формулировка темы (названия) работы должна быть:

    ясной по форме (не содержать неудобочитаемых и фраз двойного толкования);

    быть конкретной (не содержать неопределенных слов «некоторые», «особые» и т.д.);

    быть компактной.

Выбрав тему, необходимо подобрать соответствующий информационный, статистический материал и провести его предварительный анализ. К наиболее доступным источникам литературы относятся фонды библиотеки, а так же могут использоваться электронные источники информации (в том числе и Интернет).

Важным требованием, предъявляемым к написанию рефератов является грамотность, стилистическая адекватность, содержательность (полнота отражения и раскрытия темы).

Еще одним из требований, предъявляемых к рефератам, является их объем:

Краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из разных источников – 4,5 страниц машинописного текста (не считая титульного листа).

Краткое изложение научной работы:

а) статья до 5 печатных страниц свертывается в реферат из 125-200 слов;

б) статья до 25 печатных страниц – в реферат из 250 и более слов;

в) для более крупных документов – до 1200 слов.

Если оригинальный текст свернут в реферате до 1/8 его объема при сохранении основных положений, то такой реферат может считаться удовлетворительным, нормальным по объему.

Еще одним требованием является связанность текста. Предложения в тексте связаны общим смысловым содержанием, общей темой текста. Очень часто связность достигается благодаря различным специальным средствам. К наиболее распространенным относятся повторение одного и того же ключевого слова и замена его местоимениями.

Часто взаимосвязь предложений в тексте достигается с помощью наречий, местоименных наречий, которые употребляются вместо членов предложений, уточнения времени и места развития событий, о которых сообщалось в предыдущем предложении. Одним из специальных средств связности является порядок слов в предложении. Для обозначения тесной смысловой связи в тексте предложение может начинаться словом или словосочетанием из предыдущего предложения.

Реферат должен заключать такой элемент как выводы, полученные сделанные студентам в результате работы с источниками информации.

Рефераты и доклады представляются строго в определенное графиком учебного процесса время и их выполнение является обязательным условием для допуска к промежуточному контролю.

Отдельное место в языке занимают профессиональные термины.

Термины - это слова или словосочетания, являющиеся наименованиями научных или технических понятий, которые употребляются в сфере профессионального общения, например: часть речи, категория рода, категория числа, словоформа (термины морфологии).

Способы образования терминов:
1) метафорический перенос значений обычных слов для наименования специальных понятий, например:кошка, башмак, вилка - технические термины; звездочки, ежи, пластинки, иглы, снежинки - метеорологические термины;

  • 2) словообразовательный, например: слово фоновость образовалось суффиксальным способом, термин закрепитель - префиксо-суффиксальным, слово кровообращение - способом сложения;
  • 3) заимствование из других языков, например: хоккей (из англ.);
  • 4) образование на основе международного словообразовательного фонда, например: фотосфера (от греч. phos - “свет”, sphaira - “шар”);
  • 5) синтаксический (образование терминов-словосочетаний), например: двигатель внутреннего сгорания, охлаждающая тяга с принудительной воздушной тягой.

В русском языке различают узкоспециализированные термины, например: бета-лучи, фотоэффект, резистор (физ.); и общепонятные, широкоупотребляемые термины, вошедшие в литературный язык, например: горизонт, сумма, старт, треугольник.

Какими бы сложными и непонятными ни были термины, нельзя усомниться в их необходимости. Термины необходимы для улучшения взаимопонимания в точных науках, для общения в условиях мирового сотрудничества.

Также, свое законное место в языке существуе у диалектных слов.

Диалектные слова - это слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности, например: слово курень в значении “дом” употребляется в диалекте донских казаков, слово басена в значении “красавица” можно услышать в северных диалектах.

Выделяют три основные группы диалектов в русском языке:

  • 1) южнорусские, например: кочет (в значении “петух”), козюля (в значении “змея”);
  • 2) севернорусские, например: журавлиха (в значении “клюква”), баить (в значении “говорить”);
  • 3) среднерусские, например: всклинь (в значении -- наполнено до верха).

Многие диалектные слова становятся общеупотребительными и входят в синонимические группы, например: дом (общеупотребительное), изба (севернорусское), хата (южнорусское). В художественных произведениях диалектизмы используются для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

Иногда диалектные слова могут казаться чужими и непонятными, но все же они -- часть русского языка. Эти слова отражают самобытность анклавного общества.

Жаргон (франц. jargon) -- разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в 19 в.), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодёжный жаргон). От общенародного языка жаргон отличается специфической лексикой и фразеологией и особым использованием словообразовательных средств. Часть жаргонной лексики -- принадлежность не одной, а многих (в том числе и уже исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение. Соотношение лексики разговорного происхождения, а также характер её переосмысления в жаргоне -- от шутливо-ироничного до грубо-вульгарного -- зависят от ценностной ориентации и характера социальной группы: носит она открытый или замкнутый характер, органически входит в общество или противопоставляет себя ему. В открытых группах (молодёжь) жаргон -- это «коллективная игра». В замкнутых группах жаргон -- также сигнал, различающий «своего» и «чужого», а иногда -- средство конспирации. Жаргонизмы чаще отражают юмористическое или фамильярное отношение к предметам действительности (в период Великой Отечественной войны:: «керосинка», «ишачок», «этажерка» -- самолеты разных типов; «наступательные» - мясные щи, которыми кормили перед наступлением (боем), где многие могла погибнуть). Борьба с жаргонизмами за чистоту языка и культуру речи отражает неприятие языкового обособления обществом в целом.

Различают школьное арго, студенческое арго, спортивное арго, арго картежное, воровское арго (феня), появился свой жаргон и у наркоманов . Арготизмы могут использоваться в литературном языке со стилистической целью.

Арго (или жаргон) - явление не только, а возможно, и не столько лингвистическое, сколько политическое, и даже психологическое.

К примеру, что такое воровское арго?

Арго - социальный диалект (социолект), развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, преступников. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально идентифицировать участников преступного сообщества как обособленную часть социума, противопоставляющую себя законопослушному обществу. Использование терминов и выражений также имеет цель затруднить понимание смысла беседы или общения между деклассированными элементами со стороны непосвящённых.

В языке идиш существует известный феномен, когда выражения и целые цитаты из Священного писания, и особенно из Талмуда использовались не только в ученой богословской беседе, но иронически издевательски, и даже в качестве грубой матерной брани. Наряду с идиш, называемым «мамин» язык -- мамэлошен , возник хохемлошен - язык уголовного мира, включивший в себя талмудические выражения и понятия. Одним и тем же библейским выражением можно благословить, высмеять и выбранить. Оказывается, священный язык подошел и для создания тайного воровского арго.

Воровской жаргон, как правило, отражает внутреннюю иерархию преступного мира, закрепляя наиболее обидные и оскорбительные слова, клички и т. д. за теми, кто находятся на самой низкой ступени иерархии, а самые уважительные слова и выражения -- за теми, кто имеет наибольшую власть и влияние.

Уголовная среда ещё в XVIII веке переняла арго, первоначально использовавшееся бродячими торговцами - офенями (отсюда и происходит название воровского языка «феня»).

Примеры воровского арго:

Агальцы -- пальцы.

Алтушки -- мелкие деньги.

Алты -- опасность, скрывайся.

Батушный -- честный человек.

Бебехи -- ценности.

Гуманок -- кошелёк

Русский воровской жаргон включает также слова из идиш, украинского и других языков. Эти слова утратили свое первоначальное значение и используются только, как последовательность фонем.

К сожалению, воровское арго зачастую проникает в язык и начинает существовать, как легитимная единица. Серьезная вина лежит на журналистах и писателях. Стилевая вульгарность, нетребовательность, небрежность, безразличие к ценностям великого русского языка - повседневное явление на нашем телевидении, радио, на полосах газет и журналов, в книгах. Основным экстралингвистическим фактором выделения уголовного жаргона (арго) в отдельный тип социального диалекта является антисоциальная деятельность носителей данного жаргона. Возможность какого-либо проникновения арго в язык указывает на деградацию общества, попирание норм общественной этики и морали.

Начнем с самого начала -- ребенок учится говорить...

Умиляющее взрослых детское словотворчество отличается наивной, яркой образностью. Юношеское творчество чаще воспринимается как коверкание языка. Вводимые подростком термины грубы, подчеркнуто условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их нормальному значению. Но этот условный молодежный жаргон, существовавший во все времена, выполняет коммуникативные функции.

Юность всегда торопится, поэтому в ее языке много сокращений, экономящих время и позволяющих (иногда в ущерб ясности) одним словом передать несколько значений. Многие слова изобретаются для передачи переживаний, которых взрослые не знают или которым не придают значения; такие слова, как правило, непереводимы (например, «колбасит, клево, оторвался»). Эта хитрая словесная игра служит также средством отделения «своих» от «посторонних» и укрепления столь ценимой юношами возрастно-групповой солидарности. Некоторые из арготизмов с течением времени усваиваются взрослыми, проникают на страницы литературных произведений, после чего обычно выходят из моды у молодежи, постоянно изобретающей что-то новое.

Юношеский жаргон - явление многослойное. Его костяк образует совокупность слов и выражений, которые употребляются практически всеми ребятами этого возраста. Отдельный слой образуют слова и выражения, специфические для отдельных групп юношества. Жаргон старшеклассников, живущих в больших городах в значительной степени состоит из «англицизмов», юноши из малых городов и сельской местности употребляют немало вульгаризмов.

Вульгаризм - это грубое слово или выражение, находящееся за пределами литературной лексики. Например, вместо лицо - морда, рыло, харя ; вместо есть - жрать, лопать ; вместо умереть - окочуриться, околеть, сдохнуть, откинуться .

Свыше 100 арготизмов перешло в молодежный жаргон без изменения своего лексического значения, например: смыться - скрыться, убежать, слямзить - украсть, мент - милиционер, стучать - сообщать, доносить, ксива - документ, упираться рогом - проявлять упрямство, атас -- опасность, канать (проканать) -- сгодиться.

Чуть более 40 арготизмов, перейдя в молодежный жаргон, значительно изменили свою семантику. В данном случае речь идет о существенном переосмыслении семантики слова, например: обштопать - обмануть (уголовное обштопать - ограбить), гопник - примитивный, интеллектуально неразвитый и крайне агрессивный человек (уголовное гопник - уличный грабитель), беспредел - веселое времяпрепровождение, не стесненное условностями, формальной атмосферой (уголовное беспредел - нарушение воровских законов, воровского ""кодекса чести"", лох - человек. не достойный уважения, доверия (уголовное лох - жертва преступления, тот, кого намечено обмануть, ограбить или убить).

Отдельные единицы арго прочно вошли в жизнь обыкновенных людей и не воспринимаются ими как арго: базарить - говорить, мотор - автомобиль, пузырь - бутылка спиртного, рубильник - нос.

Простейший подсчет показывает, что в язык перекочевало огромное количество арготизмов. Эти слова связаны с антисоциальным поведением, нарушением порядка. Степень присутствия арготизмов в языке показывает степень «нечистоты» самого общества. По словам академика Д.С.Лихачёва, «если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка воссоздаёт ту среду, в которой бесстыдство - обычное дело… Общая деградация нации сказалась на языке прежде всего».

Проникновение в язык элементов криминального арго -- серьезная проблема, с которой можно и нужно бороться. Криминализация общества порождает внедрение арготизмов в язык общества. Если очистить общество от криминальных элементов, возродить уважение к закону и порядку, возродить духовность, язык очистится от примеси криминального жаргона.

Словарь профессиональных терминов

Стрижка. Основные термины.

Тушевка - это создание плавного постепенного перехода от более коротких по краевой линии роста волос на висках и затылке к более длинным волосам в центральной части. Выполняется филировочными или прямыми ножницами и расческой. Высота тушевки зависит от силуэта стрижки, густоты и цвета волос. По классическим канонам, чем светлее и тоньше волосы, тем меньше высота тушевки, чем гуще и темнее волосы, тем высота тушевки больше.

Метод "прядь за прядью" - один из основных приёмов стрижки. При его выполнении пряди отделяют друг от друга параллельными проборами, при этом предыдущая прядь является контрольной для последующей. При выполнении данного приема стрижки пряди всегда оттягиваются перпендикулярно голове, а волосы срезаются с внешней стороны пальцев.

Персонализация стрижки - окончательная доработка различными методами филировки в зависимости от структуры волос и силуэта стрижки.

Понтирование (пикетаж) - способ стрижки, который при необходимости позволяет одновременно укорачивать волосы и делать филировку их кончиков. Выполняется прямыми ножницами на прядях, оттянутых перпендикулярно голове. При правильном выполнении понтирования получается срез пряди, похожий на бахрому, "зубчатый срез".

Зона короны - верхняя часть головы, отделенная от нижней дугообразным пробором. Зона короны включает в себя фронтально-теменную, верхнюю часть височно-боковых и затыллочной зон.

Метод "выкройки" - стрижка волос, выполненная методом "прядь за прядью", при этом пряди отделяются друг от друга радиальными проборами с общей точкой в наивысшей точке головы.

"Слайсинг" - метод обработки пряди скользящим срезом. До недавнего времени считался методом филировки волос, однако сейчас слайсингом может быть выполнена вся стрижка. В результате применения данного приема получаются более тонкие пряди на концах волос.

Контрольная прядь - это уже подрезанная прядь волос, длина которой будет эталонной для всей стрижки в целом или для отдельной ее части. В зависимости от сложности стрижки количество контрольных прядей может быть различным.

Метод "наложения пряди на прядь" - это метод стрижки, при котором неподвижная контрольная прядь расположена ниже всех подстриженных этим приемом волос. Прием выполняется прямыми ножницами, пряди отделяются друг от друга проборами, вид которых зависит от силуэта стрижки.

Филировка - один из основных и часто используемых приемов стрижки. Благодаря удачной филировке волосы лежат как задумано и практически не требуют укладки. Филировку выполняют любым инструментом для стрижки волос. При помощи филировки можно не только придать окончательный силуэт прическе, но и увеличить или уменьшить объём волос.

Общий захват - прием стрижки, при котором волосы определенной зоны собираются в одну прядь, оттягиваются в нужную сторону и отрезаются прямыми ножницами. Общий захват дает: 1) получение контрольной пряди для дальнейшей стрижки; 2) уменьшение объёма волос в подстриженной общим захватом зоне; 3) сохранение общей длины в подстриженной общим захватом зоне.

Радиальные проборы - это проборы, которыми пряди отделяют друг от друга в процессе стрижки. Такие проборы имеют одну общую точку, расположенную в наивысшей точке головы. Стрижка, выполненная радиальными проборами, учитывает индивидуальные особенности формы головы и позволяет при необходимости скорректировать недостатки.

Окантовка волос (контур стрижки) - приём, который создает линию контура стрижки. Окантовка может быть выполнена любым режущим инструментом: ножницами, бритвой, машинкой. Форма окантовки зависит от формы стрижки в целом.

Градуирование волос - это один из приёмов точной стрижки. Выполняется с внутренней стороны пальцев, Принцип градуирования - подрезание волос под определенным углом к голове. В зависимости от выбора угла оттяжки пряди получается необходимый силуэт.

Метод "Труччили" - техника стрижки, при которой волосы скручиваются в жгуты и по скрученным волосам выполняется "слайсинг". Это дает отдельные тонкие пряди. Может выполняться на коротких, средних и длинных волосах. Особенно хорошо использовать на вьющихся волосах.

Канальный скользящий срез - срижка методом "слайсинг", выполняется по лучевым проборам.

"Квадратная" или "круглая" техника - разделение волос при стрижке на зоны по кругу или по горизонтали.

Кэш (авторская техника Гении Розен) - техника стрижки, используемая для распределения объёма волос и создания фактурной прически. Волосы условно делят пробором от уха до уха на две зоны. Пряди внутри этих зон выделяют диагональными проборами, двигаясь в направлении от краевой линии роста волос к макушке. Режущее движение выполняется методом "слайсинг", разворачивая кисть и направляя ножницы по росту волос от корней к концам.

Метод "разворота" - техника, чаще всего применяемая при стрижке фронтально-теменной зоны для получения "неоднородной" чёлки. Прядь перед стрижкой разворачивают в противоположную сторону.

Моноблок - отдельно взятая прядь.

Текстура причёски - эффект, который можно создать на волосах, применяя ту или иную технику стрижки или укладки волос (эффект пышных или гладких волос, "пёрышками", взъерошенные волосы и т.п.).

Техника "Пинчинг" - срез большого количества волос, произведённый общим захватом. Волосы выделенной зоны собирают в одну прядь и подстригают, используя ножницы или бритву.

Тупировка - лёгкий начёс волос.

Центральный пробор - иногда так называют вертикальный пробор, разделяющий волосы на две равные части и проходящий по овалу головы в направлении от линии лба до краевой линии затылка.

Метод "прямого врезания" - метод филировки волос, позволяющий добиться прямых вертикальых линий

Окрашивание волос. Основные термины.

Активатор цвета - слабые окислители (1,5% или 1,9%), которые используются для тонирования волос.

Базовый цвет - тоновая основа природного цвета волос.

Время выдержки - время, необходимое для воздействия красителя на волосы. Устанавливается фирмой-производителем.

Вторичное (повторное) окрашивание - окрашивание отросших корней волос.

Вуаль (пластины) - метод, при котором мелируются ровные пряди толщиной от 0,5 до 1 см и заворачиваются в фольгу. Особенно хорош для выполнения мелирования на длинных волосах, а также для подчёркивания отдельных элементов прически.

Глазирование - процедура придания волосам блеска благодаря косметическому восстановлению их структуры, например при помощи керамидного комплекса Color Sink от Matrix.

Глубина тона - основной или естественный (натуральный) цвет волос без примесей дополнительных оттенков. Зависит от содержащегося в волосах меланина - его количество и размер определяет гамму глубины тона от самого светлого до черного. В мировой практике для описания уровня глубины тона используется цифровая шкала от 1 до 10. Чем больше номер оттенка, тем он светлее и наоборот. Например, 1-черный, 5 и 6 - русые тона, 7 и 8 - блондины. Основные цвета составляют натуральный ряд оттенков любого красителя для волос, и первая цифра номера каждого тона всегда означает глубину. Однако, производители красителей, отталкиваясь от мировой градации цвета, немного видоизменяют цифровое обозначение глубины тона, расширяя или сужая его по своему усмотрению.

Декапирование - удаление искусственного пигмента из волос. Является подготовительной операцией перед окрашиванием волос в более светлые тона.

Демакияж красителя - то же, что и декапаж.

Защитный крем - средство, устойчивое к действию воды, щелочей и слабых кислот. Предназначен для защиты кожи по краевой линии роста волос во время химической завивки и окрашивания.

Колорирование - сложное окрашивание волос с использованием красителей разных групп.

Матирование - удаление нежелательных оттенков с волос.

Мелирование - осветление отдельных прядей волос.

Микстон (корректор, бустер) - пигмент в чистом виде. Служит для усиления того или иного цветового направления, а также для коррекции нежелательного оттенка или для получения промежуточных оттенков. Как самостоятельный краситель не применяется и всегда лишь добавляется в краску в небольшом количестве. Как правило, фирмы-производители отражают в картах все микстона, которые существуют в их красителях и правила работы с ними (колориметрию).

Направление цвета - оттенки красителя, которые в итоге проявляются на волосах. То есть, если клиентка говорит, что хочет волосы медного цвета, она называет именно направление цвета. Палитра практически любого красителя включает золотистые, пепельные, медные, красные, коричневые, фиолетовые и жемчужные тона. Дополнительными в палитрах разных марок являются модные нюансы, созданные смешением нескольких оттенков, и нюансы фэшн для креативного окрашивания. В номерах красителей направление красителей обозначаются цифрами или буквами, следующими после номера глубины тона (9,6; 8/43; 7G). Если после запятой следуют две цифры или буквы, то вторая из низ обозначает второстепенный оттенок. Повторяющиеся одинаковые цифры или буквы указывают на интенсивность оттенка (5,77). Направление цвета натурального тона наряду с цифрой "0" обозначают еще буквой "N".

Обесцвечивание - осветление самой высокой степени, при котором происходит полное разрушение естественного пигмента.

Обесцвечивающий порошок - препарат, предназначенный для удаления естественного или искусственного пигмента.

Окисление - процесс присоединения кислорода или удаления водорода из красителя.

Окислитель (оксид, оксидант, пероксид, пероксан и т.п.) - стабилизированный раствор перекиси водорода, используемый для смешивания с красителями. Бывает 3, 6, 9, 12 %.

Окраска волос блоками - вид окрашивания, при котором отдельные зоны волос окрашиваются в различные цвета.

Окрашивание - получение желаемого оттенка волос с помощью красителя, то есть путем окисления цветообразующих компонентов.

Осветлитель - средство для удаления цветового пигмента из волос.

Первичное окрашивание - окрашивание натуральных волос или полное контрастное изменение цвета окрашенных волос.

Перманентная краска - стойкая краска, проникающая в корковый слой волос.

Пигмент - вещество, определяющее цвет волос.

Пигментирование - насыщение обесцвеченных или седых волос икусственным пигментом.

Полуперманентная краска - оттеночная покрывающая краска, окрашивающая только внешний слой волос.

Седые волосы - волосы, в которых отсутствует пигмент, придающий волосам цвет.

Термобумага - заменитель фольги, используемый при окрашивании волос для удержания тепла.

Тон - видимый цвет волос, обусловленный комбинацией пигментов.

Тонирование - процедура, позволяющая придать волосам более глубокий тон. Используется в тех случаях, когда требуется освежить цвет волос, не прибегая к радикальным изменениям. При тонировании естественный пигмент не разрушается.

Треугольники - метод набора прядей, при котором пряди выделяются треугольниками на некотором расстоянии друг от друга. Треугольники можно выбирать по всей голове или только на отдельных участках. Чтобы фольга не соскальзывала с окрашенной пряди, ее складывают пополам по горизонтали, а уголки загибают. Этот метод набора прядей не используют для частого мелирования.

Треугольные пластины - метод набора прядей, сочетающий использование прямых и зигзагообразных проборов. Выполняется по следующей схеме: сначала выделяют большим зигзагом прядь волос и откидывают ее вверх, затем проводят прямой пробор, отделяют прядь, окрашивают ее и закрывают фольгой. Такой метод особенно подходит для выполнения мелирования на удлиненных каскадных стрижках.

Цветовой круг ("Звезда Освальда") - система хроматических цветов, выстроенных по кругу и плавно переходящих друг в друга. Используется для определения результатов смешивания цветов между собой.

Цветное мелирование - создание ярких прядей на тёмных волосах с помощью красителей, осветляющих и окрашивающих за один прием.

Штопка - метод набора прядей для окрашивания через одну: сначала выделяют широкую плоскую прядь, а потом делят её на более мелкие. Окрашенные пряди заворачивают в фольгу. Штопка может быть мелкая или крупная. Мелкая дает эффект рассыпанных по всей голове светлых прядей и общий осветляющий эффект. Крупная штопка позволяет добиться более заметных прядей, которые не образуют однородного светлого тона. Надо учесть, что крупная штопка не подходит для мелирования тонких волос.

Эмульгирование - выравнивание цвета по всей длине. Дает возможность удалить краситель с кожи головы и придать волосам блеск. Техника выполнения: нанести краситель на все волосы, выдержать время. Затем на мойке вспенить краситель при добавлении воды и оставить еще на 2-3 мин. По истечении этого времени смыть с помощью шампуня и бальзама.

Современные техники окрашивания.

"Американ колорс" - техника, сочетающая мелирование с колорированием. Для ее выполнения используют 3-4 цвета, один или несколько обязательно светлые. Позволяет с помощью бликов придать волосам живой естественный вид, а также зрительно увеличить объём волос. Отлично смотрится на волосах тёмного цвета любой длины.

Балаяж (балеяж) - техника мелирования, при которой окрашиваются только кончики волос. Выполняется на волосах длиной 10-12 см. Эта техника имеет несколько приёмов выполнения.

1)На волосы нанести мусс сильной фиксации, высушить волосы, опустив голову вниз.Приготовленную осветляющую смесь нанести кистью на кончики пальцев. Затем равномерно пальцами нанести её на концы волос.

2) Разделить волосы на небольшие квадратные секции. Волосы каждого квадратика собрать в хвостики и закрепить резинками у основания. На концы волос каждого хвостика нанести осветляющий препарат и оставить для воздействия.

3) Начесать волосы по всей голове. Если волосы мягкие, зафиксировать лаком. Затем на кончики волос нанести осветляющую смесь, выдержать необходимое время и смыть.

Брондирование (производное от brown и blond) - техника окрашивания волос, при которой тёмные и светлые оттенки сочетаются таким образом, чтобы полученный результат был максимально приближен к естественному. При брондировании разница между тёмными и светлыми оттенками составляет не более 2-3 тонов, а светлые пряди отступают от корней не менее чем на 1 см. Сочетание разных оттенков в окрашивании визуально увеличивает объём волос, а так же эффективно маскирует седину. При брондировании волос оттенка темно-русый блонд и средний шатен их натуральный тон используется как исходный. При брондировании очень тёмных волос их сначала окрашивают до уровня среднего шатена. При брондировании светлых волос выполняют процедуру предварительного затемнения.

Грандж - техника, создающая игру цвета. Для её выполнения нужны два и более оттенков красителя. Способ выполнения: выделить прядь волос шириной 1-2 см. Подложить по нее полоску фольги, немного шире и длиннее пряди, нанести краситель густым слоем, после чего перекрыть прядь следующей полоской фольги, на которую в свою очередь опускается следующая прядь и окрашивается другим оттенком. Для достижения естественного результата окрашивания следует брать тонкие пряди, для контрастного - более широкие.

Иней - техника осветления вьющихся волос. Способ выполнения: намочить волосы и высушить их, опустив голову вниз. Нанести осветляющий состав на кончики пальцев и аккуратно провести ими по внешней стороне волос, не прочесывая их.

Калифорнийское мелирование - техника, при которой волосы остаются тёмными у корней, а по длине окрашиваются тонкими вертикальнымми прядями в различные оттенки светлых тонов.

"Кирпичная кладка" - способ нанесения красителей на весь объем волос, разделяя пряди параллельными проборами в шахматном порядке.

Мелирование ладонью - техника мелирования, которая применяется на стрижках геометрических форм, например "каре". Способ выполнения: На ладонь в перчатке нанести осветляющий препарат. Лёгким движением провести ладонью по волосам. Краситель ложится на волосы произвольно, что позволяет добиться естественного эффекта, словно волосы выгорели на солнце.

Мраморное мелирование - техника, при которой из фольги делаются своеобразные "поля шляпы", на которые выкладываются волосы. Через ситечко на волосы рассыпается обесцвечивающий порошок и разбрызгивается окислитель. Реакция происходит на воздухе, а потому окисление происходит очень мягко, обеспечивая плавный переход от тёмного оттенка к светлому. Этот метод особенно подходит для мелирования длинных и полудлинных волос.

Патинирование - способ придания оттенка обесцвеченным прядям путем эмульгации на них красителя основного тона. Техника выполнения: нанести обесцвечивающий препарат на пряди, закрыть фольгой, на остальные волосы нанести краситель основного тона. По истечении времены выдержки смыть с прядей осветляющий препарат и эмульгировать на всей массе волос краситель основного тона.

Ретро - техника, которая используется, если необходимо получить равномерное мелирование с изысканными нюансами. Окрашивание начинают с теменной зоны, затем переходят на височные и заканчивают на затылочной зоне. Для этой техники выбираются 2-3 красителя, близкие по оттенку. Окрашивание выполняется сверху вниз. Пряди набирают методом "штопка", а цвет красителя чередуют: 1-я прядь - самый светлый оттенок, 2-я прядь - чуть темнее, 3-я прядь - самый тёмный, 4-я прядь - естественный цвет волос.

"Свободная техника" или "Техника свободной руки" - техника, которая не требует никаких дополнительных инструментов и средств. Красящая смесь наносится на отдельные участки волос вертикальными движениями при помощи расчески или кисточки.

Скво - техника, при которой волосы выкладываются на "шляпу" без дна и окрашивают в различные оттенки светлых тонов.

Скользящий браш - способ нанесения осветляющего препарата поверх основного красителя. Дает эффект выгоревших на солнце волос. Техника исполнения: основной краситель нанести на волосы и выдержать несколько минут, затем, отступив от корней волос 3-5 см, распределить по волосам осветляющий препарат при помощи круглой расчески с натуральной щетиной. По окончании времени выдержки на волосах появляется плавный переход цвета от темного к светлому.

Скрытое мелирование - разновидность окрашивания, при которой окрашиваются или осветляются пряди, расположенные во внутренних слоях волос.

Треш - техника для окрашивания волос в свободной "небрежной" манере. Подходит как для работы с мужскими стрижками, так и для коротких женских.

Флеш (Вспышка) - техника, при которой редкие пряди волос окрашиваются равномерно, в контрастные цвета, создавая иллюзию световой вспышки. Используется только на прямых волосах.

Шатуж - мелирование мелкими частыми прядями, которое дает "рассеянный" эффект.

Criss Cross - техника мелирования от "Wella", позволяет сохранить натуральный вид при использовании ярких нюансов. Теменная зона делится на 2 вертикальных блока, можно по естественному пробору, в каждом блоке пряди для окрашивания отделяются методом "вуаль" под углом друг к другу.

Painting - разновидность техники мелирования от "Wella". Позволяет создать живой, переливающийся цвет волос, сочетающий тёмные и светлые оттенки. В отличии от традиционного мелирования, эта техника не предполагает полного окрашивания прядей. Красящая масса "Painting" более вязкая и не стекает с волос, позволяя добиться точного окрашивания. Её наносят легкими мазками, создавая мягкие переходы цвета. В целом, эффект "Painting" кажется более натуральным, с мягким переходом цвета от корней к концам. С практической точки зрения эта техника сочетает в себе несколько способов нанесения краски на корнях, по длине и на концах. Не требует заворачивания прядей в фольгу. Во избежание высыхание красителя, обработанные волосы покрываются прозрачной пленкой. В зависимости от исходного цвета волос и желаемого результата выбираются красители.

Предлагаю вносить дополнения и уточнения.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...