Самые дорогие монеты древней руси. История русских золотых монет Какие монеты были на руси

Портал Gold10.ru начинает серию научных публикаций Александра Михайловича Колызина, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела нумизматики и археологии Музеев Московского Кремля, Почетного члена Московского нумизматического общества.

Исследователей, изучавших русские монеты удельно-вечевого периода, всегда интересовал вопрос, - кто и когда начал чеканку монет в Москве?

Уже на рубеже XIX-XX вв. большинство из них считало, что первые московские монеты появились в княжение Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389). Причем некоторые полагали, что древнейшими русскими деньгами были именно двусторонние серебряные подражания золотоордынским дирхемам, а С.И.Чижов прямо указывал на их московское происхождение.

Г.А.Федоров-Давыдов показал, что данные двусторонние подражания татарским дирхемам московскими не являются. Свой вывод ученый убедительно аргументировал: во-первых, эти монеты были широко распространены в других, не московских землях ; во-вторых, на территории Великого княжества Московского они встречаются значительно реже и, что важно, присутствуют в кладах всегда вместе с деньгами так называемого русско-татарского типа.

П.Г.Гайдуков в недавно вышедшей монографии о мелких номиналах средневековой Руси выдвинул предположение о начале ограниченной чеканки монет в Москве в княжение Ивана Красного (1353-1359), причем ученый допускает, что первыми московскими монетами были двусторонние подражания золотоордынским дирхемам.

Я не разделяю мнения П.Г.Гайдукова в этом вопросе. Объясню почему.

Во-первых, на приведенной в книге фотографии "монеты Ивана Ивановича" (монета русско-татарского типа, вес - 0,62 г.), не читается со стопроцентной уверенностью отчество князя.

Во-вторых, несмотря на убежденность исследователя в подлинности этой денги, монета может быть фальшивкой, даже древней, так как нумизматам известно, что как старо коллекционирование, так же старо и изготовление фальшивок, в том числе и для собирателей нумизматических древностей.

В-третьих, ученый соотносит вес двусторонних (по его мнению - московских) подражаний с "первыми именными денгами" Ивана Красного как 2:1, и как подтверждение этому приводит, как им же отмечено, малочисленную группу тяжелых двусторонних подражаний из Саранского клада, тяготеющих к весу 1,20 г.

В качестве этих подражаний "середины XIV в." на фотографии в книге помещены монеты, по типу и фактуре явно напоминающие золотоордынские дирхемы начала XV в., но в плохом состоянии. На некоторых проглядывается место чекана – Орда и Азак. Именно теоретическая весовая норма в южноордынских городах начала XV в. и была около 1,17 г. Кроме того, важнейшие аргументы, приведенные Г.А.Федоровым-Давыдовым, до сих пор не опровергнуты.

На территории Московских земель не найдено ни одного клада, состоящего из одних только двусторонних подражаний, что должно было бы быть, если бы они действительно чеканились с середины XIV в. в Москве или московских уделах. Также нет в Московских землях кладов, где бы двусторонние подражания, присутствуя вместе с московскими монетами русско-татарского типа, значительно преобладали бы над последними в количественном выражении, что могло бы косвенно говорить о первоначале их чеканки по отношению к московским денгам русско-татарского типа.

Итак, приходится констатировать, что большинство современных ученых считали и считают, что первые московские деньги имели русско-татарский вид и чеканка их началась именно в начале 80-х гг. XIV в., т.е. после Куликовской битвы.

Древнейший документ, в котором впервые упомянут термин “денга” - это докончание великого князя Дмитрия Ивановича Донского с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Исследователи датировали этот источник по разному - 1380-1382 гг. Однако сейчас доминирует датировка этого документа 1381 годом. Таким образом номинал “денга” ранее 1380 г. ни разу не зафиксирован в источниках и чеканку монет в Москве следует относить ко времени после Куликовской битвы 1380 г.

Известно, что хан Тохтамыш, после окончательного разгрома Мамая осенью 1380 г. через своего посла сообщил Дмитрию Донскому и другим русским князьям о своем воцарении. Князья признали его власть, отпустили посла “с честию и зъ дары”, а следующей зимой (1380 г.) и весной (1381 г.) направили к хану со многими дарами своих киличеев. Киличеи Дмитрия Донского - “Толбуга да Мокшеи” и других князей вернулись в августе 1381 г. “…изо Орды отъ Тахтамыша царя съ пожалованиемъ и со многою честию. И бысть на Руси радость велия (великая – А.К.) …”. После чего между князьями восстановились мир и согласие: “Тоя же осени, месяца ноября в 1 день вси князи русстии сославшеся велию любовь учиниша межу собою” . С Ордой были установлены мирные отношения.

Мне представляется, что одной из дарованых ханом Тохтамышем некоторым князьям - и в первую очередь Дмитрию Московскому - привилегий, было право на монетную чеканку.

Анализируя сообщения письменных источников, изучая оформление монетного поля денег Дмитрия Донского и их весовые данные, ситуация с началом чеканки монет в Москве мне теперь представляется несколько иной, в сравнении с опубликованной в моей монографии несколько лет назад.

С осени 1381 г., в Москве начали чеканить монету. Первоначально это были серебряные деньги с изображением вооруженного воина и круговой надписью “Печать князя великого” (без имени князя) на одной стороне монеты и с арабской надписью с именем хана Тохтамыша на другой стороне.

Воин в профиль – это символическое изображение князя. Вес первой московской деньги соотносился с весом золотоордынского дирхема как 2/3, т.е. три московских деньги равнялись по весу двум татарским дирхемам.

Чеканились эти монеты до лета 1382 г., когда Дмитрий Донской решается на важный политический шаг - приступает к чеканке монет с изображением вооруженного князя-воина,

а также с изображением человека, держащего за язык змею,

но на монетах к великокняжескому титулу на аверсе добавляется имя князя - “Дмитрий”.

И это не все - на реверсе некоторых именных московских денег с изображением князя-воина с топором и саблей вместо имени правящего хана Тохтамыша появляется искаженное, но все же угадываемое имя давно умершего хана Узбека.

В Орде еще не получили требуемую дань, а тут еще и отказ от помещения имени суверена - золотоордынского хана Тохтамыша. Что это - вызов Орде?

Тохтамыш решил наказать московского князя - совершил карательный поход на Русь, в конце лета 1382 г. сжег Москву и другие города.

Вначале именные монеты Дмитрия Донского чеканились по весовой норме его первых анонимных монет: 0,98-1,03 г. Малочисленность по сравнению с анонимными деньгами говорит о кратковременном выпуске этих монет летом 1382 г. Когда же в Москве с некоторым запозданием заметили снижение веса дирхема, последовавшего в ходе денежной реформы Тохтамыша 1380 г., то так же провели реформу и начали чеканить более легкие монеты весом 0,91-0,95 г., преследуя при этом цель сохранить весовое равенство трех московских денег двум татарским.

Вполне реально допустить, что именно после разорения Москвы войсками хана Тохтамыша, по требованию хана прекращается чеканка именных монет с “князем-воином”.

Таким образом с осени 1382 г. московскими властями выпускаются в обращение именные деньги с иным (не героическим, не воинствующим) оформлением монетного поля - с изображением петуха и маленького четвероногого существа над ним.

Известно, что русские князья должны были заплатить Тохтамышу большую дань. Только в 1384 г. дань была собрана со всех владений Дмитрия Донского “Тое же весны бысть великая дань тяжелая по всему княжению великому, всякому без отдатка, со всякие деревни по полтине. Тогда же и златом давали в Орду…”.

Финансовое обескровливание Руси и Москвы в частности привело к скрытой эксплуатации монетной чеканки - неофициально, постепенно происходит “ползучее” снижение веса московских монет. Средний вес именных московских денег Донского с изображением петуха, т.е. чеканенных после Тохтамышева разорения, равен 0,86 г. (нормативный - 0,93 г.). Последние анонимные монеты Дмитрия Ивановича с обеими русскими сторонами, чеканенные в конце его княжения, имеют тот же вес, что и монеты с петухом.

Существенно, что монеты двоюродного брата Дмитрия - серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, совладельца Москвы, которые, судя по мельчайшим деталям изображения и надписей так же чеканились в Москве, полностью повторяют историю денег Дмитрия Донского. Вначале, с осени 1381 г., чеканятся монеты Владимира Храброго с изображением воина с боевым топором, с луком, с топором и саблей, со знаменем.

С осени 1382 г. в обращении на смену последним приходят нескольких типов более легких типов, где в изображении отсутствует воинский элемент. Однако в чеканке монет с кентавром, косвенно все же прослеживается намек на то, что воинский, “воинствующий” сюжет не исчез полностью - кентавр изображен с мечом.

Приведем наиболее важные работы: Орешников А.В. Русские монеты до 1547 года. М., 1896. С.86; Толстой И.И. Деньги великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Спб. 1910. С.15; Он же. Монеты великого князя Василия Дмитриевича. Спб., 1911. С.71; Чижов С.И. Дроздовский клад русских денег времени вел. кн. Василия Дмитриевича Московского. Пг., 1922. С.8, 9.

Орешников А.В. Русские монеты… С.219. № 1025-1041; Толстой И.И. . Деньги великого князя Дмитрия Ивановича Донского. С.13; Чижов С.И. Дроздовский клад… С.10, 14; Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Нижегородского княжества. М., 1989. С.153, 247 прим. 7.

Федоров-Давыдов Г.А. Там же; Он же: Находки джучидских монет // Нумизматика и эпиграфика. IV. М., 1963. С.174-184.

Так в Дроздовском кладе из 243 монет, двусторонних подражаний татарским дирхемам было 21 экз. Денги русско-татарского типа - те, у которых одна сторона имеет какое-либо изображение и русскую надпись, а оборотная - читаемое или нечитаемое подражание арабской надписи, имитирующее одну из сторон золотоордынского дирхема, как правило - с именем хана.

Гайдуков П.Г. Русские полуденги, четверетцы и полушки. М., 2006. С.44-48.

Там же. С.46. Рис.1-6.

Там же. Рис 1 – Орда; рис. 3 – Азак.

Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Московской Руси. М., 1981. С.142; Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XI-XV вв. М., 1983. С.111.

Это были первые монеты, чеканившиеся в Киевской Руси в конце X века, затем - в начале XI века, они выпускались в небольшом количестве и недолго, потому не имели большого влияния на денежное обращение но представляют собой своеобразную группу памятников культуры Древней Руси.

При князе Владимире Святославовиче в 988 г. официальной религией на Руси становится христианство. В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Муром, активно развивались ремесла, а также торговля - с южными и западными славянами, народами других стран. Это привело к началу изготовления первых собственных монет из золота и серебра.

Первые русские золотые и серебряные монеты назывались соответственно златниками и сребрениками. В диаметре златники достигали 24 мм, а по весу были приравнены к византийскому солиду - примерно 4,2 г. Впоследствии златник стал русской единицей веса под названием золотник (4,266 г). Монетные кружки для чеканки отливались в складных формах, что объясняет наличие на златниках заметных дефектов литья и значительное расхождение в весе. Для изготовления сребреников использовалось серебро арабских монет.

Златники и сребреники чеканились общими штемпелями. Лицевая сторона: Поясное изображение князя впрямь, вероятно, сидящего (судя по согнутым маленьким ногам под фигурой); в плаще, скрепленном на груди, в шапке с подвесками и крестом; в правой руке крест на длинном древке, левая – прижата к груди. У левого плеча княжеский знак – трезубец. Вокруг круговая надпись слева направо (изредка справа налево): ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ (или ВЛАДИМИРЪ А СЕ ЕГО СРЕБРО). Вокруг линейный и точечный ободки.

Оборотная сторона: Погрудное изображение Иисуса Христа впрямь, с крещатым нимбом; правая рука в благословляющем жесте, в левой – Евангелие. Вокруг круговая надпись слева направо (изредка справа налево): IСУСЪ ХРИСТОСЪ (или IС ХС под титлами). Вокруг линейный и точечный ободки.

Как считают специалисты, выпуск собственной монеты в Киевской Руси был вызван, с одной стороны, тем, что в экономике древнерусского государства второй половины X в. стал ощутим недостаток серебряных монет из-за сокращения поступления арабских дирхемов, с другой - политическими мотивами, так как наличие собственной монеты служило задаче прославления Киевского государства и утверждения его суверенности, о чем говорит и внешний вид этих монет. Несмотря на то, что они имели значительные различия (насчитывается около 11 вариантов оформления), обязательными атрибутами являлись изображение на лицевой стороне сидящего Великого князя Киевского с нимбом над головой, длинным крестом в правой руке и прижатой к груди левой, а на оборотной - изображение Иисуса Христа, которое в XI в. было заменено своеобразным государственным гербом в форме трезубца (так называемый родовой знак Рюриковичей).

На лицевой стороне наиболее распространенных монет того времени есть надпись старославянскими буквами «ВЛАДИМИР НА СТОЛЕ», т. е. занимающий престол, правящий, а на оборотной - «А СЕ ЕГО СРЕБРО», что означало: «А это его деньги». Долгое время на Руси слово «сребро» («серебро») было синонимом слова «деньги». Встречаются также монеты с надписью на лицевой стороне «ВЛАДИМИР А СЕ ЕГО СРЕБРО (или ЗЛАТО)», а на оборотной - «ИСУСЪ ХРИСТОСЪ».

Златники князя Владимира выпускались немногим более десяти лет - до конца X в. (известно 11 экз.), а сребреники - и в XI в., как Владимиром, так и его кратковременным (с 1015 по 1019 г.) преемником на великокняжеском престоле старшим сыном Святополком Окаянным (известно 78 экз.). Прекращение регулярного притока восточного серебра и отсутствие собственной сырьевой базы обрекло это экономическое начинание на быстрое завершение. Всего до нашего времени сохранилось не более 350 златников и серебреников древней Руси. В том числе около десяти серебреников Ярослава Мудрого, которые чеканились в Новгороде, где он правил до овладения киевским престолом в 1019 г. На лицевой стороне новгородских сребреников находилось погрудное изображение св. Георгия. На оборотной стороне надпись «Ярославле сребро» вокруг изображения княжеского знака в виде трезубца с кружком на среднем зубце.


Киевская гривна


Новгородская гривна

2. Гривна, рубль, полтина

Гривна, в без монетный период с 11 по 15 век, соответствовала определенному количеству (весу) драгоценного металла и являлась денежно-весовой единицей - «гривна серебра». Она же могла быть равной некоторому числу одинаковых монет и в таком случае называлась - «гривна кун». Кунами называли серебряные монеты, ходившие на Руси арабские дирхемы, а позднее и европейские денарии. В XI веке гривна кун состояла из 25 дирхемам, по стоимости приравнивалась к четверти гривны серебра. Обе гривны стали в Древней Руси платёжно-денежными понятиями. Гривна серебра применялась для крупных расчетов, иностранные дирхемы и денарии (куны) для более мелких.

В Киевской Руси с XI в. использовались киевские гривны - пластины серебра шестиугольной формы, размером примерно 70-80 мм на 30-40 мм, весом около 140-160 г, служившие единицей платежа и средством накопления. Однако наибольшее значение в денежном обращении имели новгородские гривны, известные сперва в северо-западных русских землях, а с середины XIII в. - на всей территории древнерусского государства. Это были серебряные палочки длиной около 150 мм и весом около 200-210 г. Переходной от киевской к новгородской была черниговская гривна, по форме близкая к киевской, а по весу - к новгородской.


Рубль впервые упоминается в новгородских грамотах XIII века и, являясь эквивалентом целой гривны или её половины. К XV веку рубль становился счётной денежной единицей, 200 монет «чешуек» составляли 1 рубль. При разрубании новгородский гривны пополам получался платежный слиток – полтина, который весил около100 г. и имел размеры примерно 70x15x15 мм. Такие слитки ходили на протяжении всего «без монетного периода» с конца XI в. до середины XV в. в Русских княжествах и ближайших землях.

3. Московское княжество

Вначале XIV в. началось укрепления Московского княжества, как следствие возникала необходимость в собственных деньгах как для княжеской казны (выплаты дани татарам, жалования ратным людям и т. п.), так и для торгового оборота вследствие оживления внутренних и внешних экономических отношений. Поэтому очередной московский князь Дмитрий Донской (1350 - 1389) начал чеканить свою монету.

Название русских монет «деньга» было взято от монгольской монеты «денга». Известно, что из весовой гривны серебра (около 200 г) чеканилось 200 монет, которые составляли московский счетный рубль (в те времена рубль как реальная монета не существовал). Для изготовления деньги гривну вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, каждый из них расплющивали и чеканили серебряную монету весом примерно в 1 грамм.

При Дмитрии Донском деньга стала основной денежной единицей Руси, позднее при некоторых правителях выпускалась также ее половинная часть - полуденьга (полушка).

На лицевой стороне монет, в середине внутреннего кольца, могло располагаться изображение воина в профиль, развернутого вправо или влево, вооруженного мечом и секирой, а также человека без вооружения, или петуха. Между внутренним и внешним кольцами находился текст: «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО» или «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО ДМИТРИЯ» старорусскими буквами. На оборотной стороне вначале помещалась арабская вязь. То обстоятельство, что Русь в этот период все еще находилась под властью татар, вынудило князя Дмитрия чеканить рядом со своим именем также имя хана Токтамыша (Тохтамыша): «СУЛТАН ТОКТАМЫШ ХАН. ДА ПРОДЛИТСЯ». В дальнейшем вязь сохранилась, но уже стала нечитаемой, и в конце концов ее заменили русским текстом.

По наиболее распространенному мнению, термин «рубль» происходит от глагола «рубить»: гривны серебра разрубались на две части - рубли, которые в свою очередь рубились еще на две части - полтины. Существует также мнение, что рубль, возможно, обязан своим названием древней технологии, по которой серебро заливалось в форму в два приема, и при этом появлялся шов на ребре. Корень «руб», по мнению специалистов, означает «край», «кайма». Таким образом, «рубль» можно понимать и как «слиток со швом».

Весовая норма первых монет Дмитрия Донского колебалась в пределах 0,98-1,03 г. Однако уже в середине 80-х гг. XIV в. деньга «полегчала» до 0,91 -0,95 г, а к концу его княжения вес московских серебряных монет уменьшился до 0,87-0,92 г.

Чеканку подобных монет продолжили другие Великие князья, потомки Дмитрия Донского. Монеты выпускались уже во много больших количествах. На их лицевой стороне, находились различные сюжетные изображения: всадник с соколом на руке («сокольник»); всадник в развевающемся плаще; всадник с копьем, поражающий дракона; всадник с мечом; человек с саблями в обеих руках; воин, вооруженный мечом и секирой; четвероногое животное с загнутым вверх хвостом и даже Самсон разрывающий пасть льва.

Кроме серебряных, на Руси в этот период чеканились также мелкие медные монеты, носившие название «пуло». Изготавливали их в княжеских городах - Москве, Новгороде, Пскове, Твери, и поэтому монеты носили собственные названия - пуло московское, пуло тверское. Номинал этой монеты был столь незначителен, что за одну серебряную деньгу давали от 60 до 70 медных пуло. Вес их, в зависимости от места и даты изготовления, мог быть от 0,7 до 2,5 г.

Первые деньги Ивана III чеканились весом уже всего 0,37-0,40 г и так же, как монеты предыдущих правителей могли самые разные изображения. В дальнейшем вес монет был поднят до 0,75 г, а с их поверхности исчезли изображения животных и птиц. Кроме того, в годы правления Ивана III Васильевича в обращении все еще находились монеты различных княжеств, различающиеся между собой как по весу, так и по оформлению. Но становление Московского государства требовало введения единого денежного стандарта, и отныне подавляющее большинство московских денег имели на лицевой стороне изображение князя в большой шапке (или короне), сидящего на коне, или всадника с мечом в руке, также символизирующего Великого князя Московского. На оборотной стороне чаще всего находилась надпись старорусскими буквами: «ОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ».

4. Старинные общегосударственные монеты Русского царства

Денежная реформа, проведенная во время правления Ивана Грозного, была построена на основе слияния двух наиболее мощных монетных систем конца периода феодальной раздробленности - московской и новгородской, При проведении реформы были унифицированы вес монеты и изображения на ней.

Из гривны серебра теперь чеканилось 300 новгородок (их средний вес стал составлять 0,68 г серебра), которые были приравнены к деньге, или 600 московок (средний вес 0,34 г серебра). Это фактически была полуденьга, хотя также считалась деньгой. 100 новгородок или 200 московок составляли московский счетный рубль. Кроме него счетными денежными единицами были полтина, гривна и алтын. В полтине насчитывалось 50 новгородок или 100 московок, в гривне - 10 новгородок или 20 московок, а в алтыне - 3 новгородки или 6 московок. Самой мелкой денежной единицей стала полушка (1/4 деньги) весом 0,17 г серебра.



На деньгах крупного веса новгородках - изображался всадник с копьем, а на более легких московках - тоже всадник, но только с саблей. Из-за этого уже в ходе самой реформы новгородка получила название «копейной деньги», или «копейки». Последнее название, сперва малоупотребимое, оказалось, в конце концов, более живучим, чем новгородка, и дошло до наших дней. Смена названия позволила более логично выстроить линейку номиналов: копейка (новгородка) равнялась двум деньгам (московкам) или четырем полушкам.

На лицевой стороне полушек находилось изображение птицы, а на оборотной - текст «ГОСУДАРЬ». На оборотной стороне остальных монет вначале чеканили надпись старорусскими буквами «ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ВСЕЯ РУСИ», а после 1547 г., когда Иван IV Васильевич венчался на царство, «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ». Естественно, такая надпись не могла полностью поместиться на поверхности монеты, размер которой был с арбузное семечко, и поэтому многие слова в ней сокращали до одной буквы или, по правилам старинного правописания, в словах, ясных для понимания, гласные буквы опускались. В результате надпись на монетах выглядела как «ЦРЬ И В К IВАНЪ В Р» (для полушки - «ГДАРЬ»).

Тогда же отказались от выпуска медных пуло - новая денежная система была основана только на серебре. Заготовками для денег служили кусочки серебряной проволоки, поэтому вид готовой продукции денежных дворов не имел правильной формы и чем-то напоминал рыбью чешую. На таких «чешуйках» крайне редко оставался целый оттиск круглых штемпелей. Впрочем, к этому и не стремились. Главным требованием к новым монетам было соответствие веса. При этом западное серебро - основной материал для чеканки монет - проходило на Руси дополнительную очистку. Денежный двор принимал серебро по весу, проводил очистительную «угольную» или «костяную» плавь, и только после этого чеканил деньги. В результате, как отмечают специалисты, московское государство вплоть до середины XVII в. имело самые высокопробные серебряные монеты в Европе.

В период правления второго сына Ивана IV, царя Федора Ивановича (1557-1598), монеты Московского государства полностью сохранили свой вес и оформление за одним лишь исключением - надпись на их оборотной стороне (без сокращений) выглядела следующим образом: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФЕДОР ВСЕЯ РУСИ» или «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ВСЕЯ РУСИ».

Следует добавить, что после правления Федора Ивановича менее выгодная по затратам труда чеканка монет меньших достоинств (деньга и полушка) часто прекращалась на долгие годы, тогда как выпуск копеек не останавливался ни при одном правителе.

Особое место среди монет, выпущенных в начале XVII века, в период правления Василия Шуйского, занимают копейка и деньга, изготовленные из золота. Их появление связывают с тем фактом, что к 1610 г. царь Василий Шуйский исчерпал все запасы серебра в казне на оплату шведских наемных войск. В этих условиях Денежный приказ нашел весьма своеобразный выход из положения. Золотую копейку чеканили теми же штемпелями, что и серебряную, а для изготовления золотой деньги использовали штемпеля, сохранившиеся еще со времен правления царя Федора Ивановича и несущие его имя. Курс золота по отношению к серебру был установлен в соответствии с нормами Торговой книги - 1:10, что почти соответствовало общеевропейскому уровню. Так появились новые русские монеты достоинством в 5 и 10 копеек (10 и 20 денег), по оформлению и весу полностью соответствующие серебряным копейки и деньге.

5. Русские деньги эпохи первых Романовых. 1613 – 1700 гг.

В годы правления нового царя все монетное дело постепенно сконцентрировалось в Московском Кремле. В 1613 г. прекратили работу Ярославский и Временный московский монетные дворы, а Новгородский и Псковский были закрыты в 20-х гг. XVII в. Новая московская власть впервые со времен Бориса Годунова возродила традицию чеканить весь диапазон номиналов денег (копейка, деньга, полушка).

На лицевой стороне копейки и деньги традиционно находились изображения всадника с копьем или саблей (мечом). На оборотной стороне монет был расположен текст старорусскими буквами с именем и титулом правящей особы: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ» (имя нового царя могло также писаться как «Михаило» или «Михаилъ») или «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ ВСЕЯ РУСИ».

При следующем царе Алексее Михайловиче первоначально сменилась только надпись на оборотных сторонах монет «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ» старорусскими буквами. Более существенно изменился внешний вид полушки. На ее лицевой стороне появилось изображение двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, а на обороте поместили надпись «ЦРЬ». Весовая норма монет сохранилась прежней: копейка - 0,48 г, деньга - 0,24 г и полушка-0,12 г.

В 1654 г. правительством Алексея Михайловича было принято решение, оставив в обращении старые серебряные копейки, в дополнение к ним выпустить монету рубль, т. е. номинал, который ранее являлся лишь счетной единицей. Так началась широкомасштабная, но очень неудачная и тяжелая по своим последствиям попытка провести очередную денежную реформу.

Для изготовления новой монеты планировалось использовать закупаемые у иностранных купцов талеры, а затем просто перечеканивать находящиеся на их поверхностях изображения и надписи. При этом монета сохраняла вес и размеры оригинала, что привело к тому, что вводимый в обращение серебряный рубль равнялся 64 серебряным копейкам.

На лицевой стороне рубля, в середине внутреннего кольца, находилось изображение всадника в царской шапке и со скипетром в правой руке и с прижатой к груди левой. Между внутренним и внешним кольцом проходила надпись старорусскими буквами: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ, ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ РОССИИ». На оборотной стороне, на фоне узорчатой рамки, был изображен двуглавый орел, увенчанный короной. Над ним старославянскими буквами указывалась дата чеканки монеты «ЛЕТА 7162» (т. е. дата указывалась «от сотворения мира»), а под ним ее номинал - «РУБЛЬ». Медная полтина имела похожее оформление, но, естественно, на оборотной стороне находилось указание - «ПОЛТИННИК». Серебряные полуполтинники на лицевой стороне также имели изображение всадника в царской шапке и со скипетром в руке, только окружен он был орнаментом в виде крупных бусин. Здесь же находилось текстовое указание номинала монеты, разбитое на три части «ПОЛ-ПОЛ-ТИН». На оборотной стороне был указан несколько сокращенный царственный титул: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ РУСИ». Среди орнамента, окружающего надпись, старорусскими буквами указывалась дата чеканки монеты - «7162».

Вскоре оказалось, что Московский монетный двор с его отсталой ручной технологией не в состоянии справиться с поставленной перед ним задачей. Поэтому выпуск круглых монет (и серебряных, и медных), имеющих большое достоинство, был прекращен, а мелкие медные начали чеканить по старому способу - на расплющенной проволоке. В начале 1655 г. правительство Алексея Михайловича вовсе отказалось от использования неполноценного серебряного рубля и полуполтины, и русская денежная система практически полностью вернулась к старому набору номиналов серебряных монет - копейка, деньга, полушка. Для заграничных платежей вместо рублей российской чеканки стали использовать западно-европейские талеры с надчеканками лицевой стороны от копейки и датой 1955 - такие монеты в народе прозвали "ефимки".

Следующим шагом в том же 1655 г. стало изготовление из меди копейки и деньги, имеющих вес серебряных денег и приравненных к последним в цене. При этом все налоговые платежи принимались только в серебряной монете. Ее в ограниченных количествах продолжали чеканить только на Московском монетном дворе, а на остальных начался широкомасштабный выпуск медной.

Находящиеся в обращении медные деньги (в основном копейки) постепенно падали в цене, что привело к спекуляции и негативно отразилось на торговле. Дошло до того, что за 1 рубль серебром давали 17 рублей медью. К 1659 г. серебряные монеты практически полностью исчезли из оборота. С 1661 г. русские медные деньги совсем перестали принимать на Украине, а вскоре и по всей Руси на них отказывались продавать хлеб. Доведенное до отчаяния население в 1662 г. подняло восстание, вошедшее в историю под названием «Медный бунт». И хотя оно было жестоко подавлено правительством, уже в следующем году с большими потерями для бюджета (хотя выкупали медные деньги по курсу от 5 до 1 серебряной копейки за 1 рубль медью) был осуществлен возврат к «старой» серебряной системе просуществовавшей еще почти 40 лет, до 1700 года.

Первые собственные монеты на Руси появились в конце X века в Киеве, в правление князя Владимира Великого. Они напоминали византийские серебряные и золотые того же времени, выпускались очень ограниченно, поэтому основную денежную массу по-прежнему составляли иностранные монеты Европы и Азии, а также их заменители (раковины, меха и т.д.). После правления Ярослава Мудрого происходит разделение государства на независимые княжества, чеканка собственной монеты прекращается, вместе с тем на Русь перестают ввозить иностранное серебро, начинается "безмонетный период", продлившийся до XIII-XV веков. При Дмитрии Донском в Москве появляется собственное денежное производство, которое распространяется и на другие княжества. В правление Ивана Грозного все существовавшие монетные системы объединяются в единую общегосударственную, официально утверждаются номиналы: копейка, денга, полушка. В почти неизменном виде мелкие монетки-чешуйки неправильной формы были в обращении до петровского времени, с этой эпохи монеты чеканят уже по европейским стандартам, а крупнейшей становится рубль.

Первые собственные монеты на Руси появились в конце X века. После правления Ярослава Мудрого начинается "безмонетный период", продлившийся до XIII-XV веков. При Дмитрии Донском в Москве возобновляется собственное денежное производство, которое распространяется и на другие княжества. В почти неизменном виде мелкие монетки-чешуйки неправильной формы были в обращении до петровского времени, с этой эпохи монеты чеканят уже по европейским стандартам, а крупнейшей монетой становится рубль.

В 1992 году Госбанк СССР был переименован в Банк России и получил эмблему - двуглавый орёл без корон по рисунку И.Я. Билибина. С этого времени эмблема стала помещаться на лицевой стороне всех государственных монет, на обороте указывался номинал. В 1992 выпускались монеты номиналом от 5 до 100 рублей, которые были в обращении вместе с монетами СССР. В 1993 меняется металл, рисунки остаются прежними, а монеты СССР исключаются из обращения. Частично монеты первого типа выпускались до 1996 года. После реформы 1998 года были введены в обращение монеты образца 1997 года номиналом от 1 копейки до 5 рублей. Дополнительно ограниченным тиражом чеканятся юбилейные и памятные монеты номиналом до 10 рублей. С 2009 года к биметаллической 10-рублёвой монете добавляется монета из стали с латунным покрытием, а в 2006 и 2009 годах постепенно происходит смена металла у других монет регулярного чекана. С 2016 года на всех без исключения монетах помещается герб РФ вместо эмблемы Банка России. Биметаллические десятки выпускались до 2017 года, после чего их начали делать из стали, как и все другие. Кроме этого, Банк России реализует большое количество юбилейных и памятных монет из драгоценных металлов, которые не поступают в свободное обращение.

В 1992 году Госбанк СССР был переименован в Банк России и получил эмблему - двуглавый орёл без корон по рисунку И.Я. Билибина. С этого времени эмблема стала помещаться на лицевой стороне всех государственных монет, на обороте указывался номин... ()


Первые советские монеты по своему весу, размеру и материалу повторяли царские, но имели совершенно другой дизайн в духе рабоче-крестьянского государства. Постепенно монеты стали мельче, их начали изготавливать из дешёвых металлов, серебро, золото и даже медь полностью вышли из обращения. Выделяют два основных раздела советских монет: 1921-1957 год и 1961-1991. До 1957 года неоднократно менялось изображение герба (увеличивалось или уменьшалось количество витков ленты). В 1991-1992 годах были выпущены последние монеты СССР, изготовленные из других металлов с новыми изображениями. С 1965 года выпускались юбилейные и памятные монеты номиналом от 1 до 5 рублей из обычных металлов, а с 1977 начался выпуск коллекционных из золота, серебра, платины и палладия.

Первые советские монеты по своему весу, размеру и материалу повторяли царские, но имели совершенно другой дизайн в духе рабоче-крестьянского государства. Постепенно монеты стали мельче, их начали изготавливать из дешёвых металлов, серебро, зо... ()


С приходом к власти Петра I эпоха проволочных серебряных копеек-чешуек постепенно завершается. С 1700 года начинается выпуск медных монет нормальной круглой формы, а затем серебряных крупных номиналов. Монеты во многом походили на европейские: использовались схожие пропорции веса, на них помещался герб или другой государственный символ (Георгий Победоносец), на монетах высокого достоинства изображался портрет правителя. Основой денежной системы становится рубль, а копейка и её производные выполняют роль разменных денег. Золото теперь полноправный участник денежного обращения, из него делают червонцы и двойные червонцы - монеты без номинала для внутренних и внешних крупных расчётов, появляются также золотые 2 рубля. После Петра I состояние монетной системы менялось незначительно (в основном затрагивался только вес медных), с XIX века внедряются новые технологии выпуска, монеты постепенно обретают идеально ровную форму и чёткие изображения. В правление Елизаветы вводятся золотые 5 и 10 рублей.

С приходом к власти Петра I эпоха проволочных серебряных копеек-чешуек постепенно завершается. С 1700 года начинается выпуск медных монет нормальной круглой формы, а затем серебряных крупных номиналов. Монеты во многом походили на европейские... ()


После завершения объединения земель вокруг Москвы при Иване IV Грозном образовалось Российское государство. Денежная реформа 1535-1538 годов привела монеты к единому стандарту, теперь чеканились только серебряные копейки по типу новгородской денги ("новгородки"), денги (половина копейки) и полушки (1/4 копейки). Их форма и технология выпуска не изменилась со времён Дмитрия Донского, монеты имели неправильную форму, надписи и изображения не всегда помещались. Вес постепенно снижался, а при Петре I копейки стали такими мелкими, что стали похожи на тыквенные семечки. При царе Алексее Михайловиче была проведена неудачная попытка ввести в обращение медные копейки-чешуйки с весом серебряных, это вызвало сильное падение покупательной способности и спровоцировало Медный бунт. Кроме того, неудачной оказалась и попытка ввести круглые рублёвые монеты, отчеканенные на европейских талерах, и полуполтины на четвертинках талеров. Были и другие варианты. Золото в монетном деле использовалось только при выпуске наградных монет, но они могли изредка встречаться и в обращении.

После завершения объединения земель вокруг Москвы при Иване IV Грозном образовалось Российское государство. Денежная реформа 1535-1538 годов привела монеты к единому стандарту, теперь чеканились только серебряные копейки по типу новгородской... ()


При Дмитрии Донском, в 1380-х годах, после более чем 300-летнего перерыва возрождается русская монетная чеканка. С этого времени иностранные монеты и серебряные слитки вытесняются, а основой монетной системы становится денга-чешуйка весом менее грамма, имеющая неправильную форму. Затем появляются полушки - монетки весом в половину деньги. До объединения русских земель вокруг Москвы каждое крупное княжество чеканило свои собственные монеты с именем местного князя. Удельные князья также могли организовывать монетное производство на своей территории. В результате денежное обращение оказалось заполнено монетами разного веса с именами разных князей, одни и те же экземпляры могли использоваться не одну сотню лет, поэтому надписи становились нечитаемыми. Купцы принимали монеты на вес, не всегда обращая внимания на номинал, однако мелкие расчёты могли вестись по номиналу. Счётное понятие "рубль" вытесняет устаревшее "гривна кун". С конца XV века появляется слово "копейка", означавшее крупную денгу новгородской чеканки ("новгородка"). При Иване Грозном именно копейка станет главной монетой страны, а денга весом в полкопейки отойдёт на второй план.
На первых монетах-чешуйках заметно сильное татарское влияние - поначалу надписи выполнялись на татарском языке, затем с ослаблением ига появляются русско-татарские, а при Василии Тёмном татарские уже неразборчивы и присутствуют только в качестве подражаний, затем они и вовсе исчезают.

При Дмитрии Донском, в 1380-х годах, после более чем 300-летнего перерыва возрождается русская монетная чеканка. С этого времени иностранные монеты и серебряные слитки вытесняются, а основой монетной системы становится денга-чешуйка весом мен... ()


Первые русские монеты появляются в конце X века во времена правления Владимира Святославича. Это златники и сребреники, по своей форме и размеру повторяющие византийские, но имеющие русские надписи. Чеканка продолжалась недолго, имела скорее символический характер. Последние сребреники отмечены именем Ярослава Мудрого.
Практически полностью денежное обращение Древней Руси состояло из иностранной монеты, иногда использовались и другие предметы. Поначалу использовались арабские дирхемы, затем их сменили западноевропейские денарии. С XII века приток монет прекращается, а серебро начинает поступать в виде слитков. Эти слитки переплавлялись в свои, соответствующие местным нормативам веса. Так начался Безмонетный период, продлившийся до царствования Дмитрия Донского. Гривны-слитки были нескольких типов: новгородские в виде тонких палочек, южнорусские (киевские) шестиугольной формы, литовские (западнорусские) в виде небольших палочек с насечками, а также менее известные черниговские и волжские.

Первые русские монеты появляются в конце X века во времена правления Владимира Святославича. Это златники и сребреники, по своей форме и размеру повторяющие византийские, но имеющие русские надписи. Чеканка продолжалась недолго, имела скорее... ()


Прочее

На монетных дворах ведётся строгий контроль за качеством продукции, но иногда в обращение попадают монеты с дефектами производства. Это могут быть расколы, непрочеканы, смещения, выкусы и т.д. Наиболее выраженные браки могут представлять интерес и высоко ценятся среди коллекционеров. Существует всего около 15 видов брака, всё остальное - издержки обращения.

На монетных дворах ведётся строгий контроль за качеством продукции, но иногда в обращение попадают монеты с дефектами производства. Это могут быть расколы, непрочеканы, смещения, выкусы и т.д. Наиболее выраженные браки могут представлять инте... ()


В годы Гражданской войны вместе с бесчисленным множеством бумажных денежных знаков на некоторых территориях обращались монеты местного производства (Армавир, Хорезм и другие). Кроме этого, монетовидные боны чеканились некоторыми организациями их вводили в обращение на территории предприятия или среди членов общества. С 1946 года трест "Арктикуголь" для рабочих, расквартированных на норвежском архипелаге Шпицберген, выпускал монеты для местного использования. Встречались и так называемые "монетные суррогаты" - монетовидные изделия или жетоны, использовавшиеся параллельно с общегосударственными. Например, к таким можно отнести советские жетоны для торговых автоматов. В данном разделе представлены только платёжные средства, жетоны метро и т.д. не рассматриваются.

В годы Гражданской войны вместе с бесчисленным множеством бумажных денежных знаков на некоторых территориях обращались монеты местного производства (Армавир, Хорезм и другие). Кроме этого, монетовидные боны чеканились некоторыми организациями... ()


Кроме монетовидных изделий, созданных для обращения, существуют и всевозможные сувенирные монеты, не предназначавшиеся для использования в качестве платёжных средств. Встречаются официальные выпуски ("переводный рубль", "рубль-доллар" и другие), но с ростом числа коллекционеров рынок заполонили изделия частных лиц на любую тематику, созданные с целью распространения под видом редких. Ну и наконец, модифицированные всевозможными способами настоящие монеты (позолота, серебрение, раскраски, наклейки и тому подобные).
Основная масса нумизматов не воспринимает эти изделия как предмет для собирательства, они чаще всего приобретаются новичками, или коллекционерами жетонов.

Кроме монетовидных изделий, созданных для обращения, существуют и всевозможные сувенирные монеты, не предназначавшиеся для использования в качестве платёжных средств. Встречаются официальные выпуски ("переводный рубль", "рубль-доллар" и други... ()


После распада Советского Союза образовались новые независимые государства, которые сразу же начали вводить собственную валюту для удержания своей экономики и предотвращения вывода товаров в другие бывшие республики СССР. В большинстве случаев процесс сопровождался сильной инфляцией, поэтому первые выпуски отличаются низким качеством и небольшим сроком обращения. В дальнейшем ситуация улучшилась, и денежное обращение этих стран в основном нормализовалось, некоторые государства перешли на евро.

После распада Советского Союза образовались новые независимые государства, которые сразу же начали вводить собственную валюту для удержания своей экономики и предотвращения вывода товаров в другие бывшие республики СССР. В большинстве случаев процесс сопровождался сильной инфляцией, поэтому первые выпуски отличаются низким качеством и небольшим сроком обращения.

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Каждое государство, возникавшее на этой планете в любой из исторических периодов, приходило в конце концов к тому, что ему требовалось нечто большее, чем натуральный обмен. Увеличение роста торговли и появление больших городов принуждали правителей или общины находить способ в оценке того или иного товара. Так образовывались товарно-денежные отношения.

Монеты Древней Руси появились в Киевском княжестве в тот период, когда молодое государство ощутило в этом жизненную потребность.

Деньги в Киевской Руси до их чеканки

До того как славянские племена объединились в единое великое государство - Киевскую Русь, страны с более древней историей уже много столетий чеканили деньги и вели благодаря им торговые отношения друг с другом.

Самые Руси, найденные на территории Киевского княжества, датируются 1-3-м веками н. э. и являются римскими денариями. Такие артефакты находили на месте раскопок древних поселений, но использовали их славяне для оплаты или для украшений, пока достоверно не известно. Так как между племенами торговые отношения носили больше обменный характер, настоящая стоимость денарий на этой территории не изучена.

Так, монета Древней Руси куна - понятие, применимое по древнерусским летописям как к римским, византийским и арабским деньгам, так и к меху куниц, которые часто использовали для оплаты товаров. Мех и кожа достаточно долго были объектом товарно-денежных отношений на территории многих стран.

Собственные деньги в Киевской Руси начали чеканить лишь с конца 10-го века.

Монеты Киевской Руси

Самые ранние монеты Древней Руси, найденные на территории Киевского княжества, имели изображение князя с одной стороны и трезубого или двузубого герба - с другой. Их делали из золота и серебра, поэтому в 19-м веке при изучении древних монет и их описании в летописях им дали название "златники" и "сребреники".

Изображение князя Владимира на монетах с 980 по 1015 год имело надпись "Владимир на столе, а се его сребро". С обратной стороны изображался знак Рюриковичей, который видоизменялся в зависимости от того, кто княжил.

Самые первые Древней Руси и применимое к ним название "гривна" имеют свою этимологию. Изначально это слово означало равный стоимости одного коня (гривы). В летописях тех лет упоминается категория "гривна серебра". Позже, когда начался отлив монет из этого металла, оно начало соответствовать его количеству в денежном знаке.

При Владимире Великом чеканили златники, которые имели вес ~4.4 г, и сребреники, вес которых варьировался от 1,7 до 4,68 грамма. Кроме того, что данные денежные знаки имели распространение и товарную ценность внутри Киевской Руси, их также принимали за ее пределами при расчетах при торговле. Руси изготавливали только при князе Владимире, тогда как его последователи использовали для этого исключительно серебро.

Изображение на аверсе портрета князя Владимира, а на реверсе - знака принадлежности к династии Рюрика носило политический характер, так как показывало подданным недавно объединенного государства его центральную власть.

Денежные знаки Руси 11-13-го веков

После смерти Владимира монеты Древней Руси продолжил чеканить его сын Ярослав (Новгородский князь), известный в истории под именем Мудрый.

Так как православие получило распространение по всей территории Киевского княжества, на денежных знаках Ярослава присутствует изображение не князя, а святого Георгия, которого владыка считал своим личным покровителем. На реверсе монеты по-прежнему был трезубец и надпись, что это сребро Ярослава. После того как он стал княжить в Киеве, чеканка монет прекратилась, а гривна приняла вид серебряного ромба.

Последние монеты Древней Руси (фото ниже - деньги Олега Святославича) - это денежные знаки 1083-1094 годов, так как последующий исторический период этого государства называется безмонетным. В это время было принято вести расчет серебряной гривной, которая на самом деле являлась слитком.

Различали несколько разновидностей гривны, главное отличие которых было в форме и весе. Так, киевская гривна имела вид ромба с обрезанными концами, вес которого равен был ~160 г. В ходу также были черниговская (ромб правильной формы весом ~195 г), поволжская (плоский слиток в 200 г), литовская (брусок с насечками) и новгородская (гладкий брусок весом 200 г) гривны.

Самая мелкая монета Древней Руси по-прежнему оставалась европейского происхождения, так как на мелочь серебро не тратили. Во времена Киевского княжества иностранные деньги имели свое название - куна, ногата, векша - и имели свой номинал. Так, в 11-12-м веках 1 гривна приравнивалась 20 ногатам или 25 кунам, а с конца 12-го столетия - 50 кунам или 100 векшам. Это связано с быстрым ростом как самой Киевской Руси, так и ее торговых отношений с другими странами.

Существует мнение ученых, что самой мелкой монетой считались шкурки куницы - куны, и белки - векши. Одна шкура равнялась двадцать пятой или пятидесятой части гривны, но с 12-го века оплата мехом себя изжила, так как началась чеканка металлических кун.

Появление рубля

С 12-го века в обороте Киевской Руси начинают появляться «рубленые» деньги, которые делали из гривны серебра. Это был серебряный прут, в который входило 4 «рубленых» части. Каждый такой кусок имел насечки, указывающие на его вес и, соответственно, стоимость.

Каждый рубль можно было поделить на 2 половинки, тогда их называли «полтины». С 13-го века все гривны постепенно приобретают название «рубль», а с 14-го столетия на них начали изображать клейма мастеров, имена князей и разные символы.

Монеты Древней Руси применялись не только для оплаты товаров, но и выплаты штрафов в казну князя. Так, за убийство свободного гражданина наказанием была высшая мера - «вира», которая могла стоить от 5 гривен за смерда и до 80 гривен за знатного человека. За нанесенное увечье суд налагал наказание полувирье. «Поклепна» - штраф за клевету - равен был 12 гривнам.

Оплата налогов в княжескую казну называлась «поклоном», а сам закон, изданный еще Ярославом Мудрым, - «поклоном верным», с указанием размера дани, взимаемой с каждой общины.

Монеты Московского княжества

«Безмонетное» время в Киевской Руси закончилось к середине 14-го века, когда вновь началась чеканка монет, получивших название «деньга». Часто вместо чеканки использовали серебряные монеты Золотой Орды, на которых выбивали русские символы. Изготовленные мелкие монеты имели название «полуденьги» и «четверетцы», а медные - пулы.

В это время денежные знаки еще не имели общепризнанного номинала, хотя изготовляемые с 1420 года новгородские деньги уже близки к этому. Их чеканили более 50 лет в неизменном виде - с надписью «Великий Новгород».

С 1425 года появилась «деньга псковская», но единая система денег сформировалась только к концу 15-го века, когда были приняты 2 вида монет - московская и новгородская. Основой номинала стал рубль, стоимость которого была равна 100 новгородским и 200 московским деньгам. Главной денежной единицей веса по-прежнему считалась гривна серебра (204,7 г), из которой отливали монеты на 2,6 рубля.

Только с 1530 года 1 рубль получил окончательную номинальную стоимость, которую применяют до сих пор. Он равен 100 копейкам, полтина - 50, а гривна - 10 копейкам. Самые мелкие деньги - алтын - были равны 3 копейкам, 1 копейка имела номинал в 4 полушки.

Рубли чеканили в Москве, а мелкие деньги - в Новгороде и Пскове. Во времена правления последнего из рода Рюриковичей, Федора Ивановича, копейки также стали чеканить в Москве. Монеты приобрели одинаковый вес и изображение, что говорит о принятии единой денежной системы.

Во времена польской и шведской оккупации деньги вновь утратили единый вид, но после провозглашения в 1613 году царя из рода Романовых монеты приобрели одинаковый вид с его изображением. С конца 1627 года становится единственным в стране.

Монеты других княжеств

В различное время чеканили свои деньги. Наибольшее распространение изготовление монет получило после того как Дмитрий Донской выпустил свои первые деньги, на которых был изображен воин с саблей на коне. Их делали из серебряного тонкого прута, который предварительно расплющивали. Мастера использовали специальный инструмент с заготовленным изображением - чекан, от удара которым по серебру получались монетки одинакового размера, веса и рисунка.

Вскоре сабля у всадника была заменена на копье, а название монеты благодаря этому стало «копейкой».

Вслед за Донским многие стали чеканить свои монеты, изображая на них правящих князей. Из-за этого получился разнобой в номинальной стоимости денег, что крайне затрудняло ведение торговли, поэтому кроме Москвы была запрещена чеканка где-либо, а в стране появилась единая денежная система.

Резана

Кроме цельных существовала еще самодельная монета в Древней Руси, которая называлась «резана». Ее делали, разрезая дирхем Аббасидского халифата. Номинальная стоимость «резана» была равна 1/20 гривны, а хождение продолжалось вплоть до 12-го века. Исчезновение этой монеты с пространства Киевской Руси связано с тем, что халифат перестал чеканить дирхемы, а «резана» стала заменяться куной.

Монеты Руси 17-го века

С 1654 года основными деньгами были рубль, полтина, полуполтина и алтын. В более мелких монетах не было нужды.

Рубли в те времена были из серебра, а полтины, имеющие с ними сходство, для их различия чеканили из меди. Полуполтины также были серебряными, а копейки - медными.

К настоящей инфляции привел царский указ, повелевающий приравнять медную мелочь по стоимости к серебру, из-за чего подорожали продукты и начались народные волнения. Большое восстание в 1662 году в Москве, названное «медным бунтом», привело к тому, что указ был отменен, а чеканка серебряных денег восстановлена.

Реформа Петра 1

Впервые настоящая денежная реформа была проведена Петром 1 в 1700 году. Благодаря ей на монетном дворе началась чеканка серебряных рублей, полтин, полуполтин, алтынов, гривны и медных копеек. Из золота делали червонцы. Для них изготавливали золотые круглые заготовки, на которые путем тиснения наносились надписи и изображения.

Существовали простые (вес - 3,4 г) и двойные червонцы (6,8 г с изображением Петра 1 на аверсе и двуглавого орла на реверсе). Также в 1718 году впервые появилась монета с изображением номинала - двухрублевик.

Практически без изменений эти номиналы просуществовали до 20-го века.

Монеты Киевской Руси сегодня

На сегодняшний день существует:

  • златников Владимира - 11;

  • серебреников Владимира - более 250;
  • серебреников Святополка - около 50;
  • серебреников Ярослава Мудрого - 7.

Самые дорогие монеты Древней Руси - златники Владимира (более 100 000 $) и серебреники Ярослава Мудрого (60 000 $).

Нумизматика

Наука, изучающая монеты, называется нумизматикой. Благодаря ей коллекционеры могут правильно оценивать историческую и финансовую стоимость денег. Самые редкие монеты Киевской Руси находятся в экспозициях исторических музеев, где посетители могут ознакомиться с историей их чеканки и сегодняшней рыночной стоимостью.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...