Ориентирование на местности по схеме. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, часов, по небесным светилам и местным предметам, по различным признакам

Ориентирование на местности по карте (схеме): способы ориентирования карты (схемы), порядок опознавания ориентиров, определение своего местоположения, сличение карты (схемы) с местностью

Ориентироваться на местности - это значит найти направление сторон горизонта (сторон света) - север, юг, запад, восток; определить свое местоположение относительно окружающих местных предметов, форм рельефа; найти нужное направление движения и выдержать это направление в пути.

Способы ориентирования карты (схемы)

Процесс ориентирования по карте осуществляется в 3 этапа :

Ориентирование самой карты;

Определение по карте своего местонахождения;

Сличение карты с местностью.

Ориентирование карты заключается в предании ей такого положения в горизонтальной плоскости, при котором северная сторона рамки карты обращена на север, и все направления на карте параллельны соответствующим направлениям на местности.

Рис. 1 Ориентирование карты по линии местности

Рис. 2 Ориентирование по направлению

Карта может ориентироваться :

По линиям местности (рис. 1);

По направлениям на ориентир (рис. 2);

По компасу (рис. 3).

Рис. 3. ориентирование карты по компасу: а - Ориентирование по линии километровой сетки; б - ориентирование по рамке карты

Если наблюдатель находится на каком-либо линейном ориентире (шоссейной или железной дороге, линии электропередач и т.д.), то ориентирование проще всего осуществлять по линии местности (рис. 1). Для этого карту поворачивают так, чтобы изображение этого линейного объекта на карте совпало с направлением объекта на местности и все местные предметы, расположенные справа и слева от линейного ориентира на карте, располагались соответственно справа и слева на местности.

Ориентирование карты по направлению на ориентир (рис. 2) применяется в том случае, когда точка местонахождения на карте известна и из этой точки виден какой-нибудь ориентир, обозначенный на карте.

Для этого карту ориентируют так, чтобы направление «точка стояния - ориентир», мысленно (или с помощью линейки) с ориентированное на карте, совпадало с соответствующим направлением на местности.

Ориентирование карты по компасу (рис. 3) производится на закрытой, бедной ориентирами местности. Компас прикладывают к одной из вертикальных линий карты (к линии километровой сетки (рис. 3, а) или к рамке карты (рис. 3, б)) таким образом, чтобы линия, соединяющая отметку «север-юг» на компасе, совпадала с выбранной вертикальной линией на карте. При этом отметка «север» на компасе должна быть направлена в сторону северного (верхнего) конца карты.

Затем каргу вместе с компасом поворачивают в горизонтальной плоскости таким образом, чтобы верхняя сторона рамки карты совпадала с северным направлением магнитной стрелки, причем магнитная стрелка должна отклониться от нулевого значения (отметка «север») на величину поправки.

Если компас прикладывается к направлению истинного меридиана (рамке карты), то поправкой будет являться угол магнитного склонения, если же компас прикладывается к вертикальной линии сетки, то поправка слагается (алгебраически) из угла сближения меридианов γ и угла магнитного склонения δ.

Если поправка положительная, то стрелка компаса должна располагаться правее отметки «север» на величину этой поправки, если же она отрицательная, то - левее.

Определение своего местоположения

Точку своего местоположения на карте наиболее просто определить, находясь около какого-либо ориентира на местности, который изображен на карте (перекресток дорог, мост, отдельно стоящее дерево и т.д.). Место расположения этого условного знака на карте и будет искомой точкой.

Во всех остальных случаях свое местонахождение можно приблизительно определить одним из следующих способов:

По ближайшим ориентирам на глаз (рис. 4);

Промером пройденного расстояния (рис. 5);

Засечкой по местному предмету (рис. 6);

Обратной засечкой (рис. 7) и др.

Рис. 4. Определение на карте точки стояния глазомерно по ближайшим ориентирам

Рис. 5. Определение точки стояния промером расстояний


Рис. 6. Определение точки стояния засечкой по местному предмету


Рис. 7. Определение точки стояния обратной засечкой

Порядок опознавания ориентиров и сличение карты (схемы) с местностью

Сличить карту с местностью - это значит найти на карте изображение окружающих местных предметов и элементов рельефа и наоборот - опознать на местности объекты, обозначенные на карте.

При ориентировании на поле боя особое внимание необходимо обращать на опознание местных предметов и деталей рельефа, относительно которых увязываются боевые задачи подразделения.

Для того чтобы найти на карте изображение наблюдаемого объекта, нужно определить расстояние до объекта, а затем определить направление на объект (азимут или угол между известным направлением и объектом). После этого, проведя на карте полученное направление от точки своего стояния и отложив в масштабе карты полученное расстояние, найти в этом районе изображение объекта.

Для решения обратной задачи, т.е. для того, чтобы опознать на местности объект, следует :

Сориентировать карту;

Найти точку своего местоположения;

Определить по карте расстояние до объекта;

Определить дирекционный угол и магнитный азимут объекта и, используя эти данные, решить задачу.

При сличении местности с картой необходимо не только опознать наблюдаемые местные предметы, но и тщательно разобраться в строении рельефа, чтобы использовать его характерные формы и детали в качестве ориентиров. Для этого необходимо выявить командные высоты и найти линии водоразделов, а также определить взаимное положение наиболее характерных элементов рельефа.

После этого нужно обратиться к карте и опознать на ней формы и детали рельефа, наблюдаемые на местности.

Уверенное ориентирование и выдерживание заданного направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Основной задачей при этом является предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Подготовка к ориентированию включает в зависимости от обстановки полностью или частично следующие мероприятия: выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте, измерение протяженности маршрута и разбивку его на отдельные участки, определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте, проверку исправности компаса (гирополукомпаса) и спидометра.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:

Просматривают маршрут на карте, уясняют характеристику дорог и особенности прилегающей к ним местности, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;

На отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить надежными ориентирами; особенно тщательно изучают места поворотов маршрута, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;

По всему маршруту выбирают через 5-10 км контрольные ориентиры; они должны быть наиболее устойчивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.

Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают цветным карандашом обычно коричневого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят прерывистую линию, которая не должна закрывать условный знак дороги, а также по возможности условные знаки местных предметов вдоль нее. Затем измеряют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки за рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 6). Например, если коэффициент поправки равен 1,1, то на карте масштаба 1:100000 десятикилометровый участок откладывают отрезком, равным 9 см. После этого переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их у контрольных ориентиров (рис. 76).

При подготовке к движению в условиях, не благоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпасу).

Ориентирование в пути. Перед началом движения на исходном пункте записывают показания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути.

Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра. Таким образом осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.

В бою выдерживание направления движения осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изученным.

На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. Примерно за 200-500 м до поворота механику-водителю указывается место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения. Например: “Через 500 м поворот направо на просеку”.

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывается на карте.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их предварительно знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

Особенности ориентирования при движении в различных условиях. Ориентирование при движении ночью. В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от яруга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у местных предметов, которые можно легко опознать ночью.

Ориентирование при движении в лесу. Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам. Направления движения выдерживают, как правило, по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах. Свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пути необходимо чаще контролировать правильность направления движения и пройденное по маршруту расстояние.

Ориентирование при движении в пустыне (степи). Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, русла высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам или по следу своей машины, если движение происходит прямолинейно.

Ориентирование при движении в горной местности. Маршрут движения в горной местности намечают обычно по лощинам, горным проходам и перевалам. В качестве ориентиров могут быть намечены выделяющиеся вершины гор, седловины, обрывы, скалы, осыпи и другие формы рельефа. Хорошими ориентирами служат горные реки и ручьи, протекающие в долинах. Кроме ориентиров по маршруту полезно намечать вспомогательные ориентиры, видимые со многих точек маршрута. Ими могут быть выступы горного хребта, заснеженные вершины гор. Вспомогагельные ориентиры используются для выдерживания общего направления движения.

Ориентирование при движении в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. Такие упицы четко выделяются на карте. В качестве ориентиров по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосгы, памятники, церкви и другие выделяющиеся местные предметы.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают карту с местностью и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлзнию улицы, по которой совершают движение.

Важное значение при движении по крупному населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.

Ориентирование на местности, подвергшейся значительным разрушениям. В районе массовых разрушений карта часто че будет соответствовать местности, что существенно зчтруднит ориентирование. Поэтому для ориентирования в таких районах заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районах разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, типовые формы рельефа (вершины гор и холмов, хребты, седловины, лощины).

При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов. Широкое применение в этих условиях найдет наземная навигационная аппаратура (см, гл. 6), которая позволяет уверенно ориентироваться на местности в любых условиях.

Восстановление потерянной ориентировки. При действиях на незнакомой местности могуг быть случаи, когда из-за недостаточных навыков в ориентировании ориентировка будет потеряна. Первый признак потери ориентировки-на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на ней хотя бы приближенно свое местоположение. Для восстановления ориентировки надо попытаться найти на карте свое местоположение путем сличения карты с местностью, предварительно ориентировав карту по сторонам горизонта. Район, в котором предположительно находится место остановки, можно определить, восстановив хотя бы приближенно направление движения от последнего, уверенно опознанного ориентира и пройденное расстояние от него. Если путем сличения карта с местностью восстановить ориентировку затруднительно, можно воспользоваться следующими способами.

Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводится прямая, соответствующая направлению последнего участка маршрута. Отложив на прямой пройденное расстояние от ориентира, устанавливают дальнюю границу района местонахождения. Ближняя граница определяется в пределах 3/4 расстояния, пройденною от последнего ориентира. Например (рис. 77), подразделение, совершая марш, достигло северной окраины населенного пункта Осетр (показание спидометра 61,3). Затем, двигаясь к населенному пункту Холм, что в 12,4 км от пункта Осетр, в качестве промежуточного ориентира был намечен мост через реку Уводь. На 4 км пути водитель машины по ошибке свернул влево на проселочную дорогу, на которой также оказался мост, принятый за намеченный промежуточный ориентир. Когда на спидометре появилась цифра 73,7, командир обнаружил потерю ориентировки. Судя по пройденному расстоянию, подразделение должно было находиться в населенном пункте Холм, а фактически оно оказалось в лесу. Уточнив по компасу среднее направление движения от пункта Осетр, командир прочертил его на карте, отложил на нем пройденное расстояние (12 км) и из полученной точки ограничил предполагаемый район своего местонахождения радиусом 3 км (1/4 пройденного пути). После тщательного изучения обозначенного района была обнаружена развилка дорог-место ошибочного поворота с маршрута. Убедившись, что подразделение находится на проселочной дороге, обозначенной на карте, не представляет труда определить точку своего стояния, например по ближайшей по ходу движения развилке дорог, и наметить путь к конечному пункту или к выходу на маршрут.

По линейному ориентиру (рис. 78). Подразделение, двигаясь по заросшей лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 6°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 6°, показано на карте три. Командир внимательно изучил их и установил, что одна из полян находится в лощине, другая расположена в седловине, а третья-на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить точку стояния (поляна на седловине).

Искусство выживания

Топография и основы ориентирования на местности

ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Военная топография является одним из важнейших предметов в подготовке разведчика. Если он не владеет основами топографии, то нет особого смысла посылать его во вражеский тыл: он там просто-напросто не сможет выйти в указанный квадрат, найти разыскиваемый объект, определить его точное месторасположение и грамотно сообщить эти координаты в штаб.

Любой разведчик обязан владеть следующими навыками: по определению своей точки стояния на местности днем и ночью (по карте); по ориентации на местности с картой и компасом, а также без них; по подготовке данных для движения по азимутам; по съемке плана местности и нанесению на карту разведанных объектов противника; по целеуказанию для наведения своей авиации либо для корректировки артиллерийского огня.

Ориентирование на местности по карте и компасу большой сложности не представляет. Но иногда разведчикам приходится действовать, не имея ни карты, ни компаса. Поэтому при подготовке необходимо особое внимание уделять привитию твердых навыков основных приемов, правил и способов ориентирования на местности без карты и компаса.

Каждый разведчик должен уметь хорошо и быстро ориентироваться на различной местности и в любую погоду. Это определяется характером его действий. Он не должен ввиду скрытности действий выходить на дороги, подходить к населенным пунктам, не может также обращаться к местным жителям для того, чтобы убедиться в правильности ориентирования или направления движения. Маршрут движения разведчика (разведывательной группы) может значительно изменяться или отклоняться от ранее намеченного ввиду складывающихся обстоятельств. Задача разведчика - внести необходимые коррективы в маршрут движения и точно выйти в намеченный район (к объекту).

Военные карты и пользование ими Разведчик должен уметь пользоваться картой, главным образом читать ее. Для этого необходимо в первую очередь определить, какого масштаба карта, и знать условные топографические знаки. В наших картах мерой масштаба служит сантиметр, а мерой местности - метр или километр. Масштабы карт обозначаются в нижнем обрезе карты за рамкой.

Некоторые карты имеют так называемую координатную сетку (квадраты). Ими можно пользоваться при целеуказании, причем вначале указывают цифры соответствующей горизонтали сетки, а затем цифры соответствующей вертикали.

Масштаб карты можно определить следующим образом: По координатной сетке. Для этого надо измерить расстояние на карте между линиями координатной сетки и определить, через сколько километров проведены эти линии. По расстоянию между местными предметами. Для этого известное расстояние - число метров между двумя местными предметами на местности - делят на число сантиметров, заключающихся между изображениями этих предметов на карте.

Масштабом карты называется степень уменьшения линий и расстояний на карте в сравнении с их действительными размерами на местности. Масштабы изображаются дробью или чертежом. В первом случае масштаб носит название численного, а во втором - линейного. В численном масштабе числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее, во сколько раз линия и расстояние на карте меньше соответствующих линий и расстояний на местности.

Например, если нам дан масштаб 1/10 000, или 1: 10 000, или 10 000, то это значит, что каждой линии, взятой с карты, соответствует на местности линия в 10 000 раз большая. Так, длина какой-либо линии в 10 см на карте будет действительной величиной этой линии на местности 10х10 000 == 100 000 см, или 100 000/ 100 = 1000м, или 1 км.

Линейный масштаб представляет собой прямую линию, на которой отложено несколько равных частей. Если линейный масштаб указан 100 м в 1 см, то каждый отрезок на карте, равный 1 см, соответствует действительной линии местности, равной 100 м.

Для точных измерений на карте первый отрезок масштаба делится на несколько равных частей. Чтобы построить по численному масштабу, например, 1/25 000 линейный, надо 25 000 разделить на 100, тогда частное 250 покажет, что численному масштабу 1/25 000 соответствует линейный масштаб 250 м в 1 см. Чтобы от линейного масштаба перейти к численному, например, от масштаба 500 м в 1 см, нужно 500 х 100, тогда численный масштаб будет 1/50 000.

Определение своего местонахождения

Определение производится при помощи карты и местных предметов, резко бросающихся в глаза. При определении своего местонахождения нужно в точке стояния ориентировать карту, то есть повернуть ее так, чтобы ее стороны были направлены соответственно сторонам света (север, восток, юг, запад), а изображенные на ней местные предметы совпадали с направлением на те же предметы на местности.

На любой карте вверху - всегда север, внизу - юг, справа - восток, слева - запад. Чтобы повернуть карту соответственно сторонам света, нужно наложить компас диаметром СЮ на западную (восточную) рамку карты или на вертикальную линию километровой сетки карты, причем буквой С - в направлении северной рамки. Затем, освободив стрелку компаса, вращать карту вместе с компасом до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против буквы С.

Ориентация карты по местным предметам

Зная положение местных предметов по отношению к странам света, уже легко определить свое местонахождение на местности и отметить эту точку на карте. Чтобы найти на карте предмет, видимый на местности, нужно:
- стать лицом к указанному предмету;
- ориентировать карту;
- найти на карте точку своего стояния;
- мысленно провести линию от точки стояния к указанному предмету на местности;
- по направлению этой линии искать на карте условный знак этого предмета.

Чтобы найти на местности предмет, обозначенный на карте, нужно:
- ориентировать карту и найти на ней точку своего стояния;
- приложить на карте линейку к точке стояния и к условному знаку предмета; не сбивая ориентировки карты и не сдвигая линейки, искать на воображаемом продолжении линии соответствующий предмет на местности. При этом необходимо учитывать расстояние до него, предварительно определенное по карте.

Карта ориентируется по компасу на местности бедной ориентирами: в лесу, в пустынно-степных районах, а также если разведчик даже приближенно не знает точку своего стояния.

Азимуты и движение по азимутам

Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север. Азимуты отсчитываются от 0 до 360 o по ходу часовой стрелки.

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:
- стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут;
- ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
- вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
- против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:
- установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
- повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.

Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3 o .

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:
- изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
- начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
- определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
- все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа.

Придя на исходный пункт, следует:
- ориентироваться по компасу;
- установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335 o);
- плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335 o ;
- в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
- у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 o и 180 o) совместились с направлением этой линии.

Далее, уменьшив или увеличив измеренные углы на величину отклонения магнитной стрелки, получим магнитные азимуты. Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знакотклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана. При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:
- установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
- отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,
- повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты.
- ориентированную таким образом карту закрепляют;
- соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
- установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
- когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360 o , эта разность и будет магнитный азимут.

Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:
- определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;
- пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;

Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см. Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Данные необходимые для движения оформляют в специально составленной схеме маршрута, или в виде таблицы. Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).

В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира. В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п. Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:
- заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
- обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия определить любым способом и прибавить к пройденному расстоянию;

При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 o и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов. После изучения местности было решено обход совершать с правой стороны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 o , а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первоначальному азимуту, по которому совершалось движение до препятствия (65 o) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по обратному азимуту направления от точки 1 до точки 2 (на рисунке обратный азимут равен 325 o) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65 o) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3, продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330-180 = 150 Ам = 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориентирами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определения его координат. Ошибка вызовет огонь средств поражения по пустому месту. Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов. Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки стояния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозможно решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до объекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азимуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х-3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте направление на объект, тогда пересечение прямых определяет местонахождение объекта.

Определение расстояний на местности

Очень часто разведчику требуется определять расстояния до различных предметов на местности, а также оценивать их размеры. Наиболее точно и быстро расстояния определяются посредством специальных приборов (дальномеров) и дальномерных шкал биноклей, стереотруб, прицелов. Но из-за отсутствия приборов нередко расстояния определяют с помощью подручных средств и на глаз.

К числу простейших способов определения дальности (расстояний) до объектов на местности относятся следующие: - глазомерно; - по линейным размерам объектов; - по видимости (различимости) объектов; - по угловой величине известных предметов: - по звуку.

Глазомерно - это самый простой и быстрый способ. Главное в нем - тренированность зрительной памяти и умение мысленно откладывать на местности хорошо представляемую постоянную меру (50, 100, 200, 500 метров). Закрепив в памяти эти эталоны, нетрудно сравнивать с ними и оценивать расстояния на местности.

При измерении расстояния путем последовательного мысленного откладывания хорошо изученной постоянной меры надо помнить, что местность и местные предметы кажутся уменьшенными в соответствии с их удалением, то есть при удалении в два раза и предмет будет казаться в два раза меньше. Поэтому при измерении расстояний мысленно откладываемые отрезки (меры местности) будут уменьшаться соответственно удалению.

При этом необходимо учитывать следующее:
- чем ближе расстояние, тем яснее и резче нам кажется видимый предмет;
- чем ближе предмет, тем он кажется больше;
- более крупные предметы кажутся ближе мелких предметов, находящихся на том же расстоянии;
- предмет более яркой окраски кажется ближе, чем предмет темного цвета;
- ярко освещенные предметы кажутся ближе слабо освещенных, находящихся на том же расстоянии;
- во время тумана, дождя, в сумерки, пасмурные дни, при насыщенности воздуха пылью наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные и солнечные дни;
- чем резче разница в окраске предмета и фона, на котором он виден, тем более уменьшенными кажутся расстояния; так, например, зимой снежное поле как бы приближает находящиеся на нем более темные предметы;
- предметы на ровной местности кажутся ближе, чем на холмистой, особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через обширные водные пространства;
- складки местности (долины рек, впадины, овраги), невидимые или не полностью видимые наблюдателем, скрадывают расстояние;
- при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя;
- при наблюдении снизу вверх - от подошвы горы к вершине, предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз - дальше.
- когда солнце находится позади разведчика, расстояние скрадывается; светит в глаза - кажется большим, чем в действительности;
- чем меньше предметов на рассматриваемом участке (при наблюдении через водное пространство, ровный луг, степь, пашню), тем расстояния кажутся меньше.

Точность глазомера зависит от натренированности разведчика. Для расстояния 1000 м обычная ошибка колеблется в пределах 10-20%.

По линейным размерам. Чтобы определить расстояние этим способом, надо:
- держать перед собой линейку на расстоянии вытянутой руки (50-60 см от глаза) и измерить по ней в миллиметрах видимую ширину или высоту предмета, до которого требуется определить расстояние;
- действительную высоту (ширину) предмета, выраженную в сантиметрах, разделить на видимую высоту (ширину) в миллиметрах, и результат умножить на 6 (постоянное число), получим расстояние.

Например, если столб высотой 4 м (400 см) закрывается по линейке 8 мм, то расстояние до него будет 400 х 6 = 2400; далее 2400: 8 = 300 м (действительное расстояние). Если решать эту задачу как геометрическую задачу на подобие, то получим аналогичные результаты.

Наименование предметов Высота (м) Длина (м) Ширина (м) Рост среднего человека (в обуви) 1,65-1,75 Стрелок с колена 1,05-1,20 Телеграфный столб 6,00 Обычный смешанный лес 6,50-8,40 Железнодорожная будка 4,00 Одноэтажный дом с крышей 6-8 Всадник верхом 2,20-2,30 Танки 2,30-2,70 6,8-7,7 3,1-3,7 БТР и БМП 1,8-2,0 4,6-6,5 2,5-2,7 Один этаж жилого капитального дома 3-4 - - Один этаж промышленного 5-6 - - строения Расстояние между столбами линии связи 50-60 Расстояние между опорами электросети высокого 100 напряжения Заводская труба 30 Вагон пассажирский цельнометаллический 4,25 24-25 2,75 Вагоны товарные: двухосные 3,8 7,2 2,75 многоосные 4 13,6 2,75 Железнодорожные цистерны: двухосные 3 6,75 2,75 четырехосные 3 9 2,75 Железнодорожные платформы: двухосные 1,6 9,2 2,75 четырехосные 1,6 13 2,75 Автомобили: грузовые двухосные 2 5-6 2-2,5 легковые 1,5-1,8 4-5 1,5 Тяжелый крупнокалиберный пулемет 0,75 1,65 0,75 Станковый пулемет 0,5 1,5 0,5 Мотоциклист на мотоцикле с коляской 1,5 2 1,2

Чтобы определять расстояния таким способом, требуется хорошо знать линейные размеры различных объектов, либо иметь эти данные под рукой (на планшете, в записной книжке). Размеры наиболее часто встречаемых объектов разведчику надо помнить, так как они требуются и для способа измерения по угловой величине, являющегося для разведчиков основным невооруженным глазом можно приблизительно определить расстояние до целей (предметов) по степени их видимости. Разведчик с нормальной остротой зрения может увидеть и различить некоторые предметы со следующих предельных расстояний, указанных в таблице. Надо иметь в виду, что в таблице указаны предельные расстояния, с которых начинают быть видны те или иные предметы. Например, если разведчик увидел трубу на крыше дома, то это означает, что до дома не более 3 км, а не ровно 3 км. Пользоваться данной таблицей как справочной не рекомендуется. Каждый разведчик должен индивидуально для себя уточнить эти данные. Определение расстояний по видимости (различимости) некоторых объектов.

Объекты и признаки Предельная видимость (в км) Колокольни, башни, большие дома на фоне неба 15-18 Населенные пункты 10-12 Ветряные мельницы и их крылья 11 Деревни и отдельные большие дома 8 Заводские трубы 6 Отдельные небольшие дома 5 Окна в домах (без деталей) 4 Трубы на крышах 3 Самолеты на земле, танки на месте 1,2-1,5 Стволы деревьев, столбы линий связи, люди (в виде точки), повозки на дороге 1,5 Движение ног идущего человека (лошади) 0,7 Движение рук, выделяется голова человека 0,4 Цвет и части одежды, овал лица 0,25-0,3 Черепица на крышах, листья деревьев, проволока на кольях 0,2 Пуговицы и пряжки, подробности вооружения солдата 0,15-0,17 Черты лица, кисти рук, детали стрелкового оружия 0,1 Глаза человека в виде точки 0,07 Белки глаз 0,02

Ориентирование по звукам

Ночью и в туман, когда наблюдение ограничено или вообще невозможно (а на сильно пересеченной местности и в лесу как ночью, так и днем) на помощь зрению приходит слух. Разведчики обязательно должны учиться определять характер звуков (то есть что они означают), расстояние до источников звуков и направление, откуда они исходят. Если слышны различные звуки, разведчик должен уметь отличать их один от другого. Развитие такой способности достигается длительной тренировкой (таким же образом профессиональный музыкант различает голоса инструментов в оркестре).

В тихую летнюю ночь даже обычный человеческий голос на открытом пространстве слышно далеко, иногда на полкилометра. В морозную осеннюю или зимнюю ночь всевозможные звуки и шумы слышны очень далеко. Это касается и речи, и шагов, и звяканья посуды либо оружия. В туманную погоду звуки тоже слышны далеко, но их направление определить трудно. По поверхности спокойной воды и в лесу, когда нет ветра, звуки разносятся на очень большое расстояние. А вот дождь сильно глушит звуки. Ветер, дующий в сторону разведчика, приближает звуки, а от него - удаляет. Он также относит звук в сторону, создавая искаженное представление о местонахождении его источника. Горы, леса, здания, овраги, ущелья и глубокие лощины изменяют направление звука, создавая эхо. Порождают эхо и водные пространства, способствуя его распространению на большие дальности.

Звук меняется, когда источник его передвигается по мягкой, мокрой или жесткой почве, по улице, по проселочной или полевой дороге, по мостовой или покрытой листьями почве. Необходимо учитывать, что сухая земля лучше передает звуки, чем воздух. Поэтому прислушиваются, приложив ухо к земле или к стволам деревьев. Средняя дальность слышимости различных звуков днем на ровной местности, км (летом).

Источник звука Слышимость звука Характерные звуковые признаки Шум двигающегося поезда 10 Паровозный или пароходный гудок, заводская сирена 7-10 Стрельба очередями из винтовок и 5 пулеметов Выстрел из охотничьего ружья 3,0 Автомобильный сигнал 2-3 Топот лошадей на рыси по мягкому грунту 0,6 по шоссе 1,0 Крик человека 1-1,5 Ржание лошадей, лай собак 2-3 Разговорная речь 0,1-0,2 Всплеск воды от весел 0,25-0,5 Звяканье котелков, ложек 0,5 Переползание 0,02 Шаги 0,03 Кашель 0,04-0,05 Резкая команда голосом 0,5-1 Движение пехоты в строю: по грунту 0,3 Ровный глухой шум по шоссе 0,6 Стук весел о борт лодки 1-1,5 Отрывка окопов вручную 0,5-1 Удары лопаты по камням Вбивание деревянных копьев: Глухой звук равномерно вручную 0,3-0,6 чередующихся ударов механическим способом 0,8 Рубка и спиливание деревьев: Резкий стук топора, ручным способом (топором) 0,3-0,4 визг пилы, прерывистый бензопилой 0,7-0,9 стук бензинового двигателя, глухой удар падение дерева 0,8-1,0 о землю спиленного дерева Движение автомобилей: Ровный шум по грунтовой дороге 0,5 моторов по шоссе 1-1,5 Резкий шум Движение танков, САУ, БМП: двигателей по грунту 2-3 одновременно с резким по шоссе 3-4 металлическим лязгом гусениц Шум двигателя стоящего танка, БМП 1-1,5 Движение буксируемой артиллерии: Резкий отрывистый по грунту по шоссе 1-2 грохот металла и 2-3 шум двигателей Стрельба артиллерийской батареи 10-15 (дивизиона) Выстрел из орудия 6 Стрельба из минометов 3-5 Стрельба из крупнокалиберных 3 пулеметов Стрельба из автоматов 2 Одиночный выстрел из винтовки 1,2

Ночью звуки хорошо передаются через землю. Существуют определенные способы, помогающие слушать ночью:
- лежа: приложить ухо к земле;
- стоя: один конец палки прислонить к уху, другой конец упереть в землю;
- стоять, слегка наклонившись вперед, перенеся центр тяжести тела на одну ногу, с полуоткрытым ртом, - зубы являются проводником звука.

Обученный разведчик при подкрадывании, если только ему дорога жизнь, ложится на живот и слушает лежа, стараясь определить направление звуков. Это легче сделать, повернув одно ухо в ту сторону, откуда доносится подозрительный шум. Для улучшения слышимости рекомендуется при этом приложить к ушной раковине согнутые ладони, котелок, отрезок трубы. Для лучшего прослушивания звуков разведчик может приложить ухо к положенной на землю сухой доске, которая выполняет роль собирателя звука, или к сухому бревну, вкопанному в землю. При необходимости можно изготовить самодельный водяной стетоскоп. Для этого используется стеклянная бутылка (либо металлическая фляга), заполненная водой до горловины, которую зарывают в грунт до уровня воды в ней. В пробку плотно вставляют трубку (пластмассовую), на которую одевают резиновую трубку. Другой конец резиновой трубки, снабженный наконечником, вставляют в ухо. Для проверки чувствительности прибора ударить пальцем землю на расстоянии 4 м от него (звук от удара ясно слышен через резиновую трубку).

Ориентирование на местности

Ориентироваться на местности, это значит найти направления на стороны света (север, юг, восток и запад) и определить свое местонахождение. Для отыскания направления по сторонам света вначале определяют направление север - юг; после чего, став лицом к северу, определяющий будет иметь направо - восток, налево - запад. Стороны света обыкновенно находят по компасу, а при отсутствии его - по Солнцу, Луне, звездам и по некоторым признакам местных предметов.

По компасу

При помощи компаса наиболее удобно и быстро можно определить север, восток, юг, запад. Для этого нужно компасу придать горизонтальное положение, освободить от зажима стрелку, дать ей успокоиться. Тогда темный конец ее будет направлен на север.

Для определения точности отклонения направления движения от направления на север или для определения положений точек местности по отношению к направлению на север и отсчета их, на компасе нанесены деления, из которых нижние обозначены в градусных мерах (наименьшее деление равно 3 o), а верхние деления угломера в десятках "тысячных". Градусы отсчитываются по ходу часовой стрелки от О до 360 o , а деления угломера - против хода часовой стрелки от 0 до 600 o . Нулевое деление находится у буквы "С" (север), там же нанесен светящийся в темноте треугольник, заменяющий в некоторых компасах букву "С". Под буквами "В" (восток), "Ю" (юг), "3" (запад) нанесены светящиеся точки.

На подвижной крышке компаса имеется визирное приспособление (прицел и мушка), против которых укреплены светящиеся указатели, служащие для обозначения направления движения ночью.

В армии наиболее распространены компас системы Андрианова и артиллерийский компас. Компас Андрианова позволяет производить отсчеты в градусах и в тысячных. Надписи на неподвижной шкале градусных делений (цена деления 3 o) даны по часовой стрелке через 15 o , а тысячных - в обратном направлении через 500 тысячных (5-00). Визирное приспособление подвижно.

Артиллерийский компас отградуирован только в тысячных с ценой деления 100 тысячных (1-00) по часовой стрелке. Визирное приспособление неподвижно, а вращается шкала (лимб), что позволяет, не меняя положение компаса, быстро совмещать нулевое деление лимба с северным концом магнитной стрелки. Зеркало на откидной крышке позволяет при визировании на предмет контролировать ориентирование компаса и производить отсчет по лимбу.

Очень удобен для пользования разведчиков спортивный компас, стрелка которого помещена в специальную жидкость, поэтому она быстро успокаивается и почти не колеблется при движении.

По Солнцу

Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север. Если нет часов - определяйте самую короткую тень, делая отметки на земле каждые 15-20 мин.

По Солнцу и стрелочным часам

Надо направить часовую стрелку на Солнце, и угол, образуемый между направлением часовой стрелки и цифрой 1 (13 часов) циферблата, разделить воображаемой линией пополам. Линия, разделяющая этот угол, укажет направление: впереди - юг, сзади - север. При этом надо помнить, что до 13 часов нужно делить левый угол, а во вторую половину дня - правый угол. Очень удобный ориентир на практике.

По Полярной звезде

Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы а и б мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север. Очень сложный ориентир на практике.

В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек. На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры - нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север (нумерация кварталов лесных массивов в СНГ идет с запада на восток и далее на юг).

Ориентирование

Изучение местности в районе предстоящих действий следует производить по крупномасштабным картам. Особое внимание при этом необходимо обращать на следующее:
- рельеф в данном районе;
- плотность расположения населенных пунктов, места расположения городов, поселков, административных центров;
- густоту железнодорожных и шоссейных дорог, в каких направлениях они пролегают, какие населенные пункты соединяют;
- основные элементы гидрографии - наличие озер, рек, ручьев, условия их преодоления, направление течения;
- наличие лесов, зарослей кустарника, характер растительного покрова и общие условия маскировки.

Нужно выбрать хорошо заметный ориентир в сторону движения на пункт сбора. Движение по маршруту должно совершаться от ориентира к ориентиру. Расстояние отсчитывается или в парах шагов, или по времени, с последующим переводом в километры. Особенно тщательно необходимо готовиться к движению в ночное время. Прежде всего следует засветло изучить местность и подобрать ориентиры. В качестве ориентиров выбираются трубы, башни, отдельно стоящие дома и деревья, населенные пункты, озера, реки, ручьи, дороги, линии электропередачи. Перед началом движения следует изучить предстоящий маршрут по карте. Изучение считается законченным, когда разведчик по памяти сможет составить схему своего маршрута.

Составление кроки маршрута

Для составления кроки маршрута вначале при помощи карты наносится скелет кроки, то есть делается перенос с карты на бумагу наиболее важных основных контуров, дорог, населенных пунктов, реки отдельных точек местности нужного участка пути. Порядок составления скелета следующий:
- установить масштаб карты и необходимое увеличение скелета;
- разбить на карте маршрут на сеть квадратов, чтобы сеть захватывала полосу местности до 500 метров в обе стороны; затем построить на листе бумаги соответствующую сеть увеличенных квадратов;
- перенести с карты по квадратикам на бумагу дорогу (маршрут) и все отходящие от нее дороги с надписями, откуда и куда они идут, а также селения и другие важные местные предметы;

На кроки маршрута особенно подробно должно быть нанесено следующее:
- переправы, мосты, броды;
- неудобные места для движения и путь обхода их; опасные места;
- ориентирные предметы, имеющие значение при движении по закрытой местности, чтобы не сбиться с пути.

Особенности наблюдения ночью.

Ночью свет горящего костра виден до 8 км, горящая спичка на расстоянии 1-1,5 км, огонек сигареты заметен на расстоянии до 500 метров. Однако рассчитывать на такую подсказку особо не следует, что же касается самого наблюдения, то оно имеет ряд особенностей.

Человеческий глаз не способен при резком переходе от света к темноте сразу адаптироваться, четко различать предметы. Поэтому ночью нужно не смотреть прямо на источник света. При наблюдении следует постоянно помнить, что стоит только в течение короткого времени посмотреть на свет, как адаптация глаз будет утрачена и на ее восстановление уйдет не менее 20 минут.

Пристально и долго всматриваться в темноту тоже не следует, чтобы не утомлять зрение рекомендуется периодически закрывать глаза на 5-10 секунд. Такой короткий отдых позволяет избавиться от утомления. При искусственном освещении (осветительные ракеты, прожекторы) нельзя смотреть на источник света, рекомендуется ладонью прикрыть глаза от него и наблюдать только за освещаемой местностью и противником.

При глазомерном определении расстояний на местности, освещенной искусственными источниками света, следует иметь ввиду, что объекты, расположенные на освещенных участках, кажутся ближе, чем в действительности, а темные, неосвещенные объекты представляются меньшими по размеру и более удаленными.

В темноте важное значение имеет внимание наблюдателя, поэтому ночью нельзя отвлекаться никакими посторонними мыслями, разговорами, действиями, а необходимо направлять внимание исключительно на наблюдение - это повышает чувствительность зрения в 1,5 раза.

Для повышения внимания и чувствительности зрения наблюдать рекомендуется в положении сидя. Глубокое дыхание (полный вдох и выдох восемь-десять раз в минуту), обтирание лба, век, висков, шеи, затылка холодной водой вызывает существенное повышение чувствительности зрения и сокращает время полной адаптации к темноте с 20-30 до 10 минут. Временно повышают остроту зрения, снимают сонливость и усталость фармакологические средства: кофеин, глюкоза и др. Например, одна таблетка кофеина (0,1 г) повышает чувствительность зрения в среднем на 30%, его действие при этом достигает наибольшей эффективности обычно через полчаса после приема и длится 1,5-2 часа.

Карта и местность

Местность надо читать как книгу, - вдумчиво, толково. Целые книги, целые тома о местности написаны специально занимающимися этим делом специалистами - военными топографами. В сотнях тысяч экземпляров записан и размножен на специальных картопечатных фабриках каждый участок местности, и в результате командиры получают карты той местности, на которой предстоит действовать их войскам. Всегда такая карта дается разведчикам перед тем, как им ставится боевая задача. Отправляясь в указанный район, они уже предварительно знакомятся с местностью по карте.

Однако на карте невозможно изобразить детали всех складок, ручейков, лощинок, извилин, бугорков, кустиков. На это не хватило бы места и потребовалось бы очень много условных знаков, так как самые крупномасштабные карты уменьшают изображаемую местность в 25, 50 и 100 тысяч раз. Поэтому на картах наносятся лишь самые важные складки местности, самые необходимые местные предметы. А все остальное должен рассмотреть уже сам разведчик.

И вот перед наблюдателем раскрывается живая книга действительной местности. С чего же надо начинать изучение местности? Прежде всего необходимо сличить местные предметы и ориентиры, находящиеся на местности, с картой. Это нужно сделать для того, чтобы наблюдатель точно изучил ту полосу, которую задал командир, поставивший задачу на наблюдение. В противном случае может произойти ошибка и данные наблюдателя будут вводить в заблуждение.

После сверки карты с местностью и полного уяснения задачи рекомендуется прежде всего осмотреть местность простым, невооруженным глазом и составить схематический план наблюдения или схему ориентиров. На схему ориентиров наблюдатель наносит:
- место НП (наблюдательного пункта);
- сектор (угол) наблюдения;
- зоны наблюдения;
- ориентиры (нумеруются по направлению осмотра местности);
- поля невидимости.

У Леонида Соболева в повести "Зеленый луч" (кстати, держатель сайта считает это произведение крайне поучительным и интересным, поэтому всем советует прочитать его для общего развития) описан эпизод, касающийся подготовки командира разведгруппы:

Воронин держал в руках карту крупного масштаба, а майор, подняв глаза к подволоку, неторопливо и обстоятельно описывал местность, по которой группе придется пробираться ночью. Походило, будто на подволоке была копия карты, - с такой точностью он перечислял приметные места, способные служить в темноте ориентиром: резкие повороты ущелья, по которому придется уходить от места высадки, аллею, ведущую к сгоревшим домам совхоза, откуда лучше взять прямо на север, чтобы пересечь шоссе в наиболее пустынном месте. Он добрался уже до виноградника, означавшего место безопасного подъема в горы...

Кончили? - спросил майор. - Это мы с вами пока без противника разгуливали, как на кроссе в Солидопии... А если возле шоссе - помните, высотка там удобная - немцы заставу догадались выставить? Поищите-ка, лейтенант, куда вам тогда подаваться... Нет, нет, - остановил он его движение, - вы карту не трудитесь доставать, вы на нее уже насмотрелись. Припоминайте без карты...

Трудновато, товарищ майор...

А если на берегу придется вспоминать? Тут-то легче, никто не стреляет, не торопит... Вспоминайте, лейтенант, пока есть время. Карта у командира должна вся в мозгу быть, мало ли что? А если вы ее потеряете?

Я старшине Жукову вторую дал, - обиженно сказал Воронин.

Подумаешь, сейф нашли... А если ваш Жуков на мину наступит? Нет, уж, давайте-ка без карты...

Измерение углов положения.

Дирекционные углы , истинные азимуты измеряют по карте транспортиром (в градусах) в следующем порядке: исходную точку и местный предмет соединяют прямой линией, так чтобы она пересекла хотя бы одну из вертикальных линий координатной сетки, с которой совмещают транспортир, сообразуясь с величиной угла. Снимают отсчет по шкале транспортира против прочерченной прямой линии.

Измерение истинных азимутов выполняют транспортиром так же, как и дирекционных углов, только транспортир в этом случае совмещают с линией истинного меридиана, которой является боковая сторона рамки карты или линия ей параллельная.

Магнитные азимуты определяют на местности с помощью компаса в следующем порядке: северный конец устанавливают против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого

магнитного азимута на данный предмет.

Понятие ориентирования карты.

Ориентировать карту- значит расположить ее так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена на север, а остальные соответственно на юг, восток, запад. При таком положении карты все направления на карте параллельны соответствующим направлениям на местности.

Способы ориентирования топокарты.

Карту можно сориентировать по линиям местности, по направлениям на ориентиры, по деталям рельефа и по компасу.

Ориентирование карты по линиям местности производится при наличии на местности прямолинейных участков (дорог, линий связи и электропередач и др.). Для ориентирования карты этим способом надо встать на какую-либо линию местности, например, дорогу, повернуть карту так, чтобы изображение дороги на ней совпало с направлением на местности, а изображение всех других объектов, расположенных справа и слева от дороги, находились с тех же сторон, что и на карте.


Ориентирование карты по направлению на ориентир применяют в том случае, когда точка стояния известна и с нее виден ориентир, обозначенный на карте. Карту поворачивают так, чтобы направление точки стояния - ориентир совпало с соответствующим направлением на местности. Для более точного ориентирования карты к этим точкам прикладывают линейку и по ней визируют на ориентир.

Ориентирование карты по компасу применяется преимущественно на местности, трудной для ориентирования. В этих условиях компасом определяют направление на север, а затем карту поворачивают верхней стороной рамки в этом направлении. Карту по компасу можно ориентировать более точно с учетом магнитного склонения. Компас при рас стопоренной магнитной стрелке устанавливают на вертикальную линию координатной сетки карты, так, чтобы линия, проходящая через штрихи 0 или 180 градусов шкалы компаса совпала с линией карты. Затем карту поворачивают так, чтобы северный конец магнитной стрелки отклонился от штриха 0 градусов на величину поправки направления, которая указывается в левом нижнем углу данного листа карты.


Способы определения своего местоположения.

Точка стояния может быть определена на карте следующими способами:

По ближайшим ориентирам на глаз;

Промером пройденного расстояния,

Засечками (прямой и обратной).

Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуют точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз является наиболее распространенным способом. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния. Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом, изображением на карте, то место расположения условного знака этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Промером расстояния .

Способ применяется главным образом при движении по дороге или вдоль линейного контура, преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости.

Сущность способа: измеряют расстояние (спидометром, шагами) от ориентира, расположенного у дороги или какого-либо другого линейного ориентира, до определяемой точки стояния; затем это расстояние откладывают на карте вдоль дороги (линейного ориентира) в соответствующем направлении.


Засечкой по местному предмету . По направлению на ориентир и расстояния до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае по ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния

Обратной засечкой по трем (двум) направлениям . Этот способ применяется преимущественно на открытой местности, бедной ориентирами, когда опознано три (два) ориентира. Карту тщательно ориентируют по компасу, прикладывают линейку к условному знаку одного из ориентиров на карте и направляют ее на тот же ориентир на местности, затем прочерчивают линию на себя. Не сбивая ориентировку карты, таким же образом прочерчивают направление на второй и третий ориентиры. Пересечение трех направлений обычно образует треугольник, центр которого и будет точкой стояния.

Сличение карты с местностью заключительный этап топографического ориентирования. На этом этапе изучается местность, выявляются ее изменения, происшедшие с момента создания карты, уточняется положение на местности объектов, показанных на карте.

Ориентирование по карте в движении по дорогам и бездорожью.

В боевой обстановке очень часто приходится совершать передвижение по незнакомой местности как пешком, так и на всевозможных видах транспорта. Такие передвижения могут производиться по дорогам, вне дорог, на закрытой и пустынной местности, ночью, в густом туман, при задымлении и в других условиях.

В зависимости от характера местности при ориентировании в движении пользуются, как правило, картой масштаба 1:100000 или 1:200000.


Основная задача ориентирования в движении - выдерживание заданного или намеченного на карте маршрута. Ориентирование в движении ведется непрерывно, с тем чтобы постоянно знать свое местоположение на карте, которое определяют визуально, путем сличения карты с местностью. Для этого предварительно подготавливают карту, а в пути придерживаются определенного порядка.

Подготовка карты включает склеивание карты, подъем и изучение маршрута, выбор ориентиров, определение протяженности маршрута и азимутов отдельных направлений.

Подъем маршрута осуществляется линий коричневого цвета, не закрывая при этом условного знака дороги и условных знаков других местных предметов, чтобы не ухудшить их читаемость. Линию проводят обычно справа (снизу) от условного знака дороги.

Выбор ориентиров одновременно с подъемом маршрута. Ориентиры предназначаются для контроля выдерживания маршрута. Их выбирают в местах, где особенно важно убедиться в правильности движения (на местах, переездах, развилках и поворотах дорог). В качестве ориентира выбирают объекты местности, хорошо видимые с маршрута. Ориентиры обводят кружком коричневого цвета и около них подписывают расстояние в километрах от исходного пункта.

В отличии от плана марша, где расстояние подписывают через 5-10 км, на карте, предназначенной для ориентирования движения, расстояние подписывают у выбранных ориентиров. Азимуты определяют только на участках маршрута, трудных для ориентирования.

Перед началом движения на исходном пункте снимают показания спидометра машины и подписывают его на карте у первой точки. Затем переводят расстояния до каждого ориентира по показаниям спидометра машины путем прибавления их значений к начальному показанию спидометра и подписывают их у соответствующих точек.

Во время движения необходимо приближенно ориентировать карту, и двигаясь от одного ориентира к другому, систематически сличать карту с местностью. Особенно внимательно надо следить за правильностью движения через населенные пункты, на перекрестках и развилках дорог.

К карте обязательно следует обращаться при подходе к очередному контрольному ориентиру. Для наблюдения за местностью следует привлекать водителя и других членов экипажа.

У каждого ориентира считывают со спидометра пройденное расстояние и сличают его с данными карты.


В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных, местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог повороты маршрута помечают у местных предметов, которые можно опознать ночью.

Ориентирование в лесной местности. Лесные массивы, как правило, бедны ориентирами и в них ограничена дальность видимости.Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам. Направление движения выдерживают по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах. Свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пути необходимо чаще контролировать правильность направления движения и пройденное по маршруту расстояние. Общее направление движения контролируют по небесным светилам.

Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, устья высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам и по следу своей машины, если движение проходит прямолинейно.

Ориентирование в крупном населенном пункте . Маршрут движения обычно начинают по главным и магистральным улицам. В качестве ориентира по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосты, памятники, церкви и др., выделяющиеся местные предметы.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают с картой местность и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлению улицы, по которой совершают движение.

При движении по крупному населенному пункту своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте имеет важное значение, т.к. потеря намеченного поворота может привести к потере в ориентировки.


Ориентирование в особых условиях.

В районах массовых разрушений карта часто не будет соответствовать местности, что существенно затрудняет ориентирование. Поэтому для ориентирования в таких условиях заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районе разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, типовые формы рельефа.

При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов.

Для ориентирования в таких районах в дополнение к карте могут использоваться аэрофотоснимки и фотосхемы, снятые и составленные по факту происшедших событий. Панорамное изображение требуемой территории на снимках и топооснова местности с карты позволяет более полно обеспечить мероприятия оценки обстановки.

Ориентирование по карте в полете. Определение в полете местонахождения вертолета (самолета) по опознанным на местности и карте ориентирам называется визуальной ориентировкой.

Перед полетом местность изучают по карте и аэрофотоснимкам, позволяющим представить ее в том виде, как она наблюдается с воздуха. Предварительно поднимают на карте линейные ориентиры, ограничивающие район полета. Вначале изучают и запоминают линейные ориентиры, их направления по сторонам горизонта. Затем изучают характерные площадные и точечные ориентиры, заполняющие этот каркас. По маршруту на карте равномерно поднимают ориентиры, которые хорошо опознаются с воздуха: перекрестки шоссейных и железных дорог, озера, острова, крупные населенные пункты и др. Поднятые ориентиры соединяют прямыми линиями и для каждого отрезка маршрута определяют азимут направления, расстояние и время полета.

Последовательность ориентирования подчиненных на местности.

Руководитель, начальник должен уметь не только быстро и правильно ориентироваться на местности лично, но и ориентировать своих подчиненных и других лиц, например, прибывших в район действия старших начальников, соседей, с которыми организуется взаимодействие.

В любых видах боевых действий для определения и указания своего местоположения, направления движения, поиска или наблюдения органам внутренних дел постоянно приходится пользоваться ориентирами.

Изучение и запоминание незнакомого участка местности с целью лучшего ориентирования на нем, следует всегда начинать с выбора вокруг себя трех-четырех наиболее приметных ориентиров, по возможности равномерно расположенных по фронту и глубине.

Способы нанесения на карту объектов (целей).

По ближайшим ориентирам:

Ориентировать карту;

Выбрать на местности два-три хорошо опознанных ориентира

По примерным расстояниям от ориентиров до цели определить ее местоположение на карте.

Способом кругового визирования:

Визировать от точки стояния на карте поочередно на определяемые объекты и прочерчивать направления на них;

Отложить примерные расстояния на полученных линиях и определить искомую точку.

Прямой засечкой.

Визировать от точки стояния на определяемый объект и прочертить направление на него. Аналогичные действий повторяют с другой точки так, чтобы угол пересечения прочерченных направлений был не менее 30 градусов.

Искомая точка на карте и есть интересующий нас объект.

Эта операция заключается в уточнении положения противника, своего подразделения, соседей, для изучения местности, а в конечном счете для ориентирования подчиненных в пространстве, где будет выполняться поставленная задача.

Последовательность ориентирования подчиненных.

1. Встать лицом к противнику, показать направление на одну из сторон горизонта.

2. Определить и назвать свою точку стояния относительно характерного ориентира и указать квадрат, в котором она находится.

3. Показать справа налево положение окружающих местных предметов и деталей рельефа; указать направления и расстояния до них.

4. Назначить справа налево и по рубежам от себя в сторону противника ориентиры и называть их условными наименованиями.

5. Показать положение:

Противника (преступника) справа налево.

Положение своих сил и средств (справа налево).

Соседей (справа налево).

6. Указать свое место расположение.

Компас - один из самых древних и универсальных приборов, помогающих человеку ориентироваться на местности. Но несмотря на популярность и общедоступность компасов, далеко не каждый человек, увлекающийся загородными поездками, умеет ими пользоваться. Точнее, найти стороны горизонта с помощью компаса, конечно, может каждый (хоть и не всегда правильно), однако на этом обычно все умения и заканчиваются, а реально ориентироваться по нему может едва ли один человек из ста отдыхающих на природе.

А в действительности с помощью компаса можно решать множество других задач, связанных с ориентированием: находить те или иные объекты, двигаться по заранее спланированному маршруту, вычислять азимуты и магнитное склонение.

Имея карту и компас и умея ими пользоваться можно уверенно двигаться в нужном направлении в любой местности

Далее предлагаю разобрать основные задачи ориентирования, которые можно реализовать с помощь магнитного компаса (далее по тексту - компаса), и сами способы их решения. Эти способы одинаково хорошо работают, как в южном, так и в северном полушарии за исключением некоторых областей, о которых мы рассказывали здесь.

Так, с помощью компаса можно:

  • ориентировать карту для решения последующих задач;
  • определять магнитное склонение;
  • определять направления (азимуты) по карте;
  • по известным азимутам определять направление на местности;
  • ходить по азимутам, в том числе выходить по аварийному азимуту;
  • определять свое местоположение.

Сразу оговорюсь, что для этого будет использоваться планшетный компас, имеющий боковую линейку: именно такая модель позволяет с большой точностью выполнять измерения по карте. На фото показан пример такого прибора:

Часто перед начинающим туристом становится вопрос, какой компас выбрать и где его купить. Самым хорошим с мой точки зрения компасом является жидкостный планшетный компас, который можно найти в специализированном туристическом магазине или магазине спорттоваров. Он достаточно легкий и компактный, при этом позволяет быстро и точно выполнять измерения. Среди туристов также пользуются большой популярностью маленькие компасы с креплением на большой палец руки и громоздкие армейские модели, но первые хороши только для спортивного ориентирования, где скорость важнее точности показаний, а вторые хоть и позволяют проводить точные измерения, но громоздки и тяжелы.

Ориентирование карты

Ориентирование карты необходимо для удобства дальнейшего обращения с ней, например, для определения магнитного азимута.

Для того, чтобы сориентировать карту, нужно знать значения

Итак, алгоритм действий следующий:

  1. Компас выставляется так, чтобы значение 0°/360° на его шкале оказалось под компасным указателем.
  2. Карта кладется на ровную горизонтальную поверхность.
  3. К боковой вертикальной рамке карты прикладывается компас.
  4. Карта поворачивается вместе с компасом, пока северная часть стрелки компаса не укажет на шкале значение магнитного склонения. Например, при магнитном восточном склонении равном 10°, стрелка должна показать 10° на шкале. Если же склонение 10°, но западное, тогда стрелка должна показать левее от 0°/360°, то есть 360° – 10° = 350°.

Как только это произошло, можно говорить о том, что карта ориентирована. В видео показано, как это выглядит на практике:

Можно также ориентировать карту, не зная магнитного склонения, но для этого понадобится линейный ориентир либо два точечных, одновременно видных на местности и обозначенных на карте. Именно этот способ лежит в основе метода нахождения магнитного склонения, который некоторое время назад мне пришлось изобретать с нуля для прохождения Олешковских песков.

Определение магнитного склонения

Если на карте не указано магнитное склонение, что в последнее время встречается сплошь и рядом, воспользоваться Интернетом не удается, а точность измерений на местности важна для дальнейшего ориентирования, можно магнитное склонение найти самостоятельно.

Рассмотрим вариант решения этой задачи в случае, когда имеется линейный ориентир, например, прямой участок дороги:

  1. Человек становится на этот ориентир и замеряет с помощью компаса его азимут. Для этого визирует целик и мушку вдоль ориентира и вращает буссоль компаса до тех пор, пока северная часть стрелки не укажет на значение 0°/360° на шкале. Указатель компаса при этом покажет на шкале значение азимута исследуемого ориентира (именно так осуществляется измерение азимута на объекты).
  2. Кладет карту на ровную горизонтальную поверхность.
  3. Прикладывает к линейному ориентиру, обозначенному на карте, линейку компаса. При этом важно соблюдать правильное положение компаса: он должен лежать на изображении ориентира так же, как он находился по отношению к этому ориентиру во время измерений на местности.
  4. Человек вращает карту с компасом до тех пор, пока северная часть стрелки не покажет на 0°/360° на шкале. В тот момент карта считается ориентированной.
  5. Не сдвигая карту, поворачивает буссоль компаса до тех пор, пока указатель не окажется над значением 0°/360°.
  6. Прикладывает линейку компаса к боковой рамке карты и смотрит на отклонение северного конца стрелки. Если стрелка отклонилась вправо, то склонение восточное, влево - западное. То, насколько градусов она отклонилась от 0°/360°, и будет значением магнитного склонения.

Значение магнитного склонения лучше записать, чтобы не забыть, и использовать в этой местности, когда понадобится в очередной раз точно сориентировать карту.

Определение азимута по карте

По карте азимуты измеряются в основном для прокладывания пути, хотя иногда это делается для определения своего местоположения или для нанесения на карту увиденного на местности объекта.

Для того, чтобы определить азимут по карте:

  1. Карта ориентируется, как было сказано ранее.
  2. Компас располагают линейкой от предполагаемого места стояния человека на карте до ориентира, на который измеряется азимут.
  3. Буссоль компаса вращается до тех пор, пока северная часть стрелки не укажет на значение 0°/360° на шкале.
  4. Указатель компаса при этом покажет на шкале значение магнитного азимута.

Как видим, этот способ мало чем отличается от определения азимута на местности, ведь по сути это одно и то же.

Определять азимут можно и без предварительной ориентировки карты, но в этом случае будет измерен истинный азимут, а не магнитный. А перевести один в другой

Определение направления на местности

Определение направления на местности по известному азимуту требуется преимущественно для движения по азимутам.

Для этого:

  1. Вращением колбы компаса достигается такое положение буссоли, при котором указатель показывает то значение азимута на шкале, по которому определяется направление.
  2. Компас кладется на горизонтально расположенную ладонь.
  3. Человек вместе с компасом поворачивается вокруг своей оси, пока северная часть стрелки не укажет на значение 0°/360° на шкале.
  4. По целику и мушке визируется направление.

Важно во время визирования не изменять положения компаса, чтобы не получить дополнительные ошибки. Для этого в некоторых моделях компасов предусмотрено зеркало, чтобы параллельно с визированием контролировать положение стрелки.

Хождение по азимутам

Хождение по азимутам применяется в местностях, бедных на ориентиры, где стоя у одного ориентира, невозможно разглядеть другой, который обозначен на карте. Яркий пример такой местности - сосновый лес: ориентиры могут быть скрыты за деревьями и находиться на значительном расстоянии друг от друга, при этом передвигаться по азимутам в отличии от смешанных лесов здесь все-таки можно из-за слаборазвитого подлеска.

Если предстоит большой переход, то в таких случаях чаще всего применяют поэтапную схему:

  1. Размечают на карте траекторию наиболее удобного движения.
  2. Делают пометки азимутов и расстояний между ориентирами, между которыми движение будет осуществляться по прямой линии.
  3. Используя карту, двигаются по азимутам, перемещаясь от одного выбранного на местности ориентира к другому и постепенно проходя все обозначенные на карте точки.

Обычно для перестраховки также выбирается аварийный азимут, который позволяет человеку, заблудившемуся в дикой природе и не сумевшему вернуться на прежний путь, выйти к известному линейному или площадному ориентиру, а после - либо к начальной точке маршрута, либо к людям.

Определение своего местоположения

Совокупность методов позволяет определить приблизительное местоположение человека на местности, если в наличии имеется карта с отмеченными ориентирами, хорошо заметными на местности из точки стояния.

Для этого можно воспользоваться одним из следующих алгоритмов.

Метод №1. По точечному ориентиру.

Для этого метода достаточно найти точечный ориентир, обозначенный на карте и видимый на местности, и подойти к нему.

Стоя возле этого ориентира, можно говорить о своем точном местоположении: оно будет соответствовать местоположению этого ориентира на карте.

Метод №2. По точечному и линейному ориентиру:

  1. Стоя на дороге или на окраине площадного ориентира (например, на границе поля и леса), измеряется азимут на точечный ориентир.
  2. Карта ориентируется.
  3. На карту простым карандашом от обозначения точечного ориентира по обратному азимуту наносится линия. Про то, что такое обратный азимут, можно прочитать здесь.
  4. Пересечение этой линии с линейным или краем площадного ориентира примерно совпадет с местом нахождения проводящего измерения человека.

Этот метод хорош, когда расстояние до точечного ориентира слишком велико, либо добраться до него не представляется возможным.

Метод №3. По двум точечным ориентирам:

  1. На местности измеряется азимут на точечный ориентир (например, отдельно стоящее дерево или перекресток дорог).
  2. Карта ориентируется по сторонам света.
  3. На карте находится изображение этого ориентира и относительно него откладывается обратный азимут, который можно слегка навести простым карандашом.
  4. То же самое делается с другим точечным ориентиром.
  5. Пересечение двух линий на карте покажет примерное местоположение человека, производящего эти измерения.

Этот метод используется в тех же случаях, что и предыдущий, но если человек находится вдали от тропинок и дорог, обозначенных на карте.

Метод №4. По точечному ориентиру и известному расстоянию до него:

  1. Стоя на местности, измеряется азимут на точечный ориентир, расстояние до которого известно.
  2. Карта ориентируется.
  3. От обозначения ориентира на карте чертится линия в направлении обратного азимута.
  4. Известное расстояние до объекта на местности по известному масштабу карты переводится в сантиметры. Для этого расстояние в метрах делится на цифру, стоящую после «1:» в значении масштаба.
  5. Полученное расстояние откладывается на карте от ориентира по прочерченному ранее лучу.
  6. Конец отрезка совпадет с примерным расположением проводящего измерение человека.

Этот метод удобен при недостатке ориентиров, однако используется нечасто, поскольку далеко не всегда можно определить расстояние до ориентира, на который измеряется азимут. Но если в наличии имеются современные измерительные приборы, такие как дальномер, то этот способ вполне реализуем и удобен в использовании.

Конечно, не лишним будет сказать, что для выполнения всех перечисленных задач, нужно соблюдать основные правила обращения с магнитным компасом, о которых мы писали здесь. В частности, нужно находиться в стороне от предметов, вызывающих магнитные девиации.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...