Турнир по подвижным играм (положение). Фотоотчет о проведении подвижных игр и игр эстафет в средней группе «Сильные, смелые, ловкие» в учебный год

проведения подвижных игр в дошкольных группах МОУ Николо-Кормской СОШ

Подвижные игры в группе проводятся с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитатель особое внимание уделяет подготовке атрибутов игры, изготавливает их вместе с детьми или в их присут­ствии. Игра проводится одновременно со всеми детьми или с небольшой груп­пой.

Воспитатель собирает детей на игру разными приемами. Начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединились остальные. он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекает внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. Собирает детей 1-2 мин, так как задержка снижает интерес к игре.

Дети должны усвоить правила игры, для того, чтобы четко выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Иногда воспитатель читает стихи, просит детей спеть песню на соответствующую тему, показывает детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре иногда удается и путем вопросов или загадывания загадок. Воспитатель старается правильно разместить детей. Детей средней группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры. Воспитатель стоит так, чтобы его видели все.

В средней группе все объяснения делаются в ходе самой игры. Объяснения краткие, точные, эмоциональные Не прерывая игру, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. При повторном проведении игры уточняет правила. Воспитатель распределяет роли, ему важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда справляются с ответственной ролью, но воспитатель подводит их постепенно к этому. Ответственные роли поручаются постепенно всем детям. Далее воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. До начала игры воспитатель разметила площадку. Инвентарь, игрушки атрибуты раздают перед началом игры или раскладывают на видном месте, чтобы дети могли воспользоваться по ходу игры самостоятельно.

Воспитатель руководит игровой деятельностью детей. В средней группе воспитатель вначале выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Воспитатель делает указания в ходе игры, оценивает деятельность детей.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Воспитатель предлагает перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. Игра заканчивается.

Утверждаю

директор ГБОУ Школы № 629

С.Л.Зайкова

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении турнира по «Подвижным играм »

среди команд 3-4 классов на приз ШСК «Олимпиец» ГБОУ Школы 629

1. Цели и задачи

    Привлечение учащихся ОУ к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

    Пропаганда подвижных игр среди школьников как средство проведения досуга;

    Улучшение спортивно-массовой работы среди школьников.

2. Время и место проведения

Соревнования проводятся 23 декабря 2017 года в спортивном зале ГБОУ Школы №629 (5 здание) с 15.30 ч.

3. Руководство соревнованиями

Соревнования проводятся под общим руководством М.Б.Парубец. Непосредственное проведение соревнований возлагается на учителей физической культуры М.Б.Парубец, А.Б.Беликову, И.Д.Медведеву и А.И.Филонова

Проведение турнира осуществляет судейская коллегия в составе:

Главный судья соревнований – Парубец М.Б.

Судья соревнований – Беликова А.Б., Медведева И.Д., Филонов А.И.

4.Условия и порядок проведения соревнований

Игры проводятся по существующим правилам подвижных игр.

    По алфавиту
    Ребятам предлагается поменяться местами так: - чтобы все имена расположились по алфавиту;

Чтобы все встали по росту (слева - маленькие, справа - большие). Ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол. Выигрывает команда затратившая на перестроение меньше всего времени и допустившая ººººменьше всего сходов со скамеек.

    И гра «Охотники и утки».

Схема расположения команд:


О – охотники;

Играющие делятся поровну на две команды - охотники и утки. Охотники не имеют права переступать черту. У одного из охотников в руках мяч. Ему нужно «подстрелить» утку, то есть осалить ее мячом. Охотники могут перебрасывать мяч друг другу в удобный момент. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подстрелены все утки. После этого команды меняются ролями.

Партия заканчивается, когда одна из команд выбивает всех игроков соперника или заканчивается контрольное время (2 минуты). В случае, когда все игроки выбиты до окончания контрольного времени, записывается время, за которое команда справилась с заданием. Игра состоит из трех партий. Встречу выигрывает команда, первой победившая в двух партиях.

Турнир проводится по круговой системе.

Команде, не явившейся на игру, засчитывается поражение со счетом 0:2. При повторной не явке команда снимается с соревнований.

    Игра «Радуга».

Каждая команда за минуту времени должна собрать как можно больше шариков цвета своей команды (шарики для сухого бассейна). В поле может находиться только один член команды, он может брать только 1 шарик.

    Требования к составам команд и участникам

К участию в соревнованиях допускаются сборные команды 3-4 классов допущенные по состоянию здоровья врачом школы.

6. Подсчет очков и определение победителей соревнований

Определение мест команд производится по наименьшему количеству суммы мест набранных командами. В случае равенства очков у двух и более команд более высокое место занимает команда, имеющая:

По личной встрече между командами в игре «Охотники и утки».

7. Награждение победителей соревнований

Победители и призеры соревнований (команды, занявшие 1-3 места) награждаются дипломами и кубками.

Отчет

О проделанной работе

по физической культуре

По теме:

« Ознакомление с окружающим миром в процессе знакомства детей с подвижными играми народов России ».

Подготовила воспитатель по ФИЗО

Лопатина А.Ю.

ГБОУ лицей №1586 д/п 640

2014

Цель: познавать окружающий мир через вовлечение детей в подвижные игры разных народов России, прививать чувство патриотизма, любви к Родине.

От детей часто можно слышать такие вопросы: Что такое спорт, что такое спортивные игры, какими видами спорта можно заниматься? И тогда, чтобы объяснить более доходчиво согласно уровню детского восприятия, необходимо рассказать, как начиналась такая важная часть современной жизни, как спорт. Одни виды спорта зарождались как военные игры, другие - как просто увлекательные игры, третьи – помогали совершенствовать навыки, необходимые для развития различных жизненно необходимых ремесел и профессий.

Игры и занятия, направленные на развитие навыков ведения военных действий и обороны прослеживались в народных играх и специальных занятиях для развития таких навыков. Все подчинялось одной цели – быть быстрее, выше, сильнее. Быстрее – бегать, плавать и скакать на лошади. Выше – это преодоление препятствий, сильнее - это побеждать в борьбе и единоборствах. А еще надо было метко стрелять из лука и метать копья для того, чтобы добыть себе пропитание, то есть умело охотиться и ловить рыбу.

Необходимо также объяснить, что в зависимости от географического положения и климатических условий спортивные игры и прикладные виды спорта развивались по-разному. Народы севера ханты, манты, якуты, эвенки и др. с самого детства учились метко стрелять из лука, метать копье и гарпун при рыбной ловле, набрасывать веревочную петлю на рога оленей и других животных. Так появились современные виды спорта – «Метание копья», «Стрельба из лука», гонки на байдарках и каноэ и др. Народы, населяющие горные массивы, равнины, степи и пустыни также искусно метали копья и дротики, стреляли из лука, прекрасно сидели в седле на лошадях и на протяжении всей своей истории применяли эти умения в захватнических и освободительных войнах. Многие степные народы развивали такие игры, которые способствовали развитию конного спорта. В степи проходили соревнования на лошадях, когда две команды старались как можно быстрее доставить большой кожаный мешок, набитый шерстью, до цели (ворота). Так возник конный спорт.

И все без исключения игры развивали скорость, координацию движений, реакцию и, само собой разумеется, мышление и сообразительность. Кто быстрее думает, тот быстрее действует.

Многие охотники и воины народов Монголии, Бурятии, Киргизии, Казахстана, Алтая умели на полном скаку запустить стрелу вверх, а второй стрелой сбить ее налету. Другие пешком и на лошадях умело загоняли оленей, антилоп и волков. И, конечно же, у всех почти народов были игры с мячом. Мяч в те времена заменяли клубки из шерсти и конских волос. Ханты, якуты, буряты метали такие клубки в цель и на дальность.

У народов, проживающих в менее суровых климатических условиях, появились настоящие спортивные игры мячом – шаром из шерсти. Называются они, конечно, по-разному, но правила и суть игры сводятся к противоборству двух команд путем выбивания игроков мячом. Эти игры в том или ином виде дошли и до наших дней.

Наряду с современными видами спорта (биатлон, волейбол, гимнастика и т.д.) сохранились и такие, происхождение и становление которых уходит далеко в прошлое. Это почти все виды легкой атлетики (метание диска, копья, марафон, другие дистанции бега, прыжки в длину и в высоту), греко-римская классическая борьба, кулачный бой (бокс), в том числе и наши русский городки. Городки, придуманные русичами как забава в середине Х века, стали настолько популярными, что в наше время получили статус международной игры.

Сейчас можно говорить, что все народы Земли внесли свой самобытный вклад в развитие мирового спорта. Аборигены Австралии и папуасы Новой Гвинеи показали миру искусное метание бумеранга, англичане – футбол, канадцы – хоккей на льду, японцы – каратэ и дзюдо, русские – городки и самбо, арабы – шахматы, греки – Олимпийские Игры.

Наша Родина - великая страна Россия. В ней свыше тысячи городов, множество сел, деревень, проживают люди разных национальностей - русские, татары, башкиры, марийцы, дагестанцы, якуты и многие другие. Некоторые живут, где очень холодно, некоторые – где очень жарко, а некоторые - высоко в горах. Все дети, где бы они не проживали, любят играть, у каждого народа есть свои игры, свои традиции и обычаи. Сегодня мы стараемся познакомить детей с подвижными играми разных народов, которые передаются из поколения в поколение.

Мы все знаем, что движение - главное проявление жизни ребёнка, а также, движения являются для ребёнка важнейшим источником получения представлений и сведений об окружающей действительности. На физкультурных занятиях мы познакомили детей с некоторыми национальными играми России.

Биляша - марийская игра.

На площадке чертят две линии (на расстоянии 4м). Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший хватает кого-нибудь из соперников за руку и старается перетянуть его через линию. Если ему это удается, он ставит пленника за свою линию, позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Потом игрока - нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается, когда одна команда перетянет всех игроков другой команды. Перетягивать можно только одной рукой.

Ненецкая игра

Прыжки через нарты (ненецкая игра) - в ряд ставится 5-6 санок (или любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50см. играющие поочерёдно прыгают через них на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать препятствие.

Долганская игра

Олени и оленевод - дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берёт скакалку-маут. После сигнала воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть маут на оленя. Пойманный на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3-4 оленя. Затем выбирается новый оленевод. Правила игры- надевать маут можно только на туловище оленя, не затягивая его.

«Волк и ягнята» (Бурятия)

Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

Что ты здесь делаешь?

Вас жду.

А зачем нас ждешь?

Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы. .. Волку нельзя отталкивать овцу.

Башкирская народная игра

Стрелок (Уксы )

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом.

Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не

считается попаданием.

Дагестанские народные подвижные игры

Бег к реке (Татавулгъа багъып чабыв: Г/орухъе рекери)

На расстоянии 10-15 м от реки чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу водящего игроки бегут к реке, достают со дна ее камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень

водящему. Водящий определяет первые три места. Игра продолжается.

Правила игры: Водящий может удлинять или сокращать дистанцию, давать

различные задания.

Выбей из круга (Дёгерекден чыгъар. Горалдаса борч/изабе)

Чертят круг диаметром 30 см. На расстоянии 3-4 м от него проводят линию. Играют пять-шесть детей. У каждого игрока имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков (или косточек). Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти - по договору играющих). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть вкучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится

ближе к кругу, должен разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу. Итак, каждый бросает свой плоский камень в круг до тех пор, пока не будут выбиты все камешки. Выигрывает тот, кто выбьет из круга наибольшее количество камешков. Правила игры. Бросать камень надо только от линии или от того места, куда он упал. Если у двоих игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.

Калмыцкие народные подвижные игры

Сбей альчик

Поставьте на пол альчик (альчик может быть заменен на теннисный мяч) и по обе стороны от него сделайте по пять отметок, расстояние между ними 1 метр. Станьте друг против друга, каждый у своей стартовой отметки постарайтесь сбить своим альчиком (битой) альчик. Но сначала конанием

определите очередность хода. Тот, кто собьет альчик, очередной ход делаете той отметины, где стоял сбитый альчик. Выигрывает тот, кто первым собьет центральный альчик.

Метание альчиков в короб

Плоский ящик, имеющий 16 отделений, устанавливается на наклонной площадке. Внутри каждого отделения написано число, обозначающее количество очков. Играющие становятся на расстоянии 3-5 м и, получив одинаковое количество альчиков (от 5 до 10), стараются забросить их в то или иное отделение. Выигрывает тот, кто к концу игры наберет больше очков.

Скользящая цель

В 3-4 метрах от прочерченной на полу линии напротив каждого игрока ставится стул или гимнастическая скамейка с гладкой поверхностью. У каждого играющего по пять мешочков с песком (100-150 г.). Задача игрока – бросить мешочек на стоящую перед ним гимнастическую скамейку так,

чтобы он не соскользнул с поверхности. У кого останется на поверхности скамейки большее количество мешочков, тот и выиграл.

Карельские народные подвижные игры

Мяч

Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость - квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе чем на пять шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры. Правила игры. Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они могут увертываться от мяча защитников только в пределахполя, а защитники - в пределах крепости.

Осетинские народные подвижные игры

Гаккарис

По кругу на расстоянии 40-50 см друг от друга роют небольшие ямки или чертят круги. Игроки приседают в них на корточки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась и ступня оказалась

за чертой круга. Игра продолжается по договоренности играющих.

Правила игры. Игрокам разрешается время от времени касаться руками пола. Водящий не должен ударять ногой сидящего, а слегка только подталкивать его. Сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться лицом к водящему. По договоренности можно разрешить водящему менять ногу, на которой он прыгает.

Чепена

Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами: Левой ногой, чепена. Подпрыгивает на левой ноге влево. Гой, гой, чепена. Отзываются дети и повторяют движения водящего. Правой ногой, чепена. Подпрыгивает вправо на правой ноге. Гой,

гой, чепена. Дети повторяют то же. Пойдем вперед, чепена. Идет вперед, подняв вверх руки. Гой, гой, чепена. Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки. Пойдем назад, чепена. Мелкими шагами идет назад с опущенными руками. Гой, гой, чепена. Дети повторяют то же. Все мы

спляшем, чепена. Начинается танец. Кругом, кругом, чепена! Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку. Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры. В качестве атрибутов используются элементы осетинского национального костюма.

Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом.

Подвижные игры народов Сибири и Дальнего Востока

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!».

Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Тройной прыжок

Проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Русские народные подвижные игры

К своим флажкам

Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – игрок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. По сигналу «К своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

Два мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами: Мы два брата молодые, Два Мороза удалые: Я – Мороз Красный Нос, Я – Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать,

считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

У медведя во бору

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл! Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Городки

На земле чертят два города и на некотором расстоянии, которое определяется по договоренности, отмечают чертой место, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе ставят городки - рюхи. Играющие делятся на две команды, равные по силе и ловкости. В каждой команде есть свой ведущий. Начинает игру та команда, которая это право получила по жребию. Игроки одной из команд выбивают городки из города противника. Пока не разожжен город, т. е. не выбито из него ни одной рюхи, бьют с кона; когда же разожгут город, то получают право бить с полукона, т. е. ближе к расположению фигур. По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой. Цель игры - выбить из города противника все рюхи. Складываются рюхи так:

Плашмя, одна рюха около другой.

Плашмя, одна рюха стоит.

Рюхи лежат боковой поверхностью вперед.

Рюхи стоят в два ряда.

По одной.

Парами.

Фигура «Гвоздь».

Фигура «Слон».

Фигура «Ворота».

Фигура «Поезд».

Фигура «Колотушка».

Фигура «Фонарь».

Фигура «Бутылка».

Фигура «Колодец».

Игра кончается, когда из города выбиты все рюхи. Проигрывает та команда, которая не успела выбить все городки. Правила игры. Каждый играющий бьет только один раз. Если первый игрок выбил рюху, то все остальные бьют с полукона. Если бита при отбивании рюх не выкатилась из города, то остается там, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе

с рюхами. По окончании игры команды меняются городами. Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Каждая команда имеет по две биты. Рюхи ставят у передней черты города или на ней на равном расстоянии от боковых сторон.

«Волк во рву»

На площадке чертятся две параллельные линии (ров) шириной 55-60 см. Играющие - козочки - находятся на одной стороне рва, а во рву 2-3 водящих (волки). По сигналу «козочки» прыгают через ров, а «волки» стараются осалить прыгающих. Осаленные «козочки» выходят из игры. Когда число непойманных «козочек» сравняется с числом «волков», игра заканчивается.

Татарские народные подвижные игры

Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него – маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит:«Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на

одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Удмуртские народные подвижные игры

Догонялки (Тябыкен шудон)

Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку: Пять бород, шесть бород, Седьмой - дед с бородой. Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово «Тябык». Пойманный выходит из игры. Правила игры. Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего. Стой! («Сыл!») Играть в нее можно летом на большой открытой площадке или в зале.

Играют и мальчики, и девочки (чаще всего подросткового возраста), обычноот 4 до 30 человек Специальных организаторов для игры не требуется.

Описание. Все участники, кроме водящего, образуют круг, а водящий становится в середину. В руках игроков – мяч, который они перебрасывают друг другу через круг, мимо водящего. Водящий же старается поймать его или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удается, то водящим становится

тот, от кого летел задетый или пойманный мяч, прежний же водящий встает в круг. Если мяч упадет, то все игроки разбегаются разные стороны, а водящий бежит за мячом. Подняв его, кричит: «Стой!» Тогда все играющие замирают на том месте, где застал их возглас, а водящий, тоже не сходя с места,бросает мяч в любого из игроков. Если попадет, то запятнанный становится новым водящим; если же промахнется, то с водит.

Правила. 1. При перебрасывании мяча по кругу он не должен лететь

выше поднятых рук водящего. 2. Игроки могут перекатывать мяч по полу. 3.

Никому не разрешается бегать с мячом.

Чувашские народные подвижные игры

Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит

по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок,

выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть

постоянно натянута.

Хвост змеи (« Çĕлен хÿри»)

В этой игре участвовало не меньше 10 ребят. Дети должны встать в ряд и держать друг друга за плечи. Самый первый – «Голова», последний – «Хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», а «хвост» не должен попадаться, при этом все остальные дети не должны «разорвать змею». Эта игра развивает ловкость рук, внимательность, координацию движений.

Якутские народные подвижные игры

Ястреб и утки (Кырбый уонна кустар)

На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более - в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми.Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета. Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается однагруппа (скажем, шилохвосты), на другом - две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например, сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп. Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для

ястребов и уток, например: Чирки: Я чирушка-свистунок, Голосок мой как звонок, Нет, бедняжка ястребок, - Не поймать меня, дружок! Ястреб: Нет, поймаю я тебя, Не надейся на себя. Шилохвосты: Я - известный шилохвост. Сила есть и большой рост. А бедняжки ястребка. Не страшусь я никогда.

Ястреб: Поймаю, проглочу, Проглочу, поймаю! Нырки: Быстро летающую нырку-утку тебе не поймать, тебе не поймать. Ястреб: Поймаю, поймаю. Проглочу, проглочу! Правила игры. Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема № 13. Народная подвижная игра в работе ДОУ


1 Воспитательное значение народных подвижных игр

2 Характеристика народных подвижных игр

Выводы и предложения по совершенствованию методики проведения народных подвижных игр с дошкольниками

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Литература

Цель: отразить задачи физического воспитания, решаемые с помощью народных подвижных игр, раскрыть возможности использования на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

1 Воспитательное значение народных подвижных игр

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е.А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.

Е.А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.

Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е.А. Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.

Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности. Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.

Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, - это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.

П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию».

На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е.Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.

Главное условие этих игр - развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А.П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.

2 Характеристика народных подвижных игр

Многие виды русского фольклора, в том числе и подвижная игра, восходят в своем возникновении к первобытно-общинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.

Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.

В языческой культуре Древней Руси не существовало обособленной касты жрецов, жертвоприношения и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов (Ярило - солнце, Велёс - покровитель скота, Мокошь – богиня воды, дождя, Сварог - бог оружия, неба и небесного огня).

Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства. Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.

Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы - своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.

Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись песни с обязательным упоминанием Лады (органического соединения аграрного божества и покровительницы брака, содержащим имя Лады), может служить общеизвестная игра «А мы просо сеяли».

А вот еще одна игра этого периода жизни русского народа, но уже из детского фольклора - горелки. О ней мы читаем у С.К. Якуба: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки - славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, «чтобы встретить в чистоте восходящее светило». В ту же ночь происходило и «умыкивание» девиц. В самой древней нашей летописи - «Повести временных лет» - так говорится об этом: «Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе»». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.

О происхождении самого название игры - «горелки» - свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен… поется:

Не огонь горит, не смола кипит,

А горит-кипит ретиво сердце

По красной девице...

Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность...».

В зимние святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, правила поведения в которых унаследованы от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь - образ Солнца, которое будят, слегка, шутливо укоряют, ждут от него тепла:

Будет, Дремушка, дремать,

Полно, Дрема, стыдно спать.

На святки же «водили Козу», которая всех веселила своими выходками. Может быть, частью драматических сценок с этим персонажем является игра, где козонька должна показать, как скачут старушки, старички, девушки, молодцы и, наконец, сама коза, т. е. веселится народ, ждет весну. Возможно, к святочной игровой песне «Уж я золото хороню» восходит известная детская игра «Колечко» («Колечко, колечко, выйди на крылечко»).

В другой детской игре, «Кострома», ученые находят отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество. Молодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нарядный сарафан, украшали цветами, клали в корыто и, имитируя похороны, с песнями несли к реке. Там всю ночь пели, водили хороводы, а затем Кострому раздевали и бросали в реку, оплакивая ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гулянья. Наступало время летней страды. И в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры:

Кострому мы наряжали,

Весну-лето провожали.

Хотя в ней усилена развлекательная функция: исход игры - это, по существу, ловишки, ведь детям надо побегать!

Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова, например, «Утена»:

По лугам гуляла,

Гнездо совивала,

Деток выводила,

Деток собирала.

Народная традиция создает образ ласковый, светлый:

Плыла утена через синие озера,

Ноженьки обмочила,

Крылышки обмочила,

Крылышки встрепенула,

На бережок вспорхнула.

Доброй, надежной матерью станет она своим детям. А наши дети впитывают вместе с игрой эту нежность, разлитую в простой мелодии.

В процессе игры ведущий игры - утена показывает несложные движения в соответствии со словами текста, что позволяет использовать ее с детьми дошкольного возраста.

Христианизация Руси и введение новой веры способствовало формированию особого христианского пантеона святых и созданию христианских праздников на основе языческих. Так, зимние святки были заменены рождественской неделей, а весенние - пасхальной, что отразилось на характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей. Например, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену. «Бытовая» - постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка», «В короли», «Мост мостить».

А вот на Масленицу распространено было катание молодежи с ледяных гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии (информация 1893 г.) молодежь каталась на Масленице с горы на скамьях и буках - низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети-мальчики.

Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта (см. рис.). В.Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!

Рис. 12. Русская лапта

О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, живущих до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в прошлом веке. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.

В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка - ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда ком хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.

На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с коренца», чтобы не повредить.

Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.

Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.

А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней - влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстроты и верной реакции.

Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное-несъедобное».

Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые»). Предполагается, эта что игра является отголоском ритуала выбора невесты или показом стремления русских людей к свободе:

Цепи кованые,

Раскуйте нас.

Кем из вас?

Светой (Таней и т.п.).

Г. Виноградов относит эту игру к группе игр в разбой и воровство. Случаи разбоя и воровства неминуемо должны были породить группу игр в наказание. Но обычно это - игры переродившиеся.

Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки». Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки пыли у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями?

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

Выводы и предложения по совершенствованию методики проведения народных подвижных игр с дошкольниками

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Правила народных подвижных игр для дошкольников

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Кот и мышь

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Лапта

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,- тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Вариант «Переменки». На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.

Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т. е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

Литература

1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М., 1979.

Елена Дмитриева

Отчет о проведении подвижных игр и игр эстафет в средней группы , согласно плану проведения месячника военно-патриотической работы.

Первого и второго февраля согласно перспективному плану по военно-патриотической работе в МБДОУ №3 г. Тимашевска в средней группе проведены следующие подвижные игры : «Самолеты» , «Летят самолеты» , «Я самый быстрый» , «Разведчики» , «Чей отряд быстрее построится» , эстафета «Кто быстрее доставит донесение в штаб» .





Еще мы мастерили поделки. Ребята под моим руководством изготовили целый полк танков. Мастерили мы их из спичечного коробка, крышки от пластиковой бутылки, трубочки для сока и цветной бумаги. на следующий день мы использовали наши танки для проведения НОД по конструированию на тему "Мост". Немного поменяв сюжет, мы устроили переправу танкового полка через реку, для чего необходимо было построить мост из строительного материала и переправиться на другой берег реки.




Публикации по теме:

Май 2016 года в Воронеже выдался дождливым и холодным. Но нам всё же удавалось погулять вдоволь и насладиться прогулкой. Как известно, прогулка.

Картотека подвижных игр и эстафет на военную тему. Игра «Вертолёты». Дети делятся на две команды. По залу разложены два обруча, в каждом обруче стоит флажок под цвет обруча (красный, синий.

Картотека подвижных игр в первой младшей группе Листопад Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой.

Картотека подвижных игр в старшей группе СЕНТЯБРЬ Ловишки: упражнять в быстром беге с увёртыванием, в ориентировке в пространстве; развивать ловкость, умение быстро действовать.

Картотека подвижных игр во второй младшей группе Разработала: Докучаева Екатерина Олеговна № 1 «Раздувайся пузырь» Цель: развивать.

Картотека подвижных игр во второй младшей группе Поезд Цель. Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их.

Цель: способствовать эмоциональному сближению родителей и детей, укреплению здоровья посредством совместной игровой деятельности по физической.

Когда воспитатель планирует с детьми провести подвижные игры, то он должен не только знать хорошо правила игры, но и умело руководить игрой,.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...