Альбом подвижных игр в разных возрастных группах детского сада. Тематика сюжетно-ролевых игр по возрастам

Игровая деятельность ребенка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь на участке горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки.

В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «Ловишки», а также игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успешность проведения игры зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из ребят старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались и у них не пропал интерес к игре.

Дети садятся на стульчики, и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды появился большой красный автомобиль и загудел «би-би-би». Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькими воробушками. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду изображать автомобиль. Воробушки, вылетайте! А как только автомобиль загудит «би-би-би», все воробушки должны лететь в гнездышки».

Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя и роль воробушка, и роль автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зернышки и приговаривают «клю-клю», пьют водичку и попискивают «пи-пи».

Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы они использовали в игре всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали движения, действовали (по возможности) по сигналу. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, рули автомобиля и т.д. При последующем проведении игры детям предлагают новые варианты: воробушки возвращаются в свои гнездышки, влезают на скамейку (садятся на провода). К концу года роль автомобиля можно поручать наиболее активному ребенку.

Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Ребята, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.

К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояние для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. Если ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, честность, справедливость.

В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры: т «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и др.

Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, в использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают д ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета з в новые сочетания. Воображение ребенка пятого года жизни носит в воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие. Здесь также велика роль образного сюжетного рассказа. Например, можно предложить детям игру «Козлята и волк».

Такое объяснение сюжета занимает не более полутора минут. Оно снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры. Вместе с тем увлеченность ребят игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей 5 — 6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных и навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2—3 ребенка. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям.

Выигравшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на «С качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения.

Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья, в каждом звене выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде: «В круг!» — они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу, по команде: «В круг!» — строятся вокруг звеньевого и, пока воспитатель считает до пяти, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков. Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой — в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.

Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети получают знания самостоятельно. Знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий.

При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предлагаемой ситуации. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него; позволяет испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений. Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира.

В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их (игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др.). Первоначально ведущую роль в придумывании вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание ребятами упражнений на заданную тему, например, упражнений, имитирующих движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или задание, но придумать и назвать упражнение, а затем выполнить его («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).

Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Поначалу ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше самостоятельности. Так, проводя игру «Два Мороза», воспитатель сначала предлагает такой ом вариант: тот, кого «Морозы» осалят, остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных». Затем педагог усложняет задание: убегая от «Морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает детям самим придумать вариант игры. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные; например, дети решили, что «Морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конькобежцев.

Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Например, Дима Е., 6 лет, побывал летом вместе с родителями в альпинистском лагере и, придя в детский сад, предложил новую игру, которую назвал «Альпинисты». Интересно, что начал он объяснение игры с сюжетного рассказа: «На огромной территории нашей родины есть глубокие реки и озера, безводные пустыни, широкие равнины и высокие горы. Горы упираются своими вершинами в небо. У подножия гор летом стелется трава, на вершинах в это время белеют снеговые шапки, которые не тают даже в сильную жару, потому что наверху очень холодно. Чтобы подняться к вершине, надо пройти по узким горным тропинкам (скамейки), пролезть в пещеру (поставленные в ряд дуги), перепрыгнуть через трещины в скале (перепрыгнуть через веревку) и, наконец, забраться на вершину (залезть на гимнастическую лестницу). Победит та группа, которая первой покорит вершину».

Таким образом , показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

В подготовительной к школе группе, наряду с сюжетными и несюжетными играми, проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.

Важно использовать игры не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра дошкольного образования и сервиса

Альбом подвижных игр в разных возрастных группах

детского сада

Выполнила:

студентка 3 курса группы Б

Ильина Татьяна

Проверила:

Ильина Л. Л.

Чебоксары – 2015

I младшая группа:

Игра «Медведь и дети»

Цель:

Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого;

Вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

Действия: Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял,

Долго, долго он искал,

Мишка деточек искал,

Сел на травку, задремал.

Правила игры: Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать,

Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.

Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их

Игра «Поезд»

Задачи . Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

Правила игры: дети не должны отсоединяться от воспитателя

Игра «Куры и кошка»

Задачи : Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.

Выходите, курочки,

Жучков, паучков

Собирайте крошки,

На зеленой дорожке.

Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:

Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»

Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):

Выйду, выйду на дорожку,

Там, где куры ищут крошки,

Мяу-мяу-мяу!

Мяу-мяу-мяу!

Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» - и убегают в свои домики.

Правила игры: дети должны выходить лишь по сигналу воспитателя, не должны убегать в домики без команды

Игра «Уточки и собачка»

Задачи : Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Атрибуты: Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка -игрушка.

Рано-рано утречком Уж она их учит, учит!

Вышла мама-уточка Вы плывите, ути-деточки,

Поучить утят. Плавно в ряд.

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребенок старшей группы). Утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Утки наши белые

Без того не смелые.

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Лучше с нами поиграй.

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным

Правила игры : только после слов воспитателя дети должны бежать к воспитателю, а не раньше.

Игра «Я люблю свою лошадку»

Задачи . Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действовать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих лошадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый поощряет их.

Правила игры : действовать только по словесному сигналу

II младшая группа

Игра «Мышки спрятались»

Задачи . Развивать мышцы позвоночника и плечевого пояса; побуждать к самостоятельности; развивать подражание; вызывать чувство радости от выполненных движений.

Содержание игры . Ставится скамейка, дети изображают мышек, встают на колени за скамейкой на некотором расстоянии от нее. По сигналу взрослого «Кошка спит» они кладут кисти рук и предплечья на скамейку (позвоночник прогибается) и находятся в этом положении 1,5-2 с. Затем взрослый дает сигнал: «Кошка проснулась!», мышки опять прячутся за скамейку. Игра повторяется 4-5 раз.

Правила игры : действовать по сигналу, задерживаться в положении определенное время

Игра «Шалтай-болтай»

Задачи: Побуждать к совместным действиям; вызывать чувство радости от совместных действий со сверстниками.

Шалтай-болтай Шалтай-болтай

Сидел на стене. Свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии опускаются на пол.

Игру проводить с одним ребенком или подгруппой детей.

Правила игры: действовать по словесному сигналу воспитателя

Игра «Заинька»

Задачи . Приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.

Заинька, топни ножкой, Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой! Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!

Дети поворачиваются 1-2 раза, руки держат на поясе.

Заинька, попляши, Вот так, попляши,

Серенький, попляши! Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

Правила игры : действовать по словесному сигналу воспитателя, совершать все действия

Игра «Воробушки и автомобиль»

Цель : приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Содержание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Правила игры : действовать только по сигналу воспитателя, нельзя убегать без сигнала

Игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.

Правила игры

Игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Правила игры : внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Средняя группа

Игра «У медведя во бору»

Когда воспитатель скажет: "Идите, дети, гулять!" - дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т.п. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слова "рычит" медведь начинает ловить детей, убегающих домой.

После того как медведь поймает несколько играющих, на эту роль назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

Правила игры: За линией дома детей нельзя ловить. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу.

Игра «Ловишки»

Задачи: развивать ловкость, быстроту

По сигналу "раз, два, три... лови" все играющие разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать кого-нибудь их детей и коснуться его рукой, запятнать.

Правила игры : Когда будет запятнано 3-4 игрока, выбирают другого водящего. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону.

Игра «Повар и котята»

Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков.

Правила игры: Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Игра «Лиса в курятнике»

Цель : развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Содержание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила : Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса! ».

Игра «Гори, гори ясно! »

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо- Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки.

Правила: Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Игра «Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Содержание: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться).. Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила : действовать по словесному сигналу, пойманных волк отводит в угол рва

Старшая группа

Игра «Хитрая лиса»

Цель : Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Содержание : Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Игра «Передай – встань»

Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Содержание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.

Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.

Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.

Игра «Найди мяч»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Содержание : Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

Игра «Два мороза»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Содержание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.

Правила : Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Содержание : Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

Подготовительная группа

Игра «Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой – слева), стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Правила: Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Игра «Ловишки» (с ленточками)

Цель : учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг».

Правила: После подсчета пойманных, игра повторяется.

Игра «Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Правила: Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

«Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой.

Правила: Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

«Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры :

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Правила: Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

Инна Атаджанова
Особенности подвижной игры на разных возрастных этапах

Актуальность.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

2-ая младшая группа.

При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий, требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.

В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков («Найди свой цвет», «Беги к флажку», большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли («Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило, определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. Воспитательная и образовательная сторона п/игр усиливается, если при повторении они немного видоизменяются (не пройти, а пробежать) или усложняются. В данном возрасте объяснение игры сопровождается показом игровых действий, в дальнейшем объяснение сюжета и правил предшествуют игре.

В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.

Средняя группа.

Двигательная активность детей средней группы во многом обусловлена большим запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять движения совместно, проявляя выдержку, сообразительность. Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре («Найди пару», «Цветные автомобили», от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна, но при усложнении игры можно вводить второго водящего (например: «У медведя во бору» - два медведя).

Объяснение игры должно быть кратким, касаться только самого важного, стихотворный текст игры заучивается детьми прямо во время игры.

В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в те-чении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на роль водящего дети выбираю сами.

Нельзя по ходу игры давать указания, добиваться точности выполнения - это снижает эмоциональный настрой игры их активность, замечания по нарушению правил делаются по окончанию игры (например: тебя бы не поймал медведь, если бы ты не толкал ребят).

Правила в играх для средних детей усложняются; ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества игр, а на повторение и усложнение уже знакомых, для того чтобы дети к концу года могли сами организовать игру с не-большой группой сверстников.

Повторяется игра на 2-3 занятиях, прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять организацию детей.

Старшая группа.

В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий («Пожарные на учении», «Охотник и зайцы», появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.

При распределении ролей, как правило, используются считалки, воспитатель участвует только когда необходимо создать равные по силе звенья или команды.

Объяснение игры в старшей группе происходит не только в ходе игры, а непосредственно перед игрой. Воспитатель объясняет содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.

В старшей группе детей уже интересует не только процесс игры, но её результат, поэтому подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже хороший результат при нарушении правил не приведёт к выигрышу.

Подготовительная группа.

В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально - волевые качества.

Проявление физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх, где важен общий результат, который зависит от взаимодействия участников игры. Особенно это проявляется в эстафетах.

В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.

Требования точного выполнения правил способствуют воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Эмоциональность п/игр, заинтересованность детей приводят к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их сами, по собственной инициативе.

Объясняя новую игру, педагог добивается, чтобы дети представляли весь её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение трудных моментов игры может сопровождаться показом. Распределение ролей должно быть равным по силам, дети уже сами начинают понимать разумное распределение сил.

Очень важно подведение итогов. Воспитатель помогает детям осознать, как важно достижение положительного результата по правилам, а не результат любыми способами. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбудимость, азарт.

В подготовительной группе все дети должны научится самостоятельно организовывать и проводить п/игры, очень важно поощрять игровое творчество детей.

Публикации по теме:

Консультация «Руководство по проведению подвижной игры» Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность.

Алгоритм действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования. Специфика проектирования в разных возрастных группах Как вы знаете, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело,.

Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Игры и упражнения для развития связной речи у детей на разных возрастных этапах. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Картотека игр и эстафет для детей разных возрастных групп Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка и игры являются первым и наиболее.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Выбор преподавателем подвижных игр, как правило, определяется, прежде всего, возрастом детей в группе, задачами занятия и условиями проведения игры. Каждой возрастной группе соответствуют свои особенности организации и методики проведения игры.

С помощью игры руководитель физического воспитания или воспитатель осуществляет несколько задач--укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д. Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой -- метание, в одной -- от детей требуется выдержка, а в другой -- ловкость и т. д.

Особенности методики проведения подвижных игр в младших группах

Для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих трах очень просты и тесно связаны с сюжетом. Живой интерес вызывают у малышей подвижные игры.

Большое место в этой возрастной группе занимают игровые упражнения. В них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и др. Движения эти известны и доступны детям (ходьба, бег, и прочее).

Педагог вызывает у детей заинтересованное отношение к игре или упражнению и тем, что красочно рассказывает придуманный им простой и краткий сюжет задания, подчеркивая интонацией голоса и жестами наиболее сложные движения.

Для того, чтобы игра прошла хорошо, руководитель физического воспитания или воспитатель должен тщательно подготовиться к ней; подобрать пособия и мелкие предметы, продумать, где будут домики, гнездышки, кого из детей привлечь на ведущую роль и прочее; он должен хорошо знать содержание игры, ее ход, правила, сопроводительный текст.

Выполнение правил игры способствует развитию у ребенка организованности, дисциплинированности, воспитанию умений подчинять свои действия общим для коллектива задачам, сдерживать их, действовать осмысленно. Основные требования к детям этого возраста: действовать по сигналу (разрешению, указанию, хлопку, удару в бубен), передвигаться друг за другом; выполнив задание, возвращаться на места. Кроме того, в игре ребенок должен действовать чаще всего определенным способом (ползти на четвереньках, бросать мяч двумя руками и пр.) и соблюдать его хотя бы в общих чертах. Маленькие дети довольно медленно усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель и руководитель физического воспитания может часто проводить одну и ту же игру, не опасаясь, что она им наскучит. Постепенное проникновение в замысел игры, более глубокое понимание правил и в результате возрастающая самостоятельность доставляет малышам радость, поддерживает интерес к игре на длительное время. Целесообразно повторить игру 2-3 раза подряд, далее предложить детям новую или из числа разученных ранее, а затем снова вернуться к первой игре. В процессе игры важно следить за тем, чтобы малыши не переутомлялись, не возбуждались.

Как и на занятиях, при сочетании нескольких подвижных игр и упражнений важно предусматривать постепенное увеличение физической нагрузки. Начинать нужно с несложной игры или игрового упражнения, а затем привлекать всех детей к активным действиям. По мере накопления детьми двигательного опыта, усвоения правил и содержания игр и упражнений усложняется, увеличивается количество их повторений и интенсивность действий детей возрастает и моторная плотность игр.

Организуя повторение подвижных игр, педагог должен принимать во внимание степень подвижности каждого ребенка и регулировать ее (вовремя остановить одного, активизировать другого, подобрать третьему подходящую роль и т.д.) надо стремиться к тому, чтобы дети полюбили подвижные игры.

Руководство игрой. Для воспитания ребенка 3-го года жизни особое значение имеет постоянный контакт со взрослыми. Малыши с удовольствием играют, когда взрослые активны, эмоциональны, проявляют интерес к играм и сами в них участвуют. Веселый, ласковый тон воспитателя, его заинтересованность увлекает малышей, им передается это радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к педагогу, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Очень важно, чтобы педагог, участвуя в игре, давал образец движений, подсказывал ход игры.

Объяснение игры - ответственный момент, влияющий на ее ход. Объяснять малышам игру надо эмоционально, интонациями голоса подчеркивая характерные черты каждого персонажа. Так, о резвящихся зайчиках педагог говорит ласково, а про медведя, который хочет их поймать, - низким голосом, с оттенком угрозы подчеркивая опасность.

При объяснении игр необходимо четко выделять сигналы, по которым детям придется менять свои действия.

Действие моторного характера ребенок выполняет лучше, если взрослый сопровождает его пояснением, подсказкой.

Важно активизировать и направлять общение детей между собой. В результате внимательного подхода педагога к воспитанникам, умелого, своевременного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно, оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.

Во второй младшей группе подвижные игры и игровые упражнения включаются в разные части занятия: во вводную, в основную и заключительную. Их значение в каждом из этих случаев имеет свою специфику.

Подбирая игры для занятий, важно предусмотреть условия, в которых оно будет проходить: в помещении или на открытой площадке. В последнем случае следует ориентироваться на время года и состояние погоды, наличие инвентаря и необходимой одежды. От этого зависят содержание и методика подвижных игр.

Для занятий лучше использовать известные малышам игры, а также игры с простыми правилами, которые легко усваиваются детьми. Готовясь к занятию, педагог продумывает приемы активизации детей в игре (выделение на ответственные роли, размещение играющих, индивидуальный подход и др.). Во время игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей, приучает их играть дружно.

Особенности методики проведения подвижных игр в средней группе.

В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке.

Детей 5 лет уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры: "У медведя во бору", "Гуси-лебеди", "Самолеты" и др., с удовольствием выполняя те или иные роли.

В процессе игры внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому, игры даются с постепенным усложнением движения.

В средней и в группе воспитатель или руководитель физического воспитания вначале рассказывает детям, как играть, кто что должен делать, а затем уже распределяются роли. В группе детей 4 лет в начале года воспитатель сам назначает кто кем будет. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию.

В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей.

Педагог использует подвижную игру и для воспитания у детей доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств.

В процессе повседневной работы руководитель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх.

Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на определенном задании: "Найди себе пару", "Найди свой цвет", "Пробеги тихо", "Школа мяча" и др. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми.

Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками.

Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.

В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние собственные замыслы ребенка. Но полная реализация их пока еще возможна лишь с помощью взрослого.

Игровые мотивы детской деятельности сохраняют свое значение. Теперь уже они реализуются в творческих ролевых играх, в которые дети играют совместно в небольших коллективах.

Ребенок 5-го жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений.

Внимание ребенка среднего дошкольного возраста приобретает все более устойчивый характер; совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развиваются преднамеренное запоминание и припоминание. Дети хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий.

Дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут проявляться достаточно правильно и эффективно. Ведущие элементы техники разных способов бега, прыжков, метания, действий с мячом, передвижения на лыжах, коньках и пр. не могут быть освоены ребенком и применены продуктивно, если у него недостаточно развиты ловкость, координация и точность движений, быстрота, сила, выносливость, гибкость, а также способность сохранять устойчивое положение тела в самых различных условиях.

Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы. Возникает психологическая готовность к выполнению сложных двигательных действий и проявлению определенных волевых усилий. Наряду с игрой побудительным мотивом двигательной деятельности выступает мотив усвоения новых умений и навыков, закрепления их. В результате закладываются прочные основы школы движений, повышения работоспособности и физической подготовленности.

Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение их, на то, чтобы дети усвоили, и полюбили проводимые с ними игры. Повторность и усложнение игр. Навыки и привычки формируются при условии многократных упражнений. В средней и старшей группах новую игру можно проводить в течение 2- 3 занятий, затем повторить ранее проведённые игры и снова вернуться к той же игре.

При повторении игры нужно постепенно усложнять её и пользоваться различными вариантами игр, чтобы дети умели применять приобретённые ими навыки в изменяющихся условиях.

Особенности методики проведения подвижных игр в старшей группе.

Двигательная деятельность ребенка становятся все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группировки по интересу к тому или иному виду упражнений.

На 6-м году жизни ребенка его движения становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную взрослым, самостоятельно выполнять указания педагога.

В старшей группе увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода "ловишки", игры с мячом и т. д.

Игры детей этого возраста также построены на основных движениях -- беге, прыжках, метании, лазаний, но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать ("Мышеловка", "Ловля бабочек").

Правила в старшей группе усложняются. Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости.

Подбор игр. Как было сказано выше, с помощью игры взрослый осуществляет несколько задач -- укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д.

Включая в план ту или иную игру, руководитель физического воспитания должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой -- метание, в одной от детей требуется выдержка., а в другой -- ловкость и т. д.

При подборе игр педагог учитывает особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность. Кроме того, ему приходится принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха.

Игра во всех возрастных группах проводится ежедневно на прогулке и в помещении. В старшей группе она может составлять часть занятия гимнастикой и подвижными играми.

При подборе игр для занятий, кроме общих воспитательных задач, приходится особо учитывать гигиеническую сторону каждой игры -- степень её нагрузки, влияние на физиологические процессы.

Все пособия и материалы, которые требуются для игры, должны быть приготовлены до её начала. К приготовлению этих пособий, к организации соответствующих условий надо привлекать детей.

Сбор на игру. Собрать детей на игру можно различными приёмами. Так, ещё до выхода на участок, где главным образом организуются игры, воспитатель говорит детям средней и старшей групп о том, что на участке будет проведена игра. Он договаривается с детьми, что как только он их позовёт, ударит в бубен или позвонит, они соберутся около него или в определённом месте площадки.

Руководство игрой. Перед проведением игры необходимо создать у детей интерес к игре, особенно в группе малышей. Заинтересованность детей игрой помогает лучшему усвоению её правил, более чёткому выполнению движений. Подвести детей к игре можно путём вопросов или с помощью показа игрушки, картинки. Можно заранее рассказать детям сказку или прочитать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встретятся в игре.

Объяснение игры. После того, как дети соберутся на игру, руководитель физического воспитания рассказывает им её содержание и сообщает название.

При объяснении игры взрослый должен стоять так, чтобы его видели все дети. Изложение содержания игры, объяснение её правил должны быть краткими, чёткими. Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Слово, выделенное и подчёркнутое соответствующей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.

Существенным условием при формировании двигательных навыков является предварительное представление о движении -- словесное или наглядное.

Нельзя злоупотреблять в игре указаниями и поправками в отношении точности и правильности движений -- это может привести к тому, что пропадёт радость от игры, снизится её эмоциональность. Обучение движениям в средней и старшей группах происходит главным образом на занятиях гимнастикой, а в играх приобретённые навыки закрепляются. В младшей группе развитие движений осуществляется в процессе подвижных игр.

Проведение игры. В процессе игры взрослый следит как за поведением всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре он поддерживает у детей во время игры радостное настроение, поощряет проявление детьми решительности, ловкости, находчивости, инициативы. Вместе с тем воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись. В некоторых случаях воспитатель бывает вынужден участвовать в игре, чтобы не нарушить её замысел.

При распределении детей руководитель соединяет более слабых и не умеющих выполнять движения с более сильными, особенно в таких играх, где имеется элемент соревнования.

В ходе игры руководитель подаёт сигналы -- зрительные (поднимает цветной флажок), звуковые (ударяет в бубен, в барабан), произносит определённые слова. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки и т. п. нервируют и возбуждают детей.

Правила игры. Особенное внимание следует уделять выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Правила -- это определённые требования, которые должны выполняться всеми играющими. Не нарушая эмоциональности и непринуждённости игры, правила ограничивают определёнными рамками поведение играющих. Сознательное подчинение правилам игры имеет большое значение для воспитания дисциплины, коллективизма. Подчинение правилам воспитывает в ребёнке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их. Правила в игре должны соответствовать возрасту детей.

Правила должны способствовать выработке у детей положительных качеств. Поэтому не следует вводить в игру правил, которые побуждают детей к проигрыванию, например, когда пойманный становится водящим, так как играющие начинают поддаваться. Неудачно и такое правило, когда проигравший получает право поплясать, сказать стихотворение, спеть: детям интересно выполнить одно из этих заданий, и они стараются проиграть. Вредны в воспитательном отношении правила, по которым проигравшие выключаются из игры. Проигравшему следует предоставить возможность поупражняться в том, что ему не удаётся, и исправить свою ошибку, поэтому его выход из игры возможен только на очень короткий срок.

Распределение ролей. Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Роль, выполняемая в той или иной игре, определяет поведение ребёнка, которое должно соответствовать действиям изображаемого персонажа. Выделить детей на ответственные роли можно различными приёмами: воспитатель сам поручает ребёнку какую-нибудь роль, выделяет с помощью считалки, или ребёнок, выполнявший роль водящего, выбирает на эту роль себе заместителя. Нельзя пользоваться считалкой с бессмысленным текстом.

Подбирая детям соответствующие роли, можно активизировать малоактивных детей, регулировать неуравновешенных, следя за неуклонным выполнением ими правил.

Окончание игры. Закончить игру можно по-разному. Так, иногда, заканчивая игру, особенно в средней и старшей группах, воспитатель или руководитель физического воспитания подводит итог: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнял правила, выручал товарищей; воспитатель называет и тех, кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть. Игру можно закончить организованным уходом детей, или, если позволяет тематика игры, можно иногда уход с площадки или из зала сделать, продолжением игры. Например, если дети играли в автомобили или в лошадки, воспитатель предлагает ехать на автомобилях или на лошадках "домой", т.е. в групповую комнату.

Дозировка движений в игре. При проведении игры следует следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание; у некоторых детей утомление, наоборот, выражается в бледности лица. Перегрузка внимания приводит к тому, что дети возбуждаются, нарушают правила игры, теряют интерес к ней.

Перегрузка может произойти в том случае, если игра продолжается длительное время, например ловящий долго не может никого поймать. Тогда надо приостановить игру, сделать небольшую паузу и выделить другого ловящего.

Средняя продолжительность игры 8--10 минут. Общая продолжительность игры считается с того момента, как дети собрались на игру и воспитатель начал её объяснение.

Внимание руководителя должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение их, на то, чтобы дети усвоили и полюбили проводимые с ними игры.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов.

Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Особого внимания с позиций практики коррекционно-развивающего образования заслуживает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов учеников. Так, установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти - слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; восприятия - степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения; наглядно-образного и логического мышления - способности к анализу, сравнению и обобщению; произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Вместе с тем задачи, решаемые средствами подвижных и спортивных игр, сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, восстановлению гармонии мышечной деятельности младших школьников и нормированию психофизической нагрузки, но и к обретению ими утраченной, но все еще крайне необходимой игровой среды.

Название игры

Ожидаемый результат тренировки

Примерный перечень заболеваний и состояний, при которых рекомендуется игра

"Найди и промолчи"

Развитие зрительной памяти, внимания, умения ориентироваться в пространстве, улучшение тормозных реакций.

При заболеваниях ЦНС, ДЦП, вегето-сосудистой дистонии, при ослаблении эмоционально-волевой сферы.

"Жмурки в кругу"

Воспитание умения сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве и на местности, быстроты реакции и внимания, развитие функций слухового анализатора.

При заболеваниях, сопровождающихся вялостью, заторможенностью. При изменениях в слуховом аппарате у глухих детей.

"Мышеловка"

Тренировка быстроты реакции, скорости и ловкости движений и ориентировка в пространстве.

Задержка умственного развития, заболевания с вялостью, рассеянностью, медлительностью. Заболевания опорно-двигательного аппарата.

Всеми педагогами и врачами, работающим с детьми, игра была признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника. При подборе игр в разновозрастной группе воспитатель должен учитывать некоторые физиологические особенности организма ребенка, т.е. возрастные особенности детей, хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы, чтобы предлагаемые игры соответствовали возможностям и индивидуальным особенностям каждого ребенка. При подборе и организации подвижных игр необходимо:

  1. Учитывать сложность игр в соответствии с уровнем подготовленности детей.
  2. Заботиться о соответствии игр времени года, состоянию погоды.
  3. Предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли (использовать считалки, жребии и т.д.).
  4. Использовать разные способы организации детей.
  5. Заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.
  6. Стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.
  7. Во время проведения игр и упражнений на прогулке следует создать такие условия, что бы все дети могли бы быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденными.
  8. При планировании подвижных игр важно позаботиться о создании игровой среды (пространство достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий).

Выбирая для детей игру, воспитатель должен не только ставить задачи двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и обязательно развивать чувства товарищества, взаимопомощи.

В нашей группе дети не только разновозрастные, но и с функциональными нарушениями зрения. Поэтому при проведении подвижных игр с такими детьми требуется соблюдение строгого назначения врача офтальмолога и педагогического контроля за их состоянием. Контроль осуществляется наблюдением за детьми непосредственно во время игры, а также в течение дня. С большой осторожностью следует проводить всевозможные эстафеты. Игра, на первый взгляд кажется простой, но она дезорганизует детей, они не понимают ее смысла: дети стоят в беспорядке, а не ровняясь в колонне. У детей нет такой выдержки, чтобы спокойно дождаться, пока другие пробегут, а младшие менее расторопные, задерживаются и тогда их подталкивают сзади стоящие; дети еще до окончания игры, начинают спорить, чья команда выигрывает, возбуждаются настолько, что по окончанию игры их долго не удается успокоить, организовать. Однако, игры с элементами соревнования давать можно и нужно.

Воспитатель должен помнить и о дозировке игры. Это очень ответственный момент. Дозировать нагрузку в игре трудно, нельзя спрашивать у детей устали ли они. Увлеченные игрой, если она интересна, дети не замечают усталости, между тем утомление может уже наступить. Поэтому воспитатель должен тщательно следить за внешними проявлениями утомления (учащенное дыхание, покраснение лица), за поведением детей (частое нарушение правил, грубость, вялость) и своевременно закончить игру.

Необходимо учитывать, что следующие подряд друг за другом игры, требующие длительного сосредоточения, внимания или направленные на воспитание только одного умения (например, метания) утомляют ребенка, поэтому игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие.

При организации игровой деятельности следует ориентироваться на следующие гигиенические рекомендации. В утренние часы предлагать играть индивидуально или маленькими группами. Например, подвижные игры «Хвостик», «Жмурки», «Быстро возьми и положи», «Я назвала, ты посмотри». Самостоятельные игры создают спокойное радостное настроение. Для снятия сонного торможения целесообразны игры с двигательным компонентом, с использованием мячей и скакалок, кольцебросов и других пособий. При проведении подвижных игр на прогулке нужно учитывать следующее. Если перед прогулкой были учебные занятия со статистическим напряжением, ее лучше начать с подвижной игры. Если предшествовали динамические занятия, игру целесообразнее организовать в середине прогулки. Не рекомендуется завершать ее подвижной игрой. Также надо учитывать время года и состояние погоды.

При проведении подвижных игр заметно, что более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются у детей при использовании разнообразных предметов, игрушек, пособий. Действия с пособиями конкретны и понятны детям, облегчают усвоение ими различных двигательных умений. Уже 2-3 летнему ребенку интересно перешагнуть через кубик или палку, подлезть под натянутую веревку, и он прикладывает для выполнения этого свои усилия. Применение пособий вносит разнообразие в подвижные игры. Позволяют воспитателю шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения. Так, под палки, положенные на невысокие кубики, дети подлезают в положении лежа; если палки лежат на стульях – подлезают на четвереньках и т.п. Поэтому, чтобы повысить интерес детей к движению, мы, прежде всего пополнили набор оборудования и атрибутов: приобрели новые скакалки, мячи, обручи, кольцебросы; изготовили в необходимом количестве шапочки, ленты, султанчики, платочки. Особое внимание было уделено размещению оборудования. Оно не загромождает полезную площадь помещения, и дети могут свободно брать и ставить на место любой предмет.

При проведении подвижных игр в разновозрастной группе также нужно учитывать следующее:

1. Размеры снарядов и пособий должны соответствовать анатомо - физиологическим особенностям детей.

2. Одни и те же пособия и гимнастические снаряды нужно использовать для различных физических упражнений. Они должны сочетаться друг с другом: Например, гимнастическая стенка с лестницей или досками разной длины и ширины. Баскетбольный щит должен иметь приспособление при помощи которого легко можно изменить его высоту. Это очень удобно при различном росте детей.

3. Снаряды и пособия, используемые в помещении и на участке детского сада, должны соответствовать требованиям, гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей.

4. Они должны отвечать требованиям эстетики, привлекать детей формой, окраской, удачным их сочетанием.

Играя в зале или на участке нужно использовать не только крупные пособия (гимнастические стенки, скамейки и т.д.), но и малые, которые можно складывать, переставлять по мере необходимости, привлекая при этом старших детей. Например, «дуги» - старшие дети используют при проведении игр – эстафет «Кто скорее?», а младшие прокатывают в них мяч или подлезают под нее в подвижных играх «В воротца» или «Мыши в кладовой».

Мячи для детей тоже подбираются в зависимости от возраста. Например: мяч диаметром 20 – 25 сантиметров можно использовать во всех группах, а мяч диаметром 10 – 12 сантиметров только в старшей или подготовительной группе. Дети с трудом обучаются игре в мяч. Чтобы заинтересовать их, мы разбиваем детей на пары и даем задание: прокатить мячи так, чтобы они встретились или используем здесь игры – эстафеты, когда побеждает команда, которая правильно и быстро передала мяч и т.д.

Интерес детей увеличивается, когда у них появляется уверенность в своих силах. Для старших детей игры усложняются. Например в игре «У медведя во бору» медведь должен перед ловлей детей пролезть в обруч или перепрыгнуть через бревно. В игре «Лиса в курятнике» шнур натягивается с одной стороны выше, с другой – ниже. У ребенка есть выбор – пролезть там, где ниже, или там, где выше, а воспитатель может оценить действия и умения детей.

В старших возрастных группах на прогулках должны планироваться подвижные игры разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3 – 4 новые игры.

Так как наша группа не только разновозрастная, но и коррекционная по зрению, то при проведению подвижных игр нужно учитывать характер зрительных нарушений у детей.

В играх с использованием различных атрибутов дети учатся владеть этими предметами и в тоже время они упражняют зрение в прослеживании движения. В играх на метание, бросание, прокатывание у детей развивается глазомер и точность попадания, которые невозможны без участия зрения. Что бы облегчить ориентировку детям в пространстве в процессе бега, ходьбы нужно использовать цветные кубики, флажки, ограничивающие пространство и показывающие направление движения. Использование атрибутов для ориентировки заставляет детей активно упражнять зрение. Тем самым развивается зрительно - двигательные возможности детей. В играх спортивного характера тоже нельзя обойтись без участия зрения, поэтому и здесь идет тренировка глазных мышц.

Итак, мы поняли, что атрибутика необходима при проведении подвижных игр для полноценного физического развития ребенка, поэтому надо обновлять свои спортивные уголки в группе, приобретать более современное оборудование, а неоценимость подвижных игр для детей давно уже известна.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...