Развлечения и игры дворянской эпохи. БАЛ

Публикации раздела Традиции

Игры для взрослых компаний

В светских салонах XIX века не только читали стихи, беседовали об экономике и политике, но и проводили время за играми. «Культура.РФ» рассказывает, какой досуг был популярен во времена, когда не было ни телевидения, ни интернета, ни даже электричества.

Карточные игры

В XIX веке карты были очень популярны, но считались не самым пристойным развлечением. Их называли «позором гостиных», «растлением нравов» и «тормозом просвещения». Культуролог Юрий Лотман отмечал, что азартная игра встречала «решительное моральное осуждение», а в конце XVIII - начале XIX века была формально запрещена как безнравственная. На вечерах у историка Николая Карамзина , к примеру, никогда не играли в карты. Однако во многих других салонах картежные игры процветали. Декабрист Михаил Бестужев-Рюмин вспоминал, что зачастую хозяева салонов жульничали во время партий: заранее обговаривали жесты и «вытягивали» с игроков по сто рублей.

Книги по светскому этикету , например «Правила светской жизни и этикета: Хороший тон» составителей Юрьева и Владимирского, предостерегали молодых людей от игровой зависимости, которая приводила к долгам и банкротству: «Мы видели немало примеров, когда эта грустная страсть была причиной погибели целой семьи; когда она, эта страсть, окончательно убивала в человеке все нравственные начала» .

Но, несмотря на это, в карты играли повсеместно: «…все: и дамы, и девицы, и юноши, предпочитая танцам зеленое поле. Это конечно грустное явление, но что делать: «с волками жить, по волчьи выть» , - констатировали составители сборника светских манер.

В обществе было принято разделять азартные картежные игры, в которых главенствовал случай, и те, где выигрыш зависел от сообразительности и внимательности игроков.

Юрий Лотман в книге об истории русской культуры писал, что в России XIX века наиболее популярными играми были фараон и штосе (штосс), в которых победу определял случай. Родной брат Федора Достоевского Андрей вспоминал, что карточные вечеринки у брата всегда заканчивались азартной игрой в штосс.

Популярность этой карточной игры нашла свое отражение и в русской литературе. В штосс играли Германн и Чекалинский в «Пиковой даме» Александра Пушкина , Арбенин в «Маскараде» Михаила Лермонтова , Хлестаков в «Ревизоре» Николая Гоголя , Николай Ростов в «Войне и мире» Льва Толстого и другие персонажи.

Правила игры в штосс (по книге Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре»)

Играющие делятся на банкомета, который мечет карты, и понтера (понтировать - «увеличивать ставку»). Игра может проходить как один на один, так и с участием нескольких игроков-понтеров. Каждый из игроков получает колоду карт. Понтеры выбирают из колоды одну карту, на которую ставят сумму, равную той, которую объявил банкомет. Далее поочередно открывают карты из колоды банкомета, и совпадение с загаданной картой приносит понтеру победу. Как правило, банкомет и понтеры располагаются по разные стороны вытянутого прямоугольного стола, покрытого зеленым сукном, которое служит для записи ставок и долгов. На этом же зеленом сукне производятся все расчеты.

Подвижные игры

Во многих домах было принято между танцами и музыкой забавляться «невинными играми» - так называли petits-jeux (от франц. «маленькие игры»), непродолжительные по времени подвижные развлечения. Большая часть таких игр была калькой с дворовых народных забав. Например, молодой барин Алексей Берестов - герой пушкинской повести «Барышня-крестьянка» - играл с девками в горелки - исконно народную забаву.

Генрих Семирадский. Шопен, играющий на рояле в салоне принца Радзивилла. 1887. Частное собрание

Одна из самых популярных petits-jeux - фанты - дошла и до наших дней. По правилам игры каждый из игроков складывает фанты в шляпу. После ведущий с закрытыми глазами вынимает фант и дает хозяину самые разные задания: петь по-петушиному, прыгать на одной ножке и тому подобное. В книге «Правила светской жизни и этикета: Хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни» сохранились примеры еще нескольких популярных подвижных игр для взрослых компаний.

Рифмы

Играющие садятся в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь платок и одновременно произносит слово, а другой должен поймать платок и отвечать в рифму - и так по кругу. Чем труднее загаданное слово, тем неожиданнее и смешнее получается рифма.

Птицы летят

Играющие садятся вокруг стола, на который кладут свои указательные пальцы. Один из игроков начинает перечислять одушевленные и неодушевленные предметы, способные летать, а другие должны поднимать пальцы вверх. Если игрок поднял пальцы, когда прозвучало название предмета, который летать не может, он проиграл.

Игра в почту

Всем участвующим в этой игре дается по кусочку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Эти бумажки кладутся в шляпу и перемешиваются, затем поочередно каждый из играющих вынимает по одной бумажке и, не читая вопроса, пишет на оборотной стороне ответ, после чего складывает бумажку в другую шляпу. Когда все ответы написаны, бумажки вынимают и читают вслух вопросы и ответы - несочетания вопросов и ответов становятся каламбурами.

Двойная декламация

Одна девушка сидит на коленях у другой, которую полностью скрывает покрывало, и читает стихи. Вторая же девушка пытается ей помешать разными жестами и рассмешить наблюдателей. Игра заканчивается, если читающая стихи засмеется.

Туалет

Игроки называются разными предметами одежды, а ведущий по очереди называет их. По команде «Весь туалет!» игроки должны быстро встать со своих мест и поменять их. Кто не успевает занять место, становится проигравшим. Известен случай, когда в Николаевском дворце распорядителем игры был сам Николай I , а один из игроков занял стул прежде императрицы, но был за то только поощрен императором.

Настольные игры

В XIX веке в моду вошли настольные игры: в них, как и сейчас, было игровое поле, фигурки, которыми ходили игроки, и кубик, определяющий количество очков или «шагов». Считается, что предшественницей этой забавы стала старинная игра «Гусек», в которой нужно было быстрее всех дойти до финиша, собрав по дороге большее количество гусей.

Игры XIX века стали своего рода путешествиями: например, в «Путешествии по России» нужно было как можно быстрее добраться на локомотиве из Одессы в Москву , самостоятельно разработав маршрут через Киев или через Курск . А игре «В Париж на выставку» нужно было успеть к началу всемирной экспозиции достижений хозяйства в Париже.

Нередко настольные игры носили обучающий характер. В исторической стратегии «Синопское сражение» игрокам предлагалось разыграть театр боевых действий. Один выступал за Россию, другой представлял военные интересы Турции. Существовал также вариант игры в «Гусек», для победы в котором требовались безупречные математические способности. Игровое поле представляло собой множество ячеек с задачками: нужно было быстро умножить или разделить двух- и трехзначные числа. За правильный ответ игрок получал «деньги» из общего банка, за поражение - вносил в общую казну свои.

Лото

Лото пришло в Россию из Италии в XVIII веке и сразу стало очень популярным. В него играли не только на светских вечерах, но и в кругу семьи. Героиня чеховской «Чайки» Ирина Аркадина говорила: «Когда наступают длинные осенние вечера, здесь играют в лото. Вот взгляните: старинное лото, в которое еще играла с нами покойная мать, когда мы были детьми» .

За годы существования игры ее правила не изменились. Участники получают карточки с числами, ведущий вытаскивает из мешка бочонки и называет номера. Выигрывает тот, кто первый закроет горизонтальный ряд. Пика популярности игра достигла к 1840-м годам: тогда в лото часто стали играть на деньги в светских клубах. Страсть игроков доходила до того, что за партией проигрывались сотни рублей. Мода на азартное лото привела к тому, что игру в общественных местах признали незаконной. Однако это не повлияло на народную любовь: в лото играют до сих пор.

Пузеля

Пузеля, или, как мы называем их сегодня, пазлы, изобрел английский картограф и графер Джон Спилсбери. Он приклеил географическую карту на доску, распилил ее на части (пазлы) и предложил детям по памяти собрать полную картинку. В Россию пазлы пришли в XIX веке и стали салонной игрой. Их на немецкий манер называли «пузели» или на французский «пузеля». Тогда из пузелей собирали уже не карты, а небольшие живописные картины с изображением пейзажа или натюрморта. В книге «Защита Лужина» Владимир Набоков писал о новом увлечении детей и взрослых: «В тот год английская мода изобрела складные картины для взрослых, - «пузеля»… вырезанные крайне прихотливо… Лужин чувствовал удивительное волнение от точных сочетаний этих пестрых кусков, образующих в последний миг отчетливую картину. Тетя просила: «Ради Бога, не потеряй ничего!» Иногда входил отец, смотрел на кусочки, протягивал руку к столу, говорил: «Вот это, несомненно, должно сюда лечь», и тогда Лужин, не оборачиваясь, бормотал: «Глупости, глупости, не мешайте» .


Жмурки
Список использованных материалов

Введение к оглавлению

Любой организатор бала или танцевального вечера рано или поздно задается вопросом — чем занять гостей, которые хотят отдохнуть от танцев, или тех, кто не очень хорошо знает программу и может заскучать. Светские беседы не всем даются с той же легкостью, с которой они развлекали наших предков, воспитанных в традициях легкой салонной болтовни (или, наоборот, сложных придворных интриг). Бывает, что от попыток придумать тему для разговора, найти, куда деть руки, и при этом сохранить любезное выражение лица, гости устают не меньше, а то и больше, чем от самых быстрых гальярд или полек.

Очевидно, что те же вопросы занимали хозяев и в XIX, и в XVII веках, и в любое другое время, с той лишь разницей, что культура совместного времяпрепровождения была жива, и ее не приходилось моделировать или воссоздавать. Однако именно разница в общем образовании, в привычках и навыках, создает нам трудности при попытках воспользоваться «опытом предков». Приведу лишь два широко известных примера — совместное музицирование и котильон. Игра на музыкальных инструментах, аккомпанирование друг другу при исполнении арий, романсов или популярных песен, совместное исполнение того или иного произведения для развлечения публики или для собственного удовольствия было естественным занятием для любого образованного человека со средних веков и до конца XIX — начала XX вв. Многим ли под силу это сегодня? Увы. Недостаток знаний — первая причина сложностей, возникающих при воссоздании бального «быта». Вторая — сильно изменившиеся с давних и не очень давних времен нормы поведения, размытые рамки этикета и дозволенность многого, недозволенного раньше. Пикантность, привлекательность и тайный смысл многих бальных игр современному человеку зачастую совершенно непонятны. Именно поэтому многие (почти все) фигуры котильона, бывшего замечательным развлечением для гостей бала в XIX веке, с непривычки вызывают в лучшем случае недоумение. Получить хлопушку, извлечь из нее народный костюм, одеть его в специальной комнате и под звуки задорной музыки изобразить «народный» танец — что это?... Ну и, наконец, последняя сложность — чем дальше в глубь веков, тем скуднее наши представления о развлечениях знати. XIX век изучен почти досконально, а вот что насчет XV? Что предложить гостю исторического бала эпохи Возрождения?

Доска для настольных игр, Musée National du Moyen Age, Франция, конец XV в.

Что ни говори, без настольных игр или их аналогов не обойтись. Они были популярны во все времена, ими разгоняли скуку и древние египтяне, и кельты, и римляне, и крестоносцы. Карты, кости, нарды, шахматы и шашки приходят в голову почти сразу, и абсолютно справедливо. Но если мы стараемся танцевать в точности так же, как танцевали наши предки, не попробовать ли нам и играть в точности по тем же правилам, по которым играли они? В этой небольшой статье я приведу правила некоторых игр (о, далеко не всех!), которые были популярны в XIV-XVII веках и которые легко организовать в любом месте и в любое время.

Как показывает опыт использования этого материала на мероприятиях КСТ, почти все описания игр неполны или не разъясняют полностью все возникающие в ходе игры ситуации. Прежде чем использовать ту или иную игру в широком кругу, я бы советовала предварительно опробовать ее на желающих, выяснить все «подводные камни» и внести соответствующие поправки и дополнения к правилам, дабы гости бала получили причитающееся им удовольствие, а не тратили время на размолвки и взаимные неудовольствия. Будем благодарны за любую информацию о внесенных улучшениях и со своей стороны с течением времени также будем вносить соответствующие уточнения.

Карточные игры к оглавлению

Ни время, ни точное место возникновения игральных карт не известны. В старинном китайском словаре Чинг цзе Тунга, вошедшем в моду в Европе в 1678 г., говорится, что карты были изобретены в Китае в 1120 г. Четыре масти символизировали времена года, а 52 карты — количество недель в году. Существуют также сведения, что китайцы и японцы еще до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в средневековой Японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий. Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки. С помощью таких карт можно было раскладывать и «пасьянс» — раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». В XIII веке карты стали известны в Индии и Египте.

Касательно появления карт в Европе есть несколько версий. По одной из них начало игры в карты относится к XV столетию и совпадает с появлением цыган на европейской территории. По другой же — общеизвестность карт, по свидетельству иезуита Менестрие, приписывается XIV столетию, когда один малоизвестный живописец по имени Жикомин Грингонер изобрел карты для развлечений умалишенного короля Франции Карла VI (1368-1422 гг.), вошедшего в историю под именем Карла Безумного. Карты якобы были единственным средством, которое успокаивало царственного больного между приступами сумасшествия. А во время царствование Карла VII (1422-1461) они были усовершенствованы и тогда же получили свои теперешние названия.

Тем не менее это все-таки гипотеза, которая не подтверждается другими данными, и некоторые летописцы относят происхождение карт к XIII веку. Это предположение имеет историческое основание, так как во время царствования Людовика Святого в 1254 году был издан указ, запрещавший под страхом наказания кнутом карточную игру во Франции. Итальянский манускрипт 1299 года также говорит о запрещении игры в карты. В 1260 году в Германии основан особый цех фабрикантов и торговцев игральными картами. Орден Калатрава (Calatrava) в 1331 г. запретил игру в карты в Испании, и это запрещение было повторено в 1387 году Иоанном I, королем Кастилии. О существовании карт в Кастилии при короле Альфонсе XI говорит его указ в 1332 году, запрещающий карточные игры. Также есть мнение, что игральные карты были занесены в Европу сарацинами. В хронике одного итальянского города за 1379 год значится: „...введена в Витербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб«. Сарацинами именовались мусульмане Востока, арабы. Однако на тех картах вряд ли рисовались человеческие фигуры, как теперь, так как закон Магомета запрещает правоверным делать такие изображения. Возможно, родиной карт с рисунком современного типа является Италия. Их древнейший экземпляр, гравированный на меди, относится к 1485 г.

Карты современного вида не сразу завоевали всеобщее признание. В разных странах долгое время они имели свои отличительные особенности. Вместо мастей изображали чаши, монеты, мечи, палки.

Вручную расписаные арабские карты конца XV — начала XVI вв.
(монеты, кубки, палки и мечи)
Изменение карточных мастей в разных карточных системах
(слева направо: арабская, испанская, итальянская, немецкая и французская)

Особые карты были в Германии. Кроме короля, дамы и валета, существовал рыцарь. Полная колода карт в Германии содержала не 52, а 64 карты, среди которых были козыри: дьявол, смерть и т. д. Масти у немцев также имели некоторые отличия от общепризнанных (французских). Червы имели современное очертание, пики (вини) рисовались в виде зеленых листьев на кустах и назывались зеленые. Бубны изображались в виде бубенчиков и назывались бубенчики. Желуди (трефы) указывают на возможное польское влияние при заимствовании немецких карт, изображавших трефы в виде желудей. Современные рисунки мастей, принятые во Франции, были заимствованы из восточной орнаменталистики. Эти рисунки идут из глубокой древности и имеют религиозное и магическое значение.

Современные традиционные игральные карты

Для лучшего понимания я позволю себе пояснить термины, которые используются при описании игр:

  • Взятка, трик , (trick - калька с английского:), сет - одно выкладывание карт (один игрок выкладывает карту, второй выкладывает, и т.д., пока кто-то не выиграет взятку);
  • Раунд, сдача - последовательность взяток от первой до последней, пока не будут разыграны все имеющиеся на руках карты (в отличие от нашего, допустим, «Дурака», раньше в течение игры карты часто не забирались из пачки оставшихся непрерывно; сначала разыгрывался один раунд, затем подсчитывали очки или мешали карты, и только после этого брали следующие);
  • Игра - последовательность раундов до выигрыша одного из игроков, определенного правилами игры.


Неизвестный художник, «Игроки в карты».
Картина из архивов Шекспировской библиотеки.

All fours к оглавлению

Игра на двух игроков и одну стандартную колоду из 52 карт. Один из игроков - сдающий.

Карты перемешиваются, и каждому из игроков выдается 6 карт. Игроки смотрят карты, затем раздающий снимает верхнюю карту с перевернутой колоды - это будет козырь. Второй игрок имеет право согласиться или не согласиться с этим.

  • Если он согласен, то игра начинается.
  • Если он согласен, но верхняя карта при этом - валет, то игра начинается, но сдающий получает 1 очко.
  • Если он не согласен, сдающий имеет право все равно назначить эту карту козырем или также от нее отказаться. Если он назначает ее козырем против желания второго игрока, второй получает 1очко. Если козырь не был признан, верхние карты с колоды снимаются до тех пор, пока не покажется карта другой масти, нежели чем отвергнутая. Эта карта и становится козырем независимо от желания игроков.

Начинает игру тот игрок, который не был сдающим. Каждую следующую взятку начинает игрок, выигравший предыдущую. Самая старшая карта - туз, младшая - двойка. Старшая карта выигрывает трик. Игроки должны выкладывать карты одной масти до тех пор, пока это возможно. Если у игрока нет карты начальной масти (той, которую выложил первой начинающий раунд), он может ходить козырной картой. Если нет и козырной - любой другой.

Поясняю на примере: игрок А выкладывает семерку пик. У игрока Б есть только тройка пик. Он обязан ее выложить. В этой сдаче выигрывает игрок А и забирает себе карты (складывает рядом, но не убирает далеко). Трик закончен. Следующим карты выкладывает игрок А.

Игрок А снова выкладывает пиковую карту - десятку. У игрока Б пик больше нет, но есть козырь. Он выкладывает козырную карту, любая козырная бьет любую другую, так это эту сдачу выигрывает игрок Б и забирает себе карты. Трик закончен. Следующим карту выкладывает игрок Б.

Игрок Б выкладывает, допустим, даму червей. У игрока А нет ни червей, ни козырных карт. Тогда он выкладывает трефовую восьмерку и переводит таким образом ход обратно игроку Б. Тот должен поступить с трефовой восьмеркой согласно исходным правилам - ответить любой трефовой картой, козырем, или картой другой масти, если нет ни треф, ни козырей - и так до тех пор, пока кто-то не выиграет взятку.

Раунд продолжается до тех пор, пока на руках у игроков не кончатся выданные изначально 6 карт. После этого каждый выкладывает забранные себе в ходе раунда карты и происходит подсчет очков по следующим правилам:

  • Очки за определение козыря (см. выше);
  • 1 очко за использование наивысшего козыря за раунд (то есть наивысший козырь из 12 участвовавших в сдаче карт);
  • 1 очко за использование самого младшего козыря за раунд;
  • 1 очко за наивысшее количество карточных очков.

Карточные очки считаются следующим образом:

  • 4 очка за каждого туза
  • 3 очка за каждого короля
  • 2 очка за каждую даму
  • 1 очко за каждого валета
  • 10 очков за каждую десятку

Обратите внимание, что подсчитываются очки не только за битые карты, а за все, отложенные по результатам раунда. Карты от двойки до девятки очков не приносят.

После розыгрыша одного раунда (одной сдачи) играется следующий, раздающие меняются. Выигрывает игрок, первым набравший 49 очков.

Alouette к оглавлению

Вариант на 2-х игроков

Играют двое. Колода на 48 карт (обычная колода из 52 карт минус десятки).

Карты мешаются, сдающий раздает каждому из игроков по 9 карт рубашками вверх. Оставшиеся карты откладываются. Козырей нет. Самая старшая карта - король, младшая - туз (единица).

Один сет состоит из выкладывания игроками по одной карте каждый. Игрок, выложивший старшую карту (без учета масти), выигрывает. Если карты равны, они откладываются и разыгрывается следующая взятка. Игрок, выигравший ее, выигрывает оба сета - предыдущий и этот. Если «ничья» выпадает на последний сет, выигравшим считается игрок, выигравший первый сет в этом раунде. Раунд заканчивается, когда игроки выкладывают по последней из 9ти карт. Выигрывает раунд тот, кто выиграл больше сетов. После этого карты снова мешаются и сдаются. Игру выигрывает тот, кто первым выиграет 12 раундов.

Вариант на 4-х игроков

Правила те же, играют две команды. Игроки одной команды садятся по диагонали друг от друга. Первый сет начинает игрок, сидящий слева от сдающего. Один сет состоит из выкладывания игроками по одной карте каждый. Игрок, выложивший старшую карту (без учета масти), выигрывает. Если карты равны, они откладываются и разыгрывается следующая взятка. Игрок, выигравший ее, выигрывает оба сета - предыдущий и этот. Если «ничья» выпадает на последний сет, выигравшим считается игрок, выигравший первый сет в этом раунде. Раунд заканчивается, когда игроки выкладывают по последней из 9ти карт. Выигрывает раунд та команда, игрок которой выиграл больше сетов. После этого карты снова мешаются и сдаются. Сдающим становится игрок, сидевший по левую руку от первого сдающего. Первая команда, выигравшая 12 раундов, выигрывает.

Âs Nas к оглавлению

Персидская карточная игра на 5 человек и специальную колоду из 25-ти карт пяти мастей (по 5 карт каждой масти), вероятно, бывшая родоначальником некоторых видов покера.

Самая старшая карта — «Âs» (ace, туз), или «Shîr vaKhurshíd», давшая имя игре — это лев и солнце. Остальные четыре масти — «Padishah» (король), называвшаяся также «Shâh» или «Pishâ»,«Bibi» (королева), «Sarbâs» (солдат), и «Lakkat»(танцор). Иногда последняя карта выглядела иначе и назвалась «Kouli» — охотник. В рамках одной «масти» карты не различались, масти были раскрашены в разные цвета для облегчения опознавания.

Если нет специальной колоды для этой игры, можно сделать ее из обычной колоды: отложить по пять карт каждой масти (единица (туз), двойка, тройка, четверка, пятерка) в качестве четырех мастей, и взять в качестве пятой масти, например, королей каждой масти и джокера (например, за единицу взять короля червей, за двойку - короля треф, за тройку — короля бубен, за четверку - короля пик и за пятерку джокера).

Карты перемешиваются и каждому из пяти игроков выдается по две карты. Каждый из игроков, начиная с сидящего по левую руку от раздающего, делает ставку или пропускает ход. Каждый из оставшихся в игре берет еще по две карты. Они же снова делают ставки в том же порядке или пропускают ход (таким образом из игры выбыли уже и те, кто пропустил ход в первый раз, и те, кто пропускает его сейчас). Каждый из оставшихся игроков берет по пятой, последней, карте. Все оставшиеся игроки открывают свои карты и имеющий наилучший набор карт забирает себе все ставки.

Цена набранных карт (начиная с наиболее высокой):

  • Пять карт одной масти (пять «королей», пять червей, пять бубен и т.д.);
  • Пять карт одного достоинства (пять пятерок, пять троек, и т.д.);
  • Четыре карты одного достоинства;
  • Три карты одного достоинства и две - другого (полный дом);
  • Три карты одного достоинства;
  • Две карты одного достоинства.

Basset к оглавлению

Азартная игра на любое количество игроков. Вероятно, появилась в середине XV века в Италии.

Количество карт определяется количеством участвующих игроков по следующему принципу:

  • 1 стандартная колода из 52 карт на 2-3-х игроков и сдающего;
  • 2 колоды на 4-7 игроков и сдающего;
  • 3 - 8-11 игроков и сдающий;
  • 4 - 12-15 и сдающий;
  • 5 - 16-19 и сдающий, и т.д. На каждых четырех новых игроков следует добавить одну колоду.

Каждому игроку сдающий сдает по 13 карт лицом вверх. Себе сдающий карты не берет. Затем каждый игрок решает, на какую именно из своих карт он будет делать ставку. Он может сделать ставку на любую карту или на все карты разом. Размер ставки не ограничивается и не регламентируется (но его могут ограничивать правила игорного заведения или взаимная договоренность игроков). Ставка делается следующим образом: игрок кладет деньги на ту карту, которую он выбрал. Каждый игрок должен сделать свою ставку перед тем, как сдающий начнет открывать карты.

Затем сдающий открывает верхнюю карту, лежавшую рубашкой вверх на стопке оставшихся карт.

Cдающий выигрывает все ставки, сделанные на карты того же достоинства, что и открытая.

После этого сдающий снимает следующие две карты. Он выигрывает все ставки, сделанные на карты того же достоинства, что и первая снятая карта, и платит все ставки, сделанные на карты того же достоинства, что и вторая снятая карта. После учета всех выигрышей и проигрышей он снимает следующие две карты, затем следующие, и т.д. по той же схеме. Карты, ставки по которым были проиграны, выбывают из игры.

Если игрок выиграл ставку, он может либо убрать карту из игры и забрать себе выигрыш (изначальная ставка+выплата сдающего), либо оставить и карту, и ставку по ней (в изначальном размере). Чтобы отметить, что выигравшая карта и ставка остались в игре, уголок у карты загибают. Если карта осталась в игре и проиграла, сдающий забирает ставку изначального размера, и карта выбывает из игры.

Если карта осталась в игре и выиграла второй раз, ставка по ней выплачивается в семикратном размере. Карта, выигравшая дважды, может быть убрана из игры или оставлена со ставкой изначального размера. У карты загибается второй уголок. Если карта осталась в игре второй раз и проиграла, сдающий забирает ставку изначального размера, и карта выбывает из игры.

Если карта осталась в игре и выиграла второй раз, ставка по ней выплачивается в 15-тикратном размере, и т.д. (третий выигрыш подряд оплачивается в 30-ти кратном размере, четвертый - в 60-ти кратном). Карта, выигравшая 4 раза подряд, выбывает из игры.


Школа Лукаса ван Лейдена, «Игроки в карты» (ок. 1550/59)

Bone-ace к оглавлению

Игра впервые упоминается в словаре «The World of Wordes» Флорио в 1611 году. Также как и предыдущая, она считается одним из предков Блэк Джека. Игра рассчитана на стандартную колоду из 52 карт и от двух до восьми игроков.

Сдающий раздает каждому из игроков по 3 карты - первые две рубашкой наверх, последнюю лицом наверх, при этом все три карты сдаются одновременно, а не по одной каждому игроку по кругу.

Игра состоит из двух частей.

Часть первая (The Bone): выигрывает игрок, открытая карта которого дает большее количество очков. Выигрыш - одна монета или предварительно оговоренные участниками ставки - выплачивается каждым игроком. Если количество очков равно, выигрывает тот игрок, который находится ближе к сдающему по часовой стрелке. Картой самого большого достоинства является туз, а туз бубен выигрывает у всех карт.

Часть вторая: открываются все три карты, и выигрывает игрок, чьи карты приносят самое близкое к 31 количество очков (но не более 31).

В обоих частях очки подсчитываются следующим образом: туз - 11 очков, король, дама, валет и десятка - по 10 очков, остальные карты дают количество очков сообразно их достоинству. Выигрыш также уплачивается всеми игроками.

Karnöffel к оглавлению

Немецкая карточная игра на колоду из 48 карт и четырех игроков.

Karnöffel — одна из самых старых описанных карточных игр. Самая ранняя из известных версий ее описания относится к 1426 году.

В оригинале вKarnöffel играли «немецкой» колодой из 48 карт, состоящей из карт достоинством от двух до десяти, валета (Untermann), рыцаря (Obermann) и короля (Köning). Самая младшая карта — двойка, самая старшая — король. Хотя существует мнение, что ранние версии немецкой колоды могли включать в себя единицу (туз), никаких фактических свидетельств этого не найдено. Впрочем, после того, как туз стал самой старшей картой французской колоды, то же самое произошло и с двойкой в немецкой. Во многих более поздних немецких играх двойка считается самой старшей картой. Обратите внимание и на то, что в колоде нет Дамы. Любопытно, что Рыцаря часто путают с Дамой, хотя на изображении нарисован мужчина.

Поскольку немецкую колоду в наше время найти непросто, можно играть французской, убрав из нее тузов и играя Дамами как Рыцарями.

Играют в Karnöffel парами, игроки одной команды располагаются по диагонали друг от друга.

Сдающий раздает каждому игроку по пять карт за раз (а не по одной карте по очереди), первую карту рубашкой вниз, остальные рубашкой наверх. Самая младшая из открытых карт (или, в случае совпадения, первая открытая) становится козырем на этот раунд, после чего игроки забирают себе все пять карт.

Игрок по левую руку от сдающего выкладывает карту. Каждый следующий игрок по часовой стрелке также выкладывает по одной карте, последовательность мастей, как в других играх, не имеет значения. Игрок, выложивший самую старшую карту (или самого старшего козыря), выигрывает сдачу, откладывает карты и начинает следующую сдачу. Игра продолжается до тех пор, пока все карты не будут выложены. Команда, выигравшая большее количество сдач из пяти, выигрывает сет. Игрок, который первым выкладывал карту, сдает карты в следующем раунде. Партнерам по команде не запрещено советоваться друг с другом.

В отличие от большей части других карточных игр, в этой некоторые козырные карты обладают «особыми свойствами» в ряде ситуаций:

  • Козырной валет: бьет все другие карты;
  • Козырная семерка (Дьявол): бьет все другие карты, кроме валета, но только в том случае, если она была выложена первой. Иначе это не дьявол, а просто семерка. Ее нельзя выкладывать в первой сдаче;
  • Козырная шестерка (Поп): бьет все карты, кроме упомянутых выше;
  • Козырная двойка (Кайзер): бьет все карты, кроме упомянутых выше;
  • Козырная тройка: не бьет короля и ни одну из вышеперечисленных карт
  • Козырная четверка: не бьет короля, королеву и ни одну из вышеперечисленных карт;
  • Козырная пятерка: не бьет короля, королеву, валета и ни одну из вышеперечисленных карт.

Тридцать и один к оглавлению

Игра датируется как минимум 1440 годом. В этому году Бернадин Сиенский(Bernadine of Sienne) упомянул эту игру в своем наставлении противазартных игр. Описанная игра, популярная в Испании и Ирландии - одна изнескольких игр, существовавших в XV-XVII вв. и ставших прародителямисовременного Блэк Джека.

Участвует любое количество игроков, начиная с двух. Каждому игрокусдается по три карты из стандартной колоды из 52 карт, рубашкой наверх,начиная с игрока, сидящего по левую руку от сдающего.

После раздачи игроки смотрят свои карты и каждый игрок, начиная с того же игрока по левую руку от сдающего, может скинуть одну карту, положивее лицом наверх. Вместо нее он может взять верхнюю карту из оставшейсяколоды или предыдущую карту из стопки скинутых карт. Игроки продолжаютпо кругу скидывать по одной карте и брать себе новые до тех пор, покаодин из них не стукнет дважды по столу. После этого все, кроме стучавшего, должны впоследний раз скинуть еще по одной карте, и затем карты открываются.Игрок, у которого на руках окажутся три карты одной масти, дающие самоеблизкое к 31 количество очков (но не более 31), выигрывает. Тот, ктонабирает именно 31 очко, выигрывает автоматически: он не должен ждатьчужого стука по столу или стучать сам. Карты перемешивают и играютследующие раунды.

Очки подсчитываются следующим образом: 11 очков за туза, по 10 очков закороля, даму, валета и десятку, 9 за девятку, 8 за восьмерку и т.д.Три карты одного достоинства, но разной масти, дают 30.5 очков.


Караваджо, «Шулер» (ок. 1596)

Игры в кости к оглавлению

Игра в кости была популярна по всему миру с ранних времен. Существовали сотни разных вариантов игры. Здесь мы рассмотрим только те игры, которые не требуют от игроков ничего, кроме собственно шестигранных, наиболее популряных в наше время, костей (ну и, конечно, денег, чтобы делать ставки).

Захлопнуть крышку к оглавлению

В эту игру можно играть как на игральной доске, так и без нее. Для игры необходимо 11 костей. Игра на любое количество игроков.

Перед игрой следует расположить кости в ряд так, чтобы на верхних гранях были видны цифры в следующей последовательности: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 1, 2, 3 (вторая 1 соответствует 7, 2 — 8, 3 — 9).

Первый игрок кидает две кости. После этого он может убрать из ряда выложенных костей две, соответствующие выброшенным им значениям, или одну, равную сумме значений (т.е., если, например, выброшены 3 и 4, можно убрать либо кости с номерами 3 и 4, либо кость с номером 7). После того, как выбывают 7,8 и 9, игрок кидает только одну кость. Его ход заканчивается, если в ряду оставшихся костей нет ни одной, которую можно было бы убрать после последнего броска. Значения на оставшихся костях суммируются и ход переходит к другому игроку. Ряд костей снова выстраивается, второй игрок совершает те же действия, и т.д. до тех пор, пока все не сыграют.

Выигрывает тот, чья сумма значений оставшихся костей будет меньше. Проигравшие выплачивают выгрыш в соответствии с разницой между их результатом и результатом выигравшего (например, если первый игрок закончил ход с 1, а второй — с 9, второй выплачивает первому восемь монет или иное количество в соответствии с изначальной ставкой).

Игроки в кости, из немецкого манускрипта, Österreichische Nationalbibliothek, Cod. Nr. 3049 (1479 г.)


Такая блистательно красивая и приятно оформленная игра Бальные Танцы для девочек! Просто великолепное задание ждет участниц сегодня. Ведь у лучшей и самой талантливой пары, которая незабываемо танцует, предстоит невероятно важное выступление. Герои , конечно, знают толк в танцевальных костюмах, но сегодня они ни на чем не могут сосредоточиться. Выступать в таком престижном зале, им еще ни разу не выпадало в их судьбе. Теперь они просят о помощи, так как каждому из них нужно иметь самый прекрасный образ, и к тому же, два их наряда, должны будут прекрасно сочетаться друг с другом. Ну, так что, может кому-нибудь удастся оказать для них быструю и качественную помощь? Звук и мелодию в игре очень легко отключить. Сверху на игровом экране находятся два специальных значка для этого. Вариантов причесок множество. Нужно не забывать, что подбирать оттенок волос и прическу необходимо для каждого из героев данной красивой игры. Итак, почему бы ни сделать одного из этой талантливой бары со светлыми волосами, а другого с более темными? Или же им обоим даровать одинаковый цвет волос?

Будет над чем, поломать голову. Это выступление такое важное, что танцоры не должны выглядеть смешными на фоне других пар. Они обязаны будут дарить прекрасное настроение людям, но при этом каждый из героев игры должен блистать, а не смешить. Ведь это же не цирк и эти прекрасные танцоры, совсем не клоуны. Их талант имеет совершенно иную окраску. Выбор платьев для девушки поражает своим многообразием, так же как и огромное количество нарядов для выступлений в гардеробе героя этой славной игры. Кстати, перетаскивая красивую алую розочку в низ или вверх, после выбора категории, существует возможность просмотреть варианты костюмов полностью. В игре этой все предельно легко! Для управления нужна всего лишь компьютерная мышь. Игровой экран весь мерцает, отчего весь развлекательный процесс становится еще более приятным.

Всем известно, что наряды для выступления настоящих танцоров выглядят очень красиво, а уж если речь идет о бальных танцах, то костюмы не только лишь с множеством занятных элементов и потрясающе прекрасно выглядят, но и стоят очень дорого. Благодаря данной игре, существует возможность полюбоваться на все это великолепие, совершенно бесплатно. Платья для героини игры, обязательно понравятся каждой малышке. Только подбирая подходящий наряд и туфельки к нему для этой королевы , необходимо не забыть так же и о красивом юноше из игры бальных танцев. Ох уж и огромный гардероб для выступлений у двух этих талантливых личностей! Одежды просто море, хоть купаться в блеске этих дорогостоящих камней. Нажав на кнопочку с надписью «Готово», существует возможность полюбоваться полученным результатом, и даже сменить тот фон, на котором звездная танцевальная парочка, будет двигаться в блеске софитов.

«Помещичья жизнь - любопытная страничка истории... Сколько бы я не изучал старинных усадеб, никогда нельзя почувствовать усталости и пресыщенности», - писал в начале XX века известный исследователь русской дворянской усадьбы Ю.И. Шамурин.

Кульминацией искусства принимать гостей был бал - событие в жизни человека XIX века особенное. Это и «ярмарка невест», а потому повод для волнений не только молодой барышни, но и ее родителей, и «место для признаний», и возможность заявить о себе, сделать первые шаги к успешной карьере.

«Бал - есть жизнь в миниатюре, - писал один из современников Лермонтова, - со всеми ее обольщениями, интригами, странностями, кознями, со всем, что есть в ней сладкого и горького».

Традиционно бальный сезон продолжался недолго: с Рождества и до Великого поста. Но часто балы давали и летом, и осенью, чтобы отметить какое-нибудь событие, к примеру, приезд важной персоны. Устройство бала было связано с «большими приготовлениями» и ожидание его в доме, приспособленном к неге тихой семейной жизни, становилось нередко «несчастьем на целую неделю» из-за «мытья, лощенья и чищенья» всех комнат. Кроме этих хлопот, хозяйке приходилось «весьма заранее» заботиться о кавалерах для приглашенных дам и молодых барышень.

Организация балов до середины XIX века подчинялась довольно строгому распорядку, строго определенными были и система танцев, а так же их последовательность. Не только башмаки и панталоны мужчин, но и туалеты дам, их прически не допускали излишней вольности, особенно в присутствии знатных особ. Некстати пришитый бант, не на месте приколотый цветок могли навсегда разрушить «успешную будущность» молодой девушки.
Неслучайно ироничный и проницательный Печорин был убежден в том, что «женщина на бале составляет своим нарядом нечто целое, нераздельное, особенное...».

Г.Г. Гагарин. " Бал у княгини Барятинской" (Лермонтов в центре)

С торжественного полонеза бал начинался. Этот танец представлял всех приглашенных, давал возможность рассмотреть дам, их прически и туалеты, а хозяин с хозяйкой шли первой парой. За неторопливый ритм и простоту движений определили его «ходячим разговором». Но для многих дам он превращался в весьма неохотное испытание - совсем непросто было пройти перед присутствующими «с изяществом и благородством», дотрагиваясь до руки кавалера лишь кончиками пальцев.

Вторым танцем часто была кадриль, допускавшая даже «некоторые вольности». Один из современников Лермонтова, некто Вурхгольц, вспоминал этот танец: «Десять или двенадцать пар связывали себя носовыми платками, и каждый из танцевавших, попеременно, идя впереди, выдумывал новые фигуры. Особенно дамы танцевали с большим увлечением. Когда очередь доходила до них, они делали свои фигуры не только в самой зале, но и переходили из нее в другие комнаты, некоторые водили в сад, в другой этаж дома и даже на чердак. Словом, не уступали одна другой. При всех этих переходах один музыкант со скрыпкой должен был постоянно прыгать впереди и мучился до крайности».

Игры и вариации, входившие в состав кадрили, позволяли показать, на что способны танцующие, - недаром в руководстве к этому танцу автор пособия указывал возможные варианты па (шассе, круазе, глиссе, пируэты и пр.), способные сделать бал настоящим приключением, потому что его участники не всегда представляли как им себя вести.

Бытоописатель «старого житья» Пыляев М. И. описал «забавное приключеньице», случившееся в экосезе (разновидности кадрили): «Напоследок, чтобы в полной мере удовольствоваться сим танцем, кто-то придумал, чтобы в первом колене дама с плеткой гналась за своим кавалером, дабы ударить, а во втором - преследуемый и преследующая с торжеством делают променад, бросая плетку следующей паре».

После полонеза и кадрили наступала очередь вальса. Он вошел в моду в начале XIX века и сразу стал популярным настолько, что уже в 1825 г. в «Правилах для благородных общественных танцев» было напечатано следующее: «Излишне было бы описывать, каким образом вальс вообще танцуется, ибо нет почти ни одного человека, который бы сам не танцевал его или не видел как танцуется». В особом увлечении им была молодежь, староверы же ворчали, что он «неприличен и излишне волен», видя молодую, полуодетую барышню в объятиях мужчины.

Сохранить благопристойность можно было строго следуя таким рекомендациям, записанных в «Правилах...»: «...танцевать не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие; не слишком отдаленно, что могло бы препятствовать поворачиваться, ...голов ни даме, ни кавалеру один от другого не отворачивать, ...глаза быть должны ни слишком подняты, ни опущены, а приятно открыты. Сверх того, ноги иметь вытянутыми, танцевать на носках, избегая малейшего шарканья, руки закруглить, из которых левая у дамы положена должна ловко на плечо кавалера, а правая у кавалера должна охватить даму среди талии...».

«Музыкальная поэма в сладостных формах», «танец влюбленных», «однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой» - такими эпитетами награждали современники Лермонтова вальс, чересчур быстрых и воздушных па которого, по мнению иностранцев, не выдерживали европейцы и поэтому считали непревзойденными мастерами его исполнения только русских.


Кульминацией бала была мазурка - любимейший танец военной молодежи. Именно в ней во всем блеске проявлялось мастерство танцора и потому на мазурку смотрели как на сольное выступление, остальные же становились зрителями, оценивающими мастерство танцующих.

Бал завершал котильон. Это род кадрили, которую танцевали на мотив вальса. Танец - игра, самый непринужденный и шаловливый. В нем были и «фигуры с шутками, и подавание карт, узелков, сделанных из платков, и обманывание и отскакивание в танце одного от другого, и перепрыгивание через платок, и, что всего привлекательнее, битье кавалером в ладоши вслед вальсирующей паре, дабы перестала танцевать» - писал танцмейстер Л. Петровский, объясняя почему многие молодые люди стремились на бал: «Единственно для того, чтобы потанцевать котильон».

Задачи перед танцмейстерами ставились непростые и первое, к чему стремились учитель и не всегда послушные избалованные ученики, так это к «правильному изображению наружного вида человека» в танце.
«Изображение» в «Правилах для благородных и общественных танцев» описывалось следующим образом: «Голову не слишком поднимать вверх, что могло бы показать гордого, не хотящего смотреть на других, человека, ни опускать вниз, что показывает унижение самого себя, и надлежит держать прямо и равномерно. Глаза, служащие зеркалом души, должны быть скромно открыты, означая приятную веселость, рот не должен быть открыт, что показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположены с приятною улыбкою, не выказывая зубов».

Не меньше было забот и с представительницами прекрасного пола: «Во-первых, надобно держать тело и голову прямо без принуждения и утвердиться на пояснице, движение шеи должно быть свободно и легко, взгляд веселый и ласковый, плечи опустить и отвести назад, руки иметь возле тела и немного подавши наперед так, чтобы не было почти никакого расстояния между ними и телом, кисти наложить одна на другую...».

Бал был мероприятием весьма и весьма недешевым. Подтверждает вышесказанное замечание Пушкина в адрес отца Евгения Онегина: «...давал три бала ежегодно и промотался наконец». Больших затрат требовало и освещение. Весь вечер в зале и других комнатах должны были гореть сотни восковых свечей, стоивших довольно дорого. Дорогим было и содержание домашнего оркестра, а его наличие считалось одним из важнейших элементов на балу. Танцы под фортепиано балом не считались.
Чаще всего в усадьбах для развлечения гостей просто «устраивались танцы».

Звучали мелодии полонеза, мазурок, вальсов, кадрилей и в Тарханах - «когда приходили соседки». Об этом вспоминал троюродный брат Лермонтова.

Запомнила один из своих танцевальных вечеров А.В. Щепкина: «Когда устраивались танцы, то музыка влияла, оживляя. Так красивы казались танцующие пары, нарядно одетые, и вокруг танцующих собирались зрители из гостей. В большой зале было светло; танцы начинались засветло. Мне, десятилетней девочке, нравилось, когда меня приглашали на кадриль пожилые люди - взрослым было приятно доставить удовольствие ребенку и не стеснительно занять такую даму разговором...».

В те времена, помимо модных танцев, охотно танцевали гросфатер и экосез. Пары, танцующие гросфатер (в переводе с немецкого - немецкая пляска) журавлиной походкой проходили через весь дом со смехом и шумом, шагая под ускоренный темп музыки... А пускаясь в экосез, спешили выстроиться в два ряда и пара за парой пролетали посередине залы... Это были праздничные вечера, и все посетители оживлялись, шалили, - довольные радушием и угощением хозяина».


Материалы выставки "Картинки русской жизни первой половины XIX". Литографии, гравюры, модные картинки, запечатленные иностранными художниками: Г. Энгельманом, Д.А. Аткинсоном, Г. Арни.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...