Проектный тест «Чатуранга. Чатуранга Прародителем какой игры является игра чатуранга

С помощью этого гадания можно узнать сбудется ли загаданное Вами желание или получить ответ на вопрос (ответ на который может быть "да" или "нет"). Для гадания используется колода из 36 карт. Гадание проходит в 2 этапа: этап первый называется "Откровение" - на этом этапе карты дают ответ: осуществится ли задуманное; этап второй называется "Пособничество" - здесь карты указывают на те обстоятельства, которые будут способствовать (или мешать) исполнению Вашего желания.

Этап первый - "Откровение".
Карты перемешиваются, затем загадывается желание или вопрос, затем карты нужно перемешать снова и снять, как обычно, левой рукой к себе. После этого карты раскладываются рубашкой вверх на 9 кучек, по 4 карты в каждой. Затем верхние карты из кучек открываются (переворачиваются рубашкой вниз), и если среди открытых карт есть пары карт одного достоинства, они отбрасываются и следующими открываются карты, лежащие под ними. В том случае, если таким образом будут открыты и отброшены все карты, желание сбудется (ответ на загаданный вопрос будет - "да"), а если часть карт останется закрытой - ответ карт будет "нет".

Этап второй - "Пособничество".
Карты нужно тщательно перемешать, а затем начать выкладывать по одной на стол рубашкой вниз, приговаривая: "туз, шестерка, семерка, ..." и т.д. до короля, так до конца колоды. Те карты, чье достоинство будет соответствовать сказанному Вами, откладываются отдельно. Далее по толкователю определяется их значение. Это как раз и будут те обстоятельства, которые помогут Вашему желанию осуществиться, или причины, из-за которых загаданное желание не сбудется...

Значение карт:

Черви
Туз червей - Приятное письмо
Шестерка червей - Искренность
Семерка червей - Успех
Восьмерка червей - Открытие любви
Девятка червей - Прибыль
Десятка червей - Чистосердечие
Валет червей - Вздох
Дама червей - Удовольствие
Король червей - Любовник
Трефы
Туз треф - Друг
Шестерка треф - Скука, досада
Семерка треф - Неучтивость
Восьмерка треф - Смерть
Девятка треф - Замужество
Десятка треф - Двоеженство
Валет треф - Плут
Дама треф - Неприятельница
Король треф - Приятель брюнет
Пики
Туз пик - Печальное известие
Шестерка пик - Непременно
Семерка пик - Обманчивая весть
Восьмерка пик - Ласка
Девятка пик - Политика
Десятка пик - Хитрость
Валет пик - Хитрый помощник
Дама пик - Порядочная женщина
Король пик - Честный человек
Буби
Туз бубей - Благополучие
Шестерка бубей -Исполнение желаний
Семерка бубей - Дальний путь
Восьмерка бубей - Неприятное свидание
Девятка бубей - Неприятный гость
Десятка бубей - Богатство
Валет бубей - Болтун
Дама бубей - Соперница
Король бубей - Соперник
Гадания на картах - материалы по теме:
  • Гадания на желания:
  • , .
  • Гадания на будущее:
  • ,

В Индии игра была известна под названием "чатуранга" или "чатураджа", в которой участвовало четыре человека и у каждого было четыре рода "войск": слоны, кони, боевые колесницы и пехота. Движение фигур зависело от того, сколько очков покажут игральные кости.

Игра символизировала битву с участием этих четырех родов войска, которыми руководил предводитель — раджа. В начальной позиции они располагались по углам 64 - клеточной доски. Передвижение фигур определялось броском игральной кости. Выигрыш достигался при уничтожении всех сил соперника, в том числе и королей. Ходы ладьями — колесницами, конями, пешками и королем совершались как и в современных шахматах, а слон ходил только через одно поле по диагонали, перепрыгивая через фигуры.

Чатуранга была игрой высших слоев общества и требовала большого опыта, определенного навыка и расчета, хотя результат игры в большинстве случаев зависел от раскладов кости, определявшей движение фигур.

Шатрандж

На следующем этапе исторического развития игра для четверых превратилась в поединок двух соперников. Произошло слияние одноименных сил, и на доске они начали располагаться двумя лагерями — друг против друга на последних горизонталях с современной расстановкой фигур, причем второго властителя заменил "фарзин" — советник короля, а роль первого так возвысилась, что его гибель означала проигрыш партии.

Новая игра стала называться чатранг (шатранг) и возникла в начале VI века в обширном регионе Центральной Азии, охватывающем современные территории северо-западной Индии, восточного Ирана и юг Средней Азии еще до арабских завоеваний. Целью чатранга стало матование короля противника, выбор ходов определялся самими участниками. Фигуры стали называться так: шах (король), фарзин (ферзь), рух (ладья), пил (слон), асп (конь), пияда (пешка).

Она очень быстро проникла в страны Арабского Востока, где стала называться "шатрандж". Расстановка фигур на доске сохранилась, но внешний вид их изменился. Так как ислам запрещал изображение людей и животных, то шахматным фигуркам, имевшим ранее вид миниатюрных скульптур, начали придавать абстрактную форму. Изготовленные из обожженной глины, они были очень дешевы, и это способствовало быстрому распространению игры среди простого народа. Из дворцов шатрандж попал на рынки и хижины бедняков, а с торговыми караванами пересек границы многих стран и приобрел большую популярность на Среднем и Ближнем Востоке.

Игра в то время была уже довольно сложной, но ее возможности пока ограниченными, так как ферзь являлся одной из слабейших фигур и передвигался лишь на одно поле по диагонали; слон — чуть сильнее ферзя и ходил через одно поле, также по диагонали, перепрыгивая через фигуры; пешки не имели первого хода на два поля; отсутствовала рокировка. Но остальные фигуры двигались по современным правилам. Поэтому начальная стадия партии развивалась медленно и на всю игру затрачивалось много времени. Уничтожение всех сил соперника (кроме короля) и пат считались выигрышем.

В эпоху шатранджа появляется запись партии — нотация, теория игры, композиция и даже деление игроков на классы. Игроки высшего класса (древние гроссмейстеры) назывались алиями (большими мастерами).

Шахматы

А теперь коснемся общеизвестного названия этой игры — "шахматы". Дело в том, что персы называли своего правителя шахом, а арабы употребляют слово "мат" в значении "умер". Таким образом, персидско-арабское "шахмат" означает "король умер", что совершенно точно определяет конечную цель этой игры — гибель короля соперника.

В IX веке шатрандж проникает в Европу. Вначале эту игру от арабов заимствовали Испания и Италия, а позднее она стала известна в Англии, Франции, Германии, в скандинавских и других странах. В Византию, Польшу, Болгарию, Венгрию она непосредственно завезена с Востока по торговым путям не позднее X—XI вв.

В европейских странах несколько веков играли по правилам шатранджа, но толкование игры и особенно изображение фигур подверглись значительным изменениям. В соответствии со средневековым рыцарским культом поклонения Прекрасной Даме ферзь уступил место королеве. Фантастическая птица "рух" — покровительница восточных воинов — предстала в виде вооруженного всадника, посланника короля, а впоследствии в виде башни-крепости, ("тура", "ладья"). Малопонятный европейцам арабский термин "алфил" (слон) приобрел новое значение — "епископ" в Англии, а впоследствии во многих странах "офицер". Лишь король, конь и пешка сохранили свои первоначальные названия.

Постепенно традиции шатранджа на Старом континенте были утрачены, и в конце ХV века сформировались новые правила шахматной игры: пешка на первом ходу продвигалась на два поля, рокировка совершалась за один ход, повысилась дальнобойность слона, ферзь превратился в сильнейшую фигуру, пат считался ничьей и так далее.

Все эти изменения и нововведения сделали шахматы игрой быстрой и динамичной, а выпуск печатной шахматной литературы, в которой были зафиксированы эти новые правила, способствовали ее быстрому распространению в Европе.

Настольная игра

От 2 до 4 игроков

Партия от 30 мин

Краткая история

Игра “Чатарунга” зародилась в Индии, и первым упоминанием о ней считается отрывок из романа “Харчашарита”, который был создан поэтом Баной в середине 7 века. Из Индии шахматы перекочевали к персам. Описание же к игре “Чатарунга” было обнаружено в “Труде об Индии” арабского историка Бируни, которых писал о четырех комплектах фигур и игральной кости, которая определяла какой фигурой игрок должен сделать ход. В 19 века другая теория приобрела популярность. Эта теория принадлежит Хайрему Коксу, который говорил о том, что именно “Чатарунга” положила начало для , так как из-за неудобства при поиске игроков их количество сократилось, а игральная кость была убрана из-за религиозного запрета на кости.

Описание

“Чатуранга” – древнеиндийская настольная игра, считающаяся прародителем , сёги и многих других игр. Известен вариант “Чатуранги” для двух игроков, похожий на современные , и - с XI века -вариант для четырёх игроков (его ещё называют “чатураджи”). Полностью правила игры неизвестны, в источниках содержатся описания ходов фигур, у разных авторов имеющие некоторые отличия.

Название “Чатуранга” переводится как “четырёхсоставная” и первоначально было эпитетом войска, которое в древней Индии состояло из колесниц (ратха), боевых слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа) .

Инвентарь

  • игровое поле 8×8
  • 32 шахматные фигуры

Правила

Полные правила “Чатуранги” первых столетий существования игры достоверно неизвестны и реконструируются по обрывочным упоминаниям в источниках. В общих чертах она, очевидно, напоминала развившийся из неё “Шатрандж”: два игрока играли в “Чатурангу” на доске размером 8×8 клеток комплектами из восьми фигур и восьми пешек, а целью игры было поставить мат королю противника. Из сохранившегося отрывка труда арабского мастера сер. IX века Адли известны отличия “Чатуранги” от “Шатранджа”: пат считается победой запатованной стороны; игрок, съевший все фигуры соперника, побеждает, даже если король соперника ответным ходом мог съесть последнюю чужую фигуру; слоны располагались на угловых полях и перемещались “прыжком” через одну клетку по вертикали и горизонтали, а не по диагонали, как в “Шатрандже” . О некоторых ходах фигур в “Чатуранге” известно из трактата поэта IX века Рудраты “Кавьяланкара”, в котором описаны задачи пройти все поля игральной доски для “Чатуранги” ходом коня, колесницы и слона.

Фигуры в чатуранге и их ходы:

  • Раджа (король) мог делать ход на одно поле в любом направлении, как в современных шахматах. Рокировки не существовало.
  • Советник (ферзь) мог перемещаться на одно поле по диагонали.
  • О ходе слона существуют различные сведения. Согласно Рудрате и Бируни, он перемещался на одно поле вперёд или на одно поле по диагонали в любом направлении. Согласно Адли - «прыжком» через одну клетку по вертикали и горизонтали. В игре для четырёх игроков, согласно Бируни, слон ходил как современная ладья.
  • Ходы коня и колесницы (ладья) соответствуют современным.
  • Пешки могли ходить только вперёд, на одно поле, и бить ходом по диагонали вперёд на одно поле.

“Чатурангу” для четырёх игроков (“Чатураджи”) вслед за Бируни подробно описал автор XV века Рагхунандана. В ней использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Король мог быть “съеден”, как и любая другая фигура, за съеденные фигуры игроки получали очки, которые суммировались. Рагхунандане было известно превращение пешки: она становилась той фигурой своего цвета, которая занимала эту вертикаль в начальной позиции.

И многих других игр. Известен вариант чатуранги для двух игроков, похожий на современные шахматы, и - с XI века - вариант для четырёх игроков (его ещё называют «чатураджи»). Полностью правила игры неизвестны, в источниках содержатся описания ходов фигур, у разных авторов имеющие некоторые отличия.

Название «чатуранга» переводится как «четырёхсоставная» и первоначально было эпитетом войска, которое в древней Индии состояло из колесниц (ратха), боевых слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа) .

История

Доска размером 8x8 клеток в Индии использовалась для игры под названием «аштапада» (игра-гонка , в которой игроки перемещали по доске фигурки двух цветов в соответствии с бросками костей). Под тем же названием была известна и сама доска (в частности, так она названа в «Махабхашье» Патанджали , датируемой II веком до н. э.). В «Брахмаджала сутте» (V век до н. э.) Будда перечисляет игры, в которые возбраняется играть, и первыми называет игры на досках с 8 и 10 рядами клеток. Историк шахмат Г. Мэррей отождествляет первую из них с аштападой .

Первым упоминанием игры чатуранги считается отрывок из написанного на санскрите романа «Харчашарита (англ.) русск. », созданного поэтом Баной при дворе короля Харши (сер. VII века) . В нём Бана рассказывает, что в правление Харши «только пчёлы соперничали за взятки, только в стихах обрезались стопы и только аштапады учили позициям чатуранги», то есть не велось настоящих войн . Мэррей также считал, что отсылка к чатуранге содержится в строке романа Субандху «Васавадатта» (нач. VII века): «Сезон дождей играл в свою игру, фигуры которой - жёлтые и зелёные, как будто покрытые лаком, лягушата - прыгали по чёрным клеткам садовых клумб» . Но современные исследователи не усматривают оснований для такого вывода . Согласно трактату на среднеперсидском языке (пехлеви)"Чатранг-Намак ", шахматы (чатранг) были подарены индийским правителем шахиншаху Хосрову I (531-579). Этот рассказ считается достаточно правдоподобным для датировки знакомства персов с чатурангой . По мнению Мэррея, это позволяет примерно определить и время изобретения чатуранги - около 570 года .

О том, что к персам шахматы попали из Индии, писал арабский мастер сер. IX века Адли , автор одного из наиболее сохранившихся трудов о шатрандже: «Общепризнанно, что в Индии сделаны три изобретения, подобных которым не было ни в одной другой стране: книга „Калила и Димна “, девять цифр, с помощью которых можно считать до бесконечности, и шахматы» .

Из чатуранги в разных странах развились персидский шатрандж (непосредственный предок шахмат), китайские сянци , японские сёги , таиландский макрук , корейские чанги .

Правила игры

Полные правила чатуранги первых столетий существования игры достоверно неизвестны и реконструируются по обрывочным упоминаниям в источниках . В общих чертах она, очевидно, напоминала развившийся из неё шатрандж: два игрока играли в чатурангу на доске размером 8×8 клеток комплектами из восьми фигур и восьми пешек, а целью игры было поставить мат королю противника . Из сохранившегося отрывка труда арабского мастера сер. IX века Адли известны отличия чатуранги от шатранджа: пат считается победой запатованной стороны; игрок, съевший все фигуры соперника, побеждает, даже если король соперника ответным ходом мог съесть последнюю чужую фигуру; слоны располагались на угловых полях и перемещались «прыжком» через одну клетку по вертикали и горизонтали, а не по диагонали, как в шатрандже . О некоторых ходах фигур в чатуранге известно из трактата поэта IX века Рудраты (англ.) русск. «Кавьяланкара», в котором описаны задачи пройти все поля игральной доски для чатуранги ходом коня , колесницы и слона .

Фигуры в чатуранге и их ходы:

Чатурангу для четырёх игроков («чатураджи») вслед за Бируни подробно описал автор XV века Рагхунандана. В ней использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Король мог быть «съеден», как и любая другая фигура, за съеденные фигуры игроки получали очки, которые суммировались. Рагхунандане было известно превращение пешки : она становилась той фигурой своего цвета, которая занимала эту вертикаль в начальной позиции .

См. также

Примечания

  1. Губанов А., Киланова А. В какие шахматы играл Султан-Хан? (неопр.) . ChessPro (2009). Дата обращения 14 августа 2017.
  2. , pp. 43-44.
  3. , pp. 33-35.
  4. , pp. 52-53.
  5. , p. 338.
  6. , p. 51.
  7. , pp. 150-155.
  8. Мэррей Г. Насколько стара шахматная игра, пер. с англ. // Шахматы в СССР , 1936, № 12
  9. Абу Рейхан Бируни . Индия. - М. : Ладомир, 1995. - С. 186-187. - 727 с. - ISBN 5-86218-165-2 .
  10. , pp. 48-50.
  11. Hooper, D.; Whyld, K. The Oxford Companion to Chess. - Oxford University Press, 1984. - P. 121. - 407 p. - ISBN 0192175408 .
  12. , p. 333.

В отличие от статистики, которая, как известно, «знает всё», история знает многое, но не всё. Возникновение шахмат является подтверждением сказанного.

Во всяком случае, кто и когда изобрёл шахматы, выражаясь языком лектора из «Карнавальной ночи», «науке неизвестно, наука пока не в курсе дела»...

Ни эпос, ни литература первых столетий новой эры, ни легенды о шахматах, получившие распространение в средние века, не являются достоверными источниками сведений.

Но, впрочем, стоит привести самое древнее из известных преданий об «игре мудрецов»... И ндийский раджа Схерам не отличался умением управлять, а потому в короткое время довёл свое государство до разорения.

Тогда мудрец-брахман Сесса, желая сделать властелину тактичный намёк, придумал игру, в которой король - самая важная фигура - не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек. Сеанс шахматной игры произвёл на раджу сильное впечатление. Аналогия была вполне определённой. Желая отблагодарить мудреца за наглядный урок жизненной мудрости, Схерам обещал наградить Сессу всем, чего он только пожелает.

Сесса, решив заодно научить чванливого властелина скромности, попросил ничтожную, на первый взгляд, награду: немного пшеничных зёрен. А точнее, столько, сколько окажется на 64 клетках шахматной доски, если, начиная с одного зерна на первой клетке, всё время удваивать их число. Схерам согласился, радуясь, что так легко отделался.

Но уже очень скоро выяснилось, что желание мудреца выполнить невозможно. Общее число зёрен составило... 18 446 744 073 709 551 615 (18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча)!

Исходя из того, что на 1 куб. см. приходится, в среднем, 20 зёрен, раджа должен был бы выложить... 922 337 203 685 кубических метров пшеницы. Для получения такого количества зерна следовало бы восемь раз засеять всю поверхность земного шара и столько же раз собрать урожай...

Так как эта легенда, по сути, говорит лишь о сюрпризах математики и не содержит ничего специфического для шахмат, то нельзя исключить её рождения в Индии задолго до появления интересующей нас игры.

Долгое время считали, что шахматы существуют несколько тысяч лет. Предполагали, что они впервые появились в Египте и Древней Греции. Наука постепенно опровергла эти гипотезы, - но они подтолкнули фантазию английского поэта XVIII в. Уильяма Джонса.

Он создал поэму «Каисса», в которой рассказывается, как бог войны Марс пленился красотой дриады Каиссы, но смог добиться её любви лишь благодаря изобретению шахмат. Отсюда появился символический образ Каиссы - богини шахмат, подобной музам, покровительницам искусств.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...