Пальчиковые игры с использованием нестандартных предметов. Рмм "пальчиковые игры с предметами" Пальчиковые игры с палочками

Зайна Бекбауова
Мастер-класс «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»

Цель мастер-класса :

Познакомить с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимнастики ;

Раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики в логопедической работе;

Расширять взаимосвязь логопеда и воспитателей с родителями воспитанников;

Внедрять инновационные формы в работу с детьми и их родителями.

Задачи :

1. Познакомить участников мастер -класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник , способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер -класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками , широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование : карандаши, мячи, прищепки,чистые носовые платочки, фасоль,горох,дорожка с пуговицами.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию сегодня я представлю мастер – класс , где познакомлю всех присутствующих с нетрадиционными пальчиковыми гимнастики .

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой » гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делает более выразительной.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Традиционные «Пальчиковые игры » - это инсценировка каких-либо рифмированных историй, сказок при помощи пальцев . Многие игры требуют участия обеих рук,что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей.

Нетрадиционные «Пальчиковые игры » - это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.

Предлагаю поиграть следующие игры.

Давайте возьмем в руки карандаш.

Для этой игры используем карандаш с гранями.

Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу .

Непременно каждый пальчик ,

Быть послушным научу.

Игра «Мячик» с использованием мяча-ежика.

Я мячом круги катаю,

Взад перед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помню его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк :

Мяч летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

А теперь поиграем в следующую игру, где используем мяч-ежик.

Игра «Бабочка»

Не ползет и не бежит-

Над цветком она кружит.

За витком идет виток-

Вот и села на цветок.

Игра «Котенок кусака» с использованием бельевой прищепки.

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно,на ударные слоги стиха.

После первого двустишия-смена рук

Кусается больно котенок-малыш

Он думает : это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе «Кыш!»

Игра «Заяц и ежик» с использованием бус.

Понадобится бусы вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина - большая или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру.

На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Встретились - и разбежались они.

Быстро бежали - поди догони!

Не догонишь!

Игра «Проглот» с использованием носового платка

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки . Другая рука не поиогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно.

У меня живот проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Для этой игры используем коврик с пуговицами.

Игра «Пальцеход » с использованием пуговиц.

Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук ,наступая на пуговицы на каждый ударный слог.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

Игра «Горох и фасоль»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили ,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили .

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне-игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Игра «Горошки» с использованием гороха

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одной за другой и удерживает их в руке,и так набирает целую горсть.

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

Таким образом, использование нетрадиционных техник развития ручной умелости в работе с детьми - это огромная возможность думать, пробовать,искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика» "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. "Пальчиковые игры" являются очень важной.

Мастер-класс для начинающих воспитателей «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Цель: 1. совершенствование навыков педагогов в проведении пальчиковой гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста. 2.

Осенняя пальчиковая гимнастика Данная картотека пальчиковой гимнастики станет важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. ОСЕННЯЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ.

Пальчики и мячики (пальчиковая гимнастика) Любое дошкольное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» детей, где любая их деятельность (игровая, спортивная, образовательная).

Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.

Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения.

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение №1 «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)

Упражнение №2 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение №3 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Упражнение №4 «Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш:

  1. по столу ладонями;
  2. по столу подушечками пальцев;
  3. между ладошек:

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

  1. одними и теми же пальцами разных рук;
  2. одной рукой за два конца (счётные палочки).

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение №7 «Дятел»

Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты? Покажи

Упражнение №8 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Упражнение №9 «Колодец»

Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;

Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись - игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:

Ровно брёвнышки кладём,

Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода.

Или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник»

взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать - «качели»;

Упражнение №11 «Учусь правильно писать»

  1. покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет);
  2. положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;
  3. взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:

а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;

б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение № 12 «Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:

Гусеница вверх и вниз ползет -

С веточки не упадет.

  1. постучать по карандашу поочередно указательным
    большим и средним пальцами;
  2. подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего

двумя руками одновременно.

Пальчиковая гимнастика со шнурком.

Для выполнения упражнений необходимо подготовить шнурки, цветные веревочки различной длины, карандаши.

Упражнение №1 «Узелки»

Предложить ребенку:

  1. перехватить несколько раз веревочку за узлы;
  2. показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.

Упражнение №2 «Змейка»

Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого и
указательного пальцев, большого и среднего и т.д.:

Вот сегодняшний урок:

У меня в руках шнурок.

Змейкой извивается,

Вперед ползти пытается.

Упражнение №3 «Накрути»

Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку на
катушку.

Упражнение №4 «Паучок»

Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика):

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

Так же детям очень нравится выкладывать из шнурочков различные узоры и фигуры, например:


Анастасия Вербицкая
Пальчиковая гимнастика

Вашему вниманию представляется презентация-результаты моей работы на тему : Пальчиковая гимнастика как основополагающий фактор развития дошкольников (слайд 1) .

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Итак, очевидны Преимущества использования пальчиковой гимнастики (слайд 2) :

Помогает развивать речь.

Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение.

Снимает тревожность.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Использование пальчиковой методики в работе воспитателя (слайд 3) предполагает реализацию следующей цели работы : Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи : Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры ; Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр , упражнений для детей дошкольного возраста. Ожидаемый результат : Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; Формирование речевых навыков у детей младшего возраста; Интеллектуальное развитие детей; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

"Пальчиковые игры " - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев . Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Пальчиковые игры – это основа развития мелкой моторики и речи. Использование мелкой моторики в различных видах деятельности (слайд 4)

Итак, Наши дети (слайд 5)

Используемые в работе пальчиковые игры и методики (слайд 6)

Пальчиковые игры на основе сказок;

Пальчиковые игры с предметами ;

Активные игры со стихотворным сопровождением;

Игры манипуляции;

Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

Развитие графической моторики

Пальчиковый кукольный театр (слайд 7) - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики .

Цель игры :

1. Знакомство с русским народным творчеством;

2. Развитие эмоционального мира ребенка;

3. Формирование коммуникативных навыков;

4. Знакомство с элементарными математическими понятиями;

5. Создавая положительный эмоциональный фон игры с фигурками-героями сказки, способствовать развитию у ребенка чувства эмпатии (сопереживания) .

С детьми были проведены развивающие дидактические игры со сказочными героями (слайд 8,9) Развивающие игры с пальчиковым театром «Репка» Изготовлены фигурки кукольного театра самостоятельно, вырезаны из бумаги.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции : органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов) . Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает, обследует предметы? Пальчиковые игры с использованием предметов позволяют (слайд 10) :

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.

2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов : вес, особенности поверхности, формы и т. д.

4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев .

Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами . Пальчиковые игры с использованием предметов (слайд 11) .

Вид пальчиковых игр – игры- манипуляции (слайд 12) . Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. («Ладушки-ладушки» , «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик , где ты был?» , «Мы делили апельсин» , «Этот пальчик хочет спать » , «Этот пальчик – дедушка » «Этот пальчик хочет спать… » , «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.» , «Пальчики пошли гулять… » - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик . и т. п.) Пальчиковые игры –манипуляции , проведенные с детьми (слайд 13)

Система дидактических игр «Веселые шнурочки» направлена на работу с детьми по трем направлениям : ребенок и окружающий мир, формирование элементарных математических представлений, развитие речи и фонематического слуха.

Так, система дидактических игр «Веселые шнурочки» способствует (слайд 14) :

Развитию познавательных способностей – в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленяются на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. На это направлены следующие игры «Посчитай – ка!» , «Кому, что нужно для работы?» , «С какого дерева лист?» , «Уточним цвет предмета»

Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности. Это происходит в играх «Неразлучные друзья» , «Чей малыш?» , «Кто, где живет?» и другие.

- развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь («Наоборот» , «Угости зверюшек» и др.) ; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка («Соедини два предмета, которые начинаются с одного звука» , «Подбери картинку к схеме» ) (слайд 15)

Очень важно сочетать пальчиковую гимнастику и физкультминутку (слайд 16)

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым) . Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа : с использованием массажного мяча и других атрибутов (слайд 17) .

С детьми очень часто проводится методика Открытая деятельность «Мы строим новый дом» (слайд 18)

Методика СУХОЙ БАССЕЙН (слайд 19) Для этого берется коробка или миска (приблизительно 25 см в диаметре и высотой 12-15 см) и заполняется на 8 см, например, промытым и высушенным горохом, фасолью. Выполняются различные упражнения, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения- координированными.

Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук , формированию произвольных, координированных движений. Самомассаж в «сухом бассейне» сопровождается стихотворным текстом.

Предлагаем ребенку опустить кисти в коробку, помешать горох, сжимать-разжимать пальцы рук внутри «бассейна» .

В миску насыпали горох и пальцы запустили ,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили .

«Месим тесто» . Предлагаем ребенку опустить кисти в «бассейн» и «месить тесто» для пирожков или булочек.

Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут, будут из печи булочки и калачи.

«Зарядка» . Предлагаем ребенку чередовать движения пальцев рук внутри «бассейна» : сжимать кулачки, затем широко расставлять пальцы в стороны .

Пальцы делают зарядку , чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

«Найди игрушку» . Игрушки из киндер-сюрпризов «закопать» в «бассейне» , предложить ребенку найти их и назвать. Вариация – делать то же самое с закрытыми глазами, предварительно рассмотрев эти фигурки.

В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

Проведение пальчиковой методики «Сухой бассейн» с использованием гороха (слайд 20)

Пальчиковая игра Рыбалка (слайд 21)

Цель : развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательной сферы.

«Мы с тобой рыбаки. Наши руки помогут нам выловить.

Какую "рыбку" ты выловил : большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?

Какого цвета твоя "рыбка"?

Она легкая или тяжелая?

Теплая или холодная?

Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

Использование предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики (слайд 22)

Одним из видов пальчиковых игр с предметами являются игры с прищепками. Они очень нравятся детям. Примеров как играть с прищепками большое количество от простого составления забора и собирания из них фигурок животных до разыгрывания сценок (слайд 23) .

Регулярно с детьми проводятся различные пальчиковые игры (слайд 24) и упражнения (изобразить домик, котика, лошадку и т. д.)

Развитие графической моторики, работа пальцев с карандашом (слайд 25)

Графические упражнения, цветовая ассоциация (слайд 26)

Освоение предметного материала (на примере сказки «Кошкин дом» ) (слайд 27)

Шнуровки как способ улучшения мелкой моторики (слайд 28)

Вывод : (слайд 29) Реализация пальчиковой игровой методики развития мелкой моторики руки в работе с детьми дошкольного возраста будет эффективна при условии :

включение игр в разные режимные моменты;

учета индивидуальных особенностей и игровых интересов детей;

методически грамотного руководства игровой деятельностью детей;

закрепление игровых действий детьми в условиях семейного воспитания.

Результатом реализации проекта стало (слайд 30) :

Освоение детьми комплекса пальчиковой гимнастики и упражнений для обыгрывания сказок и потешек;

Повышение уровня сформированности мелкой моторики рук;

Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей дошкольного возраста

Спасибо за внимание! (слайд 31)

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

Сборник пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста

Камышлов, 2017

Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста/ сост. О.В.Иванова. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Сборник пальчиковых игр направленных на развитие мелкой моторики рук составлен с учетом ФГОС ДО, ориентирующих на то, что ведущая деятельность ребенка это игра, Разработка может быть использована воспитаелями ДОУ, родителями и студентами, обучающимися по специальности “Дошкольное образование”.

©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Оглавление

Пояснительная записка

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”

В. А. Сухомлинский.

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, cопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.

Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.

Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

В сборнике пальчиковые игры систематизированы по:

Пальчиковые игры без предметов («Мальчик-осьминожек», «Человечек», «Птички», «Моторчик», «Мы топали», «Вышли пальчики гулять );

Пальчиковые игры с предметами («Прячем ручки», «Ветерок»);

Тактильные пальчиковые игры («Платочки», «Прятки»);

Гимнастические пальчиковые игры («Человечки», «Клювики»)

Сборник позволяет педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а так же закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.

Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов

«Мальчик-осьминожег»

Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям

взрослого.

Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой

поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на

себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное

прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-

назад.

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

Это мальчик-осьминог,

У него так много ног.

Успевает он везде,

И в учебе, и в труде.

Потому что осьминожка -

Это просто многоножка.

«Человечек»

Предложите малышам поиграть.

Посмотрите, какой у меня человечек.

Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол

Человечек пошел погулять.

Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Предложите детям повторить движения.

«Птички»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

подражать движениям взрослого.

Предложите малышам повторить ваши движения.

Вот птички летают, машут крылышками.

опустите кисти (помашите крыльями).)

Приземлились птички, крылышки сложили.

(Соедините ладони вместе.)

Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!

(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)

Вот как птички зернышки клюют!

(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или

несколькими пальцами, сложенными щепотью.)

Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и

опустите кисти.)

«Моторчик»

Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить

подражать движениям взрослого.

Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.

Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести

моторчики».

Покажите малышам, как завести моторы. Для этого

пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести

вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг

друга. «Моторчики» могут работать быстро и

медленно.

«Мы топали»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

подражать движениям взрослого.

Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.

Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте

стихотворение:

Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали,

До тополя дотопали,

И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают

правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться

быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать

быстрее).

«Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям

взрослого.

Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная с

большого.)

Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак,

начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Повторите игру с пальцами другой руки.

Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами

«Прячем ручки»

Цель: учить детей подражать движениям взрослого.

Материалы: платки или коробки.

Предложите детям повторить следующие движения:

Давайте спрячем наши ручки – вот так! (Дети прячут

руки за спину.)

Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети

показывают руки.)

Снова ручки спрятались… (Дети прячут руки под стол

(если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)

Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки

под платок, в коробку.

Ира «Ветерок»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).

Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в

ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует

ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха,

поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем

раздайте им резиновые груши и предложите «сделать

ветерок».

Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой

бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха

Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры

«Платочки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.

Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:

Вот платочек гладкий-гладкий,

Ну а этот, словно в складках!

Он шершавый, жесткий даже.

Ну, кому мы их покажем?

«Прятки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить

определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.

Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:

Кто там прячется от нас?

Кто залез в глубокий таз?

Разгребем, разроем ямку,

А потом еще одну.

Никому мы не позволим

Просто так пойти ко дну!

Раздел 4. Гимнастические пальчиковые игры

«Человечки»

определенных движений.

Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые

одеты куколки из шариков для пинг-понга.

Здравствуй, здравствуй, бабушка!

Здравствуй, здравствуй, дедушка!

Приходи, чаек попьем!

Чай попьем, потом споем!

«Клювики»

Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно

определенных движений.

Под чтение стихотворения ребенок пальчиками, сложенными «клювиками»

«клюет» бумажные шарики.

Мы на ярмарке бывали

И колечки увидали:

Это - Гале, это - Нине,

Это – Тане, это – Лине,

Ну а это – для Настюши.

Все подарки вез Петруша! свободный (дата обращения 19.10.2016)

Александра Стефанько «Наши пальчики играют» [Электронный ресурс].- Режим доступа: свободный (10.10.2016)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...