Условные знаки на карте. «Условные знаки топографических карт» Цветные топографические знаки и их обозначения

Условные знаки бывают контурные, линейные и внемасштабные.

  • Контурными (площадными) знаками показаны, например, озера;
  • Линейными знаками — реки, дороги, каналы.
  • Внемасштабными знаками на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картах — населенные пункты, вулканы, водопады.

Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков

Рис. Основные условные знаки

Рис. Условные знаки местности

Изолинии

Есть отдельная категория условных знаков - изолинии , т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами , линии равной температуры воздуха — изотермами , линии равных высот земной поверхности — изогипсами ил и горизонталями .

Рис. 2. Примеры изолиний

Способы картографирования

Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы . Способом ареалов показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном — подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки

Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой (рис. 4).

Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы

К способу картодиаграммы прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.

Изображение рельефа на планах и картах

На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.

Горизонтали , как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).

Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту , которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).

Рис. 6. Изображение холма на плоскости

Рис. 7. Определение относительной высоты

Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир (от фр. niveau - уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.

Провести нивелирование холма — это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.

Рис. 8. Невелирование холма

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).

Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа

Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.

Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой . В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.

На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот .

Условные обозначения карте или плане являются своего рода их азбукой, по которой их можно прочесть, узнать характер местности, наличие определенных объектов, оценить ландшафт. Как правило, условные знаки на карте передают общие черты с существующими в реальности географическими объектами. Умение расшифровывать картографические обозначения незаменимо при совершении туристических походов, особенно в далекую и незнакомую местность.

Все обозначенные на плане объекты можно измерить в масштабах карты, чтобы представлять их реальные размеры. Таким образом, условные знаки на топографической карте – это ее «легенда», их расшифровка с целью дальнейшего ориентирования на местности.Однородные предметы обозначаются одинаковым цветом или штрихом.

Все очертания объектов, расположенных на карте, по способу графического изображения, делятся на несколько видов:

  • Площадные
  • Линейные
  • Точечные

Первый вид составляют объекты, занимающие большую площадь на топографической карте, которые выражены областями, заключенными в границы в соответствии с масштабами карты. Это такие объекты, как озера, леса, болота, поля.

Линейные обозначения – это очертания в виде линий, их можно заметить в масштабах карты по длине объекта. Это реки, железные или автомобильные дороги, линии электропередач, просеки, ручьи и т.п.

Точечные очертания (внемасшатабные) обозначают предметы маленьких размеров, не способные выражаться в масштабах карты. Это могут быть как отдельные города так и деревья, колодцы, трубы и прочие мелкие единичные объекты.

Условные обозначения наносятся для того, чтобы иметь как можно более полное представление об указанной местности, но это не говорит о том, что идентифицированы абсолютно все малейшие детали реального отдельно взятого района или города. План указывает лишь те объекты, которые имеют большое значение для народного хозяйства, службы МЧС, а также военнослужащих.

Виды условных знаков на картах


Условные обозначения, используемые на картах военных

Чтобы опознавать знаки карты, нужно уметь их расшифровывать. Условные символы делятся на масштабные, внемасштабные и пояснительные.

  • Масштабные символы указывают на местные объекты, способные своими размерами выражаться в масштабах топографической карты. Их графическое обозначение проявляется в виде мелкого пунктира или тонкой линии. Область внутри границы заполняется условными значками, которые соответствуют наличию реальных объектов на этой местности. По масштабным знакам на карте или плане можно измерять площадь и размеры реального топографического объекта, а также его очертания.
  • Внемасштабные условные обозначения указывают на предметы, которые не могут быть отображены в масштабах плана, о размерах которых нельзя судить. Это какие-то отдельные строения, колодца, вышки, трубы, километровые столбы и прочее. Внемасштабные обозначения не указывают размеры объекта, расположенного на плане, поэтому сложно определить реальную ширину, длину трубы, элеватора или отдельно стоящего дерева. Целью внемасштабных обозначений является точное указание конкретного объекта, что всегда важно при ориентировании во время путешествия в незнакомой местности. Точное указание местоположения указанных объектов осуществляется главной точкой условного знака: это может быть центр или нижняя средняя точка фигуры, вершина прямого угла, нижний центр фигуры, ось условного обозначения.
  • Пояснительные знаки служат для раскрытия информации масштабных и внемасштабных обозначений. Они дают дополнительную характеристику объектам, расположенным на плане или карте, например, указание стрелками направления течения реки, обозначения породы леса специальными знаками, грузоподъемности моста, характер покрытия дорог, толщина и высота деревьев в лесу.

Кроме этого, топографические планы помещают на себе другие обозначения, служащие дополнительной характеристикой для некоторых указанных объектов:

  • Подписи

Некоторые подписи используются полностью, некоторые – в сокращенном виде. Полностью расшифровываются наименования населенных пунктов, названия рек, озер. Сокращенные подписи используются для указания более подробных характеристик некоторых объектов.

  • Цифровые условные обозначения

Применяются для обозначения ширины и длины рек, автомобильных и железных дорог, линий передач, высоты точек над уровнем моря, глубины бродов и т.д. Стандартное обозначение масштаба карты всегда одинаковое и зависит лишь от размера этого масштаба (например, 1:1000, 1:100, 1:25000 и т.д.).

Для того чтобы как можно проще ориентироваться по карте или плану, условные знаки обозначаются различными цветами. Чтобы отличать даже малейшие объекты, используется более двадцати различных оттенков, от интенсивно окрашенных областей до менее ярких. Чтобы карта легко читалась, внизу нее приводится таблица с расшифровкой цветовых обозначений. Так, обычно водные объекты обозначаются синим, голубым, бирюзовым цветом; лесные объекты зеленым; рельеф местности – коричневым; городские кварталы и малые населенные пункты – серо-оливковым; шоссе и автодороги – оранжевым; государственные границы – фиолетовым, нейтральная область – черным. Причем, кварталы с огнестойкими строениями и сооружениями обозначаются оранжевым цветом, а кварталы с неогнестойкими сооружениями и улучшенными грунтовыми дорогами – желтым цветом.


Единая система условных обозначений карт и планов местности имеет в своей основе следующие положения:

  • Каждый графический знак всегда соответствует какому-либо определенному типу или явлению.
  • У каждого знака существует свой четкий рисунок.
  • Если карта и план отличаются масштабом, объекты не будут различаться своим обозначением. Разница будет только в их размерах.
  • Рисунки реальных объектов местности обычно указывают на ассоциативную связь с ним, поэтому воспроизводят профиля или внешний вид этих объектов.

Для установления ассоциативной связи знака и объекта существует 10 типов формирования композиций:


Условные знаки топографических карт дают полную информацию о местности. Они являются общепринятыми и используются для топографических карт и планов. Топографические карты представляют собой важный материал не только для туристов, но и для геодезических организаций, для органов власти, которые занимаются планированием местности и перенесением границ участков.

Знания об условных знаках помогают не только правильно прочесть карту, но и составить детальные планы местности с учётом появившихся новых объектов.

Топографические карты - разновидность географических. Они несут подробную информацию о плане местности, указывая расположение различных технических и природных объектов друг относительно друга.

Топографические карты различаются по масштабам выполнения. Все они несут менее или более детальную информацию о местности.

Масштаб карты обозначается сбоку или снизу карты. Он показывает соотношение размеров: обозначенного на карте к натуральному. Таким образом, чем знаменатель больше, тем материал менее подробный. Допустим, карта 1:10 000 будет иметь в 1 сантиметре 100 метров. Чтобы узнать расстояние в метрах между объектами, с помощью линейки измеряется отрезок между двумя пунктами и умножается на второй показатель.


  1. Самым детальным является топографический план местности, его масштаб 1:5 000 включительно. Он не считается картой и является не таким точным, так как не берёт во внимание положения о том, что земля круглая. Это несколько искажает его информативность, тем не менее план является незаменимым при изображении культурно-бытовых и хозяйственных объектов. Кроме того, план может показывать и микрообъекты, которые сложно найти на карте (допустим, растительность и грунты, контуры которых слишком малы для изображения в других материалах).
  2. Топографические карты масштабом 1:10 000 и 1:25 000 считаются среди карт максимально подробными. Их используют для хозяйственных нужд. Они изображают населённые пункты, промышленные объекты и объекты сельского хозяйства, дороги, гидрографическую сеть, болота, ограждения, границы и т. д. Такие карты наиболее часто используются для получения информации об объектах на местности, которая не имеет значительного лесистого покрова. Наиболее достоверно в них изображены объекты хозяйствования.
  3. Карты с масштабом 1: 50 000 и 1:100 000 менее подробны. Они схематично изображают контуры лесов и иных крупных объектов, изображение которых не требует большой детализации. Такие карты удобно использовать для аэронавигации, составляя маршруты дорог и так далее.
  4. Менее подробные карты используются в военных целях для выполнения поставленных задач по планированию различных операций.
  5. Карты с масштабом до 1:1 000 000 позволяют правильно оценить общую картину местности.

Определившись с поставленной задачей, выбор материала представляется абсолютно не сложной задачей. В зависимости от того, насколько нужна детальная информация о местности, выбирается и нужный масштаб карты.

Работа с топографической картой требует чёткого знания о схематичном обозначении изображённых объектов.

Виды условных знаков:


  • площадные (масштабные) - для крупных объектов (лес, луг, озеро), их размеры легко измерить на карте, соотнести с масштабом и получить необходимую информацию о глубине, протяжённости, площади;
  • линейные - для протяжённых географических объектов, ширина которых обозначена быть не может, наносятся в виде линии, соответствующей масштабу, чтобы правильно отобразить длину объекта (дорога, полоса электропередач);
  • внемасштабные - ими пользуются для обозначения стратегически важных объектов, без которых карта будет неполной, но в довольно условном размере (мост, колодец, отдельное дерево);
  • пояснительные - характеризующие объект, допустим, глубина реки, высота склона, дерево, которое обозначает вид леса;
  • изображающие компоненты ландшафта: рельеф, скалы и камни, гидрографические объекты, растительность, искусственные строения;
  • специальные - наносятся на карты для отдельных отраслей хозяйства (метеорологические, военные знаки).
Обозначения топографических карт в определённых случаях, особенно это касается отдельных групп объектов, допускают некоторые условности:
  • основная информация, которую несёт изображение населённого пункта – плотность застройки и размещение границ объекта, для этого необязательно отмечать каждое здание, можно ограничиться главными улицами, перекрёстками и важными строениями;
  • условные обозначения группы однородных объектов допускают изображение только крайних из них;
  • при начертании линии дорог необходимо обозначить их середину, которая должна соответствовать ситуации на местности, а сама ширина объекта сообщения отображаться не должна;
  • стратегически важные объекты, такие как фабрики и заводы обозначаются на месте, где располагается главное здание или фабричная труба.

Вследствие правильного нанесения знаков на карту можно получить детальное представление о взаиморасположении объектов на местности, о расстоянии между ними, об их высотах, глубинах и другую важную информацию.

Карта должна быть объективной и это требование включает следующие положения:


  • правильно выбранные стандартные условные знаки, если это специальная карта, то обозначения должны быть также общеизвестны в определённой области;
  • правильное изображение штриховых элементов;
  • одна карта должны быть составлена в одном стиле изображения;
  • микрообъекты также должны быть обозначены в точности, если на местности присутствует определённое количество таких объектов одинакового размера, они на карте должны быть обозначены все одинаковым знаком;
  • цветовые показатели элементов форм рельефа должны быть выдержаны правильно - высоты и низины часто изображены красками, рядом с картой должна быть шкала, которая показывает, какой высоте на местности отвечает тот или иной цвет.

Условные знаки топографических карт и планов наносятся в соответствии с едиными правилами.

Так:
  1. Размеры объектов отображаются в миллиметрах. Эти подписи принято располагать слева от условных знаков. В отношении одного объекта даётся два числовых показателя, обозначающих высоту и ширину. В случае совпадения этих параметров допускается одна подпись. Для круглых объектов обозначается их диаметр, для знаков в форме звезды – диаметр описанной окружности. Для равностороннего треугольника даётся параметр его высоты.
  2. Толщина линий должна соответствовать масштабам карты. Основные объекты планов и подробных карт (заводы, мельницы, мосты, шлюзы) наносятся линиями 0,2–0,25 мм, эти же обозначения на мелкомасштабных картах от 1:50 000 – линиями 0,2 мм. Линии, обозначающие второстепенные знаки имеют толщину 0,08–0,1 мм. На планах и крупномасштабных картах допускается увеличение знаков на одну треть.
  3. Условное обозначение топографических карт должно быть чёткое и читабельное, промежутки между надписями должны быть как минимум 0,2–0,3 мм. Стратегически важные объекты могут быть несколько увеличены в размере.

Отдельные требования выдвигаются и к цветовой гамме.

Так, фоновая окраска должна обеспечивать хорошую читаемость, а условные знаки обозначаются следующими красками:

  • зелёной – обозначения ледников, вечных снегов, болот, солончаков, пересечений координатных линий и гидрографии;
  • коричневой – формы рельефа;
  • голубой – водные объекты;
  • розовой – межлинейные просветы шоссе;
  • красной или коричневой – некоторые знаки растительности;
  • чёрной – штриховка и все знаки.
  1. Объекты, обозначенные внемасштабными условными знаками на топографических картах и планах, должны соответствовать положению на местности. Для этого их нужно размещать по определённым правилам.
Положению на местности соответствуют:
  • центр знака объектов правильной формы (круглых, квадратных, треугольных) на плане;
  • середина основания условного обозначения – для перспективных отображений объектов (маяков, скал);
  • вершины угла обозначения – для значков с элементом прямых углов (дерево, столб);
  • середина нижней линии знака – для обозначений в виде сочетания фигур (вышки, часовни, башни).

Знания о правильном размещении и нанесении знаков помогут правильно составить топографическую карту или план местности, сделав их понятными для других пользователей.

Обозначение условными знаками групп объектов должно происходить согласно нижеприведённым правилам.


  1. Геодезические пункты. Эти объекты должны быть обозначены максимально подробно. Отметка центров пунктов наносится в точности до сантиметра. Если пункт находится на возвышенной местности, необходимо отметить высоту бугра или кургана. При нанесении границ межеваний, которые на местности обозначены столбами и пронумерованы, нумерация должна быть отображена и на карте.
  2. Постройки и их части. Контуры зданий нужно наносить на карту в соответствии с планировкой строения и размерами. Наиболее подробно изображаются многоэтажные и исторически важные постройки. Этажность обозначается начиная с двух этажей. Если здание имеет ориентировочную башню, её также обязательно отобразить на карте.

Мелкие постройки, такие как павильоны, погреба, элементы зданий, отображаются по желанию заказчика и только на подробных картах. Нумерация зданий воспроизводится только на крупных картах. Дополнительно буквами могут обозначаться материалы, из которых построено здание, его назначение, огнестойкость.

Условными знаками принято выделять строящиеся или полуразрушенные здания, культурные и религиозные постройки. Объекты на карте должны размещаться в точности, как в реальности.

В целом детализация и подробность описания характеристик зависит от цели составления карты и оговаривается заказчиком и исполнителем.

  1. Промышленные объекты. Этажность в зданиях роли не играет. Более важные объекты – это административные строения и трубы. Для труб более 50 метров необходимо подписывать их фактическую высоту.

На предприятиях, имеющих шахты и ведущих добычу ископаемых, принято обозначать объекты, размещённые на поверхности. Отображение подземных путей проводится по согласованию с заказчиком с указанием на рабочие и нерабочие ответвления. Для карьеров обязательно числовое обозначение их глубины.

  1. Железные дороги показывают с обозначением их ширины колеи. На картах необходимо обозначать и недействующие дороги. Для электрифицированных дорог и трамвайных путей должны рядом быть отображена линия электропередач.

На карте наносится обозначение уклонов дорог, насыпи и их высота, откосы, туннели и их характеристики. Обязательно наносятся тупики, поворотные круги и окончания дорог.

Автодороги обозначают определённым знаком, который зависит от покрытия. Проезжая часть должна быть выделена линией.

  1. Гидрографические объекты принято делить на три группы:
  • постоянные;
  • неопределённые – существующие всё время, но очертания которых часто меняются;
  • непостоянные – меняющиеся в зависимости от сезона, но с выраженным истоком и направлением русла.

Постоянные водоёмы изображаются сплошными линиями, остальные – штрих-пунктиром.

  1. Рельеф. При изображении рельефа местности используют горизонтали или контурные линии с указанием высот отдельных уступов. Причём низменности и возвышения изображаются похоже, пользуясь штрихами: если они идут наружу, то изображено возвышение, если внутрь - это впадина, балка или низменность. Кроме того, если контурные линии находятся близко друг к другу, склон считается крутым, если далеко - пологим.

Хорошая топографическая карта должна быть предельно точной, объективной, полной, достоверной и чётко обозначать контуры объектов. При составлении карты необходимо учитывать требования заказчика.

В зависимости от целей, для которых предназначена топографическая карта, допускаются некоторые упрощения или несущественные искажения второстепенных объектов, но общие требования должны быть соблюдены.

Тема 8. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

8.1. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ

На картах и планах изображение объектов местности (ситуации) представлено в картографических условных знаках. Картографические условные знаки - система символических графических обозначений, применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки иногда также называют «легенда карты».
Для удобства чтения и запоминания многие условные знаки имеют начертания, напоминающие вид изображаемых ими местных предметов сверху или сбоку. Например, условные знаки заводов, нефтяных вышек, отдельно стоящих деревьев, мостов по своей форме сходны с внешним видом перечисленных местных предметов.
Картографические условные знаки принято делить на масштабные (контурные), внемасштабные и пояснительные (рис. 8.1). В некоторых учебниках в отдельную группу выделяют линейные условные знаки.

Рис. 8.1. Типы условных знаков

Масштабными (контурными) знаками называют условные знаки, применяемые для заполнения площадей объектов, выражающихся в масштабе плана или карты . По плану или карте можно определить при помощи такого знака не только местоположение объекта, но его размеры и очертания.
Границы площадных объектов на плане могут быть изображены сплошными линиями разного цвета: черным (здания и сооружения, ограды, дороги и т. д.), голубым (водохранилища, реки, озера), коричневым (естественные формы рельефа), светло-розовым (улицы и площади в населенных пунктах) и т. д. Точечный пунктир применяется для границ сельскохозяйственных и естественных угодий местности, границ насыпей и выемок у дорог. Границы просек, тоннелей и некоторых сооружений обозначаются простым пунктиром. Заполняющие знаки внутри контура располагаются в определенном порядке.
Линейные условные знаки (разновидность масштабных условных знаков) применяются при изображении объектов линейного характера - дорог, линий электропередачи, границ и т. п. Местоположение и плановое очертание оси линейного объекта изображаются на карте точно, но их ширина значительно преувеличивается. Например, условный знак шоссе на картах масштаба 1:100 000 преувеличивает ее ширину в 8 - 10 раз.
Если объект на плане (карте) не может быть выражен масштабным знаком из-за своей малости, то применяется внемасштабный условный знак , например, межевой знак, отдельно растущее дерево, километровый столб и др. Точное положение объекта на местности показывает главная точка внемасштабного условного знака. Главная точка находится:

  • у знаков симметричной формы - в центре фигуры (рис. 8.2);
  • у знаков с широким основанием - в середине основания (рис. 8.3);
  • у знаков, имеющих основание в виде прямого угла, - в вершине угла (рис. 8.4);
  • у знаков, представляющих собой сочетание нескольких фигур, - в центре нижней фигуры (рис. 8.5).


Рис. 8.2. Знаки симметричной формы
1 - пункты геодезической сети; 2 - точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами; 3 - астрономические пункты; 4 - церкви; 5 - заводы, фабрики и мельницы без труб; 6 - электростанции; 7 - водяные мельницы и лесопилки; 8 - склады горючего и газгольдеры; 9 - шахты и штольни действующие; 10 - нефтяные и газовые скважины без вышек


Рис. 8.3. Знаки с широким основанием
1 - заводские и фабричные трубы; 2 - терриконы; 3 - телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения, телефонные станции; 4 - метеорологические станции; 5 - семафоры и светофоры; 6 - памятники, монументы, братские могилы, туры и каменные столбы высотой более 1 м; 7 - буддийские монастыри; 8 - отдельно лежащие камни


Рис. 8.4. Знаки, имеющие основание в виде прямого угла
1 - ветряные двигатели; 2 - бензоколонки и заправочные станции; 3 - ветряные мельницы; 4 - постоянные знаки речной сигнализации;
5 - отдельно стоящие лиственные деревья; 6 - отдельно стоящие хвойные деревья


Рис. 8.5. Знаки, представляющие собой сочетание нескольких фигур
1 - заводы, фабрики и мельницы с трубами; 2 - будки трансформаторные; 3 - радиостанции и телецентры; 4 - нефтяные и газовые вышки; 5 - сооружения башенного типа; 6 - часовни; 7 - мечети; 8 - радиомачты и телевизионные мачты; 9 - печи для обжига извести и древесного угля; 10 - мазары, суборганы (культовые сооружения)

Объекты, выраженные внемасштабными условными знаками, служат хорошими ориентирами на местности.
Пояснительные условные знаки (рис. 8.6, 8.7) применяются в сочетании с масштабными и внемасштабными; они служат для дополнительной характеристики местных предметов и их разновидностей. Например, изображение хвойного или лиственного дерева в сочетании с условным знаком леса показывает преобладающую в нем породу деревьев, стрелка на реке указывает направление ее течения, поперечные штрихи на условном знаке железной дороги показывают количество путей.

Рис. 8.6. Пояснительные условные знаки моста, шоссе, реки



Рис. 8.7. Характеристики древостоев
В числителе дроби - средняя высота деревьев в метрах, в знаменателе - средняя толщина стволов, справа от дроби - среднее расстояние между деревьями

На картах помещаются подписи собственных названий населенных пунктов, рек, озер, гор, лесов и других объектов, а также пояснительные подписи в виде буквенных и цифровых обозначений. Они позволяют получить дополнительные сведения о количественной и качественной характеристике местных предметов и рельефа. Буквенные пояснительные подписи чаще всего даются в сокращенном виде согласно установленному перечню условных сокращений.
Для более наглядного изображения местности на картах каждая группа условных знаков, относящаяся к однотипным элементам местности (растительный покров, гидрография, рельеф и т. п.), печатается краской определенного цвета.

8.2. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ МЕСТНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Населенные пункты на топографических картах масштабов 1:25 000 - 1:100 000 показывают все (рис. 8.8). Рядом с изображением населенного пункта подписывается его название: города - прописными буквами прямого шрифта, а населенного пункта сельского типа - строчными буквами более мелкого шрифта. Под названием населенного пункта сельского типа указывается число домов (если известно), а при наличии в них районного и сельского Советов - их сокращенная подпись (PC, CC).
Названия городских и дачных поселков печатают на картах прописными буквами наклонного шрифта. При изображении населенных пунктов на картах сохраняют их внешние очертания и характер планировки, выделяют главные и сквозные проезды, промышленные предприятия, выдающиеся здания и другие постройки, имеющие значение ориентиров.
Широкие улицы и площади, изображающиеся в масштабе карты, показывают масштабными условными знаками в соответствии с их действительными размерами и конфигурацией, другие улицы - условными внемасштабными знаками, главные (магистральные) улицы выделяются на карте более широким просветом.


Рис. 8.8. Населенные пункты

Наиболее подробно населенные пункты изображаются на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000. Кварталы с преобладающими огнестойкими и неогнестойкими строениями закрашиваются соответствующим цветом. Строения, расположенные на окраинах населенных пунктов, показываются, как правило, все.
На карте масштаба 1: 100000 в основном сохраняется изображение всех магистральных улиц, промышленных объектов и наиболее важных предметов, имеющих значение ориентиров. Отдельные постройки внутри кварталов показываются только в населенных пунктах с весьма разреженной застройкой, например, в поселках дачного типа.
При изображении всех других населенных пунктов постройки объединяются в кварталы и заливаются черной краской, огнестойкость построек на карте 1:100 000 не выделяется.
Отдельные местные предметы, имеющие значение ориентиров, наносятся на карту наиболее точно. К числу таких местных предметов относятся различные вышки и башни, шахты и штольни, ветряные двигатели, церкви и отдельно расположенные постройки, радиомачты, памятники, отдельные деревья, курганы, скалы-останцы и т. п. Все они, как правило, изображаются на картах условными внемасштабными знаками, а некоторые сопровождаются сокращенными пояснительными подписями. Например, подпись шах. уг . при знаке шахты означает, что шахта каменноугольная.

Рис. 8.9. Отдельные местные предметы

Дорожная сеть на топографических картах изображается полно и подробно. Железные дороги показывают на картах все и подразделяют по количеству путей (одно-, двух- и трехпутные), по ширине колеи (нормальные и узкоколейные) и состоянию (действующие, строящиеся и разобранные). Особыми условными знаками выделяют электрифицированные железные дороги. Количество путей обозначается перпендикулярными к оси условного знака дороги черточками: три черточки - трехпутная, две - двухпутная, одна - однопутная.
На железных дорогах показывают станции, разъезды, платформы, депо, путевые посты и будки, насыпи, выемки, мосты, туннели, семафоры и другие сооружения. Собственные названия станции (разъездов, платформ) подписывают рядом с их условными знаками. Если станция расположена в населенном пункте или поблизости от него и имеет одинаковое с ним название, то подпись ее не дается, а подчеркивается название этого населенного пункта. Черный прямоугольник внутри условного знака станции указывает расположение вокзала относительно путей: если прямоугольник расположен посередине, значит, пути проходят по обеим сторонам вокзала.


Рис. 8.10. Железнодорожные станции и сооружения

Условные знаки платформ, блок-постов, будок и туннелей сопровождаются соответствующими сокращенными подписями (пл., бл. п., Б, тун.). Рядом с условным знаком туннеля, кроме того, помещается его численная характеристика в виде дроби, в числителе которой указываются высота и ширина, а в знаменателе - длина туннеля в метрах.
Шоссейные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяют на дороги с покрытием и без покрытия. К дорогам с покрытием относятся автострады, усовершенствованные шоссе, шоссе и улучшенные грунтовые дороги. На топографических картах показывают все имеющиеся на местности дороги с покрытием. Ширину и материал покрытия автострад и шоссейных дорог подписывают непосредственно на их условных знаках. Например, на шоссе подпись 8(12)А означает: 8 - ширина покрытой части дороги в метрах; 12 - ширина дороги от канавы до канавы; А - материал покрытия (асфальт). На улучшенных грунтовых дорогах, как правило, дается только подпись ширины дороги от канавы до канавы. Автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе выделяются на картах оранжевым цветом , улучшенные грунтовые дороги - желтым или оранжевым цветом.


Рис 8.11. Шоссейные и грунтовые дороги

На топографических картах показывают не имеющие покрытия грунтовые (проселочные), полевые и лесные дороги, караванные пути, тропы и зимние дороги. При наличии густой сети дорог более высокого класса некоторые второстепенные дороги (полевые, лесные, грунтовые) на картах масштабов 1:200 000, 1:100 000, а иногда и 1:50 000, могут быть не показаны.
Участки грунтовых дорог, проходящие через заболоченные места, выстланные по деревянным лежням связками хвороста (фашинами) и засыпанные затем слоем земли или песка, называют фашинными участками дорог. Если на таких участках дорог вместо фашин сделан настил из бревен (жердей) или просто насыпь из земли (камней), то их называют соответственно гатями и греблями. Фашинные участки дорог, гати и гребли на картах обозначают черточками, перпендикулярными к условному знаку дороги.
На шоссейных и грунтовых дорогах показывают мосты, трубы, насыпи, выемки, посадки деревьев, километровые столбы и перевалы (в горных районах).
Мосты изображают на картах различными по начертанию условными знаками в зависимости от материала (металлические, железобетонные, каменные и деревянные); при этом выделяют двухъярусные, а также подъемные и разводные мосты. Особым условным знаком выделяют мосты на плавучих опорах. Рядом с условными знаками мостов, имеющих длину 3 м и более, и расположенных на дорогах (кроме автострад и усовершенствованных шоссе), подписывают их численную характеристику в виде дроби, в числителе которой указывают длину и ширину моста в метрах, а в знаменателе - грузоподъемность в тоннах. Перед дробью указывают материал, из которого построен мост, а также высоту моста над уровнем воды в метрах (на судоходных реках). Например, подпись рядом с условным знаком моста (рис. 8.12) означает, что мост каменный (материал постройки), в числителе - длина и ширина проезжей части в метрах, в знаменателе - грузоподъемность в тоннах.


Рис. 8.12. Путепровод над железной дорогой

При обозначениях мостов на автострадах и усовершенствованных шоссе даются только их длина и ширина. Характеристика мостов длиной менее 3 м не дается.

8.3. ГИДРОГРАФИЯ (ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ)

На топографических картах показывают прибрежную часть морей, озера, реки, каналы (канавы), ручьи, колодцы, источники, пруды и другие водоемы. Рядом с ними подписывают их названия. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее изображаются водные объекты.
Озера, пруды и другие водоемы показывают на картах, если их площадь составляет 1 мм2 и более в масштабе карты. Водоемы меньших размеров показывают лишь в засушливых и пустынных районах, а также в тех случаях, когда они имеют значение надежных ориентиров.


Рис. 8.13. Гидрография

Реки, ручьи, каналы и магистральные канавы на топографических картах показывают все. При этом установлено, что на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 реки шириной до 5 м, а на картах масштаба 1:100 000 - до 10 м обозначают одной линией, более широкие реки - двумя линиями. Каналы и канавы шириной 3 м и более изображают двумя линиями, шириной менее 3 м - одной.
Ширину и глубину рек (каналов ) в метрах подписывают в виде дроби: в числителе - ширина, в знаменателе - глубина и характер грунта дна. Такие подписи помещаются в нескольких местах на протяжении реки (канала).
Скорость течения рек (м/с ), изображаемых двумя линиями, указывают в середине стрелки, показывающей направление течения. На реках и озерах подписывают также высоту уровня воды в межень по отношению к уровню моря (отметки урезов воды).
На реках и каналах показывают плотины , шлюзы , паромы (перевозы ), броды и дают соответствующие им характеристики.
Колодцы обозначают кружками синего цвета, рядом с которыми помещается буква К или подпись арт . к . (артезианский колодец).
Наземные водопроводы показывают сплошными линиями синего цвета с точками (через 8 мм), а подземные - прерывистыми линиями.
Чтобы легче отыскать и выбрать по карте источники водоснабжения в степных и пустынных районах, главные колодцы выделяют более крупным условным знаком. Кроме того, при наличии данных слева от условного знака колодца дается пояснительная подпись отметки уровня земли, справа - глубины колодца в метрах и скорости наполнения в литрах за час.

8.4. ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ

Почвенно -растительный покров изображают на картах обычно масштабными условными знаками. К ним относятся условные знаки лесов, кустарников, садов, парков, лугов, болот и солончаков, а также условные знаки, изображающие характер почвенного покрова: пески, каменистая поверхность, галечники и т. п. При обозначении почвенно-растительного покрова часто применяют сочетание условных знаков. Например, для того чтобы показать заболоченный луг с кустами, контуром обозначают участок, занимаемый лугом, внутри которого помещают условные знаки болота, луга и кустов.
Контуры участков местности, покрытых лесом, кустарником, а также контуры болот, лугов обозначают на картах точечным пунктиром. Если границей леса, сада или другого угодья служит линейный местный предмет (канава, забор, дорога), то в этом случае условный знак линейного местного предмета заменяет собой пунктир.
Лес, кустарники. Площадь леса внутри контура закрашивают зеленой краской. Породу дерева показывают значком лиственного, хвойного дерева или их сочетанием, когда лес смешанный. При наличии данных о высоте, толщине деревьев и густоте леса указывается его характеристика пояснительными подписями и цифрами. Например, подпись обозначает, что в данном лесу преобладает хвойная порода деревьев (сосна), их средняя высота 25 м, средняя толщина 30 см, среднее расстояние между стволами деревьев 4 м. При изображении на карте просек указывают их ширину в метрах.


Рис. 8.14. Леса


Рис. 8.15. Кустарники

Площади, покрытые порослью леса (высота до 4 м), сплошным кустарником, лесные питомники внутри контура на карте заполняют соответствующими условными знаками и закрашивают бледно-зеленой краской. На участках сплошных кустарников, при наличии данных, специальными значками показывают породу кустарника и подписывают его среднюю высоту в метрах.
Болота изображают на картах горизонтальной штриховкой синего цвета с разделением их по степени проходимости в пешем порядке на проходимые (прерывистая штриховка), труднопроходимые и непроходимые (сплошная штриховка). Проходимыми принято считать болота глубиной не более 0,6 м; глубину их на картах обычно не подписывают
.


Рис. 8.16. Болота

Глубина труднопроходимых и непроходимых болот подписывается рядом с вертикальной стрелкой, указывающей место промера. Труднопроходимые и непроходимые болота показываются на картах одинаковым условным знаком.
Солончаки на картах показывают вертикальной штриховкой синего цвета с разделением их на проходимые (прерывистая штриховка) и непроходимые (сплошная штриховка).

На топографических картах, по мере умельчения их масштаба, однородные топографические условные знаки объединяются в группы, последние - в один обобщённый знак и т.д. В целом, систему данных обозначений можно представить в виде усечённой пирамиды, в основании которой лежат знаки для топографических планов масштаба 1:500, а на вершине - для обзорно-топографических карт масштаба 1:1 000 000.

8.5. ЦВЕТА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ

Цвета топографических условных знаков едины для карт всех масштабов. Штриховые знаки угодий и их контуров, строений, сооружений, местных предметов, опорных пунктов и границ печатаются при издании чёрным цветом, элементов рельефа - коричневым ; водоёмы, водотоки, болота и ледники — синим (зеркало вод - светло-синим); площади древесно-кустарниковой растительности - зелёным (карликовые леса, стланики, кустарники, виноградники - светло-зелёным), кварталы с огнестойкими строениями и шоссе - оранжевым, кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги - жёлтым.
Наряду с топографическими условными знаками для топографических карт установлены условные сокращения собственных названий политико-административных единиц (например, Луганская область - Луг.) и пояснительных терминов (например, электростанция — эл.-ст., юго-западный - ЮЗ, рабочий посёлок - р. п.).

8.6. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ И КАРТАХ

Шрифтом называется графическое начертание букв и цифр. Шрифты, которые применяются на топографических пианах и картах, называются картографическими.

В зависимости от ряда графических признаков, картографические шрифты подразделяются на группы:
- по наклону букв - прямые (обыкновенные) и курсивные с наклонам вправо и влево;
- по ширине букв - узкие, нормальные и широкие;
- по светлоте - светлые, полужирные и жирные;
- по наличию подсечек.

На топографических картах и планах, в основном, используют два вида основных шрифтов: топографический и остовный курсив (рис. 8.17).



Рис. 8.17. Остовные шрифты и скорописное письмо цифр

Топографический (волосной) шрифт Т-132 применяется для подписи населенных пунктов сельского типа. Он вычерчивается толщиной линии 0,1-0,15 мм, все элементы букв - тонкие волосные линии.
Остовный курсив находит применение при оформлении топографических карт, сельскохозяйственных карт, землеустроительных пианов и т. д. На топографических картах остовным курсивом выполняются пояснительные подписи и характеристики: астрономические пункты, развалины, заводы, фабрики, станции и т. д. Конструкция букв имеет ярко выраженную овальную форму. Толщина всех элементов одинаковая: 0,1 — 0,2 мм.
Вычислительный шрифт или скорописное письмо цифр, принадлежит к группе рукописных шрифтов. Был сконструирован для записей в полевых журналах и вычислительных ведомостях, поскольку в геодезии многие процессы полевых и камеральных работ были связаны с записью результатов инструментальных измерении и их математической обработкой (см. рис. 8.17).
Современные компьютерные технологии обеспечивают широкий, практически неограниченный выбор шрифтов разного вида, размера, рисунка и наклона.

8.7. НАДПИСИ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ И КАРТАХ

Кроме условных знаков, на топографических планах и картах присутствуют различные надписи. Они составляют важный элемент содержания, поясняют изображаемые объекты, указывают их качественные и количественные характеристики, служат для получения справочных сведений.

По своему значению надписи являются:

  • собственными названиями географических объектов (городов, рек, озер
    и др.);
  • частью условного знака (огород, пашня);
  • условными знаками и собственными названиями одновременно (подписи названий городов, объектов гидрографии, рельефа);
  • пояснительными подписями (озеро, гора и т. д.);
  • пояснительным текстом (передают сведения об отличительных особенностях объектов, конкретизируют их характер и назначение) (рис. 8.18).

Надписи на картах выполняются различными шрифтами, отличающимися рисунком букв. На картах могут использоваться до 15 различных шрифтов. Рисунок букв каждого шрифта имеет элементы, присущие только данному шрифту, что основывается на знании особенностей различных шрифтов.
Для групп родственных объектов применяются определенные шрифты Например, для названий городов используются шрифты прямого начертания, для названий объектов гидрографии - курсивные шрифты и т. д. Каждая надпись на карте должна хорошо читаться.
В расположении надписей собственных названий имеются отличительные особенности. Названия населенных пунктов располагают с правой стороны контура параллельно северной или южной стороне рамки карты. Это положение наиболее желательно, но не всегда выполнимо. Названия не должны закрывать изображения других объектов и помещаться в рамке карты, поэтому необходимо располагать названия слева, сверху и снизу от контура населенного пункта.



Рис. 8.18. Примеры надписей на картах

Названия площадных объектов располагают внутри контуров, так чтобы подпись равномерно была распределена по всей площади объекта. Название реки располагают параллельно ее руслу. В зависимости от ширины реки, надпись помещают внутри или вне контура. Крупные реки принято подписывать несколько раз: у истоков, на характерных изгибах, при слиянии рек и т. д. При впадении одной реки в другую надписи названий располагают так, чтобы не возникало сомнении в названии рек. До слияния подписывают главную реку и приток, после слияния - обязательно название главной реки.
При расположении надписей расположенных не горизонтально особенное внимание обращается на их читаемость. Придерживаются следующего правила: если вытянутый контур, вдоль которого должна быть помещена надпись, расположен с северо-запада на юго-восток, то надпись располагают сверху вниз, если контур тянется с севера-востока на юго-запад, то надпись располагают снизу вверх.
Названия морей и крупных озер располагают внутри контура бассейнов по плавной кривой, в направлении их протяженности и симметрично берегам Надписи небольших озер располагают как надписи населенных пунктов.
Названия гор помещают по возможности справа от вершины гор и параллельно южной или северной рамке. Названия горных хребтов, песчаных образований и пустынь подписывают в направлении их протяженности.
Пояснительные надписи располагают параллельно северной стороне рамки.
Числовые характеристики располагают в зависимости от характера передаваемых ими сведений. Число домов в поселках сельского типа, отметки высот земной поверхности и урезов воды подписывают параллельно северной или южной стороне рамки. Скорость течения реки, ширина дорог и материал их покрытия располагают вдоль оси объекта.
Располагать надписи следует в наименее загруженных местах картографического изображения, чтобы не возникало сомнения, к какому объекту они относятся. Надписи не должны пересекать слияния рек, характерные детали рельефа, изображения объектов, имеющих значения ориентиров.

Основные правила построения картографических шрифтов: http://www.topogis.ru/oppks.html

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое условные знаки?
  2. Какие виды условных знаков вы знаете?
  3. Какие объекты изображаются на картах масштабными условными знаками?
  4. Какие объекты изображаются на картах внемасштабными условными знаками?
  5. Для каких целей служит главная точка внемасштабного условного знака?
  6. В каком месте внемасштабного условного знака располагается главная точка?
  7. В каких целях применяют цветовое оформление карт?
  8. В каких целях применяют пояснительные подписи и цифровые обозначения на картах?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

И ЭКСКУРСИЙ» г. БРЯНСКА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

РАЗРАБОТАЛА: педагог д/о

Стасишина Н.В.

г. Брянск - 2014 год

План - конспект

занятия по теме

«Условные знаки топографических карт».

Цель занятия: Дать представление об условных знаках топографических карт.

Задачи занятия:

Ознакомить занимающихся с понятием условные знаки и его разновидностями;

Привлечь кружковцев к систематическим занятиям спортом;

Развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

Продолжить способствовать развитию логического мышления, памяти и

внимания учащихся;

Оборудование: 1. плакаты с условными знаками.

2. карточки с тестовыми заданиями.

Тип занятий: Изучение нового материала.

Литература: 1. Алешин В.М. «Туристская топография» - Профиздат, 1987 г.

2. Алешин В.М., Серебреников А.В., «Туристская топография» - Профиздат, 1985 г.

3. Власов А, Нгорный А. - «Туризм» (учебно-методическое пособие), М., Высшая

школа,1977 г.

4. Воронов А. - «Справочник туриста по топографии» - Краснодар., Кн.изд-во, 1973

6. Куприн А., «Топография для всех» - М., Недра, 1976 г.

План занятия

    Подготовительная часть. (3)

    Объяснение новой темы: (45)

Изложение новой информации.

3. Закрепление изученного материала. (8)

4. Подведение итогов занятия. (2)

5. Организационный момент. (2)

Ход занятия.

1. Подготовительная часть:

Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности

Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку присутствующих.

Обратить внимание

на готовность к

занятию, форму

одежды занимающихся.

2. Объяснение новой темы:

Изложение новой информации:

Сегодня на занятии мы рассмотрим новую тему:

«Условные знаки топографических карт».

На карте нанесено много названий, напечатанных обычными сло­вами, там есть цифры, линии и множество значков разных цветов, размеров и форм. Это топографические условные знаки, которыми обозначены на карте местные предметы.

Что же такое условные знаки?

Условные знаки – это символы, с помощью которых действительная местность изображается на карте.

Топографы придумали специальные условные знаки, чтобы они по возможности были похожи на сами местные предметы, а по размерам соответствовали им в масштабе карты. Так, например, лес на топо­графических картах изображается зеленым цветом (ведь он и на са­мом деле зеленый); дома и другие строения изображаются прямо­угольниками, так как если на них смотреть сверху, они действитель­но почти всегда имеют форму прямоугольников; реки, ручьи, озера изображаются голубым цветом, так как вода, отражая небо, тоже ка­жется нам голубой. Но не всегда можно точно по форме, цвету и раз­меру изобразить каждый местный предмет на карте. Возьмем, к при­меру, шоссейную дорогу, ширина которой 20 м. На стотысячной кар­те (в 1 мм 100 м) такую дорогу надо было бы изобразить линией тол­щиной в одну пятую часть миллиметра, а на карте масштаба 1:200000 эту линию пришлось бы делать еще тоньше - 0,1 мм. Ма­ленькие по размерам, но важные местные предметы изображают на топографических картах особыми внемасштабными знаками, то есть такими знаками, которые не соответствуют действительным разме­рам местных предметов, уменьшенным соответственно масштабу той или иной карты. Например, маленький родничок на берегу реки изо­бражают на карте синим кружком диаметром в целый миллиметр; кроме того, шоссейные и другие крупные дороги делают на картах цветными, чтобы они, как говорится, бросались в глаза каждому, кто взял в руки топографическую карту. Например, асфальтовое шоссе на карте изображают ярко-красной линией.

Условные знаки, используемые при составлении спортивных карт для соревнований по спортивному ориентированию, несколько отличаются от топографических. Главное их назначение - дать спортсме­ну ту информацию о местности, которая необходима ему при выборе пути движения. Это знаки, показывающие проходимость леса, болот, тропинок и т.д. Так, для удобства чтения на бегу на спортивной карте, в отличие от топографической, закрашивается не лес, а от­крытое пространство - поля, луга, поляны в лесу. Все топографические условные знаки можно разделить на четыре вида:

1) линейные - это дороги, линии связи, линии электропередач, ру­чьи, реки и т.п. То есть это знаки таких местных предметов, которые сами по себе имеют форму длинных линий;

Тему записать на доске.

Занимающиеся записывают себе в тетрадь новую тему.

2) фигурные - это знаки башен, мостов, церквей, паромов, электростанций, отдельных строений и т.п.;

3) площадные - это знаки лесов, болот, населенных пунктов, па­шен, лугов - то есть местных предметов, занимающих значительные площади поверхности земли. Площадные знаки состоят из двух

элементов: контура и знака, заполняющего контур;

4) пояснительные - это знаки характеристики леса, названия насе­ленных пунктов, железнодорожных станций, рек, озер, гор и т.д.,

это ширина шоссе, длина, ширина и грузоподъемность мостов, глу­бина бродов на реках и тому подобное.

Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам местных предметов. Знаки легче изучать и запоминать, знакомясь с ними по группам, которые образуются по типу местных предметов:

группа № 1 - дороги и дорожные сооружения;

группа № 2 - населенные пункты, строения;

группа № 3 - гидросеть (то есть вода на земле);

группа № 4 - растительность;

группа № 5 - рельеф;

группа № 6 - пояснительные и специальные туристские знаки.

Группа № 1. Дороги и дорожные сооружения

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографиче­ских знаков.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные доро­ги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грун­товые автомобильные дороги.

Шоссейными называются дороги, имеющие твердое искусственное покрытие - каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бе­тонное. Знак шоссе является внемасштабным. У каждого знака шос­ сейной дороги на карте дается дополнительный знак - буквенно- цифровая характеристика, состоящая из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Первая цифра обозначает ши­рину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забето­ нированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами. Буквой обозначается материал, которым по­крыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон - бу­ква «Б», а если шоссе покрыто бу лыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К».

Следующий тип автомобильных дорог - грунтовые, земляные дороги, не имеющие ис­кусственного покрытия. Все грунтовые доро­ги подразделяются на три вида: простые грун­товые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные до­роги и так

называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно – УГД). Улучшенная грунтовая дорога - это тоже дорога земляная, но имеющая слегка вы­пуклую форму для лучшего стока воды, кюве­ты по обочинам и гравийную или щебневую отсыпку, утрамбованную катком.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами со­ бой от постоянной ходьбы людей. В густонаселенной местности не редко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Такое мно­ жество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направ­ лении. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов. Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги - тонкая черная прерывистая штриховая линия, но каждый штрих имеет меньшую длину.

Железные дороги раньше изо­ бражали двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся по­ переменно черными и белыми ша шечками. Сейчас знак представляет собой сплошную толстую черную линию. Два ко­ ротких штриха поперек знака же­ лезной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Если у поперечного штриха имеется еще ко­ роткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это зна чит, что дорога электрифицирована.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек вну­три белого прямоугольника ставится на той стороне железной доро­ги, где расположено здание вокзала (пристанционное строение).

Мосты. На простых грунтовых дорогах, как правило, строят дере­вянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные). На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бы­вают металлическими, а через маленькие речки - бетонными. Топо­графические знаки мостов - это знаки фигурные и внемасштабные.
Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки раз­рываются (рис. 37). Пояснительным зна­ком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста. Например: ДЗ =
(24 - 5)/10. Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, - де­рево (если мост бетонный, ставится буква

«К»). Коэффициент 3 - это высота моста над поверхностью воды в ре­ке. В числителе дроби первая цифра, 24 ,- длина моста в метрах, вто­рая цифра, 5, - его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 пока­зывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой макси­мальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень ма­ленькие - только для пешехода. Такие мостики (жители часто назы­вают их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на бе­рег. Топографический знак пешеходного моста очень прост.

Очень часто дороги пересекаются не­большими сухими

овражками, лощина­ми, по которым ручьи текут только вес­ной, когда тает снег. При строительстве дороги поперек оврага делается насыпь, под которой укладывается бетонная тру­ба для

Занимающиеся записывают себе в тетрадь.

Условные знаки зарисовывают себе в тетради

шоссе

Простая грунтовая дорога

Проселочная дорога

Улучшенная грунтовая дорога

Железная дорога

Мост

Пешеходный мост

стока воды. У таких труб есть свой топографический знак.

Группа №2. Населенные пункты, отдельные строения

Вэтой группе пятнадцать важнейших топографических знаков. Са­ми населенные пункты - деревни, аулы, хутора, поселки, города - сложные образования, состоящие из различных строений и сооруже­ний. Поэтому нет простого топографического знака населенного пунк­та - он складывается из топографических знаков различных местных предметов, составляющих то, что называется населенным пунктом.

Отдельные жилые и нежилые строения изображаются внемасштабным черным пря­моугольничком. Если же строение очень большое по площади, а карта крупно­масштабная, то строение изображается фигу­рой черного цвета, подобной по форме и раз­мерам (в масштабе карты) самому строению. То есть это уже знак масштабный. Нередко на некотором удалении от деревни или поселка стоит жилой дом со своим огоро­дом, садом, хозяйственными постройками.

Для такого отдельного двора, или хутора, существует специальный топографический знак.

В населенных пунктах различают кварталы с преобладанием деревянных (не огнестойких) и каменных (огнестойких) строений. Топографи­ческий знак квартала населенного пункта ог­раничивается тонкими черными линиями. Внутри его дается фон либо желтого цвета (ес­ли в квартале преобладают деревянные строе­ния), либо оранжевого цвета (если в квартале преобладают каменные огнестойкие строения). По фону располагаются черного цвета прямо­угольнички - внемасштабные знаки отдель­ных домов, строений или масштабные знаки отдельных крупных строении. Рядом со знаками некоторых строений дается их характе­ристика. Например: «ШК.» - школа, «БОЛЬН.» - больница, «ЭЛ-СТ.» - электростанция, «САН» - санаторий.

Топографический знак забора (ограждения) - самая тонкая черная линия на карте. Такой знак часто встречается на картах в виде лома­ной замкнутой линии, что обозначает какую-то огороженную забо­ром территорию.

Если на мелкомасштабной карте изображается промышленное пред­приятие, то приходится применять внемасштабный знак завода (фаб­рики) с трубой (имеется в виду труба высокая, могущая служить ори­ентиром, видимым на достаточно большом расстоянии) или без трубы. Рядом со знаком дается сокращенный пояснительный знак, характе­ризующий вид продукции, выпускаемой предприятием. Например: «кирп» - кирпичный завод, «мук.» - мукомольная фабрика, «бум.» -бумагоделательная фабрика, «сах.» - сахарозавод и т.п.

Если же промышленное предприятие занимает большую площадь, то применяются обычные масштабные знаки, показывающие все или почти все строения и сооружения на его территории: забор, здание заводоуправления, це­ха, склады и др., при этом здесь же помеща­ется и зачерненный на­половину

по диагонали внемасштабный знак завода.

труба под дорогой

Отдельные строения

Хутор

Городская застройка

Заводы и фабрики

Внутри населенного пункта может находиться церковь, памятник или монумент, кладбище . Кладбище может быть маленьким и большим, с деревьями и без деревьев. Поэ­ тому для изображения кладбища применяется как масштабный, так и внемасштабный знак. В походах и путешествиях можно встретить даже в глухом лесу отдельный двор, где живет

лесник и его семья. Дом лесника имеет свой то­пографический знак - обычный немасштабный знак отдельного строения с надписью «лесн.».

Важными ориентирами могут служить хоро­шо видимые издалека различные постройки ба­ шенного типа - водонапорные башни, пожар­ные вышки, силосные башни. Они обозначают­ся одним внемасштабным знаком, рядом с кото­рым часто дается пояснение, что это за башня.

Хорошими ориентирами являются также и высокие, стоящие чаще всего на вершинах хол­мов деревянные вышки с наблюдательной пло­щадкой на самом верху, куда ведет лестница. Это так называемые пункты триангуляции (их коротко называют тригопунками). Рядом со знаком тригопункта на карте всегда стоит ка­кое-нибудь число, которое обозначает высоту основания вышки над уровнем Балтийского мо­ря в метрах и сантиметрах.

Знак, напоминающий кирпичики, уложенные друг на друга, - торфоразработки, то есть место, где добывают торф.

И последние из этой группы очень важные местные предметы, топографические знаки которых необходимо знать, это линии связи и линии электропередачи (ЛЭП).

Линии связи обозначаются на всех кар­тах, независимо от характера связи, тон­кой черной линией с черными точками на ней. Знак линии связи рисуется на карте так, как идет на местности сама линия связи.

Линии электропередач (ЛЭП) бывают на деревянных столбах или на металлических и бетонных опорах. Знак ЛЭП состо-2т из тонкой черной линии, на которой с интервалом в один сантиметр располага­ются точки или черточки со стрелками.

Если ЛЭП проложена на деревянных столбах, то ставятся точки, если на металлических или бетонных опорах - корот­кие утолщенные черточки.

Группа №3. Гидрография

В этой группе 8 основных знаков, которые необходимо знать.

В пешеходных путешествиях туристы постоянно «общаются» с по­верхностными водами земли - ставят лагерь на берегах рек и озер, прокладывают маршруты вдоль рек, переходят их вброд, преодолевают болота, канавы, пользуются родниками, чтобы приготовить на костре пищу.

Один из основных топографических знаков этой группы - знак ре­ки - может быть и масштабным и внемасштабным (по ширине реки). Знак широкой, большой реки состоит из двух элементов - контура береговых линий реки (а также береговой линии островов, если они есть), которая рисуется тонкой синей линией, и заполняющего знака - голубого фона, изображающего поверхность реки, то есть про­странства занятого водой.

Церковь

памятник

дом лесника

башня

тригопункт

торфоразработки

Линия связи

Линии электропередачи

Большая река

Внемасштабный знак малой реки или ручья представляет собой простую тонкую синюю линию, которая, однако, постепенно утол­щается от истока к устью.

Бывают ручьи, которые «живут» только весной и в начале лета, а потом в них вода исчезает. Это пересы­ хающие ручьи и речки. Знак таких ручьев и рек - тонкая синяя, но не сплош­ная, а прерывистая линия

Информацию, куда течет река и какова скорость течения, тоже даст топографическая карта пояснительным знаком гидрографии - чер­ной стрелкой, показывающей направление течения реки, и цифра­ми, ставящимися в середине стрелки и показывающими скорость те­чения в метрах в секунду.

Море, озеро, пруд изображаются так же: тонкой синей линией показываются конту­ры берегов, а зеркало воды - голубым фоном.

В густонаселенной местности колодцы, расположенные в населенных пунктах, по­казываются только на очень крупномас­штабных картах (на планах местности). Знак колодца - синий кружок с синей точ­кой в центре.

Водные источники (родники, ключи) тоже показываются на топографических картах только тогда, когда они не пересыхающие и значительные по количеству воды. Знак ис­точника (родника) - синий кружочек. Если из родника вытекает постоянный ручей, то он показывается соответствующим знаком. Если же вода вскоре опять уходит в землю, знак ручья не показывается.

Болота бывают двух типов: проходимые и труднопроходимые (или даже совсем не­проходимые), через которые двигаться опасно и лучше обходить стороной. Соот­ветственно есть и два знака болот: короткие синие горизонтальные штришки, сгруппи­рованные в форме ромбов неправильной формы - это проходимое болото, а вот сплошные горизонтальные синие штрихи - болото непроходимое. Границы болот оконтуриваются черной пунктирной линией.

И последний знак этой группы - канавы, знаки у которых - тонкие синие линии. Этот знак похож на знак обычного ручья, но по форме резко отличается от него: ли­ния ручья всегда плавно-извилистая, а у канав линии ломаные с длинными ровны­ми без изгибов участками.

Группа № 4. Растительность

Вэту группу входят 15 топографических знаков, большинство из которых являются площадными и, следовательно, масштабными знаками.

Первый знак - это границы угодий, то есть площадей, занятых той или иной естественной или искусственной растительностью. У вся­кого леса есть опушка, у поля, луга, болота - край. Это и есть их гра­ницы, которые на топокартах показываются мелкой пунктирной ли­нией черного цвета. Но границы угодий не всегда показываются пун­ктирной линией: если прямо по опушке леса или по краю пашни, лу­га идет дорога, то знак этой дороги заменяет знак границ, то есть са­ма дорога уже отграничивает лес от поля, поле от луга, луг от болота ит.д. Если огород или кладбище огорожены забором, то забор и яв­ляется границей.

Когда проведены границы угодий пунктиром (или каким-то дру­гим знаком) - то есть даны их контуры, с обеих сторон от границы да­ется заполняющий знак - фон и другие значки, которые показыва­ют, чем именно занят контур, какая в нем растительность.

Знак леса - зеленый фон. Если лес старый (как говорят - спелый), то фон делается темно-зеленым, а если лес молодой (поросль леса) - свет ло зеленым. Так же изображаются и парки в населенных пунктах.
Важно знать не только то, что это лес, но и какой он - какие в нем про израстают породы деревьев, как густо они растут.
Для этого есть специальные пояснительные знаки
- характеристики древостоя. Эти знаки представ ляют собой изображения маленьких деревцев, подписей и цифр около них. Если в данном лесу (или части леса) преобладают хвойные деревья, на зеленом фоне рисуются маленькие елочки , а если преобладают лиственные породы - маленькие березки, у которых правая сторо на кроны делается зачерненной. Если же лес смешанный - рядом рисуются и елочка и березка. Сокращенной подписью слева знаков указывается, какие породы хвой ных и лиственных деревьев здесь преобладают.

Дробь справа от этих значков означает следующее: в числителе дро­би дана средняя высота деревьев в этом лесу в метрах, в знаменателе - средняя толщина стволов на уровне головы человека в метрах, а ко­эффициент, стоящий за дробью, - среднее расстояние между деревь­ями (то есть густота леса).

В лесах встречаются просеки - длинные лесные коридоры. Такие просеки прорубаются (просекаются) специально и для того, чтобы лес лучше проветривался и освещался солнцем. Чаще всего просеки делаются взаимно перпендикулярными: одни идут с севера на юг, другие пересекают их с запада на восток. Просеки бывают разной ширины: от 2-3 до 10-12 м, а иногда встречаются очень широкие - до 50 и больше метров. Такие большие просеки делаются для про­кладки через леса газопроводов, нефтепроводов, шоссейных и желез­ных дорог, линий высоковольтной электропередачи.

Просеки делят лес на кварталы, и каждый лесной квартал имеет свой номер. На перекрестках просек стоят квартальные столбы, на гранях которых написаны краской эти номера. Не по каждой просе­ке идет дорога, бывают очень сильно заросшие просеки, по которым пробираться даже труднее, чем прямо по лесу. Но топографический знак просеки точно соответствует знаку простой грунтовой дороги - тонкая черная штриховая линия. Здесь же ставится цифра, показы­вающая ширину ее в метрах.

Для молодой поросли леса кроме светло-зеленого фона применяется дополнитель­ный заполняющий знак: по фону рядами идут маленькие черные кружочки, но их ряды располагаются под 45° к рамкам кар­ты.

Фруктовые сады тоже изображаются зе­леным фоном с рядами маленьких черных кружочков, но здесь ряды их идут под 90° к рамкам карты.

Лесная вырубка показывается на белом фоне. Заполняющим контур вырубки зна­ком являются расположенные в шахмат­ном порядке черные вертикальные штрихи с коротким черным горизонтальным штришком в нижнем конце.

Знак редколесья тоже, как правило, рас­полагается на белом фоне в виде черных кружков с хвостиком внизу, который на­правлен всегда на восток.

На крупномасштабных топографических картах показываются отдельные группы кустарников в виде черного кружка с тремя утолщенными черными точками по внеш­нему краю. Это знак внемасштабный. Если же кустарники занимают на ме­стности значительные площади террито­рии, они уже показываются контуром (пун­ктир), который внутри заполняется светло-зеленым фоном, а по фону разбросаны в произвольном порядке кружочки с тремя точками.

Узкие полосы леса изображаются на кар­тах без зеленого фона в виде цепочки чер­ных кружков. Это внемасштабный знак лесополосы. Если же полоса леса достаточно широка для данного масштаба карты, то она изображается обычным зна­ком леса. Встречаются и узкие полосы кустарников (живая изгородь). Они изобража­ются внемасштабным знаком - цепочкой мелких черных кружков, чередующихся с утолщенными точками.

Вдоль дорог нередко встречаются специ­ально высаженные деревья, образующие как бы зеленый коридор вдоль дороги (аллею). Этообсадки, которые на картах пока­зываются мелкими черными кружочками по бокам дороги.

Отдельно стоящие деревья (не в лесу, а в поле), если они большие и имеют значение ориентиров (то есть хорошо видны со всех сторон на достаточно большом расстоянии), тоже обозначаются на топографических картах своим внемасштабным знаком.

Луга имеют свой знак: внутри контура, ог­раничивающего луг, в шахматном порядке ставятся маленькие черные кавычки. Луга могут занимать очень большие пространства, могут тянуться узкими лента­ми в пойме рек. Маленькие поляны в лесу - это тоже луга. Знак проходимого болота поч­ти всегда сочетается со знаком луга, потому что такое болото всегда покрыто травой.

По краям деревень располагаются огоро­ды. Знак огорода в недавнем прошлом пре­терпел серьезное изменение: старый знак представлял собой косую штриховку сплошными и штриховыми линиями черно­го цвета, идущими то в одном, то в другом направлении. Новый знак огорода - серый фон.

Последний знак этой группы, знак пашни,

Это белый фон в черном пунктирном кон­туре.

Группа № 5. Рельеф

Поверхность нашей планеты очень редко бывает ровной. На любой равнине всегда есть хоть небольшие возвышения и понижения: холмы, курганы, впадины, овраги, ямы, обрывы по берегам рек. Все это вместе взятое представляет собой рельеф данной местности. Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности. Все неровности легко поделить на два типа - выпуклости и вогнутости. Выпуклости принято считать положительными формами, а вогнутости - отрицательными формами рельефа. К положительным формам рельефа от­носятся: гора, холм (бугор), хребет, возвышенность, курган, дюна песчаный подвижный холм); к отрицательным - котловина, низ­менность, долина, ущелье, овраг, балка, промоина, яма. Формы: рельефа всегда чередуются в пространстве: всякая положительная форма плавно или резко переходит в отрицательную, а отрицатель­ная резко или плавно переходит в соседнюю положительную.

Принято делить равнинную местность по характеру рельефа на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Степень пересеченности зависит как от частоты чередова­ния выпуклостей и вогнутостей (подъемов и спусков), так и от их высоты и крутизны: там, где сильнее «изрезанность» рельефа, то есть где чаще встречаются овраги, холмы, котловины, промоины и где они особенно высоки (глубоки) и склоны их круче, - там местность считается сильнопересеченной.

У каждой формы рельефа есть три части (элемента): вершина или злато (у положительных форм), дно (у отрицательных), подошва (у положительных), край или бровка (у отрицательных) и склоны или стенки у тех и других.

Склоны - общий элемент и отрицательных, и положи­тельных форм рельефа. Они бывают крутые, обрывистые (резкие) и пологие (плав­ные). В зависимости от того, какие в данной местности преобладают склоны у воз­вышенностей и низменно­стей, мы говорим: здесь мяг­кий и плавный рельеф или - здесь резкий, жесткий рельеф.

Существуют два основных способа пере­дачи форм рельефа на картах: плавные, мягкие формы изображаются так называе­мыми горизонталями - тонкими линиями коричневого цвета, а резкие, жесткие фор­мы - особой линией с зубчиками. Эти зуб­чики, как всякие треугольники, имеют основание и вершины. Куда напра­влены вершины зубцов, туда склон опус­кается - идет вниз почти отвесным обры­вом. Чтобы на карте легко было отличить обрывистый склон естественного происхо­ждения от искусственных обрывов, зубча­тые линии обрывов делают двух цветов - коричневого (естественные обрывы по до­линам рек, овраги и т.п.) и черного (искус­ственные насыпи, дамбы, склоны карье­ров и т.п.). Рядом со знаками обрывов ста­вится цифра, показывающая длину обры­ва в метрах.

Ямы и курганы могут быть естественны­ ми и искусственными. Они могут быть очень глубокими (высокими), но малень­кими по площади, и тогда их приходится изображать на картах внемасштабными знаками. Если же они имеют значитель­ ные размеры по площади, то их показыва ют масштабными знаками (рис. 74). Цифра, стоящая рядом со зна­ком кургана и ямы, тоже обозначает их глубину и высоту.

Насыпи и выемки вдоль дороги тоже изображаются на картах зуб­чатой линией, но уже черного цвета, так как они - искусственные со­оружения. Там, где зубчики направлены своими острыми концами в стороны от полотна железной дороги или шоссе, дорога идет по насы­пи, а где они направлены наоборот, к полотну дорог, - по выемке. Цифры обозначают наибольшую высоту этих склонов.

У знака карьера, как правило, на картах дается сокращенная под­пись, уточняющая, что именно в этом карьере добывают.

Более сложной жесткой формой рельефа являются овраги , которые образуются в рыхлых осадочных породах под действием раз­мыва грунта потоками дождевой воды и при снеготаянии. Овраги - яв­ление «живое», они рождаются, растут и постепенно умирают. Пока овраг «молодой» (его называют промоиной), у него склоны очень кру­тые, но постепенно они осыпаются - выполаживаются, зарастают дер­ном, кустами, овраг перестает расти и превращается в балку (ложби­ ну, лощину). У оврага есть вершина, дно и устье. От одного оврага в стороны могут отходить боковые овражки со своими вершинками - их называют отвертками оврага. Но и отвершки в свою очередь могут размножаться, образуя замысловатое разветвление.

Малая река

Пересыхающая река

Море, озеро

колодец

родник, ключ

просеки

Фруктовый сад

вырубка редколесье

кустарники

Обсадка

Луга

Жесткие формы рельефа

Ямы и курганы

Насыпи и выемки

Карьер

Два типичных представителя мягких форм рельефа - антиподы холм (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не пока­жешь на карте, так как склоны у них пологие, плавные.

Если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холма на ровные «дольки», то весь склон холма опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» - горизонталями. А если затем начертить эти ли­нии на бумаге, то получится фигура, дающая представление о релье­фе (рис. 78). Только нужно короткими штришками на горизонталях показать, в каком направлении склоны идут вниз, так как точно та­кая же фигура получится, если рассекать горизонтальными плоско­стями и котловину. Такие штрихи, показывающие направление вниз от горизонтали, называются бергштрихами или скатоуказателями (по-немецки «берг» - гора).

Этот способ изображения мягких форм рельефа на картах так и на­ зывается - способ горизонталей. За начало секущих рельеф горизон­ тальных плоскостей принята плоскость уровня Балтийского моря. Следующая секущая плоскость проводится, например, на 10 м выше уровня Балтийского моря, за ней еще через 10 м по высоте - вторая секущая плоскость, затем, выше ее на 10 м, - третья (уже на высоте 30 м над уровнем моря) и т.д. Это расстояние (h ) между секущими рельеф плоскостями называется высотой сечения рельефа и бывает разным: 2,5 м, 5 м, 10 м, 20 м и т.д.

Каждая секущая плоскость даст на карте свою замкнутую линию сечения рельефа - горизонталь, а все вместе они дадут полный рису­нок горизонталей - общую картину рельефа местности. Но так как горизонталей на карте получится очень много, то, чтобы в них не за­путаться, чтобы легче было их различать и прослеживать, решили некоторые из горизонталей немного выделить - каждую пятую по счету делать потолще. Тогда горизонтали на карте, как говорится, лучше читаются. Таким образом, при высоте сечения, например, в 5 м утолщенной горизонталью будет горизонталь, расположенная на 25 м выше уровня Балтийского моря; следующая утолщенная - на 50 м выше уровня моря и т.д.

Кроме того, на некоторых горизонталях в удобных местах коричне­вым цветом ставятся цифры, которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, или, как принято в то­пографии называть эту величину, отметку горизонтали. Сама цифра отметки той или иной горизонтали в дополнение к бергштрихам по­могает понять, в какую сторону склон идет вниз: где у этой цифры низ, туда и склон понижается, а где верх - туда идет подъем. Отмет­ки, кроме того, ставятся и на вершинах гор, холмов. Бок холма, кото­рый круче, на карте изобра­зится горизонталями, распо­ложенными близко друг к другу, а другая, пологая сто­рона холма, наоборот, изобра­зится разреженными горизон­талями.

Между вершинами двух со­седних холмов, имеющих общую подошву, всегда есть по­нижение. Такое понижение называется седловиной. А под седловиной на
склонах холмов чаще всего возникают промоины и овра­ги - жесткие формы рельефа всегда сложно сочетаются с
мягкими.

Группа № 6. Специальные знаки

Подписи наименований на картах стараются разместить так, чтобы они не закрывали важные предметы, и, вместе с тем, все-таки прихо­дится делать, например, разрыв в знаках дорожной сети там, где на знак дороги накладывается подпись населенного пункта или назва­ние какого-нибудь другого местного предмета.

Подписи названий населенных пунктов делаются всегда горизон­тальными (направление запад - восток) разными шрифтами - у од­них пунктов буквы надписи пожирнее и повыше ростом, у других по­тоньше и имеют небольшой наклон. Через такую разницу шрифтовчитателю карты сообщается определенная информация: примерное
количество жителей в населенном пункте. Где больше жителей, там и подпись покрупнее. Под каждым названием населенного пункта стоят цифры, которые обозначают количество строений (дворов) в этой деревне или поселке. Рядом с этими цифрами кое-где стоят буквы

«СС», обозначающие, что в этом населенном пункте находится сельский совет, то есть местный орган власти.

На своих самодельных картах и схемах туристы часто вводят особые условные знаки, показывающие пройденный туристской группой маршрут и его направление, маршруты переездов, места ночевок и дневок, места дневных привалов на обед, достопримечательные места на маршруте.

3. Закрепление изученного материала .

1. Что такое условные знаки?

2. На сколько групп можно разделить топографические условные знаки?

3. Перечислите эти группы?

4. Перечислите, что относится к линейным?

5. Перечислите, что относится к площадным видам?

6. На сколько групп разделены топографические знаки?

4. Подведение итогов занятия.

Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, даёт установку на следующее занятие.

5. Организационный момент.

Педагог рассказывает дальнейшие планы на предстоящую неделю.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...